Воскресенье, 14:14 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста
05.02.2018, 16:54

Культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста

Подготовил: Воробьева Людмила Александровна,воспитатель1кк,МКДОУ детский сад №2 Воронежская обл,г.Острогожск

Воспитывая ребенка раннего возраста, взрослым (педагогам и родителям) надо помнить, что они первые, кто должен умело, очень тонко и осторолжно передать ребенку те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дошкольном возрасте

Именно в раннем возрасте должно быть положено начало этой воспитательной работе, т. п. чем позже она будет начата, тем труднее её осуществить.

Малышам свойственны, живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности- всё это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детейи для здорового образа жизни.

- наличие культурно-гигиенических навыков -важное условие для поддержания здоровья, т. к. соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболевания.

-Ежедневно повторяя одни и те же действия ребенок совершенствует движения: они становется более точными, ловкими, координированными.

- Ребенок шире познает окружающий мир, т. п. пользуясь разными предметами (ложка, салфетка, полотенце, мыло.) знакомясь с их свойствами (мокрое, сухое, чистое,осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой, облил рубашку, она стала - грязная, мокрая.

- культурно-гигиенические навыки способствует развитию речи: пользуется худ. словами, показывает предметы, поясняет действия, указываем на оснговные признаки.

-благодаря культурно-гигиенических навыков развивается, приобретают силу и устойчивость также психологические функций, как внимание и воля (это связано с тем что детям раннего возраста требуется постоянное воспительное воздействие.)

-Овладение культурно-гигиенических навыков приводит к удовлетворению стремления самостоятельности (что формирует положительное отношение к процессом воспитания).

 

Главная гигиеническая процедура с ребенком - это умывание. Ребенок должен мыть ручки и умываться по мере загрязнения, перед каждым приемом пищи и после еды, после прогулки, после туалета. Не все дети любят умываться, многим не нравится холодная вода, но ведь это тоже закаливание, не всегда умываться можно только теплой водой. Некоторые дети бояться воды. В этих случаях дайте поиграть ребенку с водой, пусть он подставляет ручки под струю воды, прочитайте ему потешечки для умывания, "водичка, водичка умой мое личико,чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток и кусался зубок"

Чтобы ваш ребенок приобретал навык умывания, над придерживаться единых требований как с нашей стороны, так и с вашей.

 

У нас созданы в детском саду все условия: шкафчики по росту детей, полотенце с петелькой, мыло разрезано маленьками кусочками. мойки по росту детей.

Вам тоже необходимо создать условия:

- разместить крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка.

-подставляйте скамеечку, чтобы ребенок смог доставать до крана.

- чтобы пол в ванной не скользил, положите коврик. Предметы личной гигиены должены быть красочными, яркими (мыло в форме игрушек)

В начале года никто из детей не умет умываться. сейчас самостоятельно умываються многие дети

-чтобы ребенок научился пользоваться носовым платком, он должен всегда его иметь. при себе, а не в шкафчике.

- ребенок должен знать назначение носового платка, не использовать его, как предмет игры.

-спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

-находить платок в кармане платья, рубашки, пальто.

-самостоятельно доставать платок из кармана и побуждает его использованию.

-постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

- обращать внимание на чистоту носового платка.

У ребенка должен быть свой индивидуальный горшок, который должен быть теплым и сухим. У нас имеются на каждого ребенка пронумерованный горшок, который стоит на стеллаже. Дети все знают свои картинки, уже сами беруь свой горшок,садятся на него. Сидеть на горшке ребенок должен не болле 5 минут, не оставляйте его на горшке одного без присмотра, он еще слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность. Многие дети не хотели садиться на горшок, боялись его, теперь это в прошлом, у нас нет проблем. (памперсы, их + и -)

Что же нового появляется в процедуре кормления ребенка второго года жизни? Это возраст, когда ребенок начинает есть самостоятельно. Некоторые дети довольно хорошо сами ели ложкой, когда пришли в детский сад. Других приходилось учить. Сейчас почти все дети, которые посещали детский сад регулярно, научились есть ложкой. Дома представляйте возможность есть самим, не упускайте это время, иначе в 2 года вы ему скажите: " ты уже большой и должен есть сам", а ребенок в ответ будет капризничать и требовать, чтобы его кормили.

Перед каждой кормленнием мы снова моем ручки надеваем фартучки (чтобы пачкать одежду). Если дома выполняются все требования к ребенку какие в детском саду, то он охотно выполняет всё, что от него требуется.

Учите ребенка правильным действием: держать ложку в правой руке, в левой хлеб, Пищи на ложку брать немного; хлеб откусывать небольшими кусочками.

- слегка наклоняться над тарелкой.

-опускать ложку в тарелку плавно, не стучать о край.

-садиться есть вместе с ребенком, но перед этим скажите: " Сейчас мы с тобой будем обедать, но перед этим надо вымыть ручки.

Выполняйте умывание в замедленном темпе, пусть малыш видит ваши действия, называйте их. Демонстрируйте ему прием пищи, пусть ваше поведение будет ребенку примером.

Ребенок этого возраста очень быстро устает, каждое из перечисленных действий требует от него больших усилий, физических и психических, поэтому внимательно следите за ним во время еды и умывания, и заметить перепадки напряжения, усталости, помогите ему: докормите, домойте руки сами.

Обратите внимание и на такое поведения ребенка: сначало он ест с аппетитом, а потом начинает баловаться, играть ложкой, стучать ею по тарелке. Как поступить? Не раздражайтесь и не ругайте ребенка,это может привести к потери аппетита. Уберите тарелку со стола. Если ребенок начинает хныкать, дайте ему ещё возможность.

Иногда взрослых огорчает плохой аппетит ребенка. В чем дело? Почему малыш плохо ест? Если ребенок здоров, то потеря аппетита - результат ошибок родителей.

Что же надо делать?

- прежде всего постарайтесь каждый раз готовить его к приему пищи за несколько минут до кормления:доброжелательно, ласково сказать малышу, что сейчас он будет есть. Если ребенок играет, включайтесь в игру малыша: "Оленька, твоя дочка проголадась, давай пригласим её поесть с нами. Только не забудь помыть ей ручки. "

-ребенок должен сесть за стол в хорошем настроении.

-сервируйте красиво стол6 постилите на стол салфеточку, поставьте вазочку с бумажнными цветочками, используйте красивую детскую посуду, желательно с рисунком. Все это привлекает внимание детей и повышает аппетит. Не надо кормить его насильно. Пища съеденная без аппетита, не приносит пользы.

Итак, при правильном воспитании ребенок в 2 года:

-перед едой идет мыть ручки, моет их сам, хотя, быть может, и не всегда умело.

-ест самостоятельно ложкой густую и жидкую пищу.

- обращает внимание на своё грязное лицо, руки, нос, дает взрослому знать об этом или сам пытается вытериться бумажной салфеткой, умываться.

- требует устранения непорядка за столом (постелить салфетку, убрать крошки).

-посуда ребенка должна быть личной, это требование гигиены.

Физические и эмоциональное состояние малыша во многом зависит от того, выспался он или нет. Если ребенок хорошо выспался, он весел, активен и с аппетитом ест. Не стоит ему недоспать, как он становится возбудимие, капризным или веселым. Взрослые должны обеспечить ребенку достаточно по длительности, полноценный сон.

Как обеспечить полноценный сон?

Прежде всего необходимо знать, что он складывается из двух фаз: глубокий сон и не глубокий. Эти фазы постоянно чередуются, сменяя одна другую. Фаза глубокого сна- ребенка лежит спокойно. не шевелясь, веки его плотно сомкнуты, лицо спокойное, дыхание ровное. Эта фаза очень полезна, т. к. центральная нервная система в этот период наиболее заторможена, организм ребенка расслаблен, жизненные силы востанавается особенно интенсивно, но проходит 10-15 минут и малыш начинает двигаться, крехтеть, иногда вскрикивает, дыхание становится не ровным, глаза могут полуоткрыты- это фаза не глубокого сна. Не принимайте фазу неглубокого сна за период пробуждения. Иногда родители, решили что ребенок проснулся, берут его на руки, разговаривая с ним, ругая его, что он мало спал. И ребенок, действительно, просыпается.

Сон ребенка протекает волнообразно. Ребенок может просыпаться и снова засыпать. Создайте ребенку условий для сна (телевизор выключите, шторы темные, не засиживайтесь с гостями.)

У ребенка должена быть своя постель, свое постельное бельё, не берите его в свою постель, это не гигиенично. Не спешите поднимать ребенка, не тормошите его, пусть он спокойно перейдет от сна к бодоствованию. Перед сном создавайте спокойную обстановку, не играйте в шумные, подвижные игры. Обращение перед сном должно быть успокаивающим, ласковым. Старайтесь укладывать спать в одно и тоже время. Привыкнув к этому малыш будет быстро засыпать, сон его будет глубоким.

Ребенку, овладевшего самостоятельными действиями, полезно приобщать к подготовке ко сну. Пусть он примет посильное участие в туалете, попытается самостоятельно снять с себя одежду, обязательно подмывается на ночь, надевайте чистые трусики.

Ребенок уснул теперь ваша задача оберегать его сон. Иногда родители, организуют сон ребенка, впадают в крайность: или создают "стерильные" условия и добиваются абсолюной тишины и темноты, или наоборот, считают что ребенок привыкать спать в шумном помещении, при включенном телевизоре, при свете. И то и другое плохо. В первом случаи ребенок привыкает к тишине и темноте, но сумеете ли вы всегда создавать такие условия? Во втором случаи сон ребенка будет неполноценным, и это отрицательно скажется на его нервной системе. Так надо ли рисковать здоровьем ребенка в угоду своим прихотям? Много хлопот причиняют дети, отказывающие самостоятельно одеваться и раздеваться. Скорей всего в этом виноваты сами взрослые которые с любовью и радостью одевают проснувшуюся малютку, не предоставляя ему возможность одеться самому

 

Поверьте, что ещё большее удовольствие вам доставляет успехи ребенка в овладении элементарными умениями: надевать платье или рубашку, носочки застегивать пуговицы и т. д. Неважно, если это у него получилось не совсем правильно или вовсе не получилось. Помогите ему, найти петельки на рубашке, похвалите его. Он еще очень мал, но элементарную самостоятельность уже проявляет, что пожалуй самое главное.

Не упустите период с 1,5 до 2,5 лет в развитие самостоятельности. Её можно рассмотривать уже как черту характера, складывающие на всю оставшуюся жизнь.

Если эту работу начинать в более старшем возрасте, то достичь положительных результатов будет труднее, т. к. уровень развития ребенка станет выше и возможность утвертить свою самостоятельность будет уже не привлекательна потому что появится много других интересов.

 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 222 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА