Вторник, 21:42 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Статья "Современный сюжетный танец в хореографии для дошкольников"
13.01.2014, 19:31
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 161
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
города Кемерово Кемеровской области

Статья
«Современный сюжетный танец в хореографии для дошкольников»

Подготовила:
педагог дополнительного образования
Авдеева Елена Викторовна

г. Кемерово
2014
Современный сюжетный танец в хореографии для дошкольников.

Сюжетный танец – это маленькая пьеса с персонажами, каждый из которых наделен индивидуальным характером, обладает своим внутренним миром. Выявить этот внутренний мир человека, его мысли, чувства и призван сюжетный танец.
Сюжетная хореографическая постановка появилась на основе игровых народных танцев и хороводов. Её танцевальным языком является народная пляска.
Сюжетом в художественной литературе называется система событий, через которые раскрывается образ человека, его судьба; при помощи сюжета писатель воплощает общественные конфликты, раскрывает героев в действиях и поступках, во взаимоотношениях между собой.
Сюжет отражает существенные черты жизненного процесса, формирующего человека, он конкретно историчен и может быть понят в связи с теми общественно-историческими условиями, которые его породили.
В сюжете обязателен конфликт – столкновение различных социальных сил, характеров, мыслей, чувств, их борьба, приводящая к победе одной из конфликтующих сторон. Сюжет реализуется, развёртывается в фабуле, то есть в хронологической или причинной последовательности событий и действий.
Фабула и сюжет неотделимы друг от друга и являются составными частями композиции, то есть структуры художественного произведения.
Сюжетно-образный танец очень важен в хореографии для дошкольников. Дети любят перевоплощаться, создавать образ и для нас, хореографов, это очень важно, чтобы их заинтересовать занятиями танцем.

Танец «Опята – дружные ребята» (Приложение 1).

В танце участвует чётное количество пар. Девочки (Д) – опята. Мальчики (М) – грибники. В руках у М – лейки.
Д выходят бегом на полупальцах, спиной по ходу движения «паровозиком». На слова «длинноногие опята» - разбегаются на линию на авансцене.
«Увидали грибника» - прикладывают правую ладонь, корпус наклоняют вперёд – «смотрят в даль».
«Ох» - руки к щекам, покачивают головой.
«И уселись у пенька» - бегут к заднику сцены в полукруг. «Ох» - покачивают головой.
Припев: 8 подскоков, меняются местами в парах. «Дружные ребята» - 4 прыжка из стороны в сторону лицом в круг. Все повторить, вернуться на свои места. Сесть в полукруге, колени согнуты.
2-й куплет: Выходят М, 8 подскоков в линию на авансцене, ставят лейки. «Стал мечтать» - руки «полочкой», правая нога на пятку, бьют носком в пол, голова вверх. «Кучевые» - прямые руки вверх. «Облака» - руки на пояс. « Пусть опята…» - правая нога на пятку, левая нога на пятку. «Если дождик» - палец к губам, берут лейку и бегут к своим Д.
Припев: М подскоками обходят своих Д, ставят лейку сзади Д, берут её за руку и разбегаются на две линии в шахматном порядке.
3-й куплет: «И ушел с пустым лукошком» - 4 галопа, делают «прочёс». « За берёзки белые» - удар по коленям с друг другом в ладошки (2 раза). Всё повторить, вернуться на свои места. Встать лицом к зрителю. М встают на правое колено.
Проигрыш: М – сидят на колене, хлопают в ладоши. Д – повороты на носках, танцуют «чарльстон». Повторяют 8 раз. Пары встают лицом друг к другу, руки – М на пояс, Д – за юбку.
Припев: М – 8 прыжков по 6-ой позиции. Д – грозят пальцем левой руки. На слова «Дружные» - берутся за руки «лодочкой». «Ребята» - 4 подскока в повороте, меняются местами. Все повторяют, возвращаются на свои места.
На повтор слов «Дружные ребята» - первая линия спиной отбегает ко второй линии, все встают на правое колено, берутся за руки. На слова «Дружные» - вскакивает вторая линия, соединенные руки вверх. «Ребята» - вскакивает первая линия. Пары бегут к авансцене. На последний аккорд поднимают соединённые руки.

Танец «Дождик» (с зонтиками).
Музыкальная пьеса В. Гаврилина «Дождик».

Четыре девочки подскоками выходят из углов и образуют большой круг. В правой руке(п.р.) – зонтик на
плече. 4 галопа – переходят каждая по кругу на другой угол. 4 подскока в центр круга и галопом перестраиваются в линию у задника сцены.
Зонтик впереди в вытянутых руках. Вращать зонтик. На конец музыкальной фразы зонт в пр. руке и на плече.
Продвижение вперед.
«Раз» - шаг с п.н.
«Два» - шаг с л.н.
«Три» - шаг с п.н.
«Четыре» - л.н. приставить к пр. ноге.
Кружение на полупальцах в правую сторону. Зонтик в вытянутой пр. руке.
«Раз» - шаг с п.н.
«Два» - шаг с л.н.
«Три» - шаг с п.н.
«Четыре» - л.н. приставить к пр. ноге.
Девочки №1 и №3 встают на полупальцы, зонтик наверх. Девочки №2 и №4 садятся на пр. колено, закрываются зонтиком. Затем девочки №1,3 и №2,4 меняются положением и разбегаются на уголки сцены.
4 галопа – переход по кругу на другой угол. Вращение на полупальцах. Зонтик вращать впереди вытянутыми руками, корпус наклонить вперед.
Переход и вращение повторить. Зонтик положить в угол.
Девочки собираются в центре сцены «пошептаться».
4 мальчика – выбегают, забирают зонтики и убегают. Девочки возвращаются на свои «уголки» и видят, что зонтиков нет.
Девочки ищут зонтики. Шаг с п.н. вправо, смотрят вправо, п.н. приставить к л.н.. Пожимают плечами.
То же повторяют влево. 4 шага в центр круга и пожимают плечами. «Плачут» и «жалуются» друг другу –пропали зонтики ( считают до 12-ти ). Простыми шагами уходят на свои « уголки». Нос опустили – «обиделись».
Мальчики выбегают к своей девочке. Зонтик в вытянутой вверх пр. руке. Девочки делают шаг вправо от своего партнера, нос вверх – «не хочу мириться». Мальчики бегут вокруг девочек и встают справа. Зонтики держат над своей партнершей. Девочки делают шаг влево. Мальчики встают на колени сзади своей партперши, зонт держат над ее головой.
Все идут по кругу. Мальчики – на коленях. Девочки простыми шагами, нос – вверх («воображают»).
Перестраиваются в линию у задника сцены. Мальчики – чуть сзади своей партнерши, зонтик держат над девочкой.
Девочки исполняют следующее:
«Раз» - шаг с п.н.
«Два» - шаг с л.н.
«Три» - шаг с п.н.
«Четыре» - л.н. приставить к пр. ноге. Вращаются на полупальцах.
Повторяют то же, но не вращаются.
Мальчики простыми шагами идут сзади и отдают зонтики девочкам, берут их сзади за пояс.
Девочки вращают зонтики впереди. В таком положении пары отбегают на полупальцах к заднику сцены.
Девочки и мальчики держат зонтик вместе – «подружились».
Последний аккорд – пары садятся на правое колено и закрываются зонтиком.

Список использованной литературы

1. Настюков Г.А. Сюжетный танец – М.: Профиздат, 1960.
2. Спиридонова И.А. Сюжетные танцы – М.: Советская Россия, 1981.

Использованные Интернет-ресурсы

1. http://www.pskovlib.ru

Приложение 1

Опята – дружные ребята
(автор неизвестен)

1. Взявшись крепко друг за дружку
На прогулку, на опушку
Вышли дружные ребята
Длинноногие опята!
Увидали грибника – ох!
И присели у пенька – ох!

Припев: Опята – дружные ребята! (2 раза)

2. А грибник то был чудак,
В лес ходил он просто так,
И усевшись на пенек,
Стал мечтать: «Какой денек!»
Кучевые облака – пусть опята у пенька,
Если дождик будет сильный –
Подрастут наверняка.

Припев: Опята – дружные ребята! (2 раза)

3. И ушел с пустым лукошком
За березки белые.
У пенька плясали ножки,
Ножки загорелые.

Припев: Опята – дружные ребята! (2 раза)
Категория: Дополнительное образование | Добавил: leno4ka2013
Просмотров: 1639 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА