Вторник, 08:59 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Из опыта работы. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
19.05.2015, 15:34

Основные цели во время адаптационного периода детей:
1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2.Формирование чувства уверенности в окружающем.
3.Обучение навыкам общения со сверстниками.
Решение этих задач происходит постепенно.

Наблюдая за будущими воспитанниками, за их взаимоотношениями с родителями, я могу сделать определённые выводы, продумать педагогические подходы, методы и приёмы для каждого ребёнка в период адаптации.
Следующим этапом становится приглашение в группу родителей и детей, на наше первое, личное знакомство. Дети, попадая в знакомую групповую комнату, с уверенностью начинают манипулировать различными игрушками. Я по очереди знакомлюсь с малышом и родителями, поддерживаю игру ребёнка, предлагаю новые атрибуты или новое игровое действие. Затем предлагаю общую адаптационную игру. Например, мне очень нравятся игры: «Мыльные пузыри», «Собери шары». Эти игры обычно вызывают у детей большой эмоциональный подъём и неподдельную радость. Затем снова немного самостоятельных игр, а я продолжаю знакомство с малышами. Далее провожу подвижную или хороводную игру. Затем все вместе идём знакомиться со спальней и туалетной комнатой. Многие малыши с интересом забираются на кроватки, играют с мягкими игрушками, которые я заранее разложила. Предлагаю положить игрушку спать и вместе спеть колыбельную песню. Не меньшим интересом пользуется и туалетная комната. Заглядываем в раздевалку, рассматриваем «домики для одежды», картинки на шкафчиках и многие сразу выбирают себе шкафчик с понравившейся картинкой.
Основные цели во время адаптационного периода.
Я считаю, что это одно из самых важных родительских собраний, так как оно помогает убедить родителей в своей профессиональности, путём предоставления материалов по проблеме адаптации, и рассказ о том, как мы с ними вместе будем помогать малышу в этот тяжёлый для него период. Родители очень переживают, как ребёнок адаптируется к саду, как ему помочь в этом, какие требования у воспитателей, что и как должен уметь ребёнок, что необходимо приобрести для него в детский сад, как и во что лучше одеть. Это далеко не полный перечень тем, затрагиваемых на родительском собрании.
Я даю информацию родителям о реализации программы воспитания и обучения в детском саду. Рассказываю об особенностях физического и психического развития детей раннего возраста, о целях и задачах на учебный год, об оздоровительной программе, реализуемой в нашем детском саду. Важно объяснить родителям, что они первые воспитатели своих детей и несут за них ответственность, а дошкольное учреждение готово предоставить им всестороннюю помощь.
Ещё важно объяснить родителям, что мы работаем, опираясь на индивидуальность каждого ребёнка. Поэтому дать точный ответ об окончании и успешности адаптации очень сложно. Это зависит от многих факторов: психологический настрой малыша и его родителей, терпение, коммуникативных способностей ребёнка, его физических и психических особенностей.
Чтобы лучше учесть все факторы, я применяю несколько методов.
Анкетирование
Индивидуальные беседы Памятки для родителей
Информации
Гибкий график посещения дошкольного учреждения детьми.
Анкетирование позволяет выявить интересы малыша, узнать чем и как его можно отвлечь, развлечь, пристрастия в еде, каким ласковым именем его называют дома, как любит засыпать. Всё это помогает быстрее подобрать правильные методы помощи адаптации малыша к детскому саду. Индивидуальная беседа позволяет узнать о малыше то, что не включено в анкету. Умениями малыша, которыми мама гордиться, или наоборот исправить какой-то недостаток. Это готовая тема для следующих индивидуальных бесед с родителями. Мне важно знать, какие требования предъявляются к ребёнку в семье, его любимые занятия и игрушки, как и чем его можно отвлечь. Наказывают ли дома ребёнка, и как. Также необходимы сведения о составе семьи и ближайших родственниках, часто контактирующих с ребёнком. Ведь это может стать темой разговора с малышом в повседневной жизни.
Чтобы не осложнять адаптационный период, у малыша должен быть чёткий режим дня, максимально приближенный к режиму детского сада. Я рассказываю и раздаю режим дня ясельной группы, настоятельно рекомендуя придерживаться режима дня, разработанный медиками и педагогами с учётом всех возрастных особенностей.
Самая важная часть - это знакомство родителей с разработанным гибким графиком приёма детей в группу в период адаптации. Главная цель - индивидуально-личностный подход к каждому ребёнку во время адаптации. В день в группу принимается три новых ребёнка через каждый час. каждый день поступает ещё три новых ребёнка. В течение часа легко удержать внимание одного ребёнка. Я предлагаю интересные именно ему игры и игрушки, исходя из сведений, которые почерпнула, анализируя анкеты родителей и из итогов индивидуальных бесед. Малыш в первый день может зайти в группу с мамой, но потом мама говорит спокойным и ласковым тоном фразу, которую ещё много раз будет повторять в процессе адаптации: «Я тебя очень люблю! когда ты немного поиграешь здесь, я обязательно приду и заберу тебя домой». И уходит не оборачиваясь.
Главная задача педагога - увлечь и заинтересовать ребёнка, возбудить желание прийти в группу снова. Педагогу надо вложить в этот период все свои актёрские, творческие, организаторские способности. А также уверенность в себе, свою коммуникабельность и доброжелательность.
Через час приходит следующий малыш, а уходящему я помогаю зафиксировать в сознании, что мама как обещала, пришла за ним, а он очень весело и интересно поиграл. Обязательно говорю фразу «Приходи завтра, мне понравилось играть с тобой, я тебя буду ждать!». Объясняю родителям, что в первые два дня, ребёнок находится в группе полчаса, чтобы не перегружать его психику обилием новых впечатлений. Строго по истечении «своего» времени мама забирает малыша домой. Третий день ребёнок проводит в группе от полутора до двух часов. Далее длительность пребывания малыша в группе корректируется индивидуально, в зависимости от его психоэмоционального состояния (график посещения группы прилагается).
В любом случае родители не должны кричать и сердится, угрожать, что они совсем не заберут из детского сада, если он будет плакать.
Отдельно стоит отметить, что некоторым мамам я рекомендую кормить ребёнка завтраком дома, а далее день идёт по режиму. У некоторых детей, достаточно длительное время я корректирую приход и уход домой, это связано с особенностями ребёнка или с тяжёлой степенью адаптации, а также предлагаем дома маме с ребёнком выбрать игрушку с которой он завтра придёт в группу. Игрушка, в этот момент является «кусочком своего дома» с ней не так страшно и более безопасно. Игрушку можно прижать к себе, поиграть, показать взрослому и детям. А для меня это ещё одна ниточка, которая поможет расположить к себе ребёнка. Найдя нужные слова для любования игрушкой и показ игровых действий с ней, а также это просто тема для беседы. Предлагаю родителям вместе с детьми приходить на прогулку группы весной и летом, наблюдать, как малыши гуляют и играют в детском саду, заметить, как им весело и интересно; что они одни и без мамы, а с воспитателем. Хорошо если ребёнок будет свидетелем ухода детей с мамами домой. Также рекомендую родителям с малышами, чей график немного сдвинут, также приходить на прогулку. Так проще познакомится с детьми и воспитателями.
Немаловажно подготовить родителей к тому, что ребёнок в период адаптации очень подвержен к заболеваниям ОРВИ. Этому способствует увеличение контактов с новой микрофлорой, но и напряжённое психоэмоциональное состояние детей. Ведь разлука с близкими и смена обстановки для малыша - стресс. Врачи рекомендуют перед поступлением в ясли провести десятидневный курс витаминотерапии, а также настойку элеутерококка (1 капля на год жизни) 1 раз утром ежедневно в течении месяца. Исключаются чрезмерно возбудимые дети. Если ребёнок часто болеет, то адаптация может отечь затянуться. Ведь малыш, просидев несколько дней дома, отвыкает от сада. И даже адаптировавшись, может начать снова испытывать дискомфорт и напряжённое психоэмоциональное состояние. Если такое происходит, то я предпочитаю начинать в первые дни ,после болезни ребёнка, проводить всю адаптационную работу заново, соответственно сократить пребывание ребёнка в детском саду. Увидев положительные тенденции, малыша можно снова ввести в нормальный режим группы. Когда ребёнок начинает спокойно заходить в группу, нормализуется аппетит - это верный показатель того, что ребёнка можно оставлять на дневной сон. Но за несколько дней я «знакомлю» малыша с кроваткой, показываю, как спят другие дети, как я их укладываю спать. При укладывании я широко использую колыбельные песни или включаю тихую музыку. «Твоя кроватка очень ждёт тебя и скучает!» - говорю я ребёнку; предлагаю уложить поспать свою игрушку или куклу. А потом узнать у неё, как ей понравилось. К беседе подключаю других детей, которые уже остаются спать в детском саду. И обязательно предупреждаю о том, что надо сказать ребёнку: «Сегодня ты будешь отдыхать в детском саду». Я не случайно употребила слово «отдыхать», так как знаю, что слово «спать» очень пугает многих детей. А слова «отдыхать», «полежать», «познакомиться с кроваткой», воспринимаются малышами обычно более спокойно.
Первые дни рекомендую родителям забирать малыша, как он только проснулся или сразу после тихого часа. Никогда не обманывать ребёнка, обещая забрать после обеда, и оставить спать.
Мне хочется поделиться опытом создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Прежде всего, это моя эмоциональность, улыбчивость, доброта и весёлое настроение, способность увлечённо играть. Кроме этого существует много приёмов и методов, чтобы помочь малышу затормозить отрицательные эмоции.
У меня в группе есть центр игр с водой. Эти игры увлекают малыша и помогают успокоиться.
На открытых полках стоят наборы игрушек из разных материалов: рыбки, уточки, лодки и т.п., разнообразные ёмкости, воронка, сито, ложки, губки. Дети могут переливать воду, проливать через сито или воронку. Вылавливать рыбок удочкой или сачком. Большой выбор резиновых игрушек - пищалок, позволяет не только развлечь малыша, но и развивать мелкую моторику, звукоподражание. Ещё одна игра «Кубик на кубик», много в этот период использую рамок и вкладышей с изображением животных («Звери разбежались»), и с изображением овощей («фрукты рассыпались»). Такие игры с монотонными движениями успокаивают малыша, а также доставляют радость и формируют умение играть рядом, а также строит дружеские отношения между детьми.
Обязательно использую заводные игрушки; народные игрушки (пирамидки, матрёшки и т.п.), народные игрушки - забавы. Очень помогают и игрушки би - ба - бо, особенно когда ребёнок тяжело идёт на контакт с взрослым ребёнок может с большим энтузиазмом исполнить просьбу игрушки. Вступить с ней в диалог. Малыши любят наблюдать, как «пляшет заяц», «смеётся клоун». Хорошо рисовать вместе с детьми фломастерами, красками, ставить печатки разного цвета и размера, это не только помогает малышу успокоиться и отвлечься, но и создаёт предпосылки к занятиям по развитию сенсорной культуры.
В моей группе есть спортивный уголок, а так же качели и качалки, которые не только развивают вестибулярный аппарат, но и успокоить нервную систему.
Нельзя обойти вниманием подвижные игры, которые помогают малышам развеселиться и начать осваивать основные виды движения.
Занятия в период адаптации я не провожу. Вся работа строиться по четырём направлениям:
1.Игровое взаимодействие.
2.Развиваем движения.
3.Формируем эмоциональную отзывчивость.
4.Играем и строим.
Я очень люблю заниматься с детьми пальчиковыми играми и пальчиковой зарядкой. Главная цель всех игр наладить доверительные отношения, развеселить малыша и вызвать желание приходить в детский сад и играть. Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она развивает мелкую моторику, а значит и развивает речь, знакомит с окружающим, развивает звукоподражание, тренирует память и умение соотносить движения с текстом. Поэтому пальчиковые и ритмические игры со словами я провожу каждый день.
Также в период адаптации каждый день я провожу игры на звукоподражание, силу голоса, обыгрывание игрушек для лучшего ознакомления малыша с находящимися в группе игрушками. Игрушки выкладываю постепенно. Ну и конечно, каждодневно читаю и рассказываю потешки, прибаутки, шутки, сказки, ладушки. Они вовлекают детей в свой ритм, переключая их на дружное топанье ногами и хлопанье в ладоши, объединяют детей, задают положительный настрой, даже стеснительные дети идут на контакт.
Наличие магнитофона позволяет слушать с малышами спокойную музыку; весёлые детские песни, «Звуки природы», а иногда популярные мелодии. Слушание музыки тоже позволяет малышу расслабиться, успокоить нервную систему, а также развеселиться и потанцевать. Если я начинаю танцевать, дети замирают, даже те, кто громко плакал, а потом многие присоединяются к танцу, через две-три минуты большая часть малышей радостно улыбается и готовы играть в более спокойные игры.
В группе, конечно, есть и «зелёный уголок». Зелёная гамма растений благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека, как и наличие большого аквариума в группе. Малыши с интересом рассматривают рыбок, наблюдают за их жизнью, очень радуются, когда находят рыбку, которая спряталась в водорослях.
Не маловажную роль в создании эмоционально положительной обстановке является наличие театрального уголка. Создавая игровые ситуации, я могу проанализировать уровни развития детей уже в начале учебного года, наметить себе первоочередные цели и задачи. На период адаптации цель использования театрального уголка очевидна - возбудить желание совершать игровые действия с атрибутами. В уголке большой выбор атрибутов для ряженья.
Те же цели и задачи выполняет строительный уголок. Наличие строительного материала разного цвета, размера и формы, позволяет расширить и обогатить игровой опыт ребёнка. Размер уголков я варьирую в зависимости от того, сколько в группе девочек и мальчиков; или в зависимости от предпочтений детьми той или иной зоны игры.
Раньше рекомендовалось детей из группы никуда не выводить до завершения адаптации. Но я обнаружила, что через три-четыре недели очень даже хорошо предоставить малышам смену обстановки, оказалось, что достаточно интересным и комфортным в эмоциональном плане оказался физкультурный зал. В нём много больших и маленьких мячей, сухой бассейн, качели, мягкие модули и т.д. причем в этом новом месте многие с большим энтузиазмом идут на контакт, чем в группе.
Через неделю после первого посещения физкультурного зала, мы первый раз идём на музыкальное занятие. Звучание рояля пение песен музыкальным руководителем, музыкально-ритмические игры очень заинтересовывают малышей. Конечно, ведь очень редко кто из них мог увидеть и услышать такое!
Ну и не маловажны разговоры с малышом в этот период. Говорить мне приходится много, ведь человечку, переступившему первый раз порог детского сада, многое непонятно. Поэтому все свои действия и указания педагог должен объяснить ребёнку. Малыш должен привыкнуть не только к обстановке, но и к новым требованиям. А чтобы это происходило быстрее и легче, на мой взгляд, ребёнок должен понимать, почему так, а не иначе нужно сделать, «сейчас пойдём мыть ручки, потому что мы будем кушать». Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая привела бы к наиболее безболезненному приспособлению к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Алла0547
Просмотров: 525 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА