Воскресенье, 10:49 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Консультация для воспитателей "Игры со звуками"
19.03.2014, 18:12
Консультация для воспитателей «Игры со звуками»

Учитель-логопед Чумакова Елена Владимировна
ГБДОУ детский сад №83 комбинированного вида Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга

Знакомство с миром звуков для детей начинается с игр. В младенческом возрасте ребенок реагирует на звук погремушки, на шум, на звук голоса. Уже с раннего возраста (6-9 мес.) мы начинаем использовать игры со звукоподражаниям и неречевыми звуками. Хочу предложить варианты игр со звуками по нескольким направлениям (игры ориентированы на детей разного возраста – от ясельной группы до подготовительной).

1. Игры с неречевыми звуками, игры со словами-звукоподражаниями (от 6 мес.)

Игра «Что как звучит»
Играть можно с картинками («Что как звучит» Школа семи гномов), звучащими игрушками, шумовыми игрушками (бутылочки, наполненные разными крупами).
Например, предъявляем картинки «Это молоток. Тук-тук», «Это телефон. Дзинь-дзинь» и т.д. Потом спрашиваем «Где тук-тук?» - ребенок находит картинку.
Игра «Поезд»
Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к матрешкам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют звуки поезда, произнося : «Чу-чу-чу» — отправление поезда; «У-у-у» — паровоз гудит; «Чух-чух-чух» — поезд останавливается около стула, на котором стоит большая матрешка
Загудел паровоз: «У-у-у»
И вагончики повез.
Чох-чох, чу-чу!
Я далёко укачу!
Игра «Накачаем шину» (звукоподражание и движения)
Накачаем нашу шину.
Ш – ш – ш!
И поедем на машине:
Ж-ж-ж!
Вдруг, как лопнет наша шина
Хлоп!
Всё, не едем на машине
Стоп!
Накачаем снова шину
Ш-ш-ш!
И поедем на машине
Ж-ж-ж!

Для детей постарше ( с 1,5л.) проводятся игры со звучащими игрушками, музыкальными инструментами, «звучащими» предметами (сминаем бумагу, льем воду и т.д. за ширмой)

Игра «Угадай, что звучит»
С предметами, с музыкальными игрушками, с гремящими коробочками, наполненными разными крупами (найти одинаково звучащие), с использованием аудиозаписей с бытовыми шумами (бумага сминается, шум города, дверь закрывается, посуда гремит, вода течёт и т.д.)

Отдельно выделяю игры – звукоподражания, в которых используются подражания голосам животных и птиц.
Игра «Кто в домике живет?»
Воспитатель (показывая картинку с изображением кошки). Кто это? (Ответы детей.) Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза)* (Показывает картинку с изображением котенка.) А это кто? (Ответы детей.) Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). (Показывает картинку с изображением собаки.) Кто это? (Ответы детей.) Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). (Показывает картинку с изображением щенка.) А это кто? (Ответы детей.) Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза).
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «Ав-ав» (произносится громко)! (Ответы детей.) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (Ответы детей.)
Отгадайте, кто в этом домике живет: «Мяу-мяу» (произносится тихо)! Как котенок мяукал? (Ответы детей

Игра «Кого зовут?»
Сначала попросите ребенка сымитировать голос взрослого животного – громкий и грубый, а затем детеныша – тихий и нежный.
Взрослый: Корова зовет теленка: Ребенок: МУ-МУ-МУ,
Взрослый: Теленок отвечает: Ребенок: му-му-му.

Взрослый: Коза зовет козленка: Ребенок: МЕ-МЕ-МЕ.
Взрослый: он отвечает: Ребенок: ме-ме-ме.

Взрослый: Баран зовет ягненка: Ребенок: БЕ-БЕ-БЕ,
Взрослый: а он отвечает: Ребенок: бе-бе-бе.

Взрослый: Кошка зовет котенка: Ребенок: МЯУ-МЯУ-МЯУ,
Взрослый: а он отвечает: Ребенок: мяу-мяу-мяу.

Взрослый: Собака зовет щенка: Ребенок: АФ-АФ-АФ,
Взрослый: а он отвечает: Ребенок: аф-аф-аф.

Взрослый: Гусь зовет гусенка: Ребенок: ГА-ГА-ГА,
Взрослый: а он отвечает: Ребенок: га-га-га.

Взрослый: Утка зовет утенка: Ребенок: КРЯ-КРЯ-КРЯ,
Взрослый: а он отвечает: Ребенок: кря-кря-кря.

Взрослый: Лошадь зовет жеребенка: Ребенок: ГО-ГО-ГО,
Взрослый: а он отвечает: Ребенок: го-го-го.

Игра «Что там слышно за углом?».
Взрослый произносит текст, а ребенок продолжает звукоподражанием (до этого стихотворение читается и обыгрывается с детьми несколько раз, чтобы дети запомнили слова-звукоподражания).
Взрослый: Что там слышно за углом:
Ребенок: бомм-бомм-бомм-бомм!
Взрослый: Может, это телефон:
Ребенок: динь-дон, динь-дон?
Взрослый: Может, часики спешат:
Ребенок: тик-так, тик-так!
Взрослый: Может быть, звонок звенит:
Ребенок: дзинь-дзинь, дзинь-дзинь?
Взрослый: Может, это просто стук:
Ребенок: тук-тук, тук-тук!
Взрослый: Может, это чей-то писк:
Ребенок: пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Взрослый: Может, дует кто в дуду?
Ребенок: ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Взрослый: Может, ежик к нам идет?
Ребенок: топ-топ, топ-топ!

«Песенки –чудесенки»

Свисток раздался строгий - «ССС…»
Шипит сердито шина – «ШШШ…»

Комар над ухом всё звенит - «ЗЗЗ…»,
Пчела над лугом всё жужжит - «ЖЖЖ…».

Воркуют голуби - «ГРУ-ГРУ»,
Трубит слонёнок - «ТУ-РУ-РУ».

Синичка тенькает - «ТЕНЬ-ТЕНЬ»,
А балалайка - «ТРЕНДИ-БРЕНЬ».

Ручей журчит - «ДИНЬ-ДИНЬ, ДИНЬ-ДИНЬ»,
Звенит будильник - «ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ».

Труба трубит - «ТУ-РУ-РУ-РУ»,
А дрель жужжит - «ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ».

Лягушка квакает - «КВА-КВА»,
Ревёт осёл-«ИА-ИА».

Овечка блеет - «БЕ-БЕ-БЕ»,
Мекает коза - «МЕ-МЕ».

Пароход гудит - «ЛУ-ЛУ…»,
Воет волк в лесу - «У-У-УУУ».

Паровоз пыхтит - «ЧУХ-ЧУХ»,
Молоток стучит - «ТУК-ТУК».

Ёжик фыркает - «ФЫР-ФЫР»,
Мотор заводится - « ДЫР-ДЫР».

Малыш лопочет - «УА-УА»,
Гусь во дворе гогочет - «ГА- ГА, ГА-ГА».

Кукует на суку кукушка - «КУ-КУ, КУ-КУ»,
Коровушка мычит - «МУ-МУ, МУ-МУ».

Дождик капает – «КАП-КАП»,
Ворона каркает - «КАР-КАР».

Дверь в сарае - «СКРИП, СКРИП»,
А снежок - «ХРЫП-ХРЫП».

Зовёт Петрушка всех друзей-«ЭЙ-ЭЙ»,
Кричат болельщики - «БЕЙ-БЕЙ!».
У бабушки болит спина - « АЙ-АЙ»,
Света просит маму - « ДАЙ-ДАЙ».

Булькает вода –« БУЛЬ-БУЛЬ»,
Мама кур зовёт- « ГУЛЬ-ГУЛЬ».

Тикают часы - « ТИК-ТАК»,
Эхо повторяет - « ТАК-ТАК».

Фонетическая зарядка « Доброе утро!»

Логопед: Просыпайся , утёнок,
- КРЯ-КРЯ-КРЯ
Логопед: Просыпайся ,гусёнок,
- ГА-ГА-ГА
Логопед: Просыпайся, цыплёнок,
-ПИ-ПИ-ПИ
Логопед: и индюшонок
- БЛ-БЛ-БЛ
Логопед: Просыпайся, телёнок,
-МУ-МУ-МУ,
Логопед: Просыпайся, козлёнок,
- МЕ-МЕ-МЕ,
Логопед: Просыпайся, котёнок,
-МЯУ-МЯУ
Логопед: и жеребёнок,
-Иго-го.
Логопед: Просыпайся , Каркуша,
- КАР-КАР-КАР,
Логопед: Просыпайся, Тигруша,
- Р-Р-Р,
Логопед: Просыпайтесь, зверята и мои ребята!
- ДОБРОЕ УТРО!

Чтение и обыгрывание стихотворения «Путаница» К Чуковского

Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать.
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
«Мяу-мяу».
Кошечки захрюкали:
«Хрю-хрю-хрю».
Уточки заквакали:
«Ква-ква-ква!»
Курочки закрякали:
«Кря-кря-кря».
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
«Му-у-у!»
Прибежал медведь
И давай реветь:
«Ку-ка-ре-ку!»
К.Чуковский

Стихотворение со звукоподражаниями
Взрослый читает текст, а ребенок добавляет в конце строчки звукоподражание.
Как у наших у ворот
Муха песенку поёт: з-з-з!
Как у наших у ворот
Жучок песенку поёт: ж-ж-ж!
Как у наших у ворот
Медведь песенку поёт р-р-р
Как у наших у ворот
Коза песенку поёт бе-бе-бе
А корова подошла му-у-у-у
Повалила ворота БУХ!

Стихи для развития слухового восприятия, внимания.
Шумный Ба-бах
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спряталсяТук-тук,
На сосну взбежал Цок-цок,
В чащу кинулся Прыг-скок;
Чик-чиришка в листья – порх!
Шебуршонок в норку – шорх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-бах
В очень громких сапогах.
Дж.Ривз
- Какие короткие слова-звукоподражания вы услышали? Кто это такие? (тук-тук – дятел, цок-цок – белка, прыг-скок – зайка, чик-чиришка – воробей, шебуршонок – мышка, ба-бах – охотник)

Игра «Кто спрятался?»
В игре используются звукозаписи голосов животных.
Детям предъявляются картинки с изображением животных. Потом все животные «прячутся» (например, за забором – картинка с изображением забора). Детям предлагается угадать, чей голос прозвучал. Включается аудиозапись голоса животного, если ребята угадали – из-за забора появляется животное.

2. Игры со звуками (произношение звуков, артикуляция) (от 2-3 лет)

Игра «Ветер» (учим ребенка вызывать звук, акцентируем внимание на кинестетических ощущениях при артикуляции)
Сильный ветер налетел,
Голосок у нас запел.
Ручку к шейке прижимай
Голосочек подключай : В-В-В-В-В-В-В!

Звук П
Воздух в носик набирайся,
И сквозь губки прорывайся: П.

Звук Б
Б легко произнеси,
Голосочек подключи.
( Кладем руку на горло и произносим п-б)

Домик
Мы построить дом хотим,
Работу язычку дадим,
Молоточки мы возьмем,
Дружно гвоздики забьем. Д-д-д-д

Язычок отдыхает
Язычок наш загорает,
Легко, спокойно отдыхает,
И тихонько напевает и-и-и-и.

3. Работа с чистоговорками (от 4 лет)

Игры-добавлялки
Взрослый читает чистоговорку, дети добавляют слово в рифму. Для детей 3-4 лет можно предъявлять картинку.
Ра-ра-ра – начинается …игра
Ры-ры-ры – у мальчиков … шары
Ро-ро-ро – полное воды….ведро
Ру-ру-ру – продолжаем мы …игру
Ре-ре-ре – стоит домик на горе
Ри-ри-ри – на ветках снегири
Ар-ар-ар – кипит наш …самовар
Ор-ор-ор – созрел красный…помидор
Ир-ир-ир- мой папа …командир
Арь-арь-арь – на улице горит…фонарь
Ло-ло-ло – летом на улице…тепло
Лу-лу-лу стол стоит в…углу
Ша-ша-ша – кормит мама малыша
Шу-шу-шу – я письмо …пишу
Жа-жа-жа – есть иголки у …ежа
СА-са-са – в лесу рыжая…лиса
Су-су-су – боберём грибы в …лесу.

Разучивание чистоговорок на определенный звук
Чистоговорки помогут закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, а также овладеть чтением слогов различных типов, запомнить некоторые грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения чистоговорок.
Слог дети постепенно учатся прочитывать самостоятельно, с трехкратным повторением. Содержание чистоговорки запоминают с опорой на картинку.
Работа с чистоговорками поможет превратить однообразную и скучную работу по автоматизации звуков в увлекательную игру.

Пример занятий по чистоговоркам с картинками
1. Взрослый произносит три раза слог и чистоговорку, ребенок повторяет.
2. Взрослый произносит слог один раз, указав на него, а ребенок трижды его повторяет и произносит чистоговорку по памяти с опорой на картинку. Можно в качестве поощрения при правильном произношении дать ребенку красный кружок, а если с ошибкой - синий.
3. Ребенок произносит чистоговорки по порядку самостоятельно.
4. Взрослый предлагает произнести ребенку ту чистоговорку, на которой будет стоять какая-нибудь мелкая игрушечка: «Мишка будет учить вот эту чистоговорку».
5. Если определенные чистоговорки уже достаточно хорошо знакомы, взрослый просит ребенка произнести их на память. Если занимается несколько детей, то другой ребенок следит за тем, какие чистоговорки уже названы и отмечает их при помощи фишек. Можно устроить соревнование между детьми, кто больше вспомнит на память чистоговорок.
6. Взрослый показывает только слог, ребенок должен прочитав его найти к нему чистоговорку с картинкой. Можно с обратной стороны написать такой же слог и предложить ребенку перевернуть карточки. Перед ним будут лежать только слоги. Ребенок должен прочитать слог и вспомнить какая под ним чистоговорка. Это задание можно проводить в виде игры с несколькими детьми. Кто быстрее найдет у себя чистоговорку с нужным слогом, тот получит карточку с ним. Кто больше соберет карточек, тот и победитель.

Песенки-попевки (из серии «Музыка с мамой» - «Веселая логоритмика»)

Пение складовых попевок весьма эффективно для развития артикуляционного аппарата и формирования навыков правильного звукопроизношения. Рекомендуется на каждый отрабатываемый слог хлопать в ладоши или постукивать пальчиком по ладошке. Малышам 2-3 лет можно иногда помочь, выполняя движения их руками, а также предлагать выполнять упражнения не под фонограмму, а под пение или чтение взрослого в удобном темпе.
Дети 4-5 лет могут выполнять самостоятельно под фонограмму более сложные движения: идти пальчиками по столу, загибать пальцы, перебрасывать взрослому мяч и др.
Рекомендуется также «чтение» упражнений – постукивание по карточкам с соответствующими слогами, выложенными в правильном или произвольном порядке. Малыши, проговаривая упражнение, будут также с большим удовольствием ходить или прыгать по листам бумаги со слогами, разложенными на полу.
Пение развивает у малышей дыхание, ритм, помогает развивать интонационную сторону речи. Пение в сочетании с движением формирует связи между полушариями мозга и является необходимым этапом хорошего общего развития для любого ребенка.
Ку, ку, ку, ку – спел петух ку-ка-ре-ку.
Ги, ги, ги, ги – на лужок скорей беги.
Гу, гу, гу, гу – ходят гуси на лугу.
Ки, ки, ки, ки – ходят кони и быки.

4. Развитие речевого слуха, звукового анализа (от 4 лет)

Стихи для развития слухового восприятия
В таких стихотворениях обыгрывается какой-то звук или звукоподражание, вызываются ассоциации – связь звукового облика слова со значение этого слова.

- Послушайте стихотворение.
Игра в слова
Скажи погромче
Слово «гром» -
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат» -
И сразу мыши зашуршат.
Скажи:
«Кукушка на суку» -
Тебе послышится:
«Ку-ку».
А скажешь слово
«Листопад» -
И листья падают, летят.
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
И т.д.
- Посмотрите, как разные звуки помогают нам понять, о чем стихотворение.

- Отгадайте загадки. Какие звуки помогают найти отгадку?
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
В.Фетисов
- Какой звук часто повторяется? Ж-ж-ж. Он помог нам назвать того, о ком эта загадка. Это – жук.

Как взялась кума за дело.
Завизжала и запала.
Ела-ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
- Назовите звук-помощник. З-з-з. Он помог нам отгадать загадку. Это пила.

Ежудневно,
В шесть утра,
Я трещу:
- Вставать порррра!
С.Погореловский.
- Какое слово и какой звук передают звонок? Это будильник.

- Послушайте стихотворение и скажите, как автор в стихах передает различные звуки природы.
Была Закрапал,
Тишина, Закрапал
Тишина, По крыше…
Тишина… Наверно,
Вдруг Сейчас
Грохотом Барабанить он станет.
Грома Уже барабанит!
Сменилась Уже барабанит!
Она! А.Шибаев.
И вот уже дождик
Тихонько –
Ты слышишь? –
Закрапал,

Ворона
- Кра! Грош украл он
Кричит ворона. – Из кармана!
Кража! Карандаш!
Караул! Картонку!
Грабёж! Пробку
Пропажа! И красивую
Вор прокрался Коробку!
Утром рано! В.Орлов

- Послушайте стихотворение. Какие легкие лесные шорохи отражены в нем?

В тишине лесной глуши По болоту
Шёпот к Шороху спешит. Вышли цапли на охоту.
Шёпот к Шороху спешит, Цапли ужинать спешат,
Шёпот по лесу шуршит. Рыщут – ищут лягушат.
- Ты куда? - Слышишь?
- К тебе лечу. - Слышу…
Дай на ушко прошепчу: Две букашки
Шу-шу-шу да ши-ши-ши. Спать устроились в ромашке.
- Тише, Шорох, не шурши, Под простынки влезть хотят,
Навостри-ка уши – Лепестками шелестят.
Тишину послушай!.. «Звинь-звинь-звинь!» -
- Слышишь? А это шмель
- Слышу. Прошмыгнул и сел на ель.
- Что ты слышишь? У Пчелы-портнихи Шмель
- Шуборшатся где-то мыши, Шьёт хорошую шинель.
под кореньями шуршат – Он вернётся с этой ели
дружно шишку шелушат. В новой шёлковой шинели,
- Тише, Шорох, не дыши!.. С медной шашкой,
Слышишь, стихли камыши? В звонких шпорах -
Слышишь? И умчится в вышину….
- Слышу… - Что ещё ты слышишь, Шорох?
Слышу тишину.
В.Суслов
- Что вы услышали? (шелест листьев, шум камыша, движение шмеля). Какие звуки повторялись в словах?

- Послушайте ещё стихотворение. Какой звук помогает передать плеск воды, звуки ливня?
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице,
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: «Ура! Вперед!»
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой!
- Что мне волны! Самый полный! –
Не сдается рулевой.
- Я на волнах поплыву!
По каналу – и в Москву!
Только ливень всё сильнее.
Только капли всё крупнее.
Хвастунишку не жалея,
Бьют сильнее и больнее!..
Лягушонок в лужу – Плюх!
И на землю,
Под лопух.
В.Суслов

Игры-звукоподражания
Это способ акцентирования и интонирования звуков в речи.
Играем в пчел. Подбирает слова со звуком «ж». – Давай дружжжить. Где тф жжжживешь? И жжживу в это жжжжилище. Я угощу тебя пирожжжжными и морожжжжженым. Дальше придумываем слова со звуком «ж».

После этих игр можно переходить к звуковому анализу.

Выделение первого звука
Играть можно по картинкам или устно. Ребенку предлагается назвать, какой звук слышится в начале слова. Часто дети называют вместо звука первый слог ( машина начинается на «ма»). Необходимо исправлять такие ошибки, приучать членить слово на звуки.

Игра в магазин
Предлагаем поиграть в магазин. Ставим условие: продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове.

Цепочка
- Мы будет играть в слова. Я называю слово, ты слушаешь слово, на какой звук кончается. Называешь слово, которое начинается с этого звука. (При этом слова надо произносить так, чтобы нужный звук звучал утрированно).

СЛОНННН – НННОС – СССОК – КККОТ

Игра «Исправь ошибку»
Взрослый произносит слово неправильно, ребенок должен исправить ошибку.

«Класная сапочка» , «Кот в тапогах» и т.д.

Игра «Звук потерялся»
Для этой игры можно использовать картинки по лексическим темам (одежда, посуда, мебель, животные). Выбираем слова, начинающиеся с согласного звука. Взрослый называет слово, опуская первый звук – ребенок называет слово правильно.
Апоги – сапоги,

Игра «Иностранец»
- Иностранец не умеет произносить какой-то звук – угадай какой.
У слона ффффобот, положи в чай сафффар

Игра «Звуковое лото»
Детям раздаются картинки, ведущий называет звук (например В). У кого есть картинка, в названии которой такой звук? У меня ввворобей. У меня ввворона. Карточка переворачивается.

Игра «Нагрузи машину»
Для игры нужны карандаши, бумага.
Предлагаем ребенку нагрузить машину словами со звуком «м». Ребенок рисует дом, марку, мыло…

Игра «Запретные звуки»
Взрослый ведущий задает вопросы, а ребенок отвечает, соблюдая правило – не произносить определенный звук. Например, запрещен звук Ч.
- Что показывает время? Асы
- В чем перевозят вещи? Эмодане
- Луковый мальчик из сказки? Ипполино

Игра «Вкусные звуки»
- К нам прилетал Карлсон и сказал, что самая вкусная еда на звук «к». Что будет есть Карлсон? Конфеты, какао, крем, карамель, картошка …

Игра «Тим и Том»
Детям предлагаются картинки с изображением двух мальчиков. Один их них худенький, одет в синий костюм, другой толстенький, одет в зеленый костюм. Их зовут Тои и Тим. Том любит твердые звуки, а Тим – мягкие. Выбираем лексическую тему. Например, продукты. Детям предлагается раздать картинки Тиму и Тому. Тим возьмет те продукты, названия которых начинаются на мягкие согласные звуки (мед, кефир, пирог…), а Том возьмет те, названия которых начинаются на твердые согласные звуки (котлеты, булку, кофе…)

Игры со словами-квазиомонимами
На поляне весной вырос ЗУБ молодой.
Поэт закончил строчку, в конце поставил БОЧКУ.
Много снега во дворе, едут ТАНКИ по горе.
Ехал дядя без ЖИЛЕТА, заплатил он штраф за это.

5. Для подготовительной группы – подготовка к обучению грамоте

Учим детей преобразовывать слова, изменяя один звук.
Хлев – лев, уточка – точка, столб – стол, укол – кол, зубр – зуб, коса – оса, мрак – рак, полк – пол, удочка – дочка, смех – мех, олень – лень, клещ – лещ, снаряд – наряд, град – рад, стол – сто, экран - кран.

Добавьте к слову один звук, чтобы получилось новое слово
Рот – крот, роза – гроза, рубка – трубка, стол – столб, дар – удар, клад – склад, шар – шарф, усы – бусы.

Заменить один звук на другой, чтобы получилось новое слово (подсказать, какой именно звук) Это т.н. слова-квазиомонимы
Корж – морж, зубы – дубы, киска – миска, песок – лесок, галка – палка, орёл – осёл, норка – корка, клин – блин, свет – цвет, полено – колено, рамочка – мамочка.

Игра «Угадай слово»
- Я произношу слово, вместо одного звука хлопаю в ладоши. Угадайте, какой звук я пропустила, назовите слово целиком.
Вол…, …убы, …рач (врач, грач), ми….ка (мишка, миска), …очка (почка, дочка,кочка), кры…а (крыша, крыса), …илет (билет, жилет), бу…ка (булка), бу…ан (баран, банан)

Развиваем речевой слух, слоговой синтез.
- Называйте последний слог в конце каждой фразы, потом должно получиться слово.

Картина Что мешает? Кто под вербой?
Чёрный ворон на дубу Эй, держи, хватай! Тучи давят на поля,
С белой крапинкой на лбу. В лесу ловят рыжую лису. Будет воду пить земля.
БУ СУ ЛЯ
От дождя блестит кора, Шум и гам. Народу тьма. Гладь реки. На берегу
Вдалеке видна гора. Громче всех кричит Кузьма. Ветер вербу гнёт в дугу.
РА МА ГУ
Нелегко туда пройти, Он без куртки, без пальто. Слева крыша шалаша,
Мост разрушен на пути. Вместо шапки решето. Сложен он из камыша.
ТИ ТО ША
В замке светится окно. Из оврага, где ольха, Словно красный сок граната
А в горах уже темно. Слышны крики петуха. Над рекой лучи заката.
НО ХА ТА
Превосходная картина? Изловить лису б неплохо, Кто под вербой на картине,
Кто художник? Да мешает СУМАТОХА Поищи посередине.
БУРАТИНО ЛЯГУШАТА

ЛИТЕРАТУРА:

1. Герасимова А. Малыш учится говорить. От «агу» до монолога. – М., 2011.
2. Денисова Д. Что как звучит? М., 2012
3. Денисова Д. Это чей голос? М., 2012
4. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2006
5. Кривцова Т.А. Программа занятий по речевому развитию детей 2-3 лет. М., 2010
6. Новоторцева Н.В Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. Ярославль, 2000
7. Соломина К. Ваш малыш день за днем. От рождения до трех лет. – М., 2012.
Категория: Дошкольное образование | Добавил: elena-chumakova-logo
Просмотров: 1600 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА