Понедельник, 10:39 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Доклад на тему: "Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях"
[ Скачать с сервера (9.0Kb) ] 04.03.2013, 18:45
Зимина Елена Ивановна
Воспитатель
МБДОУ №37 «Сказка»

Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей — одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Г.А. Ягодин неоднократно подчеркивал, что работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Одной из первостепенных задач автор считает привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов.
Дошкольный возраст — период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Уже в начальной школе это сотрудничество становится непостоянным, а в старших классах практически отсутствует. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру (старая парадигма). Кроме того, современный интерес родителей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка, причем наиболее престижным считается изучение иностранных языков (но не экологическое образование).
Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования. Характерный пример: в процессе отдыха на природе родители рвут цветы на букеты, оставляют мусор и т.п. Ребенок объясняет им, что так нельзя делать, добавляя: «так говорила воспитательница». Родители в лучшем случае не реагируют на возражения ребенка, в худшем — еще и подрывают авторитет воспитателя выражениями типа: «Мало ли что там вам говорят». Если авторитет родителей для ребенка непререкаем, он начинает возражать воспитательнице на занятиях, мотивируя свои возражения тем, что «так сказал папа (мама)». Например. Маша М. утверждала: «папа сказал, что ничего страшного не будет, если в дерево вбить гвоздь, он сам так делал и знает лучше». Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах, которую предлагают родителям некоторые детские сады на собраниях, не вызывает особого интереса, а катастрофизм, зачастую пронизывающий эту информацию, вызывает ее отторжение. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. Большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такая совместная деятельность способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции), а взрослому — лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов и дети, и взрослые имеют возможность проявить такие качества и умения, которые не требуются в обыденных условиях (правильно развести костер или поставить палатку, учиться вести себя как член команды и т.п.).
Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада.
Программа «Наш дом — природа» предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Там, детям предлагается дома продолжить ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования: где можно найти воду дома? для чего нужна вода дома и бережем ли мы ее? как ведут себя кошка, собака? как растут комнатные растения? Кроме того, родителям предлагается наблюдать вместе с детьми за явлениями природы по дороге в детский сад, во время прогулок;
- совместный уход за животными, растениями (активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье):
- сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы.
- выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями, рисунков, фотографий.
- помощь в оборудовании экологического класса, живого уголка, лаборатории;
- помощь в создании библиотеки (к отбору книг, оформлению библиотеки привлекаются и дети, и родители);
- природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек и их размещение на территории).
Таким образом, экологическое просвещение родителей — важное, наиболее сложное направление работы дошкольных учреждений, которое во многом определяет воспитание ребенка, требует систематической и целенаправленной работы дошкольного учреждения с учетом всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нормативного, ценностного, деятельностного.
Категория: Дошкольное образование | Добавил: анилоп
Просмотров: 2684 | Загрузок: 270 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА