Воскресенье, 15:11 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Дикие животные"
13.01.2014, 20:02
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 161
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Дикие животные»

Подготовила:
Воспитатель МБДОУ №161
Быкова Наталья Никитична

г. Кемерово
2014
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительная к школе группе
Тема: «Дикие животные»

Цель: знакомство детей с представителем редкого вида животного мира Кемеровской области семейства Оленьи, отряда Парнокопытные – Сибирским лесным северным оленем.
Задачи:
- расширить знания детей об отличительных особенностях строения сибирского лесного северного оленя. Научить выделять признаки приспособления сибирского лесного северного оленя к среде обитания. (По способу передвижения, по защите от врагов, по приспособлению к холоду или жаре, по характеру питания).
- развивать понимание средообразующей роли родителей. (Согревают детенышей, выкармливают, защищают от врагов, учат разыскивать корм). Закрепить знания о расположении заповедника «Кузнецкий Алатау» - место охраны сибирского лесного северного оленя.
- воспитывать чувство бережного отношения к животным родного края. Развивать навык передавать в лепке (рисунке) биологические особенности животного – сибирского лесного северного оленя.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, художественное творчество.
Оборудование: слайды (видеоряд) «Сибирский лесной северный олень»; иллюстрации с изображением оленей (в том числе и сибирского лесного северного оленя) и других животных, карта России (ареал обитания оленей), карта Кемеровской области с обозначением мест обитания сибирского лесного северного оленя, иллюстрации с изображением хозяйственной деятельности человека, Красная книга Кемеровской области, карточки (разрезанные по системе «пазл») на магнитах с изображением сибирского лесного северного оленя, магнитные мольберты (2 комплекта), конверты с прорезями «окошечками» и фотографии или иллюстрации лося, косули, кабарги, благородного оленя, северного оленя и других зверей, гербарий эпифитных лишайников и трав альпийских лугов, слепок (отпечаток) следа парнокопытного животного, маски с изображением сибирского лесного северного оленя и лося, маски с изображением оленят, фишки на магнитах – 6 штук, плакат с кроссвордом, макет рельефа скалистой местности, дощечки для лепки пластилином, пластилин, стеки.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций, слайдов с изображением горных хребтов, тундры, снежников и сибирского лесного северного оленя, лося, косули.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы): обогащение материалами игры «Зоопарк», самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Взаимодействие с родителями / социальными партнерами: беседа с родителями об организации экскурсии в зоопарк. Экскурсия в музей этнографии и экологии Кемеровского государственного университета.
Словарь: кочевка, зимняя кочевка, молодняк, олень, олененок.

Ход
Просмотр слайдов (видеоряд) с изображением горных хребтов, снежников, ледников. Горных водоразделов, горной тундры, болот (мезоолиготрофных) и альпийских лугов, сибирского лесного северного оленя [Приложение 1] .
Воспитатель: Олени – грациозные животные, у них стройное тело и длинные тонкие ноги. Большинство оленей живут стадами в лесах умеренного климата Азии, Европы и Америки. На территории России так же имеют свой ареал. (показывает на карте) [Приложение 3].
Эти ловкие и бдительные животные спасаются от многочисленных хищников, стремительно убегая от них.
Дети, сейчас вы видите сибирского северного лесного оленя. Полюбуйтесь, какое это грациозное животное. (Просмотр иллюстраций). [Приложение 2]
«Встреча оленей» (инсценировка).
(Выходят дети, на голове у детей шапочки с рогами оленей: лося и оленя северного сибирского лесного). (Могут быть надеты «фартуки» с изображением лося и оленя или маски с изображением головы сибирского северного лесного оленя и лося).
Воспитатель: В сибирской тайге живет лось. Это самый крупный представитель семейства Оленей.
Ребенок (в маске лося): Тело лося покрыто шерстью. Окраска лося буровато-черная. Иногда встречаются звери со светлой шерстью. От других оленей лося можно отличить по тяжелой горбоносой голове. Голову нашу украшают хорошо развитые рога, похожие на ладонь человека с растопыренными пальцами. Лосихи, как и самки большинства других оленей – безроги.
Воспитатель: Днем лось кормится травой, сдирает кору с осины. Лось всегда на страже. Защищаться от врагов ему помогают тяжелые, ветвистые рога. И крепкие копыта на ногах.
В поисках корма шел лось через болото. Шел по редкому лесу и поднялся на склон горы на вершине, которой лежал снег. Где и повстречал другого оленя. Удивился лось и спрашивает: (говорит ребенок в маске лося) «Ты откуда такой взялся? Большой, серый? Где ты живешь?»
Олень сибирский лесной северный и ответил: (говорит ребенок в маске оленя сибирского лесного северного) «Я твой родственник. Живу в горах и редко покидаю вершины. Тело сибирского лесного северного оленя покрыто легким и теплым мехом. Летом мех имеет однотонный серовато-коричневый окрас. А зимой мех становится более светлым, почти белым. Мороз и ветер нам не страшен. Рога наши очень похожи на веточки дерева с многочисленными отростками. Они очень крепкие и служат нам защитой.
Лось призадумался и сказал: (говорит ребенок в маске лося) «И верно ты очень похож на меня. Знаешь, мне что-то очень есть захотелось. Мы лоси, поедаем траву, листья, мягкую кору, тоненькие веточки деревьев. А у тебя, что на меню? Пойдем, пообедаем».
«Спасибо, братец, но я лучше отправлюсь в горы. Там на альпийских лугах растет трава и лишайник. Нам оленям они по вкусу».
(Воспитатель демонстрирует гербарий эпифитных лишайников и альпийских трав).
Воспитатель: вдруг лось насторожился, повел ухом и сказал: (говорит ребенок в маске лося) «Я все прислушиваюсь, не крадется ли к нам враг. Приходится все время прислушиваться. А кто у тебя враги? Расскажи».
(говорит ребенок в маске оленя) «Врагов у нас оленей много. Это медведь, росомаха и рысь. Самый главный враг всех оленей это волк. Защититься от врагов нам помогают рога и сильные ноги с крепкими копытами. Удара рогами и копытами боятся наши враги».
(Воспитатель демонстрирует отпечаток или слепок парнокопытного).
(говорит ребенок в маске лося) «Вот-вот нам они то - же враги. Хорошо, что их нет близко. Ну, брат, пора, еще встретимся, поговорим о жизни».
Воспитатель: вот вам и сказка, а учит многому.
Игра «Собери картинку». Составить пазами изображение сибирского лесного северного оленя на магнитном мольберте.
Игра «Угадай и назови животное». Узнать животных занесенных в Красную книгу Кемеровской области по частичному изображению на фотографиях или иллюстрациях.
Воспитатель: В современное время сибирский лесной северный олень на территории Кемеровской области обитает на вершинах Кузнецкого Алатау и Горной Шории. (показывает на карте Кемеровской области). Исследования, проведенные учеными, показали, что в местах обитания северного оленя корма бывает не достаточно. Особенно зимой. И тогда олени вынуждены совершать зимнюю кочевку – спускаться по склонам в лесную зону. По пути кочевки олени вынуждены преодолевать естественные преграды – бурные реки, отвесные склоны. Очень часто на оленей нападают хищники.
Человек ведет хозяйственную деятельность в местах обитания оленей. Добывая золото, перекапывает пути кочевки, причиняя тем самым еще больший урон оленям. Много беспокойства приносят сборщики лекарственных растений – маральего корня и золотого корня. Очень многие животные, особенно молодняк – гибнут. По подсчетам биологов численность сибирского лесного северного оленя может быть оценена не более чем в 150 – 200 голов.
Все данные о сибирском лесном северном олене ученые занесли в Красную книгу Кемеровской области. (Воспитатель демонстрирует Красную книгу Кемеровской области, и разворот на странице № 54).
И люди решили: охоту на оленя запретить. А на территории заповедника «Кузнецкий Алатау» (показывает на карте) [Приложение 4] сибирского лесного северного оленя охранять. Зимой и ранней весной подкармливать и раскладывать соль. А так же ограничивать хозяйственную деятельность человека. [Приложение 5] И уже есть результат: численность оленей, к сожалению не значительно, но все же - возросла.
Игра «Места обитания». Отметить на карте фишками места обитания сибирских лесных северных оленей.
(Выходят дети в шапочках оленей и оленят).
Ребенок: Папа очень крепкий, рослый. И рога ветвисты. Сын, пока еще не взрослый,- рыжий и пятнистый. Он рождается без рожек, в шубке пестренькой в горошек.
Ребенок (в шапочке олененка): Мы оленята появляемся на свет весной. Уже пригревает солнышко, ветер ослабевает, и появляется нежная травка. С первых минут появления рядом со мной моя мама. Она вылизывает олененка языком, и подпускает его к вымени – попить молока.
Ребенок (в шапочке оленя): После рождения оленята еще очень слабы и легко могут стать добычей хищников. Взрослые олени защищают молодняк и для этого объединяются в стадо.
Ребенок (в шапочке олененка): В конце лета я стану большим и уже смогу самостоятельно добывать корм и защищаться от врагов. Стадо подросшие оленята не покидают, а кочуют вместе с остальными оленями.
Ребенок (в шапочке оленя): Молодой олененок покрыт темно – коричневой шерсткой и люди за это дали ему интересное название. Вы его узнаете, если разгадаете кроссворд.

Игра «Животные Красной книги».

1. П о л е в к и
2. р Ы с и
3. е Ж и
4. л о с И
5. в о л К и

1.- мелкие зверьки, обитают в полях, огородах; поедают зерно, корнеплоды.
2.- крупные кошки, обитают в тайге, хищники, враги оленей.
3.- мелкие зверьки, ложатся в спячку, хищники, зачищаются иголками.
4.- крупные животные, обитают в лесах, на болотах, родственники оленя.
5.- хищники, обитают повсеместно в лесах, на полях, в горах; самые опасные враги оленя.
Ребенок: (обращая внимание на макет горных склонов) это макет горных склонов Кузнецкого Алатау. Все мы хотим, чтобы на них жили сибирские лесные северные олени. Знаем, что оленей не надо тревожить. Давайте вылепим целое стадо оленей и поселим их на горах макета.
Самостоятельная деятельность детей: Дети лепят фигурки оленей из предложенного пластилина и размещают их на макете.
Итог: Дети делятся впечатлениями, рассматривают фигурки животных.

Список литературы

1. Администрация Кемеровской области ГУ «Экологический фонд Кемеровской области». Государственный комитет по охране окружающей среды Кемеровской области. Кемеровский государственный университет. Красная книга Кемеровской области [Текст]; научно-популярное издание / Администрация Кемеровской области ГУ «Экологический фонд Кемеровской области». Государственный комитет по охране окружающей среды Кемеровской области. Кемеровский государственный университет – Кемерово, Кемеровское книжное издательство, 2000. – 54-55 с.
2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников (экологические праздники, занятия и игры) [Текст]; пособие / Ю.А.Вакуленко – Волгоград, издательство «Учитель», 2007. – 98-100 с.
3. Иванова А.И. Живая экология (программа экологического образования дошкольников) [Текст]; научно-методическое издание / А.И.Иванова - М., «Сфера», 2007. – 57-69 с.
4. Иванова Н.В. Про все на свете (загадки для детей) [Текст]; популярное издание / Н.В.Иванова – Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2008. -45 с.
5. Ким А.И. Ильяш Л.В. Большая Оксфордская энциклопедия [Текст]; научно-популярное издание / А.И.Ким Л.В.Ильяш – М., «Росмен», 2007. – 306 с.
6. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников [Текст]; популярное издание / Т.И.Линго – Ярославль, «Академия холдинг», 2004. – 176 с.
7. Скалон Н.В. Скалон Т.А. Звери Сибири [Текст]; научно-популярное издание / Н.В.Скалон Т.А.Скалон – Кемерово, Скиф – ИПП «Кузбасс», 2008. – 19-21 с.
Категория: Дошкольное образование | Добавил: natalya2014
Просмотров: 721 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА