Среда, 23:17 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Дополнительная общеразвивающая программа «Почемучка» для детей старшего дошкольного возраста
[ Скачать с сервера (4.18Mb) ] 07.11.2016, 15:47

Дополнительная общеразвивающая программа

«Почемучка» для детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

Срок реализации программы – 2 года.

Количество воспитанников: 10 – 15 человек.

 

 

Автор:

Сайфутдинова

Татьяна Александровна

педагог - психолог

МБДОУ «Солнышко».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Губкинский 2014

 

 

 

 

 

1.Целевой раздел программы.

 

Пояснительная записка

Актуальность. Вопрос психолого-педагогической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович) делали акцент на теоретическую разработку вопроса.

На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психолого-педагогической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков:

·         Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива)

·         Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

·         Способность к выполнению основных мыслительных операций.

·         Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.

·         Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

·         Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

Итак, психолого-педагогическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Но этих занятий недостаточно!!! Многие родители и педагоги полагают, что для развития и подготовки дошкольника к школе, достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребёнок правильно понимал и усваивал эти основы, важны не только интеллектуальные умения, но и другие показатели:

Поведенческий показатель, то есть умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования. Далеко не все дети 6,5 достигают соответствующего уровня произвольной регуляции поведения, так как это зависит не только от воспитания, но и от темпов созревания коры головного мозга.

Мотивационный  показатель,  то  есть  желание  ребенка учиться, принятие на себя «роли ученика», переход его внут­ренней позиции от дошкольника к школьнику. Чаще всего ребенок личностно дозревает к семи годам: к этому времени игровая мотивация уступает место учебной, происходит созревание лобных долей мозга, что сказывается и на поведении дошкольника - оно становится более уравновешенным и целенаправ­ленным.

Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель.

Исследования показали, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Да и общего положительного отношения к школе и к учению недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания

 

Новизна данной программы определяются ее направленностью на создание условий для формирования у детей общеучебных умений и деятельностных способностей, необходимых для успешного обучения в современной начальной школе.

Цель:оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно-значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности, предотвратить воз­можные трудности в общении с другими детьми.

Задачи:

  • Привить ребенку умение подчинять свою работу (деятельность) на различных занятиях массе обязательных для всех правил. Так как подчинение правилам формирует у дошкольника умение регулировать свое поведение и тем самым формы произвольного управления им.
  • Оказать помощь в развитии у детей школьно-значимых навыков и умений, а также таких психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми задания на слух. Кроме того, программа занятий направлена на развитие у дошкольника самостоятельности, мелкой моторики рук, творческого мышления, чувства цвета.
  • Оказать старшим дошкольникам  помощь в подготовке к школе с целью успешного преодоления трудностей адаптационного периода, помочь в приобретении ими навыков общения со сверстниками.
  • Привить дошкольникам морально-нравственные представления об организации общения друг с другом.

 

В основе курса лежат следующие принципы:

1. Принцип безопасности.

  1. Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка.
  2. Принцип положительного подкрепления.

4.      Принцип доверия (откровенности) - мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

5.     Принцип уважительного отношения друг к другу.

Для подтверждения актуальности программы мной была проведена диагностика, направленная на выявления параметров готовности к школьному обучению.

Применялась методикаэкспресс – диагностики готовности к школе, авторов Вархотовой Е.К., Дятко Н.В., Сазоновой Е.В при помощи 11 субтестов, позволяющим увидеть состоянии всех наиболее важных для адаптации к школьному обучению сторон психики. Диагностировались следующие сферы и психические качества:

1.Беседа – знакомство.

 2.Ориентировке в пространстве («Пространственно – арифметический диктант»);

3.Умение устанавливать причинно – следственные отношения («Последовательные картинки»).

4.Наглядно-действенное мышление, умение действовать по образцу («Геометрические фигуры»);

5.Сформированность основ понятийного мышления («Аналогии»);

6.Звукопроизношения и умения провести звуко – буквенный анализ («Логопедический»);

7.Произвольность в общении со взрослым и умения действовать по правилам («Запрещённые слова»);

8.Умения устанавливать и использовать закономерности («Ключи»);

9.Знания букв, умения читать (чтение);

10.Образное мышления и тонкой моторики («Рисунок человека»);

11.Наглядно – схематического мышления и словарного запаса («Составление слов»).

 

Результаты показали, что  только 43% обследуемых детей дошкольного возрастаготовы к школе,  23% дошкольников условно готовы к школе, этим детям требуются дополнительные занятия,   34% детей к школе не готовы.

 

Этапы реализации программы  

1. Прогностический:  10 сентября – 1октября

2.Организационно – практический: 1 ноября - 30 апреля

3. Обобщающий: 3 мая – 25 мая

 

Результаты до и после проведения развивающих занятий по программе.

 

Параметры готовности

к школе

До реализации программы

После реализации программы

Беседа – знакомство.

37 %

94%

Ориентировке в пространстве

43%

97%

Умение устанавливать причинно – следственные отношения

45%

97%

Наглядно-действенное мышление, умение действовать по образцу

49%

89%

Сформированность основ понятийного мышления

38%

94%

Звукопроизношения и умения провести звуко – буквенный анализ

45%

94%

Произвольность в общении со взрослым и умения действовать по правилам

37 %

97%

Умения устанавливать и использовать закономерности

43%

97%

Знания букв, умения читать

45%

88%

Образное мышления и тонкой моторики

49%

94%

Наглядно – схематического мышления и словарного запаса

38%

90%

Готовность к школьному обучению

Готовы к школе

43%

97%

Условно готовы

23%

3%

Не готовы к школе

34%

-

 

 

Распределения данных констатирует о значимом различии данных начального и итоговой диагностики эмоциональной сферы у детей.

        Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза. До начала интеллектуально -  развивающей программы и после ее прохождения.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в ходе реализации программы:

  • Умение подчинять свою деятельность массе обязательных ни всех правил.
  • Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.
  • Умение общаться друг с другом и с учителем в рамках морально-нравственной нормы нашего общества.
  • Умение отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы.
  • Умение составлять слова из букв, обобщать, анализировать и соотносить понятия.

2.Организационный раздел программы.

           Программа состоит из 2 курсов (подпрограмм)  рассчитанных на возраст 5-6 лет и 6-7 лет, состоящих из 32 занятий, приступать к которым следует в начале октября, а заканчивать в конце апреля следующе­го года. Как показывает практика, проведение в сентябре и мае занятий, требующих от детей сосредоточенности и усидчивос­ти, затруднительно. Эти месяцы рекомендуется использовать для диагностической и индивидуальной работы. На каждом занятии после интеллектуальной нагрузки детям даётся  эмоциональная и физическая разрядка (игры «Шалунишки»,  «Трутень и пчёлы»), а перед началом упражнений работы «по клеткам» предшествует пальчиковая гимнастика для тренировки мелкой моторики. Так же на занятиях используется кинезиологические, телесно – ориентированные  упражнения, которые применяются в «приветствие». Сюжет тренингов - занятий построен на путешествие по «Стране и Знаний», а  также присутствие детей в разных мастерских и маленьких ла­бораторий в гостях у Профессора Ума.

На этом занятиях  воспитанники под руководством ведущего обобщают и закрепляют приобретенные знания, умения и навыки (ЗУН) посредством практических заданий с разной направленностью:

1.   Математической, которая, при этом, не сводится к тому, чтобы закрепить у дошкольника навык считать, измерять и решать арифметические задачи. А направляется на развитие способностей видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, на умения конструировать предметами, знаками и символами.

2.   Пространственно-ориентировочной. То есть, направленность этого рода заданий заключена в развитии и закреплении умения ориентироваться в пространстве (используя такие определения, как правый, левый, верхний, нижний, центр и т.д.), как в микропространстве – на листе бумаги, так и в макропространстве – в помещении группы.

3.   Временных ориентировок. Смысл этого типа игр заключается в автоматизации знаний, умений и навыков оперировать такими временными понятиями, как: утро, день, вечер, ночь, понедельник, вторник, четверг, зима, лето, сегодня, завтра, послезавтра и т.д.

4.   Эмоциональной. Под приемами и играми этой направленности, включают развитие и закрепление полученных ранее ЗУН понимания отличий между различными эмоциональными состояниями, такими как радость, злость, грусть, удивление, спокойствие по мимике лица, а также умение выразить свое настроение цветом (красный – активность, желтый – общительность, зеленый – самоутверждение, синий – спокойствие, а иногда даже усталость, черный и коричневый – плохое настроение).

5.   Природный мир – такие задания необходимы не только для автоматизации ЗУН об окружающей нас северной природе, но и помогают развивать мыслительные операции, такие как классификация, обобщение и сравнение.

Структура занятий.

1.Организационный момент.Создание эмоционального настроя.

Приветствие друг друга понимается и используется как ритуал начала занятия. Он позволяет создать психологическую готовность к занятию, осознание ребёнком себя части группы.Выбордетьми эмблем из предложенныхкружков шести цветов,  в цвет своего настроения. 

2.Основная часть занятия.

В этой части  повторяем  изученный на прошлом занятии материал.Затем  происходит введение  в тему занятия в форме бесед, и выполнения заданий.

3.Заключительный этап занятия. Подведение итогов.

Здесь дети делятся своими впечатлениями отвечая навопросы: что вам понравилось? Какие задания были трудными? Выбордетьми эмблем из предложенныхкружков шести цветов,  в цвет своего настроения. 

 

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения.

 

3.Содержательный раздел программы.

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.

Условия реализации. Кабинет психолога или групповая комната

Материалы, используемые в программе: ксерокопии бланков приложений, тетрадь в клеточку с заданием на каждого во, знаки воспитанника.

Оборудование: цветные карандаши или фломастеры, белые листы бумаги формата А4,ножницы, мяч.

В обеих программах в начале и конце каждого занятия дети  выбирают себе эмблему из предложенныхкружков шести цветов,  в цвет своего настроения.  Психолог помогает с помощью двухстороннего скотча прикрепить ее к одежде.Если настроение веселое, выбираются яркие красивые цвета — красный, желтый, зеленый; если устали — синий цвет; если грустное настроение — черный или коричневый. Эта процедура необходима для того, чтобы отследить эмоциональное состояние ребенка на протяжении занятия и последующие занятия корректировать с учетом детских эмоциональных потребностей.

Апробация программы «Страна знаний».

Данная программа разработана педагогом-психологом МБДОУдетский сад «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития  в 2013 году.

С 2013 года и по настоящее время успешно реализуется на базе детского сада с детьми 5-7 лет посещающих старшие и подготовительные группы.

 

Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы 1 года обучения:

  • Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.
  • Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.
  • Умение общаться друг с другом и с воспитателем.
  • Знание времен года и умение отличать их друг от друга.
  • Знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы.

Далее смотреть архив материала

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 54 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА