Среда, 10:02 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Драматизация, как один из приёмов развития творческих способностей обучающихся
[ Скачать с сервера (35.7Kb) ] 15.11.2017, 16:30

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №15» города Смоленска

(МБОУ «СШ №15»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

 

 «Драматизация, как один из приёмов развития творческих способностей обучающихся»

 

 

 

 

 

Автор: учитель начальных классов

Кордун Людмила Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск, 2016

Драматизация — один из ключей к творческому развитию ребенка, ибо открывает новую грань его деятельности, развивает ее, приобщая не только к искусству слова, мимики, жеста, но и к культуре общения со сверстниками.

Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

В зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности учеников М.П. Воюшина выделяет несколько видов драматизации:

  1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.
  2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.
  3. Постановка “живых картин” к произведению.
  4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов.
  5. Драматические импровизации.
  6. Развернутые драматические представления.

Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, поз, мимики представляет большой интерес благодаря тому, что помогает с новых, порой неожиданных сторон, взглянуть на произведение, попытаться увидеть, вообразить, додумать многие сцены изучаемых произведений.

Этот прием способствует не только развитию речи, но и более глубокому пониманию произведения. В процессе беседы создаются подробные словесные описания обстановки, действующих лиц, причем очень важно дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.

Конечно, чтобы ребенок умел "играть" надо видеть игру настоящих актеров. К нам в школу часто приезжают актеры театра кукол, артисты Смоленской филармонии. В школе существует свой театральный кружок и ребята могут видеть их представления на утренниках.

Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев я начинаю еще в добукварном периоде, когда мы с первоклассниками анализируем иллюстрации в азбуке

Например: иллюстрация к сказке про Емелю:

­ Кто изображен на картинке? (Емеля)

­ Кого он держит в руках? (Емеля поймал щуку и держит ее в руках)

­ Какое выражение лица у Емели? (Он удивлен, потому что щука заговорила).

­ Попробуйте представить, что вы тоже поймали щуку. Возьмите ее в руки покрепче. Вдруг щука заговорила человеческим голосом. Изобразите удивление, страх на своих лицах. Малыши с удовольствием выполняют данное игровое упражнение.

В течение всего года я обращала внимание детей на иллюстрации в азбуке, просила охарактеризовать настроение детей, взрослых, и даже животных, т.к. в азбуке много сказочных персонажей.

Хорошо, когда в учебнике есть несколько иллюстраций и выражения лица главного героя постепенно меняется.

Я предлагаю ребятам внимательно посмотреть на Федору (2 класс, «Федорино горе») и сопоставить иллюстрации.

­ На первой картинке, какой изображена Федора?

­ Она сердитая, ругается на посуду, за то, что та убежала от нее.

­ Как вы думаете, она чувствует свою вину перед посудой, за то, что не мыла ее?

­ Нет, она не просит посуду вернуться, а требует.

­ Прочитайте слова Федоры.

­ «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!»

­ Кто хочет попробовать передать состояние Федоры в этот момент?

Дети изображает Федору в соответствии с 1 иллюстрацией. Это уже показ «Живых картин», т.е. формы драматизации как бы переплетаются с игрой. Затем дети переходят к анализу и последующему показу 2 и 3 картин. Если дети к показу «живых картин» добавляют еще и соответствующие слова, реплики с использованием жестов, мимики, движений, то это уже как бы следующий этап драматизации. Иногда один вид драматизации как бы плавно переходит в другой более сложный. Данное произведение с удовольствием перечитывают ребята в 3 и 4 классах. Играя, ученики составляют весёлые рифмы, которые перерастают в шуточные чистоговорки. Вот одна из них, составлена творческой группой учеников 2А класса.

ОРА – ОРА – ОРА

Жила  бабушка Федора.

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ

Ох! Была она грязнуля.

УДА – УДА – УДА

Из дома убегает вся её посуда.

АНЫ – АНЫ – АНЫ

Остались у бабуси только тараканы.

ЭЙ – ЭЙ – ЭЙ

Вдруг стала бабуся добрей.

АТЬ – АТЬ – АТЬ

Федора поспешила тарелки догонять.

ЛА – ЛА – ЛА

Порядок в своём доме хозяйка навела.

В учебнике "Русская азбука" много иллюстраций к русским народным сказкам "Гуси-лебеди", "Теремок", "Репка", "Колобок", "Лиса и журавль", "Маша и медведь" и другие. Ребятам с раннего детства знакомы эти сказки, они охотно рассказывают их с опорой на иллюстрации.

­ Ребята, а чтобы объединить всех героев сказки, кто нам нужен?

­ Рассказчик.

Авторами выбираются ребята, которые очень хорошо знают сказку и умеют рассказывать перед всем классом.

Мы вместе намечаем действия каждого героя, думаем как лучше без слов, а только с помощью жестов мимики, пластичных движений передать характеры каждого персонажа.

Ребята обычно очень хотят быть актерами, причем играть главную роль.

Создается сразу несколько актерских составов, распределяются роли и инсценирование начинается.

Я по ходу выступления подбадриваю актеров, помогаю преодолеть скованность.

Таким образом, инсценируя сказки, мы делаем первый шаг к драматизации более сложных произведений.

Постепенно мы подходим к более сложным формам драматизации: чтение по ролям и развернутая драматизация.

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором есть диалоги.

С какими трудностями встретилась я при обучении чтению по ролям?

Дети не умеют определить границы, где кончаются слова автора и начинаются слова героев и наоборот. Не умеют найти слова, которые «произносит» определенный герой.

Поэтому подготовительной работой (на всех уроках литературного чтения) я считаю чтение «цепочкой» по предложению, по абзацу; выборочное чтение; определение количества героев в прозаических произведениях.

Чтение по ролям я использовала уже в I классе. Для такого вида драматизации подходят произведения: Приятели-лодыри, Чиж, Страх и смелость, Заботливая внучка, У Юры была юла, Печенье и другие.

Некоторые из этих произведений можно не просто прочитать по ролям, но и перейти к драматизации развернутой формы. Например: рассказ «Печенье». Ребята внимательно слушают рассказ в исполнении учителя (или заранее подготовленного ученика).

­ Ребята, о чем этот рассказ?

­О мальчиках, которые думали только о себе и о том, чтобы всё разделить пополам..

­ Ребята, этот рассказ мы будем читать по ролям. Какие действующие лица участвуют?

­ Бабушка, мама, Вова, Миша. Прочитайте рассказ еще раз. (Дети читают в полголоса).

­ Какое слово повторяется чаще всего?

­ Ровно? Ровно.

­ Как вы думаете, оно одинаково произносится героями рассказа?

­ Нет.   Мальчики очень дружно делят печенье на одинаковые кучки, а мама и бабушка молчат.

­ Может они радуются за ребят, что они честно делятся друг с другом?

­ Нет, они расстроены и не найдут слов.

­ Как   нужно    прочитать    молчание бабушки и мамы?

­ Грустно, печально.

­ Кто должен читать эти слова?

­ Автор.

Выбираем действующих лиц. Намечаем, каким будет тембр голоса; у мальчиков голос весёлый, радостный, звонкий.

Читаем отдельно слова Вовы, Миши. Анализируем, вносим коррективы. Далее следует чтение по ролям, анализ.

А как вы думаете, а можно этот рассказ не читать, а попробовать обыграть у доски? (Ребята соглашаются). Что нужно тогда добавить к словам, чтобы выразить удивление, заинтересованность? — (Движения).

Вместе с ребятами выясняем, что еще помогает мимика, т.е. выразительность лица.

Инсценировка проводится в классе у доски наиболее подготовленными детьми, после того как они потренируются читать в парах.

На дом дается задание обыграть этот рассказ вместе с родителями, попытаться войти и в образ Вовы, Миши, автора.

Много текстов для драматизации различной степени сложности в учебнике для 2-го класса.

Для чтения по ролям подходят практически все народные сказки.

Басни И.А.Крылова замечательный материал для чтения по ролям и инсценирования. Для инсценирования подходят рассказы В.А.Осеевой.

Особенно интересны развёрнутые драматические представления.

Данный прием требует большой коллективной подготовки: оформление декораций, подготовка костюмов, репетиции. Несмотря на это, такой урок всегда праздник в жизни ребенка. Этот прием драматизации в практике школы используется больше во внеклассной деятельности. Мои ученики любят принимать участие в различных классных и школьных мероприятиях. Самостоятельно сочиняют частушки, стихи.

Так учащиеся 2А класса показали для будущих первоклассников Новогоднюю сказку собственного сочинения. В течение месяца, под руководством учителя творческая группа учащихся составляла сценарий праздника. В постановке сказки принимали активное участие все ученики класса. Герои нашли свои роли и выступили блестяще. В подготовке к празднику принимали активное участие и родители. Они помогли сделать костюмы для сказочных героев, декорации к сказке.  После сказки Снегурочка брала интервью у гостей. (См.  «Новогодняя сказка»).

Итак, самым трудным и самым интересным приёмом развития творческих способностей учащихся является драматизация произведения. Здесь ребёнок играет для себя и для других. Важно каждому ребёнку предоставить возможность попробовать себя в роли актёра.

Далее смотреть архив материала

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 57 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА