Пятница, 16:30 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Методические рекомендации по организации занятий физич. упражнениями с мальчиками и девочками для руководителей по физическому воспитанию
14.11.2015, 17:26

Методические рекомендации по организации занятий физическими упражнениями с мальчиками и девочками для руководителей по физическому воспитанию в ДОУ.
Особенности организации занятий физическими упражнениями с мальчиками и девочками
Физическое воспитание детей в большинстве дошкольных учреждений сегодня для мальчиков и для девочек практически не имеет различий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. Упоминание о половых различиях встречается лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.
С самого рождения социально – психологические, культурные, бытовые установки направляют мальчиков и девочек по разным дорогам воспитания. Мальчики и девочки различаются не только в физическом развитии. Исследования нейропсихолога Т.П. Хризман еще в 1971 году показали, что мозг мальчиков и девочек уже на первых неделях жизни работает по-разному, так как девочки рождаются на 3-4 недели более зрелыми, чем мальчики. К моменту поступления в школу, концу дошкольного детства, мальчики «младше» девочек на целый год, а к началу полового созревания эта разница достигает 2 лет, поэтому содержание физических упражнений для девочек и мальчиков должны быть разными.
Для каждого возрастного периода дошкольников свойственны анатомо-физиологические особенности. Из этих особенностей исходят педагоги, психологи, врачи, специалисты по физической культуре при составлении дошкольной программы по физкультуре, определяются задачи, содержание, формы, нагрузка на занятиях по физическому воспитанию и другие вопросы. Исходя из особенностей мальчиков и девочек, их физического развития и физической подготовки устанавливаются требования к выполнению физических упражнений. Эти особенности мальчиков и девочек не являются постоянными и неизменными. В результате целого ряда факторов внешней среды, совокупности условий жизни, включая и организованный процесс физического воспитания, типичные для мальчиков и девочек признаки, их возможности изменяются.
Принимая во внимание возрастные особенности, очень важно исходить из того, что задачей инструктора по физическому воспитанию отнюдь не является пассивное приспособление к ней. Наоборот, он должен содействовать прогрессивному их изменению, вдумчиво используя условия и закономерности объективного процесса развития человека. Надо активно подкреплять и поправлять, даже преднамеренно вызывать желаемые изменения в функциональных проявлениях организма. Тем более необходимо выявлять и очень строго учитывать в процессе обучения и воспитания все индивидуальные проявления особенностей девочек и мальчиков, чтобы строить учебно-воспитательную работу на основе реальных возможностей детей.
В этом отношении, прежде всего, нужно иметь в виду процесс интенсивного роста и развития детского организма, протекающий хотя и неравномерно, но непрерывно на протяжении всех дошкольных возрастных периодов. Обмен веществ в организме может быть активизирован значительным объемом двигательной деятельности в повседневном режиме для дошкольников. Сохранить достаточные энергетические ресурсы можно регулировкой физических нагрузок, не допуская изнуряющих, исчерпывающих энергетические ресурсы усилий, а также обеспечением необходимого отдыха и полноценного питания.
В познавательной сфере девочки в интеллектуальном развитии, как правило, опережают мальчиков, у девочек лучше развит вербальный интеллект. Мальчики лучше, чем девочки, ориентируются в пространстве, используя зрительные опоры.
Вторая особенность, характерная для всего дошкольного возраста и требующая постоянного внимания к себе, – это незрелость и недостаточная устойчивость детского организма по отношению к различным внешним влияниям, с чем и связана высокая степень его ранимости. В связи с этим необходимо, во-первых, беречь организм от таких воздействий и влияний, которые еще не соответствуют его возможностям и, поэтому вызывают различные перенапряжения и тормозят процесс развития, во-вторых, настойчиво, но строго последовательно укреплять и закаливать организм, повышать его жизнеспособность и сопротивляемость неблагоприятным внешним влияниям.
Для достижения этого нужно знать конкретное состояние в данный период всех систем и органов, продуманно отбирать и применять упражнения, рассчитывать объем, интенсивность и распределение во времени соответствующих нагрузок, с большой ответственностью обеспечивать оптимальные гигиенические условия занятий, а также техническую исправность снарядов, достаточную страховку и т.д.
Учитывая особенности опорно-двигательного аппарата, необходимо настойчиво избегать неправильных поз, высоких нагрузок на позвоночник, одностороннего напряжения мышц туловища, сильных толчков и сотрясений тела, перенапряжения суставно-связочного аппарата и мышц при длительных мышечных усилиях, особенно статического характера и т.п. В то же время следует постоянно активизировать деятельность мышечной системы, выравнивая уровень развития отдельных мышечных групп и контролируя эту работу по осанке.
Большую осторожность в нагрузках необходимо соблюдать в отношении органов кровообращения и дыхания, особенно в среднем дошкольном возрасте. Широко пользуясь упражнениями, вызывающими усиленную деятельность этих органов, необходимо строго дозировать физические напряжения, помня о слабой сократительной способности сердечной мышцы в младшем дошкольном возрасте, недостаточном совершенстве аппарата регуляции сердечной деятельности вплоть до конца переходного (среднего) возраста, физиологическом узкогрудии и других особенностях детского организма. Постоянно следует помнить об опасностях для сердца завышенных, излишне уплотненных нагрузок в беге и аналогичных ему циклических движениях, больших мышечных напряжений с натуживанием, а также формирования усилия после гриппа, ангины и других болезненных состояний.
В мотивационной сфере мальчики чаще всего ориентированы на успех, а девочки – на избегание неудачи. Девочки стремятся добиться результата, а у мальчиков выше мотивация соревнования – они хотят не просто участвовать, а непременно победить. В сфере поведения мальчики более агрессивны, чем девочки.
Девочки старшего дошкольного возраста в большинстве своем постоянны в выборе способов действия, тогда как поведение мальчика непредсказуемо, его выбор трудно спрогнозировать. Девочки более гибки в ситуации выбора цели и способа действия, а мальчики бывают импульсивны и непоследовательны. Например, при самостоятельном прохождении лабиринта девочки находят и применяют различные решения задачи, а мальчики действуют спонтанно и чаще всего бросают лабиринт, не найдя выхода. В целом исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов показали, что девочки больше, чем мальчики, зависят от мнения значимого для них взрослого. Они более застенчивы и не всегда уверены в своих силах. Девочки более эмоциональны, чем мальчики, и менее активны, и поэтому стремятся к лидерству. Девочки чаще просят помощи у взрослых, и взрослые (как родители, так и воспитатели) более снисходительно относятся к их просьбам, чем к просьбам мальчиков.
Следовательно, нетрудно предположить, что мальчики и девочки, имея разницу в формировании и протекании психофизиологических процессов, будут по-разному усваивать и присваивать социальный опыт, по-разному будут познавать мир человеческих взаимоотношений и по-разному в него входить.
Наибольшее внимание следует уделять неокрепшей еще нервной системе детей. Интеллектуальные усилия в процессе обучения двигательным действиям, контроль над своими движениями и управление ими, повышенные волевые и эмоциональные напряжения, связанные с преодолением разного рода трудностей в условиях двигательной деятельности, – все это тоже является значительной нагрузкой для нервной системы. Правильное регулирование, видоизменение и постепенное, строго последовательное увеличение этой нагрузки позволяет укрепить нервную систему и повышать ее работоспособность. Необходимо иметь в виду еще одну особенность детей – их легкую, часто излишне повышенную возбудимость, а также тесно связанную с ней высокую реактивность. Легкая возбудимость характерна для большинства детей всех возрастных групп, хотя степень ее выражения неодинакова. Она выше всего у младших дошкольников, и начинает заметно спадать только в старшем дошкольном возрасте. Это явление обусловлено общими функциональными особенностями нервной системы детей. Осложняет работу еще и недостаточная устойчивость внимания, поверхностность восприятий, эмоциональная несдержанность и др. Высокая реактивность детей выражается в быстрых, часто преждевременных, и сильных реакциях. При этом они далеко не всегда достаточно целесообразны, а иногда и опасны.
Сталкиваясь с нежелательными проявлениями реактивности на занятиях физическими упражнениями, необходимо наряду с общевоспитательной работой, тактично, основываясь на убедительности, сдерживать девочек и мальчиков в чрезмерном увлечении избранными физическими упражнениями, строго ограничивать нагрузки, рационально организовывать самостоятельную работу, неуклонно повышать требования к точности действия и сдержанности в эмоциональных проявлениях.
Помимо рассмотренных, у детей имеются и другие, более частные особенности. Все они, по возможности, должны учитываться воспитателем, притом конкретно, относительно каждого ребенка. Для этого, необходимо внимательно и непрерывно изучать своих воспитанников.
С приходом в дошкольные учреждения специалистов по физической культуре, появилась реальная возможность не декларативно, а на деле учитывать половые особенности детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями. Исследования показывают, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают средние результаты девочек. Девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие. Это является основанием тому, что в большинстве учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников включены нормативы физической готовности, различные для девочек и мальчиков.
Однако сегодня уже доказано, что в дошкольном возрасте различия по комплексу морфологических и моторных тестов между типологическими конституциональными группами превышает естественные различия между половыми группами. Таким образом, при оценивании двигательных возможностей дошкольников необходимо в первую очередь учитывать тип их конституции, а не только пол.
Двигательная активность дошкольников зависит от различных факторов, в том числе от сезонных явлений года, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях. Наиболее значимые половые различия в средних величинах показателей двигательной активности (объем, интенсивность) наблюдаются у детей 5 лет. Средний объем двигательной активности мальчиков 5 лет в свободной деятельности составляет 2300 движений, девочек — 1370; мальчиков 6 лет — 2500, девочек — 2210; мальчиков 7 лет — 3275, девочек — 3040.
Большинство педагогов, организующих двигательную деятельность детей, отмечают, что есть ряд движений, темпы овладения которыми различаются у мальчиков и девочек. Наиболее яркими примерами могут служить отличия в сроках овладения метанием (вызывающим затруднения у девочек) и прыжками через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков).
Выявляется высокой степени достоверности половых различий в развитии метания на дальность у детей 7 лет. Прирост показателей у девочек с 6 до 7 лет составляет в среднем 3%, в то время как у мальчиков — 15%. Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они чаще самостоятельно тренируются в этом виде.
Уже в пятилетнем возрасте наблюдается значительная разница между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Это также можно объяснить предпочтением этих упражнений девочками, в то время как мальчики практически не используют этот вид движений в самостоятельной деятельности. Замечено, что при отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках через скакалку у мальчиков и девочек 6 – 7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.
Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников также имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание, нравятся и мальчикам, и девочкам.
Формирование соответствующего полу ролевого поведения мальчиков и девочек должно осуществляться и в процессе занятий дошкольников физическими упражнениями. В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». На физкультурных занятиях педагог акцентирует внимание детей на принадлежности их к определенному полу. Например: «Мальчики берут мячи и садятся на скамейку. А теперь девочки. Кто здесь девочки? Подняли руки вверх! Умницы, девочки, опустили руки. Девочки берут ленточки и подходят ко мне».
С четырех лет формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям полов. Разделение на мальчиков и девочек и осознание себя представителем определенного пола основывается на восприятии анатомических половых различий.
На физкультурных занятиях следует обращать внимание детей на различия в проявлении характера движений мальчиков и девочек, подбирая соответственные общеразвивающие упражнения. С этого возраста следует разделять роли в установке и уборке физкультурных снарядов. Например, руководитель не только дает задание по уборке оборудования, но и комментирует его: «Девочки у нас всегда следят за порядком в зале, поэтому Оля, Наташа и Настя аккуратно сложат кубики в коробку, а Ира и Лена повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять тяжелую работу. Давайте, мальчики, встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место».
Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). В упражнениях и подвижных играх можно закреплять представления детей о мужских и женских именах, профессиях, одежде, игрушках, например игра «Я знаю пять имен девочек». Известная игра малой подвижности «Съедобное — несъедобное» может быть преобразована в вариант «Мамина одежда» или «Игрушки мальчиков». Игра «Игрушки мальчиков». Играющие становятся в круг. Руководитель находится в центре круга с мячом в руках. Поочередно перебрасывая мяч играющим, педагог называет различные игрушки. Если названа игрушка, в которую играют мальчики, то ребенок должен поймать мяч, если названа игрушка, в которую играют девочки, то мяч ловить не надо.
Физкультурные досуги также можно проводить на тему «Мы – мальчики, мы – девочки», где следует закреплять в двигательной деятельности определенные половые стереотипы в поведении детей.
Подбор упражнений для комплексов ритмической гимнастики должен учитывать характер движений мальчиков и девочек. Музыкальное сопровождение может быть единым, но часть упражнений следует подбирать разными для девочек и мальчиков. Движения мальчиков должны носить активный, решительный, силовой характер. Движения девочек должны отличаться артистичностью, пластичностью, изяществом.
При использовании на физкультурном занятии схем построения детей или карточек для самостоятельного выполнения упражнений следует использовать условные обозначения мальчиков и девочек.
В формировании знаний дошкольников о видах спорта необходимо акцентировать внимание детей на мужские и женские виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в видах спорта, предусматривающих выступление смешанных пар. В старшем дошкольном возрасте эффективно и на физкультурных праздниках предусматривать часть заданий отдельно для девочек и для мальчиков, а также показательные выступления, на которых мальчики показывают свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве.
Целесообразно, чтобы мальчики и девочки на физкультурных занятиях носили разную физкультурную форму. Это постепенно будет формировать представление детей об эстетике физического воспитания девочек и мальчиков. Для девочек можно предложить гимнастические купальники, лосины, для мальчиков — майки и спортивные трусы.
Рассматривание скульптур и картин античного содержания в рамках программы олимпийского образования оказывает положительное влияние на формирование у детей здорового отношения к обнаженному телу, формирование умения видеть его красоту.
Рекомендуется взять под особый контроль состояние здоровья, уровень физического развития и степень физической подготовки дошкольников, т.к. в соответствии с этими показателями определяются: содержание, формы, общий объем и планы проведения учебно-воспитательной работы, а также, характер и интенсивность нагрузок.
Контрольные упражнения помогают выявить уровень развития различных двигательных качеств, сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп. Испытания проводятся для определения состояния или способностей отдельных детей.
Для того чтобы достигнуть высокой результативности на занятиях по физической культуре, необходимо акцентировать внимание на обеспечение ряда определяющих условий и соблюдение основных организационных и методических требований.
Чтобы обеспечить процесс физической подготовленности мальчиков и девочек, каждый воспитатель должен иметь четкую программу направленной физической подготовки. При разработке этой программы воспитатель должен ясно представлять себе конечную цель процесса физического воспитания на установленный им период времени. В данном случае такой целью является подготовка мальчиков и девочек к школе.
Прежде чем разрабатывать программу направленной физической подготовки нужно знать физические и антропометрические данные каждого мальчика и девочки. Инструктор по физической культуре, воспитатель, медицинская сестра с помощью тестов и контрольных испытаний должны установить исходное состояние управляемой системы, затем произвести расчет времени и последовательности прохождения программы. Чтобы правильно спланировать программу направленной физической подготовки мальчиков и девочек необходимо учитывать поставленные задачи, климатические условия, подготовленность детей, оснащенность учебно-материальной базы.
Таким образом, можно сделать вывод, что при организации занятий физическими упражнениями следует учитывать особенности мальчиков и девочек. На физкультурных занятиях следует обращать внимание детей на различия в проявлении характера движений мальчиков и девочек, подбирая соответственные общеразвивающие упражнения. Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). Движения мальчиков должны носить активный, решительный, силовой характер. Движения девочек должны отличаться артистичностью, пластичностью, изяществом.

Список используемой литературы:
1. Могильникова, В.Л. Игры мальчиков и девочек [Текст] / В.Л. Могилева // Игра и дети. – 2007. - №4. – с. 4
2. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
3. Сальникова, Г.П. Физическое развитие дошкольников [Текст] / Г.П. Сальникова. – М.: Просвещение, 1968. – 162 с.
4. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения [Текст] : метод.пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. - / под редакцией С.О. Филипповой. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 416 с.
5. Теория и методика физического воспитания [Текст] / под редакцией Матвеева П.П., Новикова А.Д. - М.:Фис, 2006. - 342 с.
6. Тер-Ованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания [Текст] / А.А Тер – Ованесян. - М.: Фис, 1998. – 80 с.
7. Филиппова, С.О. На физкультуру мальчики и девочки [Текст] / С.О. Филлипова // Дошкольное воспитание. 2006. - №6. - с. 31
8. Хризман, Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихология – учителям, воспитателям, родителям [Текст] / Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 184 с.
9. Хухлаева, Ю.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст]: учеб.для учащихся пед. училищ. - / Ю.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с.
10. Чекалина, А.А. Что такое гендер [Текст] / А.А. Чекалина // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 1.
11. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 1997. – 192 с.
12. Шелухина, И.П. Мальчики и девочки [Текст] : дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста (программа развития) / И.П. Шелухина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
13. Янсон, Ю.А. Педагогика физического воспитания дошкольников [Текст] / Ю.А. Янсон. – Рост

Категория: Дошкольное образование | Добавил: julia878
Просмотров: 239 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА