Вторник, 17:11 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Исследование и эффективность программы профилактики "психического выгорания" у сотрудников дошкольного образовательного учреждения
20.02.2014, 12:03
Деятельность воспитателя насыщена факторами, вызывающими психическое выгорание: высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, загруженность основной и дополнительной работой. Современное общество устанавливает более высокие требования к личности педагога, его роли в воспитательном процессе, к решению проблемы сохранения психического здоровья педагога в дошкольном образовательном учреждении
Тезис 1 - психическое выгорание у педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) характеризуется развитием особого комплекса нервно-психических нагрузок.
Тезис 2 - синдром психического выгорания является ответной реакцией на длительные рабочие стрессы и определяется как профессиональный кризис, связанный с работой педагога, и деятельностью в целом.
Тезис 3 - методическая поддержка в профессиональном саморазвитии и самоактуализации воспитателя ДОУ, профилактика стрессовых ситуаций необходимы для улучшения социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Актуальность проблемы исследования обусловлена наличием синдрома психического выгорания у значительной части воспитателей дошкольных образовательных учреждений, недостаточной изученностью и практической разработанностью проблемы профилактики данного синдрома.
Цель исследования: определение уровня психического выгорания воспитателей ДОУ и выявление его динамики после проведения программы по профилактике психического выгорания.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме психического выгорания с учетом специфики профессиональной деятельности воспитателей ДОУ.
2. Провести эмпирическое исследование уровня психического выгорания педагогов-воспитателей ДОУ и разработать на базе полученных результатов программу профилактики их психического выгорания.
3. Проанализировать динамику полученных результатов после реализации разработанной программы.
Объект исследования: личность педагога-воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: профилактика психического выгорания педагога-воспитателя ДОУ.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20 педагогов – воспитателей в возрасте от 26 до 58 лет с разным стажем работы.
База исследования: МБДОУ, г. Владимир.
Гипотеза исследования: программа профилактики психического выгорания положительно влияет на профессиональную деятельность и эмоциональное состояние педагогов-воспитателей ДОУ.
Теоретико-методологическая база исследования включает концепции межличностных отношений, персонализации А.В.Петровского, положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, концепцию эмоционального выгорания В.В. Бойко, а также работы К.Маслач и С. Е. Джексона, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьяновой, Т.Е.Рогинской, И.А.Акиндиновой и A.A.Бакановой, Д.Г. Трунова, Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, С.Л.Рубинштейна, Г.Е. Сухаревой, В.В. Лебединского, А.К.Марковой, В.П.Подвойского и др.
Методы исследования: наблюдение, беседа, метод теста: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; методика CAT (Э.Шостром); «Опросник диагностики личностных особенностей профессионала» (И.Г.Сенин, В.Е.Орел); расчет X2 (критерий Пирсона).
Теоретическая значимость работы: заключается в теоретическом дополнении понятия синдрома психического выгорания педагога-воспитателя ДОУ и его определяющих факторов.
Практическая значимость работы: результаты эмпирического исследования могут помочь в решении проблем оказания психологической помощи педагогам-воспитателям, имеющим проявления синдрома психического выгорания.
Научная новизна исследования: выявленные особенности структурно-динамических изменений личности в состоянии психического выгорания, характерные для педагогов-воспитателей ДОУ, являются основанием для разработки программы профилактики данного синдрома.
Основными направлениями программы профилактики являются: тренинги с элементами арт - терапии, музыкотерапии, йоги, визуальной цветотерапии, имаготерапии, сказкотерапии, гештальт-терапии, кинезиологии (физические упражнения для снятия стресса, нервного напряжения), аутотренинга, релаксации, повышение коммуникативной компетенции; обучение приемам саморегуляции, самомассажа.
Цели программы: Профилактика/снижение синдрома психического выгорания педагогов-воспитателей ДОУ.
Задачи программы:
1. Способствовать освоению воспитателями способов снятия психического напряжения и возможностей его предотвращения.
2. Развитие навыков позитивного расслабления и механизма психологической защиты в условиях стресса.
3. Побуждать педагогов к анализу своих взаимоотношений с окружающими, а также формировать умение контролировать свое поведение.

В ходе исследования, был выявлен уровень психического выгорания педагогов, проведена программа по его снижению, освоению приемов и методов самовосстановления. После проведения повторной диагностики выраженность состояния психического выгорания получены следующие результаты: корреляционный анализ показал прямую положительной связь шкал «Экстраверсия» в фазе «Истощение», где r = 0,475, «Сотрудничество», где r = 0,251. В фазе «Напряжение» положительно коррелируют шкалы: «Компетентность во времени» r = 0,363, «Поддержки» r = 0,334, «Спонтанность» r = 0,377. По фазе «Резистенция» наличие сильной положительной взаимосвязи шкал «Добросовестность» r = 0,5, «Компетентность во времени» r = 0,270, также шкала «Спонтанность» r = 0,322, «Креативность» r= 0,248. Обратную отрицательную связь выявлена у шкал по фазе «напряжение»: «Нейротизм» r = -0,277, «Ценностные ориентации» r = -0, 436, «Креативность» r = -0,302 и «Представление о природе» r = -0,357, «Принятия агрессии» r = -0,257. По фазе «резистенция» обратную взаимосвязь у шкал: «Нейротизм» r = -0,11, «Открытость опыту» r = -0,475, «Гибкость поведения» r = -0,077, «Принятия агрессии» r = -0,292; По фазе «Истощение» отрицательной взаимосвязь со шкалами «Спонтанность» r = -0,194, «Самоуважение» r= -0,370, «Самопринятия» r = -0,11).
Вывод
Программа профилактики психического выгорания педагогов-воспитателей дошкольного образовательного учреждения оптимизирует их эмоциональный потенциал, способствует формированию адекватного эмоционально-ценностного отношения к себе и другим, повышает самооценку профессиональной эффективности.
Категория: Дошкольное образование | Добавил: anutkaser
Просмотров: 564 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА