Вторник, 18:45 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Путешествие по волшебной стране «Театральная» мастер-класс по актерскому мастерству образовательной программы «Театральные ступеньки»
15.12.2016, 09:03

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

Путешествие по волшебной стране «Театральная»
мастер-класс
по актерскому мастерству общеразвивающей программы «Театральные ступеньки»

Исполнитель: Елена Сегеевна Липчанская, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово

Кемерово 2016

Содержание
1. Пояснительная записка
2. План-конспект мастер-класса
3. Список литературы

Пояснительная записка

Понятие театр достаточно широкое и многогранное. Театр - искусство синтетическое и воздействует на ребенка целым комплексом художественных средств, здесь используется и сценическая речь, наглядный образ, живописно-декоративное оформление сцены, музыкальное оформление спектакля. Ребенок проигрывает множество ролей, что заставляет его сопереживать персонажем. В дальнейшем идет формирование чувство сопричастности ко всему происходящему, что помогает ребенку понять окружающую его жизнь. Ребенок учится жить в коллективе, а также чувствовать и видеть красоту, воспринимать ее как необходимость. Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. В работе, над образом ребенок учится понимать мотивы действий человека, причинно следственные взаимосвязи поступков и событий, учится умению вставать на позицию исполняемого персонажа, а значит, умению понять другого человека. Увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать.
Развитие игровой деятельности у ребенка способствует формированию произвольности и регуляции психической деятельности. Потому что в настоящее время одной из важнейших проблем, с которой мы сталкиваемся, является социально-психологическая адаптация детей. Театральное же творчество эффективно расширяет культурный диапазон детей, повышает культуру поведения, способствует накоплению эмоционального, интеллектуального, нравственного опыта у детей. Театральное творчество развивает внимание, память, воображение и фантазию.
Театр по своей природе близок к игре, поэтому представляется одним из самых результативных способов развития перечисленных навыков.
Учитывая, сложность социально психологической адаптации детей, актуальным становится, раскрытие их творческих возможностей и способностей, приобщение к театральному искусству, сохранение культурных традиций, а также раскрепощение детей, снятие стрессов, комплексов, зажимов.

План – конспект проведения мастер – класса

Цель мастер-класса: формирование навыков самостоятельной творческой активности детей младше школьного возраста с помощью тренинговых занятий по актёрскому мастерству.
Задачи:
 закрепить знания в области сценической речи и актёрского мастерства;
 развить сценическое внимание, эмоциональную память, творческое воображение и фантазию;
 привить интерес к традициям театрального искусства.
Форма проведения мастер-класса: групповая, с использованием игровой ситуации.
Участники: в возрасте 8-10 лет, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы.
Наглядность: таблица, нагрудные значки.
Техническое обеспечение: музыкальный центр, световое оборудование.
Основные этапы мастер-класса:
I.Организационный момент.
Приветствие.
II. Основная часть.
1.Сообщение темы, постановка цели.
2. Практическая работа.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов, рефлексия.

Ход проведение мастер-класса
I. Организационный момент.
 Здравствуйте дети! Присаживайтесь.
 Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня.
II. Основная часть
1. Сообщение темы и постановка цели.
(Выставляется табличка, на которой крупными буквами написано слово «Театр»)
 Прочтите это слово (дети читают). Театр, какие у вас возникают ассоциации с этим словом? (Дети отвечают).
 Актер…кто это? (Дети отвечают).
 Сегодня я приглашаю вас окунуться в увлекательный мир – мир театра, где каждый попробует себя в роли актера. А также постараемся ответить на вопрос: «Что такое театр?»
 Пропуском в этот удивительный мир являются вот эти значки (крупные значки: треугольник, кружок, квадратик приклеиваются детям на грудь).
(Звучит тревожная музыка, включается яркий свет)
 Ребята, к нам пришло сообщение. Оно не простое - звуковое. Послушаем его внимательно. (Звучит сообщение писк, скрип и обрывки слов). Вы что-нибудь понимаете в этом сообщение? (Дети отвечают).
 Оно повреждено, необходимо его восстановить.
Упражнение «Ритмический рисунок»
 Ребята приготовили ладони для хлопков. По сигналу ребята с кружками на груди делают один короткий хлопок, ребята с треугольниками на груди два коротких хлопка, ребята с квадратиками на груди один короткий. (Дети хлопают по очереди 3-5 раз, получается несложный ритмический рисунок).
Звучит звуковое сообщение: «Космические пираты заколдовали актеров в волшебной стране «Театральной». Они не помнят, что нужно делать на сцене. Актеры в панике. Спектакли отменяются. Требуется срочная помощь…»
 Вам все понятно в этом из этого сообщения? Что именно? (Ответы детей).
 Действительно, как же в волшебной стране «Театральной» без спектаклей. Это не возможно. Ведь зрители уже приглашены. Ребята как мы поступим? ( Ответы детей).
 Тема нашего занятия «Путешествие по волшебной стране «Театральной»».
 Я предлагаю отправиться в космическое путешествие по этой стране Цель нашего путешествия помочь, заколдованным актерам вспомнить все что знали и умели, а заодно попробуем найти ответ на вопрос «Что такое театр?»

2. Практическая работа
 Прежде чем отправится в наше путешествие нам необходимо вспомнить, что же делает актер на сцене. Помните ребята? (Варианты ответов) Вы готовы отправиться в наше путешествие (дети отвечают).
Упражнение «Перелет»
 Сейчас мы с вами будем перевоплощаться. Дети с кружками, вы будите мотором, по хлопку вы делаете движения руками со звуком бр-бр-бр. Дети с треугольниками: вы будите паром, который выпускает корабль и подпрыгивая будите издавать звук ш-ш-ш. Ребята с квадратиками вы пассажиры: 1-й пассажир произносит «Кажется полетели», 2-й пассажир: «Уже полетели?», 3-й пассажир: « Ура полетели!!!».
Все вместе с выбросом рук шепотом «Летим…». По хлопку начинаем мотор, пар, пассажиры 1й, 2й, 3й, все вместе летим, делаем 2 раза.
(Звучит космическая музыка).
Упражнение «Невесомость»
 Ребята взлетаем, летим вслед за космическими пиратами в невесомости. Представьте, что ваше тело ничего не весит. Пытайтесь, удержаться на ногах, тело не слушается, ноги отрываются, руки не слушаются, но вам необходимо преодолеть невесомость.
Игрушечный мир
(Звучит таинственная музыка).
 По хлопку все опускаются на сценическую площадку. Мы преодолели невесомость, но на вас действует театральное волшебство, и вы превращаетесь в надувные игрушки. Сейчас в вас еще нет воздуха и вы сжались в комочки.
Ребята с квадратиками на груди, подойдите ко мне. Вы будете насосами: звуком Ф-Ф-Ф вам необходимо надуть наши игрушки. А все остальные ребята «игрушки». Игрушки внимательно слушают, как звучит звук Ф-Ф-Ф и надуваются вместе со звуком. «Игрушки», вам необходимо придумать какая вы игрушка (шарик, зайчик, собачка и т.д.) Игрушки надуты, их тянет вверх. По хлопку педагога игрушки начинают сдуваться медленно, затем быстрее и быстрее, издавая звук С-С-С, и опускаются на сцену. Садимся на площадке в полукруг.
Ребята, мы преодолели космические испытания, но так и не помогли, заколдованным актерам вспомнить все необходимое. Мне кажется, что нужно отправить им подарки, и они все вспомнят.

Упражнение «Подари подарок»
 Придумайте каждый, какой подарок вы будете дарить. По хлопку мы начинаем передавать подарок, но не забывайте, что на нас действует космическое волшебство и подарок может изменяться. Я буду говорить как.
Передаем из рук в руки подарок (подарок тяжелый, холодный, скользкий, хрупкий, горячий, колючий, ароматный). Несмотря на все трудности, подарок отправлен (звучит музыка).

 У наших заколдованных актеров неприятности. Они совсем забыли как нужно вести себя на сцене и что делать . Давайте напомним им.
Упражнение «Мультипликатор».
 Сейчас мы с вами поиграем в мультфильмы. На сцене остается один ребенок с кружком, один с треугольником и один с квадратиком. Ребята с треугольником и квадратиком, вы будите фантастическими мультяшными героями. Вам необходимо будет выполнить следующие действия: гулять, искать, смеяться, испугаться, плакать. Действия нужно выполнять вместе и совершенно беззвучно. Тот, у кого на груди кружок, вам необходимо озвучить все действия, используя несуществующий «тарабарский» язык.
По хлопку начинаем (показываются несколько мультяшных зарисовок).

Звучит веселая музыка и сигнал приема звукового сообщения: «Заклятья сняты. Актеры довольны. Волшебная страна «Театральная» спасена».

 Что произошло ребята, неужели мы смогли расколдовать заколдованных актеров, и они снова могут играть на сцене. (звучит музыка). Займите свои места в полукруге. Дети рассаживаются под музыку.
III.Заключительная часть
 Страна «Театральная» удивительная. Вы, ребята, достойно справились со всеми испытаниями, которые возникли на нашем пути и помогли заколдованным актерам все вспомнить и вернуться на сцену.
 Ребята, так что же такое театр?
 Дать вам время подумать, посоветоваться друг с другом? Как вы думаете, ребята, что же помогло нам сегодня? Что мы делали во время путешествия? (Дети перечисляют). Правильно.
 Театр - это зрелище, синтез всех искусств, он включает в себя музыку, живопись, архитектуру, кинематограф, танец и многое другое.
Рефлексия.
 Ребята, наше путешествие закончилось. Во время путешествия вы испытывали разные чувства: радость, грусть, удивление, может быть и страх. Вспомните свои ощущения и приклейте значки на правую кулису, те кто испытал радость и удивление, а кто – грусть и может быть, страх, приклейте на левую кулису. Спасибо.
 До новых встреч. Подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.

Используемая литература

1. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. [Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. - М.: Школьная Пресса, 2003. – 96с.
2. Ласковая Е.В. Речеголосовой тренинг. [Текст]/ Е.В. Ласковая. - М.: «ИПЦ Маска», 2006. – 100 с.
3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998 – 150с
4. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе // Я вхожу в мир искусства. – 2001. - №6(46) – 144с.

Категория: Дополнительное образование | Добавил: lipc-elena
Просмотров: 249 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА