Пятница, 11:57 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Создание системы мониторинговых исследований по дополнительным образовательным программам детей как фактора повышения качества образования в
[ Скачать с сервера (23.1Kb) ] 20.05.2013, 07:47
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов»

Автор-составитель: Подосёнова Елена Григорьевна, методист МБОУ ДОД «СЮТур»

Создание системы мониторинговых исследований по дополнительным образовательным программам детей как фактора повышения качества образования в УДО

На сегодняшний день актуальной проблемой дополнительного образования обусловлено противоречием между приоритетностью проблемы качества образования как ведущего направления модернизации российского образования и недостаточной разработанностью проблемы оценки творческой деятельности детей в дополнительном образовании. Модернизация образования направлена на повышение качества всей системы российского образования. Качественное образование должно обеспечивать развитие творческого потенциала личности, ее интересов и способностей.
В системе дополнительного образования детей отсутствует государственный стандарт и общепринятая система оценки, недостаточно разработаны способы и приемы оценки развития творческой деятельности.
В данном случае возникает необходимость создания системы разнообразных оценок, положительно влияющих на развитие творческой деятельности детей, обучающихся в детском объединении.
Дополнительное образование, несмотря на всю специфику его организации, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно должно иметь цели, задачи и результат. Перед учреждениями дополнительного образования детей встает необходимость создания собственной системы контроля качества обучения обучающихся в творческих объединениях.
Оценка качества образования - одна из сложнейших проблем российского образования. На самом высоком государственном уровне образование признано ключевой ценностью общества и государства. В одобренных Правительством РФ приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации говорится о необходимости «…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».
В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы поставлена задача повышения эффективности управления в системе образования. Современный этап развития образования требует от управленцев и педагогов диагностического мышления.
В проекте Общероссийской системы оценки качества образования говорится: «Индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют наиболее значимый объект оценки». Сегодня образовательные результаты в системе оценки качества образования занимают приоритетное положение, так как имеют высокую ценность для заказчиков и потребителей образовательных услуг (учащихся, родителей, работодателей и т.д.).
Проблема мониторинга особенно актуальна для системы «педагог–обучающийся», которая включает совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение обучающегося от незнания к знанию, ориентируясь непосредственно на личность ребенка с учетом его индивидуальных достижений в образовательном процессе. Каждый педагог дополнительного образования понимает, чтобы добиться хороших результатов по направлению своей деятельности, надо уметь анализировать, сопоставлять, видеть проблемы, выявлять причины их возникновения, а затем уже планировать дальнейшую работу.
Причиной усиленного внимания к данной проблеме является то, что отслеживание динамики обучаемости позволяет педагогу дополнительного образования адекватно оценивать и свои усилия в планировании и организации образовательного процесса с каждым воспитанником, правильно выбирая долю педагогической помощи; в дальнейшем выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для обучающихся.
Все большее место начинает занимать мо¬ниторинг и в дополнительном образовании де¬тей. Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне УДО необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса.
Содержание мониторинга в образовательном учреждении определяется в зависимости от целей и конкретных задач. Объектом мониторинга выступает качество образования, обеспечиваемое УДО, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности ребенка.
Объектами педагогического мониторинга могут быть обучающейся, педагог дополнительного образования, сам образовательный процесс.
Педагогический мониторинг имеет определенную динамическую направленность, которая выражается в типах обследования или контроля. При проведении мониторинга большое внимание уделяется показателям качества образования как процесса. Мониторинг предусматривает различные источники и способы получения информации (промежуточный и итоговый контроль, итоговая аттестация обучающихся, анкетные опросы участников образовательного процесса и др.). С целью анализа результативности работы педагогического и ученического коллективов, в целом результативности работы учреждения в течение учебного года возможно осуществление педагогического мониторинга по разным направлениям. Отслеживание результативности и качества ЗУНов обучающихся по дополнительным образовательным программам; определение успешности работы педагога в творческих объединениях.
В исследованиях В.М. Полонского значительные результаты получены по процессу оценки знаний, его составным частям и характеристикам ( цели обучения, которые предварительно планирует педагог, вопросы и задания, с помощью которых проверяется достижение поставленных целей, способы выражения результатов оценки), такой подход позволяет лучше всего понять специфику процесса оценки, подходить к ней как к сложной системе, элементы которой генетически связаны и не могут рассматриваться независимо друг от друга. Нельзя проверять знания обучающихся, если нет ясности, какие качества знаний должны быть сформированы в результате обучения. Нельзя составлять контрольные задания, если неизвестны способы оценки ответов на эти вопросы. Каждый элемент оценки может быть правильно понят и истолкован лишь с учетом его места и влияния в общей системе.
Для контроля системы знаний автор предлагает вероятностный и синтезированный методы, позволяющие проверять знания обучающихся оптимальным числом вопросов. Под системой знаний имеется в виду логически связанные понятия, представления, темы, объединенные определенной идеей и представляющие самостоятельный элемент содержания, а не отдельные, частные фрагменты курса. При этом ценность контрольных вопросов определяется в зависимости от того, насколько ответы на них отражают усвоение всей системы знаний.
Педагогический мониторинг как регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе может быть представлен в виде баллов.
Оценка знаний – систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений, навыков, предварительно планируемым.
Как следует из определения, первое необходимое условие оценки – планирование образовательных целей, без этого нельзя судить о достигнутых результатах.
Другое условие – установление фактического уровня знаний и сопоставление его с заданным. Исходя из сказанного, процесс оценки знаний включает в себя следующие компоненты:
- определение целей обучения,
- выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей,
- отметку или иной способ выражения результатов проверки.
В исследованиях многих авторов исходным пунктом для оценки знаний является определение целей обучения. Цели обучения позволяют уточнить результаты, планируемые в процессе обучения, показать специфические изменения в поведении обучающихся, их знаниях, умениях, навыках, выразить социальный заказ в педагогических терминах.
Самый распространенный способ описания целей обучения состоит в указании качеств знаний, которыми должны обладать ребенок в результате обучения.


Руководством к выбору целей обучения является раскрытие содержания качеств знания.






Полнота и глубина знаний - связанные, но не тождественные качества.
Выделенные качества знаний взаимообусловлены, каждое содержит в себе в свернутом виде другие качества.

Важнейшим требованием к знаниям является их осознанность.
Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает педагогу оперативно обратную связь об уровне усвоения обучающимися обязательного учебного материала.
Взяв за основу исследования В.М. Полонского мы попробовали создать свой мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе. Целью данного мониторинга стало отслеживание процесса и результатов совместной работы педагогов и обучающихся, оценка целесообразности и эффективности используемых средств и методов обучения в ходе реализации программы.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе состоит из: мониторинга теоретических знаний, практический умений и развития физических способностей.
Содержание мониторинга предполагает выбор определенных форм контроля ЗУНов среди обучающихся (тесты, контрольные вопросы, практические задания и т.п.) для каждого блока дополнительной образовательной программы.

Мониторинг теоретических знаний.
Критерии оценки и обработки результатов.
Отслеживание теоретических знаний обучающихся проводится три раза в течение учебного года с интервалом между диагностированием не менее 3 месяцев.
Для каждого года обучения предлагается по 40 вопросов, составленных согласно темам программы пропорционально количеству часов, содержащихся в данных темах.
Каждый вопрос оценивается по двухбалльной системе:
2 балла – если на вопрос ответили в полном объеме
1 балл – если на вопрос ответили, но не в полном объеме
0 баллов – если на вопрос совсем не ответили.
Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение всех тестов, составит 80 баллов, или 100%.
По результатам, проведенного тестирования, можно судить о выполнении теоретического блока учебной программы:
100% - 75% - программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем уровне;
75% - 50% - программный материал усвоен на удовлетворительном уровне;
ниже 50% - программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне.
Результаты тестирования сводятся в таблицу 1, содержащие сведения о выполнении заданий каждым обучающимся и усредненные данные по выполнению учебной программы всем кружковым объединением.

Результаты мониторинга теоретических знаний обучающихся
Таблица 1
№ Фамилия, Имя обучающегося Количество баллов по разделам программы
Сумма баллов %
Основы туристской подготовки Топография и ориенти-рование Краеве-дение Основы медико-санитарной подготовки Специальная подготовка
1.
2.
3.

Средний процент усвоение программы в кружковом объединении

Сравнение ответов обучающихся в начале, середине и конце учебного года позволит сделать вывод о базовых знаниях детей на начало учебного года и об усвоении ими учебной программы в целом и отдельных ее тем в частности, а также об эффективности применяемых педагогических методов и форм работы.

Результаты стартового, промежуточного и итогового мониторинга
теоретических знаний обучающихся
Таблица 2

№ п/п Фамилия, Имя
воспитанника Старт-тест Промежуточный тест Итог - тест % усвоения программы
баллы % баллы % баллы %
1.
2.
3.

Средний процент усвоение программы в кружковом объединении

Мониторинг физической подготовки
Критерии оценки и обработка результатов
Отслеживание физического развития обучающихся в процессе обучения производится два раза: в начале и в конце учебного года по возрастным оценочным нормативам для девочек и мальчиков, принятым в общеобразовательной школе.
За выполнение теста, соответствующего его возрасту, обучающийся получает определенное количество баллов:
«отлично» - 20 б; «удовлетворительно» - 5 б;
«хорошо» - 10 б; «неудовлетворительно» - 2 б.

Содержание предлагаемых тестов:
Тест 1 – сгибание туловища из положения лежа на спине.
Тест 2 – наклоны вперед из положения сидя на полу.
Тест 3 – прыжки в длину с места
Тест 4 – челночный бег 3 х 10 м.
Тест 5 – бег на 1000 м.
Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение пяти тестов, составит 100 баллов, или 100%.
Результаты аттестации сводятся в таблицу 3, содержащие сведения о выполнении тестов каждым обучающимся и усредненные данные по группе обучающихся. По результатам аттестации можно отследить изменение физического развития каждого обучающегося и всей группы на протяжении всех лет обучения.

Протокол результатов
мониторинга физического развития обучающихся
Таблица 3

Ф.И обучающихся Количество баллов за каждый тест Сумма баллов %освоения теорет. части программы
Тест1 Тест2 Тест3 Тест 4 Тест5
1
2
3

Средний процент по группе

Мониторинг практических навыков

Проверка усвоения практических навыков осуществляется два раза за период обучения в форме зачетов.
Освоение практических навыков отслеживается путем сравнения времени выполнения обучающимися каждого этапа с нормативным временем.
Если принять вышеперечисленные результаты освоения практических навыков за стопроцентное, то процент освоения практических навыков остальных обучающихся можно определить по формулам:

П = ТО : ТЭ х 100, и П = Т : ТЭ х 100,
где ТЭ – нормативное время, сек ТЭ – нормативное расстояние броска, м

ТО – время обучающегося, сек Т – расстояние броска обучающегося, м

Результаты сводятся в таблицу 4, содержащие сведения времени выполнения этапов каждым обучающимся и усредненные данные по группе обучающихся.

Протокол результатов мониторинга практических навыков обучающихся кружкового объединения № ____ Таблица 4
№ Фамилия, Имя обучающегося СТАРТ-ТЕСТ ИТОГ-ТЕСТ % освоения практ. части программы
Т0, сек П, % Т0, сек П, %
1.
2.
3.
Эталонное время ТЭ - сек Средний процент по группе

В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества.
Показателем реализации мониторинга должна стать оптимальная, воспроизводимая система отслеживания результатов образования.
Управление качеством образования - проблема большая, требующая своего решения постоянно. Поэтому очень трудно увидеть четкий гарантированный результат. Прежде всего, он, наверное, в изменении позиции педагогов, их взглядов на педагогический мониторинг. Сегодня практически все педагоги считают педагогический мониторинг неотъемлемой частью учебного процесса.

Список литературы
1. Березина, В. А. Модернизация дополнительного образования детей. [Текст] / В. А. Березина //Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. – 2003. - № 1. – С. 10-12
2. Богданова, Р. У. К проблеме оценивания результативности в системе дополнительного образования [Текст] / Р.У. Богданова //Внешкольник. – 1997. - № 1(4). – С. 5-7
3. Дополнительное образование детей [Текст] / под. ред. О.Е. Лебедевой. – М.: ГИЦ Владос, 2000. – 48 с.
4. Каргина, З.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей [Текст] / З.А. Каргина // Внешкольник. - 2009, - № 1. – С. 15-20
5. Контроль и самооценка качества в дополнительном образовании детей [Текст] //Методист. – 2009. - № 1. – С. 28-32
6. Параметры и критерии оценки состояния и результатов педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей (методический подход) [Текст] //Внешкольник. – 1997. - № 2(5). – С. 4
7. Пластун, О.Н. Оценка качества дополнительного образования в
учреждении дополнительного образования детей: основные задачи и
пути реализации [ Электронный ресурс]: Режим доступа:
hltp://festiva.iseptember.ru/articles/511997, свободный.
8. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / С.Е. Шишов// Внешкольник. - 1999, - № 3. – С.5
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Подосенова
Просмотров: 3251 | Загрузок: 249 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА