Среда, 07:06 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Использование игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе развития дошкольника по программе “Развитие”
16.04.2015, 22:14

Игра-это основной вид детской деятельности. В ней развиваются физические силы ребёнка , развивается сообразительность , находчивость , инициатива.
Игра есть потребность растущего организма. В игре у ребёнка вырабатываются организационные навыки и выдержка. Игры помогают научить детей общаться со сверстниками и взрослыми. Только в коллективной игре ребёнок радостно и легко раскрывает свои способности, познает мир и людей, развивает мышление, внимание, память. С помощью игры ребёнок находит общий язык и взаимопонимание с окружающими, избавляется от застенчивости и комплексов, становится уверенным в себе, закладывает надежную основу для успеха во взрослой жизни. Помимо навыков общения, с помощью игр можно формировать и развивать нравственные и волевые качества личности ребёнка, внимание, память, логическое мышление, внутренний мир.
Цели у игр самые разные. Естественно, что и сами формы игр тоже будут разнообразными. Самая простая форма игры - это так называемая игровая оболочка. Игровая оболочка- это игра, использующаяся как фон для психологической работы с детьми, позволяющей им проявлять, раскрывать и развивать свои способности. Именно эта форма игры оптимальна для детей в возрасте от двух до семи лет, поскольку они пока еще не обладают солидным социальным опытом, и взрослым нужно создавать игровые ситуации-«оболочки», которые могли бы помочь детям приобрести этот опыт. Ещё одна распространённая форма игр - это игра-проживание. Эта форма игры также может пригодиться в общении с ребёнком. Именно таким образом ребёнок учится строить отношения с окружающими, и для этого его не¬обходимо «погрузить в некий мир» со своими законами.
Хорошая игра всегда чему-то учит, что-то развивает и что-то воспитывает в наших детях. И вся прелесть хорошей детской игры заключается именно в том, что она позволяет осуществиться сразу нескольким целям - и познавательным, и воспитательным. Не случайно многие игры живут веками, а каждое последующее поколение детей играет в них с таким же упоением, как играли ставшие теперь уже взрослыми их мамы и папы, бабушки и дедушки. Эрик Берн говорил : «Воспитание детей - это преимущественно обучение тому, в какие игры следует играть.» И наша задача - это учить ребёнка играть именно в «правильные» игры, т. е. развивать те качества личности и те способности, которые будут полезны для него в дальнейшей жизни.
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становление личности ребенка, а игровые навыки рассматриваются как один из показателей его общего развития. Обязательным компонентом любого вида деятельности в том числе и игры дошкольника является движение. Существует ряд исследований, где особо подчёркивается связь разнообразия движений с игровой мотивацией,

умением развивать сюжет игры и сохранять к ней интерес. Таким образом, игра и движение, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.
Игры активизируют мышление ребенка. Насыщенные движениями, они требуют выполнения определённых правил, вызывают необходимость соподчинять действия, тренируют поведение. Игры не только способствуют совершенствованию движений детей, но и выполняют функцию социализации. Однако такая значимость игр может быть признана лишь при условии высокой игровой мотивации детей, принятии игры ребёнком.
Найти место игре в любую минуту жизни ребёнка в зависимости от его здоровья, настроения, интересов, поставленных воспитательных задач - дело нелегкое. Для этого необходимо, по крайней мере, две вещи : богатый игровой арсенал педагога и умение в игре сохранить игру, не превращая её в диктат, обязательное мероприятие. Игра должна занять значительное место в жизнедеятельности ребёнка в детском саду и семье. Чтобы игры всегда были интересны детям, надо соблюдать некоторые правила : а) никогда не заставлять детей играть, а только приглашать их; б)заканчивать игру чуть раньше, чем этого захотят дети;
в) органично включать игру в различные виды деятельности детей ( в
занятия, в процесс наблюдения в природе, при обследование двигательных
умений детей и пр. )
г) использовать яркие заставки к игре (зазывалку, загадку, потешку, вопрос,
игрушку, атрибутику в виде волшебной палочки, колокольчика, сундучка,
заранее с детьми нарисовать заколдованное место и пр.)
д) создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка в игре;
е) быть объективным, не сводить оценку игры к поведению детей, никогда не
сравнивать детей друг с другом;
ж) не сердиться, если игра не получилась, найти причину неудачи;
з) участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий
непосредственный интерес к игре;
и) создать настроение ожидания следующей встречи с игрой. Насколько эффективны игры, можно судить по следующим показателям : дети с желанием играют, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила и адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность. Уме¬ние дошкольника самостоятельно организовать знакомую игру - показатель высокого уровня его развития.
В настоящее время в своей работе по развитию и воспитанию детей я руководствуюсь программой « Развитие».
Теоретическими основаниями программы « Развитие» являются следующие положения:
Первое - концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А. В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной путь развития ребёнка - это амплификация, т. е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и

способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребёнка с помощью обучения ( переход к возможно раннему решению школьных задач), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.
Второе - концепция развития способностей, разработанная Л. А. Венгером и его сотрудниками. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы, Способности позволяют ребёнку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач.
Третье - теория деятельности, разработанная A. H. Леонтьевым, Д. Б. Эль-кониным, В. В. Давыдовым и др. . Согласно их теории, развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребёнка -дошколь¬ника это, прежде всего, игра, а также конструирование, изобразительная и литературно-художественная деятельность. Развитие способностей ребёнка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление развитых форм которой происходит к концу дошкольного возраста. Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребёнку в контексте специфических дошкольных видов деятельности. В основном в игровой форме. В игровой форме происходит и «проживание» ребёнком определённых ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта.
Построение развивающих занятий в программе предлагает развитие сотрудничества детей друг с другом. Занятия построены таким образом, что в них предусматривается взаимодействие детей, связанное с распределением ролей, материала, функций и отдельных действий. Развитие игры и других видов деятельности во многом связано с умением детей договориться, соблюдать элементарные правила поведения по отношению друг к другу. Само слово « занятие» употребляется условно, как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. Занятия проводятся в различ¬ных формах: свободной игры, когда дети перемещаются по всей группе, дидактических игр за столами, бесед и слушания чтения, когда дети сидят на полу и др. Многие занятия связаны между собой единой сюжетной линией либо постоянно действующим персонажем или сказочной деталью ( волшеб¬ный ключик, старушка-сказочница и т. п.). Многие задания в занятиях облечены в игровую форму, которая может меняться по усмотрению воспитателя. Он может придумывать новые игровые обрамления занятий, творчески подойти к выбору соответствующих ситуаций. Такие занятия способствуют расширению круга осознаваемых эмоций, через использование ролевых и подвижных игр, элементов психогимнастики, мимических и пан-томимических этюдов, элементов тренингов, психомышечной тренировки, литературных произведений и сказок, игр-драматизаций. В занятиях

используются следующие методические средства: ролевые игры, дидактиче¬ские игры, игры-беседы, игры, направленные на развитие воображения, релаксационные методы, использование эмоционально-символических методов. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни, является неотъемлемой частью обучения детей дошкольного возраста, делает его соответствующим психологической специфике этого периода развития. Чтобы организовать жизнь детского коллектива интересно и содержательно, всесторонне воспитывать дошкольника я в своей практике использую разные виды игр. Так на занятиях по изобразительной деятельности использую игровые приёмы, с помощью которых у детей формируется замысел, развивается воображение, самостоятельность при выборе способов работы и, самое главное, проявляется творчество. Например, при рисовании « Клоуны в цирке» я использую игровые сюжеты из сюжетной игры « Цирк», при рисовании « Весёлый музыкант» беру музыкально-дидактическую игру « Угадай, какая мелодия» и т. д. .По ориентировке в пространстве применяю такие игровые формы как путешествия, поиски кладов, секретов, игрушек и т. д. На развитие представлений об окружающем мире и о себе использую игры-проигрывание посещения мест (театр, музей, библиотека и др.), с ко-торыми знакомлю детей, проигрывание различных жизненных ситуаций, дидактические игры, например, «Угадай, что это?» Занятия по математике построены в основном так, что действия измерения, замещения, моделирова¬ния, которыми должны овладеть дети, включаются в контекст интересных для них игровых и практических заданий, применяю дидактические игры на различение предметов по форме, цвету, количеству и т. д. . Иногда содержание игровых ситуаций, используемых на занятиях, дети отражают в свободной игровой деятельности. В жизни дошкольника существует так называемая неигровая деятельность, протекающая в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомле¬ние с окружающим на прогулке и др. .
И так игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для дошкольника деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренние субъективное ощущение свободы. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры-дейс-твием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно , всё « как-будто», « понарошку». Ребёнок может забивать воображаемые гвозди игру¬шечным молоточком, хотя на самом деле ещё не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и « лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему ещё очень далеко до этой взрослой профессии. Может повторять, « проживать» заново события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы и т. п. . Все эти « возможности» сюжетной игры

расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Чем полнее в деятельности ребёнка представле¬ны все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в неё включать и тем больше у него свободы в самореализации. Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения - преобладающий у ребёнка способ построения игры и потенциаль¬ная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру условные действия с предметом, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Детям, свободно владеющим различными способами построения игры, свойственны « многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры, а показа-тель её высокого уровня. Целью воздействия воспитателя по отношению к игре должна быть не « коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей.
Исследования показали, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность не возникает у ребёнка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть» ( старшими детьми, родителями, воспитателями). Детей надо учить играть, а для этого воспитатель должен владеть игровой « грамотой» и игровой культурой. Воспитатель должен помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру, для этого он использует три принципа органи¬зации сюжетной игры:
1) воспитатель должен играть вместе с детьми, занимать позицию « игра¬ющего партнера»;
2) воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе должен развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу « открывали» и усваивали новый более сложный способ её построения;
3) начиная с раннего возраста и далее, на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновремен¬но ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.
Чтобы эти принципы внедрить в жизнь воспитатель должен определить средства, на которые может опираться в своих действиях, при форми-ровании игровых умений у детей - это сюжет игры, причём не только со стороны тематики, но главным образом - со стороны его строения. Также для развития игровой деятельности детей воспитатель должен создать для игр необходимую материальную среду ( игрушки, строитель, атрибуты и т. д.) и дать нужные знания о людях разных профессий, их трудовых действиях,

инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда ( экскурсии, чтение литературы, просмотр фильмов).
Для улучшения работы по развитию игровой деятельности детей и их творческих способностей я провела большую работу по самообразованию:
а) изучила методическую литературу по играм детей:
M. H. Дедулевич « Играй - не зевай»
Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 2005 г.
H. А. Короткова H. Я. Михайленко « Как играть с ребёнком»,
«Организация сюжетной игры в детском саду».
С. Л. Новоселова «Игра дошкольника».
С. А. Хромова « Игровые уроки общения для детей.»
Р. А. Жукова « Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет».
Г. А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».
Д. Б. Эльконин « Психология игры».
б) на протяжении всей своей работы в детском саду я постоянно вела
наблюдения за играми детей, училась играть с ними, быть равным партнёром
в их играх;
в) наблюдая за детьми, я составляла схемы-диагностики уровня развития
игровых умений и навыков детей.
Ориентируясь на данные этих схем, я планировала свою работу по развитию творческих способностей детей в играх:
1) расширяла знания детей об окружающем мире;
2) читала им детскую литературу;
3) давала знания о различных профессиях людей;
4) старалась вовлекать в игры малоактивных детей;
5) стимулировала детей к объединению в совместных играх. Свою работу по развитию творческих способностей у детей в игровой деятельности я начала проводить с детьми в младшей группе. Прежде всего учила детей принимать на себя игровую роль, т. е. понимать, что сейчас в игре он не Ваня, а «врач» и обозначать её для партнёра, чтобы партнёр понимал, что он сейчас имеет дело не с Ваней, а с «врачом». Ролевое поведение всегда имеет два аспекта. Первый - это действие с предметами
(доктор делает укол, шофёр ведёт машину, и т. п.); второй - ролевая речь ( доктор узнает у пациента что его беспокоит, шофёр такси спрашивает куда надо пассажиру и т. д.). Поэтому, чтобы полноценно овладеть игровой ролью ребёнку надо не только уметь осуществлять условные предметные действия, но и уметь говорить с партнёром, как носителем другой игровой роли ( как «доктор» с «пациентом», а не как Ваня с Настей), т. е. вести ролевой диалог. Также учила детей уметь изменять в ходе игры ролевое поведение, в зависимости от того, каковы роли партнёров, а также в зависимости от раз¬вёртывающегося сюжета: например, побыв « пациентом» стать при необхо¬димости «медсестрой», затем « врачом» и т. п. Строя совместную игру с де¬тьми я постепенно усложняла её: сначала брала на себя основную роль и

втягивала ребёнка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; дальше подключаюсь к игре ребёнка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступаю её другому ребёнку, ориентируя детей друг на друга. Например, беру заранее приготовленную коробку с « медицинскими принад¬лежностями», надеваю белую шапочку и на виду у детей начинаю играть, « приписывая» себе роль « врача» : « Я - врач. Здесь у меня больница. Я буду лечить детей. Катя, ты заболела? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас я тебе измерю температуру. Теперь послушаю тебя. У тебя ангина.» Пообщавшись таким образом с персонажем-игрушкой ( куклой), вовлекаю в игру одного из наблюдающих за мной детей, у которого в руках игрушка: «Даша, твоя дочка тоже заболела? Веди её к врачу в больницу. Я - врач. По¬лечу её. Что у вашей дочки болит?» Затем лечу ребёнка. « Саша, а давай ты как будто заболел и тоже в больницу пришёл. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной... Что у вас болит?» и т. д. . После такой игры игрушки предоставляются в распоряжение детей: « Кто теперь хочет быть доктором? Костя? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей.» Таким же образом можно развернуть игры в «Семью», « Ма¬газин», « Цирк» и т. д. .
Работая над развитием речевого взаимодействия в игре использовала метод создания « разговорной» ситуации, с помощью игрушек-телефонов. Использовала телефонную игру « У меня зазвонил телефон». Внесла в группу телефоны и предложила: « Ребята, давайте поиграем в телефон, я как будто Чукоша, у меня звонит телефон. Дзинь. Беру трубку. Миша, давай, ты мне звонишь. Кто говорит? Слон? Я - Чукоша.» - развёртываю ролевой диалог со « слоном» и далее поочерёдно с несколькими персонажами стихот¬ворения К. Чуковского « Телефон», роли которых предлагаю желающим детям. Затем телефоны предоставляются в самостоятельное пользование де¬тей. В работе с младшими детьми использовала игры по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия. Это простые сказки: « Репка», « Теремок», чуть более сложные : « Колобок», « Волк и козлята», « Три поросёнка». Брала на себя роль первого появляющегося в сказке или основного персонажа ( например, « мышки-но¬рушки», « колобка», « волка»), и последовательно вовлекала детей в игру, развёртывая ролевое взаимодействие поочерёдно с каждым ( с « лягушкой квакушкой», « ёжиком», « зайцем» и т. д. в «Теремке»). В средней группе я продолжаю работу над развитием игровой деятельности детей, формируя умение изменять своё ролевое поведение, в соответствии с разными ролями партнёра, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры. Эти умения -залог будущего творческого и согласованного развёртывания игры со сверст-никами. Игра должна развёртываться так, чтобы для ребёнка « открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также воз¬можность смены роли в процессе игры, для развёртывания интересного сюжета. Я предлагаю ребёнку поиграть в больницу, давая ему главную роль «врача», а себе беру дополнительную роль «пациента». Начав игру, я

предлагаю такую же роль, как у меня, ещё нескольким детям: « Моя дочка заболела, я иду на приём к врачу. Настя, Вика, Олеся, а давайте, вы тоже заболели и пришли к доктору?» «Полечившись» у доктора и уступив место следующему «пациенту», я меняю свою роль: « Я теперь медсестра. Доктор, давайте, я буду вам помогать. Буду выписывать рецепты.» Затем привлекаю на роль «медсестры» кого-нибудь из детей, а я становлюсь « другим врачом». Меняя роли в игре, я каждый раз развёртываю новый диалог, со своим основным партнёром (разговаривая с врачом как пациент, как подчиняющаяся ему медсестра, как равный товарищ по работе.) Игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, даёт существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействия, подключаются к уже играющим сверстникам, беря под¬ходящие по смыслу роли. В игре ребёнок не только согласованно взаимодействует с одним двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнёром-игрушкой, с воображаемым партнёром, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Всё это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.
Старший дошкольный возраст - период рассвета режиссёрской игры, игр-придумываний, телефонных игр. Для того чтобы дети могли реализо-вать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением, т. е. при придумывании событий ориентироваться на предложения событий партнёров-сверстников, комбинировать события в общий сюжет в процессе игры. Игры-придумывания первоначально нуж¬даются в смысловых опорах, такими опорами могут быть уже известные детям сюжеты. Совместную игру с детьми надо начинать не с придумывания новых сюжетов, а с частичного изменения - « расшатывания» уже известных; постепенно переходя к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, затем к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными сюжетами являются известные детям волшебные сказки, рассказы ( « Царевна-лягушка» « По щучьему велению», « Иван-царевич и серый волк» и др.). По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, стимулируем детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием; например, приглашая двух детей поиграть вместе, я выясняю их намерения. Один из детей хочет играть в « Магазин» и быть « продавцом». Я предлагаю ему быть продавцом авто-магазина, а на себя беру роль шофёра такси, по смыслу совершенно не связанную с ролью ребёнка и предлагаю игровую ситуацию: « Давай, Алёша был в своём магазине, у него есть телефон. А я в автопарке и у меня тоже есть телефон». Второму ребёнку предлагаю такую же роль как у меня: « Миша, давай, ты тоже шофёр и работаешь в другом таксопарке.» Получив согласие детей на такое распределение ролей, я звоню своему другу-шофёру и развёртываю разговор,

наводящий на мысль о необходимости взаимодействия с « продавцом»: « Я хотел приехать к тебе в гости, да у меня сломалось колесо, не знаю, как быть. Как думаешь, может быть в магазине их продают». Звоню в магазин: « Здрав¬ствуйте. Это авто-магазин? Не подскажите, какие запчасти для автомашин есть в вашем магазине?» и т. д. . В зависимости от ответов «продавца» я так развёртываю сюжет, чтобы у друга-шофёра тоже возникла необходимость позвонить или посетить магазин.
Продолжая проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагаю теперь придумывать не сказки, а «настоящие истории», опираясь на детские интересы, стимулируя их к использованию знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, из чтения книг и кинофильмов. Например, игра-придумывание «Морское путешествие» (дети продолжают рассказ по очереди).
- Воспитатель: « Кто хочет поиграть со мной в придумку? » Подходят: Катя, Настя, Ваня, Миша, Саша. Рассаживаемся вокруг стола.
- Воспитатель: « Давайте вместе придумаем не сказку как раньше, а настоящую историю про путешествие по морю».
Настя: « В одном детском саду группа детей выиграла конкурс и в награду
поехали в круиз по морю».
Саша: « На корабле они плыли по морю и отдыхали. Там проводили для
отдыхающих конкурсы, развлечения и концерты».
Ваня: « Ребятам понравилось наблюдать за работой матросов и капитана на
корабле, как они хорошо вели корабль».
Катя: « Во время путешествия корабль делал остановки в разных городах.
Дети ходили на экскурсии с экскурсоводом. Знакомились с этими городами».
Миша: « Однажды поднялся сильный шторм и корабль потерпел
кораблекрушение и все люди попали на необитаемый остров.»
Ваня: « Они спасались на плотах и шлюпках. Дети вели себя смело и
мужественно.»
Настя: « Они набрали на острове много дров и развели большой костёр,
чтобы проплывающие корабли заметили их и пришли на помощь».
Саша: « Дети не растерялись на острове, они ловили рыбу, готовили еду,
собирали грибы и ягоды».
Катя: « Через два дня их костёр заметили с проплывающего мимо корабля и
всех спасли. Вскоре они все были дома.»
Воспитатель: « Ну, вот и придумали все вместе интересную историю».
Ваня: « А давайте так поиграем.»
Миша: « Я буду - капитаном.»
Катя и Настя: « А мы - артистами».
Саша: « А я буду - экскурсоводом».
Ваня: « Я - спасатель».
На остальные роли дети привлекли других детей. И с большим
воодушевлением развернули игру по составленному ими рассказу с
непосредственным принятием ролей.
Хотя игра - импровизация, однако детям, играющим вместе, нужна
некоторая её перспектива. Этому помогает предварительное обсуждение

темы и хода игры, выбор игрового материала. Но дети не должны придерживаться жестко установленного плана, иначе самостоятельной игры не получится. Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте при¬обретают самостоятельный характер, открывают простор для индивидуальных творческих замыслов детей. В этом возрасте недопустимо как прямое навязывание детям готовых, идущих от взрослого тем для игр, так и разучивание сюжетов, подбор атрибутов, сковывающих детскую инициативу в игре. Для возникновения индивидуальной или коллективной игры дошкольник должен владеть средствами и способами отображения действительности в игре. Он должен уметь по ходу игры подбирать, менять игрушку или предмет её заменяющий, конструировать обстановку для игры с помощью разного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры, самостоятельно использовать собственные самоделки, сооружать нужные для игры постройки, применять в играх природный материал. Сюжеты детских игр самостоятельно развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, приобретённых на заня¬тиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детс¬ких телевизионных передач.
Игра только тогда выполняет воспитательную, развивающую функцию, когда она сформирована как деятельность у всех детей возрастной группы.
Я уделяю много внимания совместной игре с детьми, т. к. во многом от неё зависит эмоционально насыщенная, полноценная жизнь детей в детском саду, их самостоятельная деятельность и развитие. И всё-таки не стараюсь непременно участвовать в каждой игре ребёнка и ни в коем случае не прерываю его спокойную игру. Наблюдая за игрой детей, я получаю ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотноше¬ниях с окружающим миром и самим собой. Используя полученные данные, составляю диагностику по развитию детей в играх, их игровых умений и навыков, познавательных умений, эмоциональных сфер личности ( см. в приложении). Составляю планы по дальнейшей работе над развитием творчества в самостоятельных играх детей, формирования у них новых игровых умений. Благодаря этому сюжеты, развёртываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. Чтобы дети могли проявлять творчество в сюжетных играх и эти игры были привлекательны необходимо выполнять определенные условия:
1) необходимо, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры;
2) педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка;
3) предметно-игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в её создании должны принимать участие дети.
Беда современного времени в том, что игра уходит из жизни ребёнка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия, кружки, секции и т. п. . Наблюдая за детьми, пришедшими ко мне в группу детского сада я пришла к выводу, что дети в

наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано во-первых с тем, что родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени на занятия и игры с детьми.
Во-вторых, все стремятся детей научить. Как можно раньше научить-читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребёнка-дошкольника- игровая.
И третья причина- это отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим, так как разновозрастные группы в детских садах - редкость и мало кто из родителей не боится отпускать своего ребёнка гулять во двор самостоятельно. Нехватка времени на игру или преждевременное взросление малышей, которого требует общество, приводит к серьёзнейшим проблемам и в нашей взрослой жизни, и в жизни самих детей: проблемы с обучением у учеников начальной школы, сложнос¬ти в адаптации к взрослой жизни, трудности в общении, азартные и опасные игры и многое другое. Современные дети, как правило, « играют» в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров. Сюжетно-ролевые игры перестают быть похожими на игры их мам и пап, также как отличаются и современные игрушки от наших с вами. Так помимо мягких зайчиков и мишек, ребёнок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов. Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами. В мире современного ребёнка должны хорошо ориентироваться как родители, так и педагоги. Не¬обходимо всё менять в своей работе — больше уделять внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжеты, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, помо¬гать детям знакомиться с входящими в нашу жизнь техническими средствами обучения и развития - компьютерами. Воспитывая в современной жизни, надо действовать другими способами и методами, уважающими индивиду-альность ребёнка и принимающими его таким, каков он есть.

Используемая литература: M. H. Дедулевич « Играй - не зевай» Москва. « Просвещение 2007 г.» Журнал « Дошкольное воспитание» № 4 за 2005 г.
« Игра дошкольника» под ред. С. Л. Новосёловой Москва. « Просвещение 1989 г.»
H. А. Короткова, H. Я. Михайленко « Как играть с ребёнком» H. А. Короткова, H. Я. Михайленко « Организация сюжетной игры в детском саду»
Программа « Развитие» под ред. Дьяченко О. M.
С. А. Хромова « Игровые уроки общения для детей» Москва. Дом хх1-век Рипол Классик 2007 г.
Г. А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста» Ростов-на-Дону « Феникс» 2005 г. Д. Б. Эльконин « Психология игры» Москва. 1978 г.

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Любовь9953
Просмотров: 485 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА