Среда, 08:06 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Методическая разработка на основе обобщения опыта работы на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей через чтение художественной литера
24.10.2019, 11:29

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№ 305 Тракторозаводского района Волгограда»

400093, Россия, Волгоград, ул. им. Мясникова,14а,  тел.(8442)79-25-15

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка на основе обобщения опыта работы на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей через чтение художественной литературы».

 

 

 

 

 

 

 

Автор: воспитатель МОУ Детский сад № 305

                                                     Тихонова И. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2016 год

 

 

 

 

 

«Испокон века книга растит человека"

 

Приоритетными направлениями в дошкольном образовании являются нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В усвоении нравственных норм детьми дошкольного возраста произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувство ребёнка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных норм. Старшие дошкольники очень любят народные и авторские сказки, познавательные рассказы, весёлые стихи и поучительные басни и поэмы. В дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных норм поведения и взаимоотношений.В связи с этим, была разработана и осуществлена в течении учебного года программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста « Ребенок и книга».

 Цель программы: Повышение уровня представлений детей о нравственных нормах через дополнительное чтение детских художественных произведений: сказки, рассказы, стихов, пословицы, басни и поэмы, имеющих прямую связь с жизненными нравственными ситуациями.

Задачи программы:

-довести до сознания детей замысел автора: нужно быть ответственным за свои поступки-умей сдерживать себя, чтобы потом не было стыдно;

-учить по действиям героев определять мотивы его поступков;

-воспитывать умение анализировать поступки свои или литературного героя и оценивать их, аргументируя свои суждения;

-воспитывать отзывчивость , дружелюбие, трудолюбие, уважение к пожилым людям;

-расширять кругозор детей;

-развивать чувство сопереживания, гуманности и справедливости;

-развивать устойчивую потребность совершать нравственные поступки;

-формировать представление о взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Программа «Ребенок и книга» в совокупности с чтением произведений художественной литературы для усвоения нравственных норм, дидактическими, подвижными и сюжетно-ролевыми играми, свободным общением со сверстниками и взрослыми, самостоятельными играми по мотивам сказок  с использованием различных видов театров, использованием продуктивных видов деятельности для  обогащения содержания и закрепления результатов представляют собой интегрированный курс для работы с детьми.

Содержание программы:«Нравственные нормы – это правила требования, определяющие, как человек должен поступать в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребёнка к определённым поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.» Л. А. Григорович.

Материал программы разбит на блоки:

Блок 1 «Сказка ложь, да в ней намек….»

Материал направлен на:формирование умение различать добро и зло, отличать плохое от хорошего; 

обучение речевому этикету – требованиям к форме, характеру и ситуативной уместности высказываний;

ознакомление с основными правилами поведения, обучение распознанию хороших и плохих поступков.

Литературные произведения , входящие в этот блок могут быть разделены на сказки о добре и зле:Сказка «Кривая уточка» р. н. с., «Баба Яга», «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслер и сказки о поступках самого человека: Сказка «Подарки Феи» Ш. Перро, «Мальчик - звезда» О. Уальд, «Три дочери» татар.н.с., «Топор» А. Н. Толстой.

Блок 2  «Умная мораль»

Материал раздела направлен на: усвоение традиционных норм морально-нравственного поведения;

закрепление основных правил поведения в общественных местах.

Литературные произведения, входящие в этот блок знакомят ребят с творчеством Л.Н.Толстого, со смешными и поучительными рассказами Н.Н.Носова и произведениями разных авторов, которые учат решать разные жизненные проблемы:рассказы: В. Осеевой, В Драгунского, Е. Пермяка, Я. Сегель «Как я был мамой. »

Блок 3 «Смешные стихи»

Материал этого блока направлен на :усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам и взрослым, обучение дружной игре, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности

развитие способности формировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам (игровой опыт ролевого нравственного взаимоотношения проблемные ситуации с неопределенным концом).

Литературные произведения этого раздела программы знакомят ребят со стихотворениями разных авторов о дружбе, о том, чего недолжно быть(Стихи :А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Б. Заходера, Сефф), стихотворения о труде: Д. Родарри «Чем пахнут ремёсла, Чешская народ.Песенка, «Заяц - бездельник»,Югославская н. песенка «Хорошо, но трудно», В. Маяковский «Кем быть? », «Что такое хорошо и что такое плохо? »; пословицы и поговорки о труде.

Литературные произведения подобраны в соответствии с возрастом детей , легко усваиваются и запоминаются ими, а самое  главное находят живой отклик в детских сердцах.

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 59 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА