Среда, 15:47 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Упражнения по сценической речи
[ Скачать с сервера (38.1 Kb) ] 14.10.2018, 22:58
Упражнения по сценической речи

Упражнения по обучению детей выразительному чтению:
Каждое занятие по выразительному чтению начинаем с упражнений по технике речи. Выдающийся методист М. А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделять время для специальных упражнений техникой произношения.
В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия.
Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишённое всякого напряжения), глубокое, незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца. Хорошее дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:
1) Вдыхать глубоко носом и ртом; 2)вдыхать бесшумно; 3)пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно!); 4) не задерживать дыхания в паузах; 5) не расходовать весь запас воздуха.

Упражнения для развития диафрагмального – рёберного дыхания:
1. Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую - на рёбра. Глубокий вдох на счёт «раз» (про себя), задержка дыхания и выдох с плавным счётом от1 до 5 (вслух).
2. И. п. то же. Насчёт 1-2 (про себя) – глубокий вдох, на счёт «раз» задержка дыхания и на выдохе плавный счёт вслух от 1 до 10. Затем добрать воздух и продолжать счёт до 15, ещё добрать и считать до 20. Затем до 25 и 30. Считать надо стараться ровно, спокойно, не снижая голоса, так, чтобы в лёгких всегда оставался запас воздуха.
3. И.п. то же. Глубокий вдох на счёт от 1 до3 (про себя)) , задержка воздуха на счёт «раз» (про себя), медленный, плавный выдох на звук «ф», «с», «ш» (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).
4. Полностью выдохнуть воздух. Не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом, но не за один вдох. А за несколько коротких активных вдохов. После каждого из таких коротких вдохов делать небольшую остановку, не вдыхая и не выдыхая. Когда лёгкие будут наполнены, задержать воздух, проследив, чтобы грудная клетка была полностью расширена. После этого сделать спокойный выдох.
Это упражнение очень полезно для тренировки диафрагмы и других дыхательных органов. Когда делается вдох, несколько раз добирая воздух, постепенно вырабатывается чувство опоры дыхания.
5. «Цветочный магазин» Делая вдох надо представить себе, что нюхаешь цветок. Выдох медленный, плавный. Упражнение выполняется 3 -4 раза.
6. «Свеча». Взять узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуть на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумажка контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: задуть 3, 5,… 10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.
7. «Поймай комара». Руки раздвинуты в стороны – делается вдох; сдвигаются постепенно вперёд ладонями друг к другу – делается выдох.
8. «На берегу моря». Закройте глаза, представьте, что находитесь на берегу моря. Слышите равномерный шум набегающих валов. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышится ровно, глубоко.

Упражнения на постановку голоса:
1. Сесть, плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки м, л, н: ммм…ллл…ннн…
2. И.п. то же. К согласным звукам м,л, н, поочерёдно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы и произнести плавно и протяжно:
мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы;
лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы;
нни, ннэ, нна, нно, нну, нны.
Эти звуки могут быть заменены счётом от 1 до 10.
Упражнения выполняются с постепенным усилением голоса: сначала тихо, затем громче, громко, и наоборот, с постепенным ослаблением голоса: громче, тише, тихо.
3. И.п. то же. Произнести звуки ми, мэ, мА, мо, му, мы, делая короткие паузы между ними. Сначала произнести равномерно, затем - убыстряя к концу, в третий раз - замедляя.
4. а) просчитать на одной высоте от 1 до 10. Затем – повышая голос, а потом понижая;
б) просчитать от 1 до 10, начиная тихо, кончая громко, и наоборот.
Тренировать голос на проговаривании пословиц, а также на текстах, в которых по смыслу голос следует усилить, ослабить, повысить или понизить.
5. И. п. то же. Произнести пословицы и скороговорки – сначала равномерно, затем постепенно усиливая голос и к концу, наоборот, ослабляя.
У сосенки – сосёнки выросли опёнки.
Худо летом, когда солнца нету.
Дождливое лето хуже осени.
Птицам – воздух, рыбам – море, а человеку – отчизна дороже всего.
6. Прочитайте отрывок из «Казачьей колыбельной песни» М.Ю. Лермонтова, как бы укачивая засыпающего ребёнка, постепенно затихая, но не шепотом.
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки – баю.
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли. Закрывши глазки,
Баюшки – баю.
7. Прочитайте стихотворение. Мысленно представляя. Что вы сидите в самолёте, который стремительно поднимается вверх: вы смотрите из иллюминатора на землю и вас охватывает радостное чувство полёта. Голос ваш постепенно повышается, но не усиливается, а становится звонче, легче, мелодичнее.
Плечи и руки свободно опущены, грудная клетка развёрнута, спина выпрямлена.
Белокрылый мощный «ТУ»
Набирает высоту.
Он летит всё выше, выше…
Превратились в точки крыши…
Вот уже он выше туч…
А теперь – меж облаками…
Вдруг ударит солнца луч!
Голубой простор над нами.
Выше, выше мчится «ТУ»,
Покоряя высоту…
8. Прочитайте стихотворение. Прислушиваясь к изменениям в окраске голоса при переходе из одного регистра в другой. Не торопитесь, следите за дикцией и плавным дыханием.
Колокола.
В грудном регистре
Что за гром?
Бум! Бом!
Бум! Бом!
А в среднем – гул
На целый дом:
Бим – бом! Бим – бом!
Вот в головном
Чистейший звон:
Динь-дон! Динь- дон!
И всё звенит,
Гудит им в тон.
Бум-бом! Динь- дон!
Бум-бом! Динь-дон!
(З Савкова)
9. Имитация колокольного звона. Сочетание бим-бом произносится на различных регистрах с заданными и выбранными тонами.
Упражнения на развитие дикции.
Хорошая дикция – одно из важнейших качеств речи. Условием чёткой дикции является правильная артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи.
Работу над дикцией следует начинать с артикуляционной гимнастики. Упражнения выполняются перед зеркалом:
1) Открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх. Затем опустить вниз;
2) Открыть рот. Кончик языка поднять к верхним зубам, потом отпустить вниз, повернуть вправо, влево и кругом;
3) И. п. – зубы сомкнуты, губы в обычном состоянии. На счёт «один» губы вытягиваются вперёд. Как бы принимая форму «пятачка»; на счёт «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Упражнение повторяется3 -4 раза. Вариантом этого упражнения являются круговые движения «пятачка» вправо, влево, вверх.

Упражнения на произнесение отдельных звуков и звукосочетаний.
Гласные звуки
Вдох, пауза, на выдохе с короткими паузами после каждого звука произнести с энергичной артикуляцией сначала беззвучно, затем, постепенно убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко звуки:
а- о – у – ы – и – э
е – я – ё – ю
Прямые слоги.
К каждому гласному звуку присоединяется согласный, например:
Ба – бо – бу –бы – би – бэ
Да – до – ду – ды – ди – дэ
Слоги произносятся на выдохе с активной артикуляцией сначала беззвучно, затем с ускорением тихо, громче, громко.
Слоги с более сложными сочетаниями звуков
а) би – би – бип
бэ – бэ – бэп
ба – ба – бап
бо – бо – боп и т. д.
б) бим – бнем – БАМ – бом – бум – БАМ
лир – леер – лар – лор – лур – лыр и т.д.
Скороговорки
«Скороговорку, - учил Станиславский, - надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе».
Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией. Потом медленно шёпотом. Потом громче и, наконец, громко и быстро. При этом необходимо следить за правильностью дыхания и за своевременным добором воздуха.
Скороговорки:
Щетина у чушки,
Чешуя у щучки.

Купи кипу пик!
Купи кипу пик!
Купи кипу пик!

От топота копыт пыль по полю летит.

Водовоз вёз воду из- под водопровода.

Говори, говори, да не заговаривайся.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да всё с творогом.

Сыворотка из- под кислого молока, из-под простокваши.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей: две мыши поплоше несли по две гроши.
У нас на дворе- подворье погода размокропогодилась.

Ткёт ткач ткань.

Провлоронила ворона воронёнка.

Осип охрип, Архип осип.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Все бобры добры для своих бобрят.

Шла Саша пошоссе и сосала сушку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У бычка бела губа была тупа.

Вы слыхали про покупку?
- Про какую про покупку?
- Про покупку, про покупку, про покупочку мою.
Чтобы текст скороговорок проговаривался не механически, а осмысленно, его нужно читать с каким-либо намерением. Например, удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т. д.
Шутки – чистоговорки
Ря – ря – ря синие моря;
рю – рю – рю- репу я варю;
арь – арь - арь новый букварь;
ри – ри – ри = горят фонари;
ре – ре – ре –санки на горе;
орь – орь – орь –у Андрюши корь;
ра – ра – ра –высокая гора;
ро – ро – ро – новое перо;
ру – ру – ру –коза грызёт кору;
ры – ры- ры- летят комары;
ар – ар – ар – летит комар;
ор – ор – ор – у Ромы топор;
ур – ур – ур – не гонит кур и т. д.
ло – ло – ло – у меня перо;
ал – ал –ар – в бане пар;
ри – ри – ри – купили сухари;
ли – ли – ли – мы улицу мели;
ре – ре – ре – метель в январе;
ле – ле – ле – катались на осле и т. д.
Произноси правильно:
ща, ще: ручища, ножище, тараканище, чудовище, хвостище
Щёткой чищу я щенка.

Ого, его: у синего моря
Пустите отдохнуть дорожного человека.
Эта страница зелёного цвета.
Р : грохот грома
Родимая сторонка
Режу, резеда
Карл у Клары украл кораллы.
С – ш: Шапкой Саша шишку сшиб.

Небольшие тексты
Небольшие тексты (отрывки из них), сложные с точки зрения произнесения, сначала нужно читать беззвучно, активно артикулируя. Затем шепотом, после этого громко, отчётливо, ритмично.
Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К. Д. Бальмонт)

Рубанок
в руки –
работа другая:
сучки, закорючки
рубанком стругаем.
Хороши стружки, -
Жёлтые игрушки!
А если нужен шар нам
Круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
(В.В. Маяковский)

ПОТЕШКИ.
Заяц.
Заяц белый куда бегал?
- В лес дубовый!
- Что там делал?
- Лыки драл!
- Куда клал?
- Под колоду!
- Кто забрал?
- Родион!
- Выйди вон!

Синичка, синичка,
Воробью сестричка,
Воробей - воришка,
Залез в амбаришко,-
Клевать просо
Своим носом.

Кукушка.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети
И кричали:
« Кук! Мак!»
Убирай один кулак!
Повстречались.
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу!»
Два щенка: «Ав – ав!»
Два жеребёнка: «Иго – го!»
Два тигрёнка: «Р –р –р!»,
Два быка: «Му- у!»
Смотри, какие рога.
Можно использовать для пальчиковой гимнастики:
На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинец.

Четыре братца
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак!
- Здорово, Васька – указка,
Мишка – серёдка, Гришка – сиротка
Да крошка Тимошка!

Для пальчиковой гимнастики
Замок
На дверях висит замок.
Кто его повесить мог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
На первую строчку – пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком», круговые движения и показали ладошки.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
(М. Бородицкая)
Чтение предложений с прямой речью:
а) прямая речь после слов автора;
б) прямая речь перед словами автора;
в) прямая речь с разрывом.

Чтение в лицах.
Один и тот же ученик читает и за автора, и за героя. Отрабатывается умение перевоплощаться, владеть своим голосом. Развивается артистизм на основе осознания произведения и его эмоционального воздействия.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: 02sunshine07 | Теги: актерское мастерство, тренинг, театр, упражнения по сценической речи
Просмотров: 15 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА