Воскресенье, 04:23 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

«Метод сказкотерапии в работе педагога ДОУ: от теории к практике»
28.01.2018, 16:23

Ребенок в сказке вырастает мудрым.

И духом тверже и добрее.

Ведь тот, кто сказку с детства любит,

Тот в жизни злым уже не будет.


 

Среди глобальных проблем человечества особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внешних факторах.

Наряду с этим, значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся основополагающим регулятором психики ребёнка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу, как сложно организованную систему регуляции поведения и деятельности. Ежегодное диагностирование психического уровня развития детей в МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида города Горно-Алтайска» констатирует наличие у детей таких нарушений эмоционально-волевой сфере, как:

  •  страхи, не являющиеся возрастными, тревожность, мнительность;
  •  болезненная чувствительность, впечатлительность;
  • зацикливание на отрицательных эмоциях;
  •  устойчивое негативное отношение к общению, конфликтность;
  •  недоверие к окружающим, жестокость;
  •  повышенная агрессивность;
  •  снижение активности, самостоятельности, инициативности детей;
  •  отсутствие или недостаточное развитие навыков адекватного проявления эмоциональных переживаний.

В комплексе данные проблемы приводят к формированию дисгармоничной личности дошкольников. 

Я считаю, что одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.

Процесс коррекции проблематики методом сказкотерапии уже анализировался во многих источниках.Основополагающими в  концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.Г. Юнга и М.Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова а также собственные разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Анализ проблемы различных источников психологической литературы показал, что отмечается недостаточное количество полных и явных исследований по данной теме.Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка и взрослого человека.

Именно поэтому, темамоего опытапредставляет научный и практический интерес.

Инструментом данного направления являются сказки, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны.

В своей работе с детьми я применяю следующие виды сказок:

  1. Художественные сказки. Заключают в себе многовековую мудрость, которую народ вкладывал в них благодаря собственному горькому опыту. Сюда же относятся авторские истории, которые представляют собой по сути те же сказки, притчи, мифы. Художественная сказка оказывает дидактическое, психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие.
  2.  Дидактические сказки. Создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
  3. Медитативные сказки. Создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Медитация представляет собой полное погружение в какой – либо процесс. Главное значение медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.
  4.  Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.[1]
  5. Психокоррекционные сказки. Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Формы работы со сказкой[2]:

  1. Использование сказки как метафоры.

Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

  1. Рисование по мотивам сказки.

         В рисунке проявляются свободныеассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов:

а)  Проективное диагностическое рисование.

б)  Спонтанное рисование.

С помощью рисунков исследуют внутренний мир человека, систему его отношений к себе и другим, его индивидуальность.

  1. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа.

         Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».

  1. Сказочная куклотерапия.

Постановка (разыгрывание) сказок, используя прием драматизации - важный компонент в сказкотерапии.

Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказок в психологических целях работы.

 

Виды постановок сказок:

  • спектакли, поставленные при помощи пальчиковых кукол,
  • спектакли теневого театра,
  • спектакли-экспромты, в которых участвуют куклы-марионетки,
  • театрализованные игры,
  • сказки на песке (с использованием метода «Sand-play»).

Сказкотерапевтические постановки не допускают выучивания ролей и длительных репетиций. Важна идея экспромта.Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.

  1. Творческая работа по мотивам сказки:

· Анализ. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.

· Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения.

· Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

· Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения

Методика сказкотерапии построена так, что педагог, работая с ребёнком, приходит к пониманию того, что нужно ребёнку и как ему это дать, т.е сказкотерапия выполняет двойную функцию – вначале диагностическую, а затем воздействующую. При этом сказка является естественной и традиционной формой общения ребёнка и взрослого, она легка в общении, растворяет и обходит многие формы психологической защиты, приятна и многомерна по форме подачи[3].

В основу коррекционно-развивающих занятий должны быть положены следующие основополагающие принципы:

  1.  Принцип единства диагностики и коррекции был одним из основополагающих при составлении коррекционно-развивающей программы (коррекционно-развивающая работа с дошкольниками осуществлялась на основе проведенной диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников).
  2.  Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  3.  Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач задает необходимость их определения в любой коррекционной программе. Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития.
  4.  Принцип комплексности методов психологического воздействия,

являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

  1.  Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

 

            Как показывает опыт, систематичное и планомерное использование метода сказкотерапии в работе с дошкольниками показывает положительный результат, что подтверждается диагностическими данными.

 

 

Список использованной литературы

  1. Аишева В.П. Сказкотерапия как метод коррекции // Казахстан 2030. 2004 №3. с. 114.
  2. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). - СПб.: Речь, 2002. - С. 36 – 42
  3. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Мелодии дождя на Петербургских крышах. Психотерапевтические сказки - СПб.: «Речь», 2006. - 162 с.
  4. ГригорьеваЛ. П., И. В. Блинникова, М. Э. Бернадская, О. Г. Солнцева. Развитие восприятия у ребенка. // Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: «Школа-Пресс», 2007.
  5. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б. Содержание и методика работы тифлопедагога в ДОУ. - Челябинск, 2006.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии - М.: 2005. - 80 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. - С 12 – 59
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия - СПб.: 2006. - 125 с.
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006. - 140 с.
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии - СПб.: «Речь», 2005. - С. 65-74
  11. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — СПб. 2006. — 336 с. — (Серия «Коррекционная педагогика»).
  12. Матвеева O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 32-47
  13. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. . –– м.: раоикп, 1999
  14.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  15. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. - 214 с.
  16. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. - М.: "Полиграф сервис", 2000. - 250 с.

Тупоногов Б.К. «Основы коррекционной педагогики

 

[1]Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Златоуст, 1998.

 

[2]Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006. - 140 с.

[3]Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000.

 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 98 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА