Понедельник, 14:54 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Нетрадиционные техники в аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
27.04.2017, 12:11

ВВЕДЕНИЕ

 В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные изменения, связанные с внедрением федерального государственного образовательного стандарта. В условиях внедрения ФГОС ДО к работе дошкольных учреждений предъявляются всё более высокие требования, которые преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами. На сегодняшний день современный воспитатель должен обладать определёнными качествами – это не просто педагог, а специалист-исследователь, инициативный, творческий, широко образованный, умеющий нетрадиционно, интересно организовать свою работу, предоставить детям возможность проявить себя как творческим личностям. Что же такое детское творчество? Детское творчество – это одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира. Экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является развитие и совершенствование личности ребёнка, которое невозможно без реализации в работе педагога дошкольной образовательной организации эффективных этических и творческих средств обучения и воспитания.

Творческие личности нужны были во все времена, так как именно они определяют прогресс человечества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является сензитивным для развития и формирования творческой личности.

В развитии творческой личности – изобразительная деятельность имеет большое значение. Наиболее эффективным средством достижения развития творческой активности и самостоятельности являются нетрадиционные виды изобразительной деятельности детей. Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести поиск оптимизации образовательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста. Одной из этих форм и является использование нетрадиционных  материалов и приемов в аппликации.

  Целью использования нетрадиционных материалов в аппликации является:

поддержание интереса к художественному творчеству на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа, развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивать творческие способности, самостоятельность.

Поддерживать устойчивый интерес к художественному творчеству.

Расширить представления детей о нетрадиционных способах аппликации, возможностях изобразительных материалов.

Формировать наблюдательность и внимание при создании аппликаций.

Прививать интерес к нетрадиционным техникам аппликации.

 

  1. Уровни сформированности знаний, умений и навыков старших дошкольников в аппликации.

Занятия аппликацией с использованием нетрадиционных техник и материалов я проводила с детьми на занятиях и в режимные моменты (вечером, утром). Работу в данном направлении проводила поэтапно: изучила методическую литературу по теме, определила уровень изобразительных навыков и умений у детей по следующим критериям:

- технические навыки,

- восприятие (формы, размера, цветовых сочетаний, пропорций),

- развитие интереса к творческой деятельности,

- эмоциональный отклик на выполненную работу

- определение свойств материала.

 Было проведено диагностическое обследование 20 детей. За основу взяла диагностику уровня сформированности знаний, умений и навыков в аппликации у старших дошкольников. ( Дифференцированный подход к детям старшего возраста в процессе обучения аппликации: Методическое пособие. Часть 1.-Ульяновск: УИПКПРО. 2005.-112с.).

 Высокий уровень показало 5% (1 ребёнок), средний уровень -  60% (12 детей) и низкий уровень - 35 % (7 детей).

2. Методика развития творческих способностей старших дошкольников в аппликации.

Определила цель: Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных материалов в аппликации.

Поставила задачи:

1. формировать у детей интерес к аппликации из нетрадиционных материалов, эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного;

2.  развивать технические навыки, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук;

3.  развивать умение свободно и творчески проявлять себя, радоваться результатам своего труда и труда сверстников;

4.  воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, эстетическое восприятие.

В группе создала предметно-развивающую среду для художественно - продуктивной деятельности детей: изоуголок, в котором помимо традиционных материалов имеются: нитки и лоскутки ткани разной фактуры, бумажные салфетки, ватные диски и др., различные дидактические игры по развитию творчества детей.

С учетом показателей диагностического обследования, составила перспективный творческий план с учетом возрастных особенностей детей, в который включила организацию непосредственно - образовательной деятельности, совместную работу воспитателя с детьми и работу с родителями. Образовательную деятельность с детьми планировала с применением интеграции.

Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации.

Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:

- интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

- помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

- развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

- воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Такие занятия ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают «Конвенции дошкольного воспитания», а также Требованиям ФГОС.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении аппликации.

Степень новизны заключается в проведении нетрадиционных для дошкольного воспитания  интегрированных занятий с использованием нетрадиционных техник и материалов,  направленных на решение целостных задач.

В работе с детьми, кроме организации непосредственной образовательной деятельности, использовала разнообразные формы: в вечерний отрезок времени предлагала детям дидактические игры по изобразительной деятельности «Подбери цвет к предмету», «Составь композицию», «Собери предмет из геометрических фигур», трафареты, загадывание загадок, чтение художественных текстов, настольно- печатные игры: лото «Собирай-ка», «Найди пару», «Цвета». На индивидуальных занятиях с детьми отрабатывала умение владения кисточкой, ножницами, прививала желание работать с нетрадиционным материалом.

Организовала работу кружка «Очумелые ручки». Был составлен перспективный тематический план занятий, в котором были определены цели и задачи, индивидуальная работа с детьми. На занятиях применяла всевозможные способы изготовления аппликации, в том числе и нетрадиционные. Использовала литературные произведения, музыкальный и фольклорный игровой материал. Старалась сделать занятия доступными, содержательными, интересными. Результатом работы кружка стало оформление выставок детского творчества для родителей. У детей сформированы: усидчивость, внимание (способность концентрировать), мелкая моторика, проявляются творческие способности.

В работе с родителями использую разнообразные формы:

- собрания, на которых сообщаю о значении аппликации для всестороннего восприятия и развития ребенка - дошкольника, создании условий для творчества детей в детском саду и дома;

- консультации: «Изобразительная деятельность в семейном воспитании», «Материал для занятий аппликацией», «Уголок изобразительной деятельности дома» и другие;

- оформление выставок творческих работ родителей и детей с использованием нетрадиционной изобразительной деятельности, работ детей кружка «Очумелые ручки»;

- мастер – класс «Способы создания поделок из ниток»;

          - открытые занятия

В результате систематической работы прослеживается динамика развития художественного творчества у детей: высокий уровень 40% (8 детей), средний 55 % (11 детей), низкий – 5% (1 ребенок). Ребенок, показавший низкий уровень, часто пропускал занятия по причине болезни.

3. Эффективность экспериментальной работы.

 Итогом проделанной работы является динамика развития творческих способностей детей: работы стали значительнее интереснее, содержательнее, идеи и замыслы богаче, интерес к занятиям аппликацией выше, дети стали более уверенными в себе и принимали участие в районных и всероссийских конкурсах. В результате систематической работы прослеживается динамика развития художественного творчества у детей: высокий уровень 40 % (8 детей), средний 55 % (11 детей), низкий 5%(1 ребенок). Ребенок, показавший низкий уровень, часто пропускал занятия по причине болезни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведение систематичной и целенаправленной работы по данной теме позволило получить хорошие результаты:

- процесс аппликации вызывал у детей положительные эмоции и удовлетворение от работы с разным материалом;

-  у детей сформировался навык наблюдения, совершенствовались приёмы создания аппликационных сюжетов, сформировались более четкие представления о предметах и явлениях окружающего мира;

- у детей хорошо сформировался навык работы в коллективе, а также умение согласовывать свои действия с товарищем, что содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений;

- внедрение нетрадиционных техник и материалов в аппликации, современных форм работы с семьями воспитанников, преобразование предметно-развивающей пространственной среды обеспечило положительную динамику качественных показателей достижений детей в художественном творчестве. Повысился уровень познавательной активности к окружающему миру, уровень проявления творчества и самостоятельности при выполнении работы, дети стали применять разнообразные способы использования бумаги и других нетрадиционных материалов, увереннее пользоваться ножницами, аккуратно наклеивать детали, научились взаимодействовать друг с другом, участвуя в общей работе.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дал толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить, думать, пробовать, искать, а самое главное, самовыражаться.

 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 169 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА