Четверг, 17:21 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Из опыта работы Яворской Т.А.: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
[ Скачать с сервера (0.0Kb) ] 04.01.2017, 13:31

Воспитатель МДОУ «Детский сад №2 г.Черемхово»
Яворская Татьяна Александровна

Из опыта работы Яворской Т.А.:
Сенсорное развитие
детей младшего дошкольного возраста
посредством дидактической игры

Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последнее десятилетие к нему появился особый интерес со стороны государства и педагогического сообщества России. Новая государственная политика в сфере дошкольного образования нашла своё отражение в ФГОС дошкольного образования.
Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и предоставляют безграничные возможности для умственного и физического совершенствования, формирования основ будущей взрослой личности и её социализации в современном обществе [1].
С 2015г. в качестве темы своего самообразования я в качестве воспитателя младшей группы МДОУ «Детский сад №2 г.Черемхово» работаю по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. В связи с чем, именно ранний возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире, так как от этого зависит формирование самой личности человека.
Сенсорное развитие ценно и значимо так как:
• является основой для интеллектуального развития;
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-
познавательной деятельности;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной видов
памяти.
Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон развития ребёнка в дошкольном возрасте.
Работа по реализации задач сенсорного развития и воспитания ведется в МДОУ «Детский сад №2 г.Черемхово» по «Программе воспитания и обучения в детском саду от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
На своих занятиях с детьми младшего дошкольного возраста я стараюсь создавать условия для переноса знаний и представлений детей в самостоятельные сенсорные игры. Мои педагогические наблюдения показывают, что особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно преимущественно самостоятельно действовать. Здесь особую роль играют дидактические игры, в которых формируется организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. На этой ступени развития детей формируется первое отношение к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведерке и т. д.); при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу (девочка плачет и др.).
Таким образом, дидактическая игра – это сложное явление, это и игровой метод обучения, и форма развития и самостоятельная деятельность, и средство всестороннего развития личности. В одних случаях игры выступают своеобразной игровой формой образовательной деятельности и проводятся со всеми детьми, в других широко используются в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня в самостоятельной игровой деятельности.
Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту наши дети познают и обогащают представления о мире [2]. И я как воспитатель должна приложить максимум усилий, чтобы создавать условия для полноценного сенсорного развития для своих воспитанников.
Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получает благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но то, что ребенок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться совами.
Безусловно, я стараюсь использовать в своей работе все виды сенсорного воздействия, чтобы ребенок получил полную информацию о предмете.
Поэтому в непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию ставила и решала такие задачи:
• формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый, величине (круг, треугольник, квадрат, форме (куб, шар, конус-крыша, кирпичик), количестве (много, один, различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
• создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
• развивать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения.
Во избежание ограниченности имеющихся объектов в арсенале воспитателя в играх с детьми я также использую выразительные жесты и предметы-заместители («мыло»-кубик; «градусник»-фломастер; и т. д., картинки, замещающие реальный предмет и языковых знаков в игре и общении.
В практической деятельности и в игре ребёнок познает свойства предметов (цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение и его части).
Дети активно интересуются окружающим их миром, задают вопросы, из рассказов взрослых узнают новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимается.
Например, если ребенок подбирает предметы, или группирует флажки, или сортирует картинки по цвету и признаку. Это значит, что цвет воспринимается на уровне отвлечения от всех других признаков и в мышлении на основе обобщения формируется понятие «цвет».
Я объясняю ребенку что словом «дом» можно обозначить и дом для человека, и дупло для белки, и аквариум для рыбки и т. д., но главное дом – это «крыша над головой», где кто-то живет. Или стул. Он может быть большой, маленький, мягкий, но главное – это предмет, на котором сидят.
Далее я подвожу детей к понятию обобщения – мыслительному объединению предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства.
Например, от одиночного понятия «огурец» или «помидор» к понятию «овощ».
Причем дети сознательно стремятся получить информацию об окружающем их мире, задают множество вопросов («Где ночует солнышко? », «Как зовут козлят из сказки? », «Где живет лиса? » и т. д.).
В своей практике по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста я использую следующие виды игр:
• Величина: «Веселые матрешки», «Грибочки по местам», «Рыбалка»,
«Цветная страна» -ковер, «Три медведя», «Дюймовочка и Гуливер» и т. п.
Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по
величине.
• Форма: «Найди и назови», «Круглый, квадратный, треугольный»,
«Волшебные кубики», «Цветная страна» - ковер и т. п. В этих играх дети
учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы
данной формы в соответствующие для них отверстия.
• Цвет: «Чудо сундучок», «Кто, кто здесь живет» - разноцветные сумочки,
«Бусы для матрешки», «Найди, чей домик», «Городок дорожного движения»,
«Цветная природа» - альбом, «Цветная цепочка», «Грибочки по местам»,
«Спрячь колобка», «Копилка цветных монеток», «Укрась ёлочку шарами»,
«Рукавички», «Подбери к белочке шишку»,» «Цветные ежики», «Подбери к
чашкам блюдца», «Тени по местам» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся
группировать, соотносить предметы по цвету.

Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качества предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.
Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширять его кругозор.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Приведу несколько примеров из моей педагогической практики:

Дидактическая игра на форму: "Круг, квадрат".
Задача: научить детей чередовать предметы по форме.
Дидактический материал: Пособие: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход игры:
Воспитатель показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешанных на столе. Он говорит, что у него есть разные фигурки "Вот такая - это квадрат, и такая это круг». Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) - в другую.
Затем воспитатель спрашивает у ребёнка: "Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили?".
Накладывая круг на круг, воспитатель показывает, что эти фигуры одинаковые.
Затем предлагает ребёнку самому раскладывать фигуры. Воспитатель показывает, в какой стороне лежать одни фигурки(квадраты), в какой - другие (кружки), и предлагает ребёнку из общего материала выбрать любую фигурку и положить её к таким же кругам и квадратам. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, воспитатель просит ребёнка наложить свою фигурку на другую.

Дидактическая игра на цвет: «Ёжики»
Задачи:
1.Закрпелять знания цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий).
2.Рарзвивать мелкую моторику рук.
3.Обучать ориентироваться в помещение.
Дидактический материал: Прищепки четырёх цветов (красные, жёлтые, зелёные, синие) они выполняют роль колючек. Ёжики тех же четырёх цветов.
Плюшевый или резиновый ёжик несколько большого размера, чем ёжики-малыши.
Ходя игры:
Воспитатель (В.): Ребята, к нас в гости сегодня пришел ёж. (Показывает детям игрушку-ежа. Дети его трогают и здороваются с ним). Ёжик почему ты такой грустный?
Ёж: Я шёл к вам в гости со своими друзьями, а они по дороге потерялись.
В.: Ребята, поможем ёжику найти его друзей?
Дети ищут по группе ежей, и, найдя их, приносят воспитателю.
Я рассматриваю вместе с ними ежат. Выясняю, какого они цвета.
В.: Ребята, посмотрите, а у ежат колючек нет!
Ёжик, а где же твои колючки?
Ёж: Они их дома забыли.
В.: Поможем ежатам вернуть иголочки на спину? Но для этого нужно найти домик такого цвета, как и ежонок.

Список используемой литературы:

1. Э.Г. Пилюгина. Сенсорные способности малыша. - Л: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ
Сфера, 2003, —120 с.
2. А.Н Павлова. Знакомство малыша с окружающим миром. - М.: Просвещение,
1987. — 224 с.

Категория: Дошкольное образование | Добавил: taniayaworskaya2016
Просмотров: 121 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА