Понедельник, 22:18 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Консультация «Методика проведения физкультурных занятий на воздухе».
16.02.2019, 20:27

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено последовательное формирование у дошкольников двигательных умений и навыков.

В целях формирования большей самостоятельности воспитателю в программе при отборе содержания  физкультурных занятий перечень упражнений в разделе «Физкультурные занятия» дан не поквартально, а на год. Некоторые упражнения – прыжки на мягкое покрытие, упражнения с набивными мячами, ряд упражнений в равновесии, ходьбе и беге включены в программу впервые. Начиная с  младшей группы,  введено обязательное еженедельное проведение во время прогулки третьего физкультурного занятия (круглогодично) на воздухе, ежемесячное проведение физкультурного досуга, а начиная со средней группы – физкультурных праздников (2 раза в год).

Каждому воспитателю необходимо не только знать требования «Программы воспитания и обучения в детском саду», уровень физической подготовки детей, их индивидуальные особенности, но и уметь проводить разные типы занятий. Наряду с занятиями смешанного типа, где осуществляется разучивание и закрепление движений, надо проводить физкультурные занятия тренирующего характера, обеспечивающие комплексное развитие тренирующих качеств. Следует шире использовать на занятиях  общеразвивающие  упражнения в парах, тройках, применять большой обруч, длинную палку, верёвку.

Новые подвижные игры рекомендуется разучивать на физкультурных занятиях. В целях увеличения моторной плотности игр, надо обеспечивать чёткое объяснение правил игры. Особое внимание требуют физкультурные занятия на воздухе. Рекомендуется на первом этапе работы в холодный период года не переодевать детей в спортивную форму для занятий на улице, а лишь частично облегчить их одежду. Но при этом обязательно должно соблюдаться переодевание, растирание сухим полотенцем после занятия. Такие рекомендации не означают, что надо всегда так проводить занятия.

Задача – хорошо овладеть методикой проведения физкультурных занятий на воздухе, с тем, чтобы дети смогли без риска для здоровья заниматься в спортивной форме в холодный период года.

Зимой, когда дети занимаются в спортивном костюме, целесообразнее начинать на воздухе с лёгкого бега. Если в его содержание включаются общеразвивающие упражнения, а они могут и не включатся, то лучше, если они будут хорошо знакомы детям. Один и тот же комплекс целесообразно использовать в течении месяца. Нельзя допускать длительных простоев детей. Все объяснения, организационные моменты на занятии, когда дети находятся без движения, должны по времени не превышать 20 – 30 секунд. В основную часть занятия следует  включать только основные движения, которые можно безопасно выполнять на улице зимой.

Нецелесообразно использовать такие упражнения, как лазание по гимнастической  стенке, ползание, прыжки с разбегу, упражнения с мячом, ходьба по скамейке с набивным мешочком на спине. Содержание одного физкультурного занятия на воздухе может быть представлено, например, только играми, включая подвижные, а со старшей группы – спортивными играми или играми и спортивными упражнениями.

В областях, где бывает снежный покров, третье физкультурное занятие посвящается обучению ходьбе на лыжах. В младшей и средней группах, если у детей ещё нет необходимых умений и навыков, обучение ходьбе на лыжах (это относится и к езде на велосипеде) лучше проводить, используя групповой способ организации детей. В целях более успешного овладения детьми спортивными упражнениями и спортивными играми, увеличение моторной плотности  занятий, необходимо осуществлять предварительную индивидуальную работу с детьми по ознакомлению и обучению упражнениям и играм во время прогулки.

Если физкультурное занятие проводится на прогулке, с детьми сразу после переодевания и выхода из помещения организуются наблюдения окружающего, спокойная деятельность. Дети, страдающие излишней потливостью, должны после занятия быть 20 минут в помещении под присмотром педагога.

При проведении физкультурного занятия в конце прогулки, необходимо так организовать деятельность детей, чтобы они не перевозбуждались  и не устали. В этом случае подвижные игры лучше организовать в начале прогулки, затем относительно спокойную деятельность и ознакомление с окружающим.

Независимо от того,  в какой части прогулки  проводится это занятие, следует уделить внимание переодеванию детей. Фрамуги в помещении должны быть заблаговременно закрыты, температура воздуха не ниже +25 С. Зимой площадка для занятий должна быть очищена от снега, при необходимости посыпана песком, постройки из снега (снежные валы, горки, ледяные дорожки, площадки для игры в хоккей) следует располагать подальше от кустарника, стационарного оборудования во избежание травм детей.

Осуществлять планирование нужно так, чтобы другой воспитатель мог по этому плану успешно провести физкультурное занятие. Должны чётко и конкретно указываться ведущие задачи, решаемые на данном занятии. Следует указывать исходные положения для общеразвивающих упражнений, их дозировку, темп выполнения, последовательность всех физкультурных упражнений, способ организации детей для выполнения основных упражнений, оборудования и пособия. Ссылок на пособия и методическую литературу в плане делать не следует. При необходимости можно сослаться на предшествующее занятие. Надо учитывать, что одинаковых занятий проводить нецелесообразно.

 

2-я группа раннего возраста.

Проводятся 2 занятия в неделю. Желательно, чтобы они проходили в зале, летом на площадке.

В первой половине года группа делится на 2 подгруппы с учётом здоровья детей и уровня формирования двигательных навыков.

Длительность занятия 15 минут. Во второй половине года в занятии участвуют все дети одновременно.

Структура: обучение основывается на подражании педагогу. Проводятся упражнения в игровой форме.

Общеразвивающие упражнения в этой группе можно выполнять с предметами. Предметы и игрушки должны быть знакомы детям, в противном случае они будут отвлекаться.

Для основной части брать 2-3 вида основных движений. Первым даём новое или более сложное. Для упражнения малышей в основных движениях использовать фронтальный, поточный и индивидуальный способы организации детей.

Дозировка:

О.Р.У. – 4-5 раз, 4-5 упражнений.

Утренняя гимнастика – 3-4 упр. по 4-5 раз.

 

Младшая группа.

Занятия проводятся коллективно 3 раза в неделю. Третье занятие организуется на воздухе, летом – в начале утренней прогулки, осенью и зимой – в конце, так как детям нужно после занятия переодеться.

Структура: в первом квартале необходимо повторение материала предыдущего года. Ведущие способы организации детей – фронтальный и поточный, при обучении наиболее сложным движениям (метание, лазание, прыжки) используется так же индивидуальный способ.

В III квартале упражнения в основных движениях можно проводить по подгруппам. Воспитатель должен видеть всех детей и уделять особое внимание тем, кто выполняет новое и наиболее трудное движение. Детей приобщать к подготовке занятиям.

Оценка деятельности должна быть направлена на анализ активности, умения действовать сообща и правильности выполнять упражнения.

Дозировка:

О.Р.У. – 4-6 раз, 4-6 упражнений.

Утренняя гимнастика – 4-5 упр. по 5-6 раз.

 

Средняя группа.

В средней группе проводится 3 физкультурных занятия в неделю, одно из них на прогулке. Продолжительность каждой его части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счёт усложнения упражнений, отработки техники движения и возрастания их дозировки. Следует привлекать детей к подготовке, раздаче и уборке инвентаря для занятий.

Организация:

Применяются следующие приёмы обучения:

  • показ и объяснения;
  • указания;
  • игровые приёмы;
  • имитация;
  • пояснения.

               Необходимо проговаривать последовательность выполнения. Важно сосредотачивать внимание ребёнка на наиболее удавшихся элементах движения.

Способ организации: используются различные способы организации детей – фронтальный, поточный по подгруппам, индивидуальный. В течении одного занятия могут быть использованы 2-3 способа организации.

Дозировка:

О.Р.У. – 4-6 раз, 6-7 упражнений.

Утренняя гимнастика – 6-7 упр. по 4-6 раз.

В средней группе 1 раз в месяц организуются физкультурные досуги – 20 минут. Физкультурные праздники проводятся 2 раза в год длительностью – 45 минут.

 

Старшая группа.

В старшей группе проводятся 3 физкультурных занятия в неделю по 30 минут, одно из них на прогулке.

Структура: приёмами обучения служат показ и объяснения. Применяется объяснение без наглядного сопровождения или показ элементов упражнения. Образец выполнения воспитатель даёт в разных по отношению к детям положениях. Необходимо, чтобы в течении года в показе упражнений принял участие каждый ребёнок. Готовить к этому нужно заранее, до занятия. Следует развивать у детей умение анализировать свои движения, оценивать качество их выполнения, замечать ошибки и исправлять их. В целях повышения моторной плотности занятий, необходимо использовать разные способы организации детей.

Дозировка:

О.Р.У. – 5-8 раз, 6-7 упражнений.

Утренняя гимнастика – 6-8 упр. по 5-8 раз.

 

Подготовительная группа.

Проводятся 3 занятия в неделю, одно из них на прогулке.

Организация: на каждом занятии надо чётко ставить перед детьми задачу, давать возможность осмыслить и объяснить ход и способы выполнения задания. Используются словесные методы, показ сложных упражнений и отдельных элементов.

Во второй половине года в упражнения и игры целесообразно включать элементы соревнования. Большое значение в обучении движениям имеют чёткий анализ и оценка деятельности детей, особенно по ходу выполнения упражнений. К оценке целесообразно привлекать детей.

В вводную часть занятия включаются задания на внимание, строевые, общеразвивающие упражнения. Нужно давать упражнения для мелких групп мышц кистей, рук, стопы, шеи.

Дозировка:

О.Р.У. – 6-8 раз, 8-10 упражнений в среднем и быстром темпе.

Утренняя гимнастика – 8-10 упр. по 6-10 раз.

 

Физкультурные досуги проводятся 1 раз в месяц – 40 минут. Проводят на открытом воздухе во второй половине дня.

Физкультурные праздники проводятся 2 раза в год по 1 часу.

 

 

 

 

 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 74 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА