Воскресенье, 20:03 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Сценарий открытого урока по концертмейстерству с детским оркестром русских народных инструментов.
21.04.2014, 13:24
Сценарий открытого урока по концертмейстерству с детским оркестром русских народных инструментов ДШИ им. А.С.Даргомыжского г. Вязьма

Урок проводят концертмейстеры: Павлинова Е.Ф., Черникова Н.Г.,
Баранова Г.А. и руководитель оркестра Тимофеева А.Ю.

Тема урока: «Роль концертмейстера в работе с детским оркестром русских народных инструментов. Исполнительские задачи оркестра – аккомпаниатора в произведении В.Бакалейникова и А.Кусикова «Бубенцы».
Цель урока:
• Определить роль и значимость концертмейстера в детском оркестре русских народных инструментов.
• Представить оркестр в качестве аккомпаниатора (концертмейстера) для солиста.
• Показать исполнительские возможности дирижера – аккомпаниатора.
Задачи урока.
Практические:
• Выделить в оркестровом аккомпанементе основные партии;
• Отработать в каждой партии значимые моменты, соответствующие замыслу композитора;
• Определить темповые изменения, кульминационные моменты;
• Добиться одновременного и слаженного исполнения в целом всего оркестра;
• Соблюдать аккомпанирующую функцию аккомпанемента в оркестре.
Воспитательные:
• Стремление быть единым коллективом;
• Уметь слушать каждую партию и весь коллектив в целом.
Развивающие:
• Формирование концертмейстерских навыков участников коллектива;
• Развитие музыкальных способностей детей;
• Умение держать общий темп, отзываться на жесты дирижера;
• Следовать за солистом, выводя его на первый план.
Оснащение урока:
Светлая и проветриваемая аудитория для занятий оркестра, оркестровые инструменты, стулья, пульты, медиаторы, электроинструменты, усилители звука, дирижерский пульт.
Практическая значимость.
На данном уроке происходит объединение функций концертмейстеров разных партий (солирующая, подголосочная, аккомпанирующая, басовая, ударная), в работе над произведением. Каждый из четырех концертмейстеров, работает отдельно над своей партией, соблюдая общие задачи, определенные дирижером и замыслом композитора. На заключительном этапе урока, дирижер берет на себя функцию концертмейстера и объединяет все группы оркестра, аккомпанируя солисту.
Опыт работы можно использовать в программе ФГТ в вариативной части «Оркестр» и «Коллективное музицирование» в ДМШ и ДШИ.
План урока:
• Введение.
• Оркестр – аккомпаниатор для солиста;
• Формы и методы репетиционной работы с детьми в оркестре;
• Основные этапы репетиционной работы над музыкальным произведением. Работа концертмейстеров оркестра по партиям;
• Исполнительские задачи дирижера – аккомпаниатора;
• Завершение урока – концертное исполнение;
• Вывод.
г. Вязьма 2014г.
1. Введение.
Все участники оркестра русских народных инструментов собрались на репетицию. Руководитель оркестра начинает открытый урок со вступительного слова.
А.Ю.: Тема нашего урока не нова. Многие народные коллективы имеют в своем репертуаре различные аккомпанементы. Оркестровый аккомпанемент, сопровождающий солиста, всегда интересен для слушателей, поскольку украшает выступление солиста своей разнообразной инструментальной палитрой. Аккомпанемент интересен в работе, в том числе и дирижерам. Здесь, как на шахматной доске: одна партия сменяет другую, один тембр дополняет другой. Задачей дирижера является распределение оркестровых партий между собой в звуковым соотношении, не забывая, что все же на первом месте остается солист. Уметь аккомпанировать солисту - это целое искусство, которому необходимо учиться. Роль концертмейстера в оркестре велика, хотя на первый взгляд не совсем заметна. На уроке мы постараемся определить значимость концертмейстера в детском народном оркестре, а так же определим основные задачи дирижера и оркестра в роли аккомпаниатора.
Сегодня на уроке мы будем исполнять аккомпанемент романса В.Бакалейникова на слова А.Кусикова "Бубенцы", солистка - преподаватель Балашова О.С.
2.Оркестр – аккомпаниатор для солиста.
А.Ю.: - В начале разговора хочется несколько слов сказать о русском народном оркестре, как об уникальном явление в русской музыкальной культуре последнего столетия и связано это, прежде всего с развитием и пропагандой русских народных инструментов, а так же с их усовершенствованием. Во многом это связано с послевоенным временем. Появилась потребность в исполнительском искусстве, аккомпанементе солистам и танцевальным коллективам.
Основная задача оркестра - это объединение многих музыкантов в одновременной и слаженной игре, т.е. в ансамбле между партиями. В ансамбле один исполнитель самостоятельно ведет партию, являясь, по своей сути солистом.
А.Ю. приводит пример ансамбля (по одному ребенку-музыканту из каждой группы).
А.Ю.: В оркестре же исполнительскую функцию солиста в каждой группе: сопровождающей, басовой, аккордовом сопровождение, ритмической и солирующей группе - выполняет концертмейстер.
А.Ю. приводит пример, кто является концертмейстером.
А.Ю. задает детям вопрос: Мы аккомпанируем солисту-вокалисту? Кто такой концертмейстер? А кто такой аккомпаниатор?
Дети дают разные ответы.
А.Ю.: Давайте определим разницу между аккомпаниатором и концертмейстером.
Аккомпаниатор - это музыкант, сопровождающий исполнение солиста-инструменталиста или вокалиста на каком либо музыкальном инструменте (фортепиано, гитаре, баяне и даже ложках).
Концертмейстер - главный музыкант в группе оркестра. Концертмейстера так же называют и пианиста, помогающего исполнителям в разучивании репертуара. Концертмейстер наиболее опытный и одарённый исполнитель, ему поручаются ответственные соло, он "ведет" за собой оркестровую группу. Концертмейстер следит за игрой музыкантов своей группы на репетициях и на концерте, первым выходит на сцену, ведя за собой свою группу, помогает настраивать струнные инструменты. Одним словом – это помощник дирижера.
В историческом понятии «Концертмейстер» многие десятилетия обозначало музыканта, руководившего оркестром, а затем группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство, как отдельный вид появилось в 19в., в связи с потребностью аккомпанировать солисту в песенно-романсовых лирических произведениях. В современном понятии концертмейстер ассоциируется с аккомпаниатором-пианистом. Но ансамбль или оркестр, аккомпанирующий солисту, так же следует рассматривать, как концертмейстера или аккомпаниатора. Оркестровый аккомпанемент помогает более широко раскрыть солисту тот или иной музыкальный образ, хотя и уходит на второй план. Дети, играя в оркестре рядом с концертмейстером, наиболее ярко раскрываются, учатся держать темп, ритм, синхронность, учатся слышать себя и партнеров.
Продолжим разговор о романсе «Бубенцы». Создатели романса Александр Кусиков (поэт) и Владимир Бакалейников (дирижер). Оба эмигрировали в Америку в 20-х годах прошлого столетия. Романсы бывают: городские, лирические, бытовые, цыганские. Этот романс можно отнести к ямщицким романсам, где есть упоминание о лошадях, бубенцах. Слово и музыка превращают романс в гармоничную структуру. В создании романса участвуют не только композитор, поэт, но и исполнитель, являющийся посредником между слушателями. Романс характеризуется только лирическим настроением, любовной лирикой, всегда имеет адресата (тот, к кому обращаются), предполагает диалог с любым из слушателей, что порождает интимность, камерность. Романс, как вокально-поэтический жанр представляет собой трехгранную структуру – слово, музыка и речь. Романсы исполнялись под фортепиано, гитару, не редко семиструнную.
По форме романс напоминает песню: запев и повторяющийся припев. Есть вступление и окончание. Запев звучит в темпе: moderato, conmoto и даже lento, распевно, следуя за движением фразировки солиста, особенно на ферматах. Здесь очень важно следить за рукой дирижера. В припеве все внимание переключается на постепенное ускорение, а темп доходит до allegro. Все эмоциональное развитие стремиться к кульминации в припеве. Всего в романсе 3 куплета и последний самый драматичный по содержанию и музыкальному развитию.
А.Ю. просит оркестр исполнить романс от начало до конца без солиста, соблюдая все динамические нюансы. А.Ю. говорит о проблемах, возникших во время исполнения и, что вся дальнейшая работа на уроке должна быть направлена на исправление этих недостатков.
3.Формы и методы репетиционной работы с детьми в оркестре.
А.Ю.: Успех работы в оркестре во многом зависит от правильно спланированной работы по партиям, и особенно с детским составом оркестра. Поэтому в детском оркестре необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Сложность партии зависит от уровня подготовки учащегося и опыта музицирования в оркестре. Синхронность звучания возникает в результате единого понимания партнерами темпа, метра, ритмической пульсации, атаки и снятия каждого звука. Концертмейстеры ведут планомерную работу с детским составом оркестра: расставляют аппликатуру, смену меха, штрихи. Работают над фразировкой, нюансировкой.
Формы работы разнообразные:
• индивидуальные,
• мелкогрупповые,
• групповые.
Концертмейстеры используют методы:
• показа,
• сравнения,
• слухового анализа.
Самое главное, что нужно извлечь от занятий с концертмейстерами – это грамотно выученный музыкальный текст. Концертмейстеры перед началом репетиции должны помочь настроить струнные инструменты под баян или тюнер, параллельно вырабатывая у учащихся навыки самостоятельной настройки.
4.Основные этапы репетиционной работы над музыкальным произведением.
А.Ю.: Настало время приступить к работе по партиям. Начинает работу с солирующей группой оркестра: домра малая и альтовая - Баранова Галина Александровна. Задачи, поставленные в работе с солирующими инструментами и сопровождением: баяны, флейты, гобой или кларнет, могут перекликаться. Басова и аккомпанирующая группа - дополняют друг друга. Поэтому в работе можно соединять по две группы. Затем дирижер соединит в общем звучании все группы, т.к. важным аспектом в заключительной стадии работы над произведением становится звуковой баланс между партиями.
Г.А. начинает свою работу с домровой группой с исторической справки. Все внимательно слушают.
Г.А.: ДОМРА - струнный инструмент, получивший распространение в 16 - 17 вв. преимущественно среди скоморохов. Современная домра была реконструирована в 1896 году В.В. Андреевым на основе вятской балалайки с полусферическим корпусом, которую Андреев считал прямой наследницей древнерусской домры. Корпус делают из гнутых клепок, дека плоская, с круглым резонаторным отверстием в середине. На грифе врезаны металлические лады, дающие хроматический звукоряд. Струны стальные, крепятся к пуговке в нижней части корпуса и к механическим колкам вверху. На верхней деке под струнами находится подставка. Звук извлекается с помощью медиатора.
Настройка струн квартовая. В 1896 - 1900 гг. на основе этой домры, Андреев в содружестве с Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство домр (квартового строя) - от пикколо до контрабаса. При объединении их с семейством балалаек окончательно сформировался оркестр русских народных инструментов. Домры - преимущественно ансамблевые или оркестровые инструменты. В оркестре они - основная мелодическая группа, тогда как балалайки (кроме балалаек прим) являются аккомпанирующими инструментами. Домрам часто поручается соло, а для домр малых (как и для балалаек прим) пишут сольные концертные произведения. Используются следующие разновидности домр: пикколо, малая, альтовая, басовая.
Впервые домра ввелась в великорусский оркестр (оркестр В.В.Андреева) в 1896 году. «Теперь состав стал обладать значительно большим колористическим разнообразием, а главное – с созданием домровой группы получил рельефную мелодическую и полифоническую основу для воплощения различного репертуара» (М. И. Имханицкий «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России» Москва 2008г).Тембр домр вносит неповторимый колорит в оркестр народных инструментов.
Домры малые – примы. При инструментовке следует учитывать специфику звучания регистров инструмента. Домры – примы могут использоваться как для красочно-тембровых сопоставлений, так и для подчеркивания динамического развития произведения. Постепенное раскрытие регистров от низкого к верхнему - является типичным в процессе развития пьесы.
Домры – примы могут быть использованы и в роли аккомпанирующих инструментов: педаль в высоком регистре, аккомпанирующие аккорды.
Домра альт – наряду с примой (малой) является ведущим инструментом русского народного оркестра. Очень часто используется в начале произведения, имитируя запев народного хора (диапазон звучания близок диапазону и характеру тембра человеческого голоса). Довольно распространено ведение альтовых домр в октаву с примами и басовыми. Встречается и звучание в унисон, создающее густую окраску в оркестре. Выступают в качестве: усиления аккомпанемента; педали; в унисон с баяном. Домра альт вносит красочное разнообразие в процесс развития оркестровой ткани.
Домра бас – основное назначение исполнять нижний голос (бас).Нередко используется как мелодический инструмент при проведении мелодии – чаще всего вместе с альтовыми домрами. Часто заполняет гармоническую середину – педаль.
А.Ю.: В нашем оркестре в данный момент домры бас нет. Партию басовой домры исполняет синтезатор – бас.
Продолжает работу с домровой группой Г.А.
Г.А.: необходимо распределить многоголосья в группе домр.
1.Каждая партия самостоятельная.
2.Имитация.
3.Постепенное увеличение количества голосов – принцип крещендо:
а) с применением дивизи (div.);
б) с добавлением новых инструментов.
4.Удвоения октавные:
а) верхнего мелодического голоса октавой выше за счет домры пикколо или за счет div. I и II домры;
б) двух верхних голосов октавой выше – двухэтажное изложение;
в) трех верхних голосов.
В группе домр также возможно распределение оркестровых функций. При изложении мелодии в верхнем регистре (у домр – прим), роль фигурации исполняют альты. Если мелодический голос в диапазоне домр альтов, то фигурацию предпочтительнее отдать домрам – примам. Домра бас выполняет функцию баса.
Приступая к инструментовке для группы домр, необходимо определить какой инструмент будет вести мелодию, бас, фигурацию. То есть распределить функции оркестровой фактуры. Мелодия, как фигурация и педаль, может располагаться у домр – прим и альтов. Рассмотрим наиболее распространенный способ изложения мелодии: у домр – прим. Домры альты – исполняют роль фигурации, а домра бас – функцию баса.
Г.А. продолжает работу с оркестром русских народных инструментов над романсом «БУБЕНЦЫ» по цифрам.
План работы.
Г.А.: Вступление: играют домры малые и альтовые - частое тремоло на фоне бубенцов
1 цифра – тремоло и штрих пиццикато соответствует словам, далее на слова «вдаль», аккорды на пиццикато, подготавливает к припеву.
2 цифра (припев) – на фоне бубенцов идет ритмический рисунок, который плавно переходит в мелодию альтов и малых домр, до размера 3\4.
3 цифра – как вздохи на 2.3.( на слабую долю), затем замедление и фермата.
4 цифра (припев) – на фоне бубенцов игра на тремоло, переходящая в мелодию
( проигрыш) на форте с акцентами дублирующие тарелкой, размер на 3\4 подготавливает следующую цифру.
5 цифра – мелодия на тремоло, фразы, колокольчики, в конце этой цифры крещендо до форте.
6 цифра(припев) – у домр тремоло на фоне бубенцов, проиграть тему малых и альтовых домр.
А.Ю.: Продолжает работу с партией баянов, флейты и гобоя Черникова Наталья Григорьевна.
Н.Г. рассказывает некоторые факты из истории создания народного оркестра. Н.Г.: Изначально в русские народные оркестры входили струнные инструменты - домры, балалайки, гусли, жалейки. Это придавало звучанию оркестра чистоту и прозрачность. Недостатком такого состава была его тембровая бедность. Можно было ввести в состав оркестра гармонику, но диатонический строй мало подходил к исполнительскому репертуару оркестра. Гармоники хроматической конструкции появились в России в 1893 году. В. В. Андреев считал их инструментом западным и не хотел включать их в состав оркестра. Поэтому эпизодически включал в состав лишь некоторые духовые и ударные инструменты, а позже и гусли. В последующие десятилетия жизнь, во-первых, поправило одно из наиболее существенных заблуждений Андреева в отношении гармоник и баянов, во-вторых, обогатила первоначальный состав оркестра. Баянные партии заняли прочное место в оркестровых партитурах. Обычно в оркестрах присутствуют от двух до пяти инструментов. Как правило, баяны играют основную мелодию самостоятельно или дублируя другие инструменты.
Мы сегодня говорим об оркестре, где партии баянов исполняют дети. Поэтому будем отталкиваться от их исполнительских возможностей.
Работу в данном музыкальном произведении хотелось бы продолжить с группой инструментов – баяны, синтезатор и флейты.
Затем Н.Г. продолжает работу с группой баянов и духовых инструментов по цифрам.
План работы.
Первая цифра:
-гармоническая педаль у баянов, стаккато у синтезатора и флейт;
-поработать над единым штрихом и добиться одновременного снятия;
-обратить внимание на 4 такта до второй цифры, играют все инструменты, подготовка к смене размера и темпа.
Вторая цифра:
- проиграть, постепенно ускоряя темп;
-обратить внимание на 4 такта до третьей цифры, размер меняется на три четверти;
-флейты вступают в 8 такте и играют до трёх четвертей;
-4 такта до третьей цифры продолжает первый баян.
Третья цифра:
-поработать над динамическими оттенками;
-основная мелодия у первого баяна и синтезатора;
-с пятого такта и с двенадцатого у флейт;
Пятая цифра:
-взять для работы 7 тактов до пятой цифры и поработать над замедлением;
-провести работу над динамическими оттенками, добиться выразительного проведения темы у флейт и баянов;
-4 такта до шестой цифры поработать над крещендо.
Н.Г. поблагодарила музыкантов за хорошую работу.
А.Ю.: При работе над ритмическим движением, большое значение имеет выработка опоры на сильные доли у всех участников. Роль метрической опоры в оркестре обычно выполняет контрабас. Подчеркивая сильную долю такта, контрабас может активно регулировать общее музыкальное движение, в соответствии с фразировкой мелодии. Продолжает работать с аккомпанирующей и басовой группой Павлинова Елена Федоровна.
Е.Ф.: Группа балалаек, как уже было сказано, является одной из самых многочисленных и важных в составе оркестра народных инструментов. Стоит упомянуть, что именно балалайка является родоночальницей такого явления как оркестр русских народных инструментов, созданный балалаечником В.В.Андреевым в 1888 году. И именно балалайка является визитной карточкой России во всем мире!
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: бас и контрабас являются басовым фундаментом ансамблей и оркестров. Секунда и альт – это аккордовый и ритмический аккомпанемент, это “середина” звуковой партитуры.
В оркестре всегда легче играть основную мелодию, чем аккомпанемент, именно это и составляет основную трудность при разучивании партий в группе балалаек.
На занятиях малыми группами при разучивании партий перед учащимися и концертмейстером оркестра встает ряд важных задач: выработка навыка коллективного музицирования, синхронность звучания, что включает в себя работу над темпом, метром, ритмом, штрихами, динамическими оттенками.
Грамотно выученный музыкальный текст - основная задача концертмейстера в работе с группой инструментов.
Романс «Бубенцы» довольно объемное и сложное для аккомпанемента произведение. Сложность заключается в постоянной смене темпов и размера, многочисленные замедления и ферматы. И здесь участникам оркестра, и в частности балалаечной и басовой группе, нужно быть предельно внимательными к жестам дирижера, играть точно «по руке», соблюдать звуковой баланс между другими партиями в оркестре.
Итак, начнем работу с группой балалаек. Сюда же включим балалайку контрабас, бас-гитару, синтезатор с басовой партией и частично партию фортепиано, где присутствуют функции аккомпанемента.
По заданию дирижера мы не будем играть партию целиком, т.к. немного ограничены во времени. Покажем только некоторые этапы работы над произведением:
• вступление - основная задача при работе над вступлением,
• соблюдение заданного темпа, четкое исполнение ритмического рисунка, динамические оттенки;
• цифра №1: добиться слаженного ансамбля в исполнении штриха арпеджато, с хорошим прижимом струн, отработать замедление при переходе на вторую цифру;
• цифра №2: соблюдение заданного темпа отработка перехода на размер ¾ с замедлением;
• цифра №5: проработать 6 тактов до 6 цифры, особое внимание обратить на ферматы, игра строго «по руке» дирижера;
• цифра №8: добиться слаженной синхронной игры в заданном темпе, отработать динамику.
Продолжает урок с группой ударников Тимофеева А.Ю.
А.Ю.: Известно, что ударные инструменты – это украшение любого оркестра. Ударные инструменты поддерживают оркестр в самых кульминационных моментах, позволяют добиться более яркого звучания, сохраняют метроритмическую пульсацию, более полно раскрывают музыкальный образ, содержание произведения. При работе над достижением ритмического движения большое значение имеет у всех участников выработка опоры на метр. Роль метрической опоры в оркестре исполняет партия балалайка-контрабас, тембр которой выделяется на фоне звучания других инструментов. Подчеркивая сильную долю такта, балалайка-контрабас может активно регулировать общее музыкальное движение. Большую помощь в достижении синхронности партий оказывает ритмическая группа ударных инструментов (барабан, тарелка, бубен, коробочка).
Применение ударных инструментов в оркестре можно разделить на три раздела:
• подчеркивание динамической кульминации (литавры, тарелки, м.барабан);
• подчеркивание ритма (м.барабан, бубен, треугольник);
• колористическое окрашивание (бубенцы, колокольчики, ложки, свистульки, коробочка и т.д.).
В русском народном оркестре обычно используются те же ударные инструменты, что и в симфоническом. Все ударные инструменты делятся на: шумовые инструменты и инструменты, которые имеют определенную высоту звука.
К инструментам с определенной высотой звука относятся: литавры (в нашем оркестре это большой барабан), колокольчики и ксилофон (металлофон). Инструменты без определенной высоты – треугольник, бубен, малый барабан, трещотки, тарелки, бубенцы и т.д.
Главной колоритной краской в этом произведении являются бубенцы. Они звучат на протяжении цифр: 2,4, 6,7,8, то затихая, то вновь появляясь (Даша). В кульминационных моментах хорошо звучит тремоло на тарелке (Дмитриев Всеволод).
А.Ю. просит группу ударных инструментов играть по руке дирижера, помогать оркестру держать общий темп, слушать все партии в оркестре.
5.Исполнительские задачи дирижера и оркестра – аккомпаниатора.
После проведенной работы концертмейстеров по партиям, руководитель оркестра А.Ю. продолжает работу над произведением, всем составом оркестра.
А.Ю.: На репетиции дирижер имеет возможность выразить свою мысль не только пластическим средствами (движение рук, корпуса, мимики), но и пользоваться словесными пояснениями: исторические события и факты, биография композитора, стилевые особенности произведения, технические приемы, помогающие раскрывать музыкальный образ.
Каждому дирижеру приходится включать в репертуар аккомпанемент для вокалиста или солиста-инструменталиста. Аккомпанемент помогает раскрыть музыкальный образ произведения и всегда созвучен с мелодией. Каждому музыканту и дирижеру присуще чувство ансамбля, умение ощущать солиста, все, что нужно для овладения мастерством аккомпанемента. Дирижер должен с пониманием и чуткостью относиться к замыслу и интерпретации произведения солистом. Дирижер обязан следить за тем, чтоб солист старался сохранять постоянство в исполнении фермат, замедлений, ускорений в произведении на всех репетициях. У каждого дирижера должно быть свое понимание замысла композитора, знание стилистики произведения, эпохи создания. В лучшем творческом решении будет совместная работа солиста и дирижера.
История аккомпанемента уходит глубоко в древность. Изначально в древние века аккомпанемент дублировал сольную мелодию. В 16в. развивается гомофонно-гармонический склад (изложение аккомпанемента в аккордовом варианте). Было принято выписывать нижний голос аккомпанемента, намечая гармонию, с помощью цифровых обозначений (генерал-бас или цифровой бас). Фигурация предоставлялась на усмотрение исполнителя, что требовало от него фантазии, дара импровизации. В современной оркестровой музыке используют перекличку между партиями. Ведущая мелодия переходит от солиста к инструменту или группе инструментов, где аккомпанирующие голоса все время меняются. Роль аккомпаниатора возрастает. Оркестровый аккомпанемент должен держать нужный темп и общий характер произведения. Самый выраженный аккомпанемент имеют романсы, песни. Со временем аккомпанемент обогащается новыми гармониями, усложняется фактура, выполняются новые выразительные функции, что создает богатый изобразительный фон, подчеркивает драматическое содержание музыки.
Когда оркестр аккомпанирует солисту, дирижер перестаёт быть центром внимания, акцент внимания переключается на солиста. Дирижер сознательно направляет все усилия к тому, чтобы помочь солисту донести его намерения до слушателей. Дирижер должен вдумчиво отнестись ко всем штрихам солиста: замедлениям, ускорениям, ферматам, фразировке. Другими словами – быть всегда на чеку, предвидя все изменения исполнения солиста.
В работе с детьми солистами, дирижеру следует с уважением относиться к авторитету педагога, который должен оставаться для ребенка неизменным. В обязанности дирижера входит подготовка солистов и оркестра к публичному выступлению. Необходимо, чтоб перед выступлением состоялась генеральная репетиция оркестра с солистом. Дирижер должен обладать быстрой реакцией и находчивостью, чтоб во время выступления предупредить любую непредвиденную ситуацию, во время выступления контролировать звучание оркестра и звукового баланса.
6. Завершение урока - концертное исполнение.
А.Ю. просит Оксану Сергеевну исполнить первую и вторую цифру без темповых изменений, без фермат. Оркестр должен отреагировать на этот вариант солиста и быть внимательным к жестам дирижера и точно перейти от четырехдольного размера к трехдольному. Затем во втором варианте, А.Ю. просит Оксану Сергеевну исполнить так, как она чувствует это исполнение и требует сам автор, соблюдая фразировку, нюансировку, агогику.
Задачей оркестра является точное следование за солистом и дирижером. А.Ю. следит за тем, чтобы был соблюден звуковой баланс между партиями. Аккомпанирующие инструменты и басы - четко исполняют свою партию, держат темп. Солирующие и сопровождающие партии не должны перекрикивать солиста, мелодическую линию тонко проводить, вторя солисту.
7. Вывод
В завершении урока А.Ю.проанализировала удачные и неудачные моменты в исполнении. Озвучила перед оркестром все минусы и плюсы, определила дальнейшую работу с оркестром над романсом и пожелала более тщательно готовиться к концертному выступлению на сцене, быть внимательнее к жестам дирижера и исполнению солиста.
А.Ю.: На протяжении нескольких столетий аккомпанемент занимает важное место в мировой музыкальной культуре и особенно возрастает его роль в наше время, когда профессиональный и исполнительский уровень солистов и аккомпаниаторов очень высок. Искусство аккомпанемента слагается не только в умении создавать ансамбль оркестра с солистом, но и зависит от способностей дирижера чувствовать инструмент или голос, исполнительский намерения солистов. Он может выйти из рамок хорошего ансамбля.
Дирижер должен распределить соотношение голосов, разительное исполнение вспомогательных и подголосочных мелодических линий в оркестре. Ощущение гармонической основы басовой и аккомпанирующей группы, выборочное звучание гармонических оборотов и педалей. Необходимо достичь точной динамики, тембра звучания оркестра в момент перехода из оркестровых соло к исполнению аккомпанемента.
В послевоенное время были созданы крупные и известные произведения для игры с солистами-инструменталистами. Появилось много композиторов, написавших произведения для народного оркестра с солистами.
В завершении урока А.Ю. поблагодарила всех концертмейстеров за добросовестную и интересную работу, а так же весь коллектив за увлеченность и старание на репетиции.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: lleennaa
Просмотров: 2581 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА