Пятница, 06:54 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Доклад на тему: «Дошкольная педагогика как наука»
02.03.2016, 19:57

Доклад на тему:

«Дошкольная педагогика как наука»

 

 

 

 

Подготовила: Филиппова О.А.

Воспитатель ГБОУ Школа № 1413 ОДВ № 1

 

 

Цель доклада: рассмотреть дошкольную педагогику с научной точки зрения, дать определение, выявить основные понятия и категории, раскрыть предмет, задачи, функции, теоретические основы дошкольной педагогики.

Задачи: что дошкольная педагогика исследует. Определить связи с другими науками, границы и предмет области.

Актуальность данной работы в том, что знание педагогики необходимо большому количеству людей: родителям, работникам сферы обслуживания, работникам правоохранительных органов и другим.

 

 

 

Содержание понятия «наука».

Элементы, характеризующие науку

Эта тема является вводящей в весь курс дошкольной педагогики. Она задает понимание основных категорий, функций, предмета, задач дошкольной педагогики – науки. При раскрытии темы мы рассмотрим отличия дошкольной педагогики как науки от учебного предмета, изучаемого студентами в вузе, определим ее связь с другими науками, место в системе педагогических наук.

Прежде чем говорить о дошкольной педагогике как науке, необходимо дать определение понятию «наука», а затем рассмотреть дошкольную педагогику через призму этого понятия.

Наука (в общефилософском понимании) – форма общественного сознания, включающая деятельность по получению знаний и ее результат – систему знаний, лежащих в основе общенаучной картины мира. Это особый вид человеческой деятельности, направленный на раскрытие сущностных свойств и закономерностей окружающего мира. 

На эту трактовку мы и будем основываться, рассматривая дошкольную педагогику как науку. Таким образом, дошкольная педагогика как наука направлена на выявление первоосновных качеств и закономерностей… (воспитания и обучения детей дошкольного возраста).

Что же характеризует дошкольную педагогику как науку.

Любую науку определяют 3 главных компонента, отличающие ее от других. Это предмет науки, понятийно-категориальный аппарат и методы исследования.

Таким образом, мы имеем общий план рассмотрения темы. Для того, чтобы дать характеристику дошкольной педагогики как науки, мы должны ответить на 3 вопроса:

1.     Каков объект изучения дошкольной педагогики как науки?

2.     Какими категориями и понятиями она оперирует?

3.     Какие методы исследования наука использует для открытия нового знания?

Ответив на данные ключевые вопросы, мы охарактеризуем дошкольную педагогику как науку. Вспомним, что такое предмет науки. Это множество процессов и явлений, которые изучает данная наука.

Предметом изучения дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.     

Таким образом, дошкольная педагогика изучает первоосновные свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников. Предмет науки четко обозначает область ее исследований и ту сферу, на которую направлены методы исследования.

 

 

Понятийно-категориальный       аппарат         дошкольной             педагогики.

Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия конкретной науки. Для другой науки те же категории могут быть только понятиями. Это более высокий уровень обобщения по отношению к понятиям.

Понятие – это форма мышления, отражающая сущностные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Исходя из предмета исследования, выделите фундаментальные понятия (категории) данной науки. Это воспитание, обучение, образование. Чем они являются по отношению к дошкольной педагогике (ДП). Категориями. Это самые важные, ведущие, наиболее общие для данной науки понятия.

Раскроем содержание ведущих понятий дошкольной педагогики. Важно отметить, что эти категории рассматривались разными учеными, с различных методологических позиций. Как следствие, множество трактовок, зачастую противоречащих друг другу. Каждому педагогу-специалисту важно знать эти понятия и иметь свою обоснованную позицию в определении их содержания.

Владение понятийно-категориальным аппаратом науки является необходимым компонентом педагогической культуры специалиста.

Категория «воспитание» рассматривается в науке в широком, узком и локальном смысле. 

Воспитание (в широком смысле) - это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность их к жизни и труду. 

Воспитание (в узком смысле) – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

В локальном смысле воспитание – развитие у ребенка какого-либо качества, привычки поведения.

При анализе теории и методики образовательного процесса в ДОУ мы станем основываться на определение воспитания в тесном ее значении. 

При установлении содержания понятия обучение имеется множество альтернатив. Различия в них зависят от понимания авторами функций, целей и результатов этого процесса. Так, Ю.К. Бабанский раскрывает процесс обучения как целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и детей, в ходе которого решаются задачи их воспитания, развития, образования.

В психолого-педагогическом словаре П.И. Пидкасистого обучение трактуется как целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколениям опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.

И.Я. Лернер под обучением понимает процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Нам это определение симпатизирует в большей степени, в связи с тем, что обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опыта творческой деятельности.

Понятие образования системно рассмотрено в законе «Об образовании». Образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином

Это лишь малая часть определений, ведущих для дошкольной педагогики понятий. Каждый педагог, проанализировав фундаментальные профессиональные категории, определяет их содержание и вправе обоснованно разделить чью – то авторскую позицию. 

Можно ли предположить, что это единственные понятия науки? Нет.  Дошкольная педагогика в собственном словаре использует множество других понятий, являющихся ведущими для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.), для психологии (развитие, личность, психика, эмоциональный климат, мышление и др.), анатомии (мозг, скелет, мышечный тонус, физиологические особенности и др.) и т.п. Дошкольная педагогика применяет язык наук, изучающих человека, общество во всех ипостасях. Язык ее богат, многообразен, что позволяет всесторонне охарактеризовать предмет дошкольной педагогики.   

Третий компонент, определяющий дошкольную педагогику как науку, это методы исследования. Это методы, с помощью которых исполняется изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, эксперимент, беседа, анкетирование, интервью, наблюдение, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, продуктов деятельности детей и др. Доскональному рассмотрению этого вопроса выделим отдельную тему.

Выявив предмет науки, определив основные категории дошкольной педагогики, перейдем к раскрытию ее функций и задач. 

 

Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены на данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах ДП можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественно-научный и историко-педагогический.

1) Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики – науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

2). Естественно-научные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и проведенные их учениками и последователями – В.М. Бехтеревым, Н.Е. Введенским, А.А. Ухтомским. П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др., исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условно-рефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе и воспитание. 

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, т.к. одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего. 

Учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о трех единствах – диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития, являются физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.

Концепция о динамическом стандарте лежит в основании построения режима дня дошкольников. Динамический стандарт – основа формирования умений, навыков, привычек поведения, его формированием объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании следует из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.

Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественно-научной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются методические рекомендации методов и средств обучения.

3)    Психологические основы дошкольной педагогики составляют: - культурно-историческая теория развития поведения и психики человека Л.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятие о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

-         учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

-         теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

-         теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

-         психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

-         концепция В.Т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства и др.

4)    Историко-педагогические основы отечественной дошкольной педагогики имеют древние корни. Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох и стран стали истоками развития дошкольной педагогики как науки. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период, мысли о защите прав детей на детство, индивидуальное развитие, уважение личности, необходимости развития потенциала каждого дошкольника легли в основу современной теории дошкольного образования.

Достаточно широкий характер исследований по дошкольной педагогике в нашей стране отмечается после создания общественной системы дошкольного воспитания. Большую роль в развитии дошкольного воспитания сыграли Н.К. Крупская, Е.И. Тихеева, А.С. Макаренко, Е.А. Флерина, Л.К. Шлегер, Д.А. Лазуркина, А.В. Суровцева. Впервые в истории мировой педагогики была создана научно-обоснованная система воспитания детей раннего возраста: Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, Н.М. Аксарина, Е.И. Радина. Вопросы физического воспитания в дошкольном возрасте разрабатывались Е.А. Аркиным, А.И. Быковой, Е.Г. Леви-Гориневской и др. Существенное значение в теорию и практику умственного воспитания дошкольников внесли работы Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, А.И. Сорокиной и др. В теорию воспитания внесли свой вклад ученые А.В. Суровцева, Ф.С. Левин – Щирина, Р.И. жуковская, Т.А. Маркова и др.

В 1960 г. создан первый в мире научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого до 1981 г. был А.В. Запорожец. На базе этого НИИ велись исследования по разным направлениям дошкольного образования. Лабораторией воспитания детей раннего возраста руководила Е.И. Радина, с 1970 г. А.М. Фонарев. Лабораторию физического воспитания возглавляла М.И. Кистяковская. Руководителем лаборатории эстетического воспитания и художественного творчества была Н.А. Ветлугина. Вопросы умственного воспитания раскрывались под руководством А.П. Усовой, Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. Лабораторию нравственного воспитания возглавляла В.Г. Нечаева. Подготовкой к школе занимались под руководством Т.В. Тарунтаевой. Результаты исследований публиковались, внедрялись в педагогическую практику деятельности детских садов, в практику подготовки педагогических кадров.

Заложенные теоретические основы являются отправной точкой в современной науке. Развиваются новые направления дошкольной педагогики, вырабатываются новые теории и технологии дошкольного образования. Важно изучать, развивать имеющийся опыт, анализировать его плюсы и минусы и на этом основании выстраивать научно-исследовательскую работу. Нужность новых исследований определяется переменой времени, преобразовании в социальной жизни, изменения целей непрерывного образования человека.

 

Функции и задачи дошкольной педагогики как науки на современном этапе

Для понимания особенностей науки «Дошкольная педагогика» рассмотрим ее функции, а также задачи, которые она решает.

Функция – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль; совокупность действий и операций.  

При определении функций дошкольной педагогики будем исходить из понимания функций науки вообще. Таким образом, дошкольная педагогика как наука выполняет пять основных функций.

Функции дошкольной педагогики как науки

1.    Описательная - соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию. 

2.    Объяснительная – (основная) направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.

3.    Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

4.    Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем на перспективу.

5.    Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Дошкольная педагогика осуществляет направляющую роль по отношению к педагогической практике. Дошкольная педагогика гарантирует целостность воспитательных и обучающих воздействий детского сада, семьи, преемственность работы ДОУ и школы. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, способы, ресурсы, средства и необходимый результат дошкольного образования.

Задачи дошкольной педагогики как науки формируются нуждами и потребностями педагогической практики деятельности дошкольных образовательных учреждений. Совместно с тем, задачи науки состоят не только в изучении и объяснении существующего опыта, но и в моделировании и прогнозировании дальнейшего формирования практики, в создании новых, перспективных педагогических технологий, опережении настоящей педпрактики. Рассмотрим основную область задач.

Задачи дошкольной педагогики - науки.

1.    Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (выяснение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).

2.    Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад – школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

3.    Создание государственного стандарта дошкольного образования (сегодня действует проект, находящийся в стадии апробации)

4.    Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

5.    Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

6.    Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

7.    Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.

8.    Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОУ.

9.    Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

10.                       Построение модели современного педагога – профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ. 

Выделенные задачи можно продолжать, собирать либо, наоборот, подвергать детализации. На основе анализа литературы нами выделен главных проблем, всегда стоящих перед наукой. 

Вместе с блоком постоянно действующих задач, существуют задачи, определяемые одновременной необходимостью практики дошкольного образования. К примеру, экологический кризис привел к необходимости разработки программ экологического воспитания дошкольников, материалов и рекомендаций к ним; стихийное появление групп кратковременного пребывания привело к необходимости обоснования теоретических и методических основ их деятельности. Область таких задач постоянно меняется, тогда как выделенные нами ранее задачи находят решение системно и всегда.

Дошкольная педагогика как наука постоянно сталкивается в своем формировании с целым рядом проблем, требующих непрерывного интереса научных работников - исследователей. Такой вопрос взаимодействия с практикой, разработка новых теорий и методик воспитания, обучения, развития дошкольников, исследование особенностей этих процессов в разных возрастных группах; решение проблем сохранения и поддержания психического и физического здоровья педагогов и дошкольников в условиях ДОУ; поиск методов и способов создания благоприятного эмоционального климата в группах; проблемы организации развивающей среды; разработка теорий и технологий индивидуализации дошкольного образования и др. Теоретическое и практическое обоснование путей решения возникающих проблем является всегда существующая область задач дошкольной педагогики.

 

 

Дошкольное воспитание стало дошкольным образованием, что является мировой тенденцией. Как следствие, дошкольное образование стало полноправной ступенью образования наряду со школьным и вузовским образованием (закон РФ «Об образовании»). 

Дошкольная педагогика относится к числу молодых в системе педагогических наук. Её возникновение связано с именем Я.А. Коменского (17 пек). Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Современная дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.

Предмет дошкольной педагогики - вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет).

Задачи дошкольной педагогики определяются её теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью данной пауки:

  1. Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества.
  2. Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей.
  3. Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Современная дошкольная педагогика «впитала» в себя многие сведения о воспитании и обучении детей. Её источниками является народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагогическая практика, научные экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.).

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования, наличие разнообразного спектра философских направлений: аксиологический подход, системный, личностный, культурологический, синергетический и т.д.

Теоретико-методологические подходы дошкольной педагогики устанавливают взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к личности ребенка, общефилософское понимание значимости взрослого в воспитании и обучении детей.

Профессиональную подготовку кадры для ДОУ приобретают в педагогических колледжах, институтах, университетах. Классификаторы специальностей и специализаций подразумевают их интегрированность и взаимосвязь. В учебных заведениях специализация имеет определенную направленность и связана с определенными обязанностями специалистов (воспитатель логопедической группы, инструктор по физическому воспитанию в ДОУ. руководитель ритмики, воспитатель с правом преподавания иностранного языка, руководитель студии изобразительной деятельности и т.п.).

Мы рассмотрели дошкольную педагогику равно как науку, подчеркнули ее основные понятия и категории, раскрыли предмет, задачи, функции, теоретические основы дошкольной педагогики, связи с другими науками, сравнили между собой педагогические явления – наука и учебный предмет.

 

 

Список литературы

 

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Учебное пособие).
  2. Н.П. Сазонова Лекционные и семинарские занятия по дошкольной педагогике / учебное пособие для студентов педагогических факультетов – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 381 с. 

 

 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 1098 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА