Воскресенье, 15:18 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Вокальная организация хора в усвоении техники пения начинающими певцами
25.08.2018, 10:58

Вокальная организация хора в усвоении техники пения начинающими певцами.

 

Будневич Тамара Константиновна, преподаватель высшей категории

МAУ ДО «Детская школа искусств №7» (РТ, г. Набережные Челны)

 

 

Пение - одна из самых активных и доступных форм коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в хоре несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал.

В этом учебном году наш любимый хоровой класс вдвое увеличил свои ряды. И вот перед нами новички, которые впервые пришли на занятие. Пришли они, не проходя отбора, просто по своему желанию. Многие из них не попадают в ноты, неверно интонируют простые мелодии. В таком коллективе первостепенной задачей является добиться чистого унисона. И начинается кропотливая работа по поиску заветного унисонного звучания, основы хорового пения.

Основными качествами детского пения, как известно должны быть легкость, звонкость, полетность, округлость, объемность и «вибратность звучания». Развивая эти качества в голосе хористов можно говорить о совершенствовании певческого голоса в процессе хорового пения. Иначе хормейстер, решая свои исполнительские задачи без вокального фундамента в хоре, будет только эксплуатировать свой живой музыкальный инструмент, насаждая манеру «напевания», результатом которого чаще всего является горловое пение или пение «на связках», форсированное звучание при повышении тесситурных условий, неразборчивость дикции, узкий диапазон нюансировки.

И с первых уроков по сольному, хоровому пению надо объяснять это ученикам. Объяснять, что, для того чтобы песня получилась красивой, чтобы голос лился, надо овладеть вокальной техникой, контролировать свой звук. Если на урок пришла группа младших школьников, то они еще могут не знать, что такое мягкое нёбо, как его можно поднять, что такое гортань и как ее надо не поджимать и т.д. При работе с таким возрастом надо пользоваться аллегориями: «Зевните, ребята, почувствуйте холодок на нёбе, понюхайте розу». Важно в раннем возрасте сформировать навык легкого, по возможности, яркого головного звука. Со временем этот звук усилится, окрепнет, будет естественным образом совмещаться с грудным резонатором, поэтому умелое пользование головным резонатором необходимо прививать с первых шагов. Таков опыт и мировых оперных звезд, и педагогов, прослеживающих развитие своих вокальных подопечных.

В связи с усилением внимания к личности ребенка и необходимостью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения к проблеме охраны детского голоса прибавилась задача оптимального развития каждого ученика с учетом его природных особенностей. Новые цели и задачи обучения определяют иной подход к вопросу развития детского голоса — на основе более глубокого изучения биомеханизмов звукообразования в пении и голосовых возможностей детей. Известный педагог Г. П. Стулова, автор методики развития детского голоса, базирующейся на регистровой его структуре, обращает наше внимание на то, что в зависимости от индивидуальных особенностей голоса ребенка начинать следует с того голосового регистра, который он использует при спонтанном пении наиболее часто. Нередко один и тот же регистр у детей даже одного возраста, так же, как и у различных, по своей природе голосов взрослых, звучит по-разному, в зависимости от анатомо-морфологического развития и состояния всего организма, в частности, голосового аппарата.

В связи с индивидуальными особенностями на первом этапе работы целесообразно начать с того типа регистрового звучания, к которому проявляется склонность у ребенка от природы.

Как показывает практика, многие дети поют на горле, не задумываясь над этим. Есть звук – и ладно. Поэтому, когда в процессе урока их голос начинает звучать «где-то во лбу», петь становится значительно легче, горло (гортань) перестает ощущаться, и дети быстро понимают разницу между правильным и неправильным звукоизвлечением. При поднятии звука в голову важно следить, чтобы голос не заваливался в затылок, а сохранял естественную близость. Если у ребенка природно высокая позиция звука, то и проблем с высокими нотами быть не должно – они зазвучат свободно и близко (мечта всех взрослых вокалистов!). Если же позиция не такая высокая, то и диапазон будет ограничен. Но мы радуемся и тому, что наши ученики поняли, как петь головой, а не горлом.

Если периодически их спрашивать, красиво ли получилась нота (имея в виду, получился ли унисон), они легко ответят правду. Ну, а если они отвечают не так, как вам бы хотелось, то это значит, что эталон звучания у детей еще не сформирован. Несколько занятий, на которых надо заострить внимание детей на хорошем и плохом звуке, и ребята будут безошибочно отвечать на этот несложный вопрос. Начиная с анализа «чисто-грязно», впоследствии переходим к ориентированию в местонахождении звука «в голове – на горле», «перед собой – в затылке» и т.д. Во время пения упражнений надо следить за положением тела ребенка: корпусом, головой, плечами. Так, задранная голова может указывать на плохое соединение головного и грудного регистров, на пение на горле, подтянутые вверх плечи свидетельствуют о неверном понимании большого, глубокого дыхания.

При пении нужно поставить задачу брать звуки без «подъезда снизу», брать их сверху, через верх, как будто зевая. В распевке на букву «м» лучше петь 3 ноты вверх-вниз, чтобы дети учились их интонировать. Выбор слогов, как правило, не большой: «лё», «йа», «ма». Но целью пения на слоги должно стоять качество звука. Петь на слоги надо тем же звуком, в тех же резонаторных местах.

Техника резонансного пения имеет свою специфику в коллективном звучании. В хоре необходимо обеспечивать резонансное звучание собственного голоса и согласовывать его со звучанием других голосов. Ввиду значительной маскировки голоса каждого из хористов голосами других певцов, возрастает роль внутренних ощущений певцом собственного процесса звукообразования.

Под вокальной организацией хора понимается не просто распевание, тренировка голосовых связок и разогрев голосового аппарата хористов, а настрой их голосового аппарата на активизацию резонаторной системы. Головное резонирование связано с верхними резонаторами, расположенными над связками (полости глотки, рта, носа и его придаточные пазухи). Управление подвижными резонаторами (полости рта и глотки или ротоглоточный рупор) связано с изменением их формы и объема. Это так называемый певческий зевок или купол, способствующий увеличению объёма ротовой полости и входа в глотку. В основу вокальных понятий, используемых при настройке на головное резонирование, мы вводим эмоционально-образную терминологию резонансного пения (близкий звук, близкая позиция, головное звучание, высокая позиция, опора звука, опора дыхания и т. д.). Настройку на головное резонирование производим в тесситуре выше средней и высокой (от си-бемоль 1 октавы до соль-ля 2 октавы).

Для проявления резонаторных или вибрационных ощущений в области головы используем сочетание «певческого зевка» или «купола», обеспечивающего положение нёба и глубокую дыхательную основу, с близкой вокальной позицией и с формированием согласных на кончике языка и губ. Полезны упражнения на йотированную гласную «ю», слоги «зи», «кви», «ква». В пении по нисходящему трезвучию особое внимание уделяем тембральной ровности звучания, переносу высокой позиции на нижние звуки. При хорошо сформированном куполе, и дальнейшим переводе закрытого звука на гласные «а» и «и», сонорные согласные «н», «м», «л» в нисходящем движении на легато, по трезвучию в поступенном нисходящем движении на «ма», «на» с распевом гласной, в восходящем движении, настраивая нижний звук на позиционное ощущение верхних тонов («со лба»).

Дети младшего школьного возраста пользуются наглядно-образным мышлением. Если в процесс обучения любому предмету привнести элементы игры, сказки, какого-то действия, то материал занятия будет гораздо лучше усвоен учеником. Поэтому на уроках хора при распевании мы также опираемся на психологические особенности данного возраста и пользуемся попевками с сюжетами. Наличие сюжета в упражнении компенсирует его невыразительную мелодию. Хотя, если проставить задачу, то можно и на скороговорку придумать развернутую мелодию, но все же главная задача на начальных этапах на занятиях хором, ансамблем – создание унисона, что требует доступной для всех ребят простой мелодической линии. Поэтому все сюжетные попевки, потешки и т.п. поются на 1 ноте, максимум на 2–3. Если усилия ребенка не будут направлены на воспроизведение сложной мелодии, то он сможет сконцентрироваться и проработать вокальную техническую задачу по попаданию голосом в ноту, по правильному звукоизвлечению. С младшими школьниками успешно проходят упражнения на тексты скороговорок, коротких сюжетных попевок. Ярким примером здесь могут служить известные всем мелодические потешки: «Андрей-воробей», «Ай, дуду-дуду-дуду…» и другие попевки, упражнения. А также и скороговорки: «Бык-Тупогуб», «От топота копыт», «Шла Саша по шоссе» и другие. В нашем хоре их более 20. Дети любят говорить скороговорки, с интересом их декламируют в разных темпах, увеличивая продолжительность выдоха.

Когда более способные ученики находятся рядом с другими, то невольно последние начинают прислушиваться и подстраиваться. Это приводит к тому, что через полгода в группе ребят появляется уже несколько человек, поющих правильным звуком. А, главное, сколько радости это приносит детям, ведь они понимают, что стали лучше петь!

К выбору оптимального звучания голоса необходимо подходить, имея в виду не только общую перспективу его развития, но и даже планирование одного урока от легкого фальцетного в начале работы до более темброво обогащенного и динамически насыщенного звучания, близкого к плотному миксту, в конце. «Многочисленные исследования природных голосовых возможностей детей и опытно-экспериментальная работа с детьми разного возраста позволили сделать следующие выводы:

  • для наиболее полноценного развития певческого голоса детей необходимо использовать все голосовые регистры: фальцетный, грудной и различные смешанные типы;
  • грудной голос детей, так же, как и фальцетный, может звучать без напряжения и форсировки при условии, если он используется в соответствующей ему тесситуре;
  • при помощи определенных методов можно целенаправленно управлять звукообразованием у детей в любом голосовом регистре и, следовательно, развивать тембр, диапазон и силу голоса в соответствующих направлениях;
  • в работе с детьми по овладению различными голосовыми регистрами необходимо соблюдать определенную последовательность в зависимости от их голосовых природных особенностей».

Овладение певческим искусством – большой труд, который требует огромной воли, трудолюбия, напряженного внимания и т.п. В организации учебного процесса преподаватель должен постараться создать условия для наилучшей результативности учащегося. Терпение, любовь и внимание к каждому ученику помогут наладить не только атмосферу на уроке, ваши взаимоотношения, но и привести коллектив к достижению новых ступеней. Создание унисона из группы ребят без выдающихся вокальных данных, подчас кричащих – это уже достижение.

Видя горящие глаза детей, приходит вдохновение и успех в решении главной задачи хормейстера – научить юных певцов слушать и слышать основные вокальные качества голоса: интонацию, динамику, тембр, дикцию, развить их музыкальный и вокальный слух, привить им эстетический и художественный вкус.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Сафонова, В. И. Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора). Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка: Научно — методические материалы по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребёнка». М.,1999. — 39 с.
  2. Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М, «Музыка», 1977.
  3. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Владос, 2002.
  4. Морозов В.П. «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники». М., Изд. МГК, ИП

РАН, 2002.

 

 

 

 

                                                                                       

Категория: Дополнительное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 97 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА