Среда, 10:15 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом и краем
30.11.2017, 17:40

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом и краем.

Лебедева Л.В., музыкальный руководитель

                                                  высшей квалификационной категории

                                                      МБДОУ «Детский сад компенсирующего

                        вида №225» г.Саратова

 

        В ФГОС ДО подчеркивается, что одной из образовательных задач является задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому очень важно в общей системе дошкольного образования уделять особое внимание духовно-нравственному  и патриотическому воспитанию.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Основная цель взрослых – помочь показать детям их родной город, чтобы вызвать у них чувство восхищения, гордости и любви.[2] Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которую провожу систематически и планомерно.

В свете решения задач ФГОС ДО обращаю особое внимание на

-формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг;

- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. д.)

- привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.), познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т. п.

- создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

 

 

  В своей работе использую разработанный мною проект «Саратов – город мой родной», целью которого является создание условий для приобщения дошкольников к истории и культуре родного города и края.

 Задачи проекта:

- способствовать формированию устойчивого интереса к прошлому и настоящему родного края;

       - расширять представления о памятниках и архитектурных достопримечательностях нашего города на основе иллюстративного материала, литературных произведений, непосредственного посещения и осмотра;

     - воспитывать уважение к героям-землякам; 

      - воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, природе;

      - формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Работа по реализации проекта ведется совместно воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, родителями.

Остановлюсь на работе, проводимой мною в рамках данного проекта.

Каждый год в начале сентября  у нас в Саратове празднуется День города. И, конечно, мы не можем остаться в стороне от этого события. Поэтому каждый учебный год я начинаю музыкальным развлечением « Саратов – город мой любимый», где говорим с детьми об истории Саратова и о современном городе, слушаем стихи и песни саратовских поэтов и композиторов, слушаем  и поем «Гимн Саратова» (стихи и музыка Олега Газманова). Также в сентябре провожу развлечение «Экскурсия по родному городу», где использую составленный мною  видеоальбом «Наш Саратов».

В течение всего учебного года я провожу разработанные мною циклы тематических занятий « Саратов музыкальный», « Саратов – город театров и музеев», « Дружно мы живем» (Саратов многонациональный).

Например, в цикл занятий « Саратов музыкальный» входят:

- «Знакомство с консерваторией», целью которого является знакомство со зданием консерватории (« визитной карточкой» города) и учебным заведением, а также закрепление умения слушать и различать оркестровую, инструментальную и вокальную музыку;

- «Гостеприимный Саратов», целью которого является знакомство с обычаями и традициями саратовского гостеприимства, с саратовским калачом, со  звучанием саратовской гармошки;

- «Песня льется над Саратовом», целью которого является знакомство с творчеством саратовских композиторов и поэтов.

В цикле «Саратов – город театров и музеев» отдельные занятия посвящены академическому театру оперы и балета имени Н.Г.Чернышевского (« Мир оперы и балета»), театру кукол « Теремок»

(«Волшебный дом сказки»), первому в мире театру юного зрителя («ТЮЗ-

любимый театр детства»). Занятие «Музеи нашего города» посвящено

Саратовскому областному музею краеведения, художественному музею имени А.Н.Радищева, дому-музею имени К. Федина, музею пожарной охраны и другим. Итоговым в этом цикле является занятие « Экскурсия по театральному Саратову».

Большую часть занятий этих циклов провожу с кукольным персонажем Незнайкой. Использование куклы-бибабо Незнайки активизирует внимание детей, создает игровую ситуацию. Дети с удовольствием рассказывают ему, Незнайке, все, что знают, видели на экскурсиях и т.д. Особенно эффективно использование этого приема на итоговых занятиях.

Дети очень любят интегрированное занятие « Музыка фонтанов»                (фонтаны и любимые места отдыха саратовцев), где через синтез искусств и различные виды художественной деятельности они стараются выразить собственные впечатления от увиденного на видео или после непосредственного посещения этих мест.

Ко Дню Победы провожу занятие, посвященное героям Великой Отечественной войны. Говорим о подвигах наших земляков И.В.Панфилова, В.В.Талалихина и других, в чью честь названы улицы нашего города, а также о тружениках тыла. Слушаем и поем песни военных лет. Ежегодно организовываем экскурсию в парк Победы, где дети посещают музей военной техники под открытым небом, возлагают цветы к Вечному огню.

Ко Дню космонавтики провожу развлечение «Путь к звёздам» о Ю.А. Гагарине, так как Саратов – это город, где учился первый космонавт, занимался в аэроклубе. Дети часто посещают отдел космонавтики в музее краеведения, набережную Космонавтов, а так же место приземления Ю.А.Гагарина в Энгельсском районе.

Кроме того, совместно с турфирмой « Кругозор» были организованы экскурсии по городу и области: « Храмы Саратова», в музей дальней авиации (город  Энгельс), в  конноспортивную школу  (город Маркс), на  страусиную ферму (посёлок Лысые Горы), в лимонарий  (посёлок Елшанка),

в музей МЧС (город Саратов). Дети вместе с родителями  посещают театры.  По итогам экскурсий подготовлена презентация « Край ты мой, любимый», которую использую в работе с детьми и родителями.

Саратов город многонациональный. Здесь, как и во всей Саратовской области, живут русские, татары, чуваши, мордва, немцы, казахи и люди других национальностей. А чтобы жить рядом в дружбе, надо знать и уважать  культурные традиции каждого народа. Поэтому с целью приобщения детей к национальной культуре народов Саратовской области, провожу  музыкальный конкурс эрудитов «Край ты мой, любимый». Дети подготовительной группы делятся на две команды, а их знания и выступление оценивает жюри.

Мы говорим о культуре и музыкально-песенном фольклоре немцев Поволжья, о творчестве уроженца города Энгельса Саратовской области композитора Альфреда Шнитке. Говорим о национальной культуре татар

(слушаем известных исполнителей татарских песен, а также песни саратовского татарского композитора-песенника Е.Бикташева, который написал много песен о нашем городе на татарском и русском языках; говорим об особенностях татарской народной музыки). Говорим о мордовской и чувашской национальной культуре (о первом мордовском композиторе, народном артисте Мордовии Кирюкове А.П., о чувашских обрядах. Дети рассказывают о национальных костюмах и быте этих народов, о том, что многие их традиции  близки русским. Например, игра. Они с удовольствием играют в чувашскую народную игру « Тили - рам?» («Кого вам?», в мордовскую народную игру «Раю-раю» («Золотые ворота»), в татарскую народную игру «Абакле» («Хлопушка»).[1] Конечно, проведение такого конкурса требует большой подготовки. Но результат того стоит.

        Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников ведется в тесном взаимодействии с семьей. Родители помогают в организации и проведении экскурсий, участвуют в выставках рисунков и поделок о родном городе, в ООД и развлечениях. Например, очень интересно прошло музыкальное развлечение с участие родителей «Путешествие по Волге. Города Саратовской области».

Таким образом, в данной статье я показала как можно музыкальному руководителю детского сада доступно, в игровой форме знакомить детей с родным городом и краем, воспитывая у них чувство гордости и любви к своей малой родине, что очень важно в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Список литературы:

1.Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/А.В. Кенеман: под общ. ред. Т.И. Осокиной – М.: Просвещение,1998. – 25 с.

2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/М.Д. Маханева – М.: Сфера, 2010. – 12 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 48 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА