Среда, 20:42 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Программа дополнительного образования "Народные ремёсла - традиции и современность" Педагог Маркова Е.А.
19.03.2014, 01:55
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

Данная программа является дополнительной образовательной программой как декоративно-прикладной, так и культурологической направленности. Это происходит потому, что в основе ее лежит обучение прикладному творчеству, практическим навыкам, основам женских ремесел. Обучение ремеслу раньше проводилось по принципу – «Делай как я». Задача данной программы объяснить, почему это делалась, когда, для кого, в какой период жизни. Это связано с более глубоким проникновением в исторические корни того или иного рукоделия. В наше время остро стоит проблема сохранения народной культуры и исторической самобытности России. Так как национальные традиции и нравственные ценности народов всегда привлекали внимание мастеров, то декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.
Актуальность программы «Народные ремёсла – традиции и современность» в том, что русское народное творчество сейчас, как никогда приковывает к себе внимание людей из разных стран. Старинное ремесло, впитавшее народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни оказалось необходимым современному человеку. Сегодня еще осталась возможность удержать связующие нити, которые дают нам право претендовать в качестве прямых наследников на труды и славу наших предков, на нашу историю. Эти связующие нити - последнее поколение наших дедов, матерей и отцов, их память, слово и дело, наше заинтересованное к этому наследию внимание.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она позволяет познать не только тонкости рукоделия своих предков, но и сравнить их с творчеством других народов, близких по духу, а иногда и очень далёких.
В целом, программа «Народные ремёсла – традиции и современность» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами вышивки, работы с тканью, ткачества, плетения, знакомство с народными обычаями. Обучение по данной программе создаёт условия для духовного и интеллектуального воспитания личности ребёнка, для повышения самооценки, самоопределения, и творческой самореализации учащихся.
Особенности программы:
Данная программа предлагает большое разнообразие технологий для создания плетёной тесьмы и шнуров (современное применение в виде фенечек). А также знакомит с ткачеством на берде (несколько вариантов заправки нитей), плетением поясов на вилке, «сволочке», на дощечках.
Осваивая различные технологии и техники переплетения ниток, ребята не только приобретают опыт и навыки в «рукотворстве», но и могут применять их в создании современных моделей, оформлении повседневной одежды, придании ей необычности и оригинальности.
Создание коллективных творческих проектов позволяет ребятам слаженно и быстро создавать оригинальные модели из «прямоугольных модулей».
Одна необычность данной программы в параллельности изучения древних ремёсел России и Японии. При отсутствии, казалось бы, общих корней и разных традиций, есть предметы, созданные близкими технологиями.
Повторяющиеся блоки программы на первом и втором году обучения, позволяют ребятам более широко применить свои полученные знания, умения и навыки. Оригинальность использования, смешение техник, создание современных креативных вещей - итоговая задача программы

Цель:
Сохранить знания, умения и опыт предков и передать их подрастающему поколению.
Задачи.
Общие:
- Через прикосновение к «исторической памяти» (виде дошедших до нас предметов) и творческих способностей детей, дать первоначальное представление о народной культуре во всём её многообразии, определяемом материальными условиями жизни и мировоззрением человека.
- Способствовать формированию у детей начального представления об историческом развитии родного народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры в их взаимосвязи.
- Способствовать воспитанию у детей целостной эстетической культуры, художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через изучении и освоение художественных традиций и знакомство с традиционной системой «языка» народного искусства.
Обучающие:
- познакомить детей с разными женскими ремёслами
- научить выполнять простейшие элементы и создавать на их основе оригинальные модели
- научить работать с различными инструментами
- прививать уважение к предкам и формиро¬вать чувство долга перед потомками, т.к. прошлое и бу¬дущее неразрывны;
Развивающие:
- развивать воображение, фантазию и образное мышление
- развивать мелкую моторику, цветовосприятие
- развивать практические умения и навыки в работе с нитками, тканью и другими используемыми материалами.
- развивать внимание, усидчивость, терпение, трудолюбие, потребности доводить начатое дело до конца

Воспитывающие:
- воспитывать и формировать эстетические вкусы подрастающего поколения на основе традиционной русской культуры;
- воспитывать навыки взаимопомощи при выполнении работы
- воспитывать экономное отношение к используемым материалам
- воспитывать любовь к «мыслетворчеству » и «рукотвор¬честву» своего народа
- воспитывать уважение к творчеству других народов.

Формы и режим занятий

Программа «Народные ремесла – традиции и современность» рассчитана на 2 года. Возраст детей 8-18 лет. Количество детей в группе 1 года обучения – 8 - 10 человек; 2 и 3 годы обучения – 5 - 8 человек. Такое количество обусловлено спецификой работы: при большом количестве детей занимающихся ткачеством, нет возможности всех расположить в кабинете.
Объём программы: 3 года обучения по 144 часов в год.
Занятия обучения с каждой группой проводятся 2 раза в неделю по 2 часа по расписанию.
Дети в группах разновозрастные. Это даёт возможность понять, что увлечение народным рукоделием может появиться в любом возрасте и, кроме стремления к прекрасному, и собственного желания не существует никаких дополнительных критериев отбора в нашу студию. В связи с этим, применяется гибкий режим занятий в зависимости от возраста. Для детей 8 – 10 лет - 30 минут занятие и 15 минут перемена, для детей 11-15 лет - 45 минут занятие и 15 перемена.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
- типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),
- собеседование,
- консультация,
- интерактивные беседы, рассказы, объяснения;
- показ технических приёмов;
- практическая работа;
- занятия в этнографическом музее-мастерской «Потомки» ГБОУ ЦДОД;
- мастер-классы для сверстников и взрослых;
- экскурсии на выставки.
- самостоятельное изготовление конкретного изделия.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам, и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, так как каждый обучающийся может проходить программу со своим темпом (в зависимости от персональных способностей и частоты посещения занятий). В зависимости от объективных условий, состояния материально-технической базы, способностей и уровня развития детей возможны варьирование тем занятий, корректировка количества часов, отведённых на изучение отдельных разделов и тем программы.

Планируемые результаты
Конечным результатом выполнения программы предполагается участие работ учащихся в выставках, смотрах и конкурсов различных уровней. В результате изучения программы ребёнок должен.
К концу 1 года:
Знать:
• Требование техники безопасности при работе ножницами, иглами.
• Основы композиции;
• Виды ручных швов;
• Классификацию поясов по способам изготовления;
Уметь:
• Делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные композиции с использованием традиций народного творчества;
• Самостоятельно составлять и подбирать простейшие орнаменты для поясов, украшений;
• Находить информацию из разных источников;
• Подбирать и сочетать цвета в изделии;
• Плести пояса на дощечках, на «бёрде», на спице», дёрганьем.
К концу 2 года:
Знать:
• Основы построения орнамента;
• Способы закрепления нитей утка;
• Этапы изготовления художественных изделий в техниках плетения и ткачества.
Уметь:
• Находить дизайнерское решение;
• Оформлять законченное изделие или образец;
• Выполнять все стадии изготовления изделия качественно и в срок;
• Читать схемы;
• Шить и вышивать;
• Работать в группах и индивидуально.
К концу 3 года:
Знать:
• Основы проектной деятельности;
• Основные элементы народного этнографического костюма;
• Много разных техник и технологий создания прямоугольных модулей (тесьмы и шнуров)
• Назначение и устройство ткацкого станка;
Уметь:
• Разрабатывать проект модели одежды или аксессуаров к ней;
• Использовать в одной модели несколько различных технологий;
• Работать с различными видами ниток.
• Работать на ткацком станке
К концу прохождения программы владеть:
• Инструментами и принадлежностями;
• Разными техниками плетения (ткачества), вышивки;
• Специальной терминологией.
Способы проверки
- наблюдение за индивидуальным развитием;
- фиксация качества и скорости выполнения каждой работы;
- анализ межличностных отношений в коллективе;
- проведение детских мастер-классов для сверстников и взрослых;
- анализ текущих и выставочных работ.
Формы подведения итогов реализации программы
• к концу каждого года обучения выполняется итоговая выставочная работа с соблюдением всех технологических требований;
• в конце второго и третьего года обучения выполняется творческий индивидуальный или коллективный проект, различные по степени сложности;
• ежегодное участие в выставках и конкурсах районного, окружного, городского и всероссийского уровня.

Тематическое планирование 1 года обучения
№ Тема Количество часов
теория практика
1 Введение в предмет, т/б 1 1
2 Знакомство с простыми плетениями 14
3 Заправочное ткачество на узком бердо 2 8
4 Бранное ткачество на узком бердо 2 10
5 Народный календарь 5 5
6 Мячики Темари 1 13
7 Обрядовые символы и подарки 18
8 Работа над творческим проектом для выставки 2 22
9 Выполнение лоскутных мячиков из квадратов 1 11
10 Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе) 1 3
11 Закладное ткачество на бердо 1 15
12 Экскурсии 8
Итого: 16 128
Всего: 144
Содержание программы 1 года обучения
Тема 1. Введение в предмет, т/б
Беседа «Исторические сведения о плетении и ткачестве поясов, их значении в мужском и женском русском народном костюме». Назначение и устройство оборудования, необходимого для ткачества. Организация рабочего места, правила безопасности труда.
Практическая работа
Знакомство с видами поясов. Знакомство с инструментами для ткачества: дощечками, бёрдом, челноками, а также настольными ткацкими станками.
Тема 2. Знакомство с простыми плетениями
Плетение тесьмы дёрганьем и круглых шнуров. Нитки, применяемые при этой технологии.
Практическая работа
Самостоятельный подбор нитей и выполнение тесьмы дёрганьем (4 способа). Выполнение шнуров из различного количества нитей по технологической карте (по одному или в паре с другим учеником).
Тема 3. Заправочное ткачество на узком бердо
Основная терминология: ткачество, основа, уток, зевообразование, переплетение, перекрытие, рисунок переплетения, прокидка утка, плотность основы.
Практическая работа
Изучение и знакомство с оборудованием и материалами для ручного ткачества: бердо, пряжей для основы и утка. Заправка и выполнение простого пояса.
Тема 4. Бранное ткачество на узком бердо
Орнамент. Виды орнаментов: растительный, геометрический, зооморфный и др. Правило составления орнамента для бранного ткачества
Практическая работа:
Зарисовка разных элементов орнамента. Составление собственного орнамента. Заправка и выполнение узкого пояса с бранным орнаментом.
Тема 5. Народный календарь
Знакомство с народными праздниками и обрядами. Отдельные занятия могут быть проведены в середине различных блоков и тем, так как привязаны непосредственно к датам народного календаря. (Осенины, Рождество, Масленица, и др.)
Практическая работа:
Выполнение простейших обрядовых предметов (рождественские пряники).
Тема 6. Мячики Темари
Знакомство с историей появления данных мячей. Применение их сегодня, знакомство с вариантами вышивок.
Практическая работа:
Создание формы мяча, оформление геометрической вышивкой
Тема 7. Обрядовые символы и подарки
Тема обобщённая, занятия могут вплетаться в другие темы в периоды связанные народным календарем.
Практическая работа:
Выполнение куколок, оберегов, небольших сувениров из ткани, ниток, и др. материалов.
Тема 8. Работа над творческим проектом для выставки
Основы цветоведения. Основные, дополнительные и родственные цвета. Цветовой контраст. Смешение цветов. Цвет в изделии. Основные законы композиции. Достижение стилевого единства,
Практическая работа
Зарисовка эскиза. Выполнение «прямоугольных модулей» (поясов, тесьмы, шнуров). Выполнение из них авторской модели. Приветствуются коллективные проекты.
Тема 9. Выполнение лоскутных мячиков из квадратов
Знакомство с историей появления данных мячей. Применение их сегодня, знакомство с вариантами оформления.
Практическая работа:
Создание формы мяча, оформление шнуром, бусинами и др. материалами.
Тема 10. Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе)
Знакомство со славянскими традициями росписи яиц.
Практическая работа:
Роспись сырых (живых) яиц и вареных при помощи специальных писаков, воска и пищевых красителей.
Тема 11. Закладное ткачество на бердо
Варианты орнаментов в закладном ткачестве. Правило составления орнамента для закладного ткачества
Практическая работа:
Зарисовка разных элементов орнамента. Составление собственного орнамента. Заправка и выполнение закладного пояса.
Тема 12. Экскурсии
Экскурсии на выставки декоративно-прикладного детского и взрослого творчества.
Тематическое планирование 2 года обучения
№ Тема Количество часов
теория практика
1 Вводное занятие, т/б 1 1
2 Выполнение феничек и пояса полотняным переплетением 1 13
3 Выполнение феничек саржевым переплетением 1 7
4 Тканье с перевивом 2 20
5 Обрядовая выпечка 6
6 Мячики Темари 24
7 Выполнение круглого пояса на спице (в бутылке) 1 11
8 Шнуры кумихимо 1 11
10 Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе) 1 5
11 Дизайн аксессуаров для своего костюма 30
12 Экскурсии 6
13 Итоговое занятие 1 1
Итого: 9 135
Всего: 144

Содержание программы 2 года обучения
Тема 1. Вводное занятие т/б
Знакомство с видами работ предстоящего года. Организация рабочего места, правила безопасности труда.
Практическая работа
Ознакомление с образцами поясов. Ознакомление с орудиями ткачества: «вилкой», дощечками и др. инструментами.
Тема 2. Выполнение феничек и пояса полотняным переплетением
Знакомство с полотняным переплетением.
Практическая работа
Выполнение феничек технологией «плетение от края до края» и пояса «плетение от центра».
Тема 3. Выполнение феничек саржевым переплетением
Знакомство с саржевым переплетением, сравнительный анализ рисунков с полотняным переплетением.
Практическая работа
Выполнение феничек по инструкционным картам (в зависимости от количества нитей)
Тема 4. Тканье с перевивом
Знакомство с созданием рисунка, заправкой дощечек, вариантами выполнения простых пояском.
Практическая работа
Выполнение простого пояса. Создание своего рисунка (на основе образцов) и выполнение выставочного варианта пояса. Создание разных кистей.
Тема 5. Обрядовая выпечка
Обзорное знакомство с обрядовыми выпечками.
Практическая работа
Выполнение рождественских пряников. Роспись пряников сладкой глазурью.
Тема 6. Мячики Темари
Повторение пройденного в прошлом году.
Практическая работа
Создание формы мяча, оформление усложнённой геометрической вышивкой

Тема 7. Выполнение круглого пояса на спице (в бутылке)
Знакомство с узелковым поясом, его историей и временем применения.
Практическая работа
Выполнение пояса, создание вариантов нетрадиционного применения пояса сегодня.
Тема 8. Шнуры кумихимо
Знакомство с круглыми поясами Японии. Сравнение круглых поясов разных народов.
Практическая работа
Выполнение феничек и пояса технологией перекладывания ниток. Варианты применения их сегодня.
Тема 9. Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе)
Знакомство со славянскими традициями росписи яиц.
Практическая работа:
Роспись сырых (живых) яиц и вареных при помощи специальных писаков, воска и пищевых красителей.
Тема 10. Дизайн аксессуаров для своего костюма
Создание проекта. Расчет количества поясов, создание заправочных рисунков.
Практическая работа
Выполнение «прямоугольных модулей» (поясов, тесьмы, шнуров). Выполнение из них авторской модели. Приветствуются коллективные проекты.
Тема 11. Экскурсии
Экскурсии на выставки декоративно-прикладного детского и взрослого творчества.
Тема 12. Итоговое занятие
Подведение итогов, беседа.
Практическая работа Выставка работ, чаепитие.

Тематическое планирование 3 года обучения
№ Тема Количество часов
теория практика
1 Вводное занятие, т/б 1 1
2 Выполнение феничек техникой репсовых узлов 1 7
3 Выполнение орнаментальных феничек 1 11
4 Плетение шнура 14
5 Создание сумки, шапки или иного предмета на основе шнура 1 15
6 Обрядовая выпечка 6
7 Мячики Темари (коллективная модель) 24
8 Ткачество на станке 1 21
9 Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе) 1 5
10 Работа над творческим проектом для выставки 1 24
11 Экскурсии 6
12 Итоговое занятие 1 2
Итого: 8 130
Всего: 144

Содержание программы 3 года обучения
Тема 1. Вводное занятие т/б
Беседа: «Традиционный народный костюм у разных народностей России. Особенности символизм отделки»
Практическая работа
Ознакомление с новыми образцами поясов и феничек.
Тема 2. Выполнение феничек техникой репсовых узлов
Знакомство с правыми и левыми узлами.
Практическая работа
Выполнение феничек технологией «плетение от края до края» и пояса «плетение от центра».
Тема 3. Выполнение орнаментальных феничек
Знакомство с плетением узоров узлами, сравнительный анализ рисунков с бранным ткачеством и ткачеством бисером.
Практическая работа
Выполнение феничек по инструкционным картам (в зависимости от количества нитей)
Тема 4. Плетение шнура
Плетение шнура из двух толстых нитей «от клубка», для последующего использования (от 10 до 20 метров)
Практическая работа
Плетение шнура
Тема 5. Создание сумки, шапки или иного предмета на основе шнура
На основе полученного шнура создается либо полноценный предмет (сумка, клач, шапка или фрагмент отделки).
Практическая работа
Выполнение задуманного предмета из плетеного шнура
Тема 6. Обрядовая выпечка
Обзорное знакомство с обрядовыми выпечками.
Практическая работа
Выполнение рождественских пряников. Роспись пряников сладкой глазурью.
Тема 7. Мячики Темари
Повторение пройденного в прошлом году.
Практическая работа
Создание формы мяча, оформление усложнённой геометрической вышивкой
Тема 8. Ткачество на станке
Знакомство с ткацкими станками (настольными и напольными). Особенности заправки.
Практическая работа
Снование ниток. Заправка станка. Уточное ткачество (нитками секционного крашения, закладное и бранное).

Тема 9. Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе)
Знакомство со славянскими традициями росписи яиц.
Практическая работа:
Роспись сырых (живых) яиц и вареных при помощи специальных писаков, воска и пищевых красителей.
Тема 10. Работа над творческим проектом для выставки
Создание проекта. Расчет количества поясов, создание заправочных рисунков.
Практическая работа
Выполнение «прямоугольных модулей» (поясов, тесьмы, шнуров). Выполнение из них авторской модели. Применение авторской ткани, выполненной на станке. Приветствуются коллективные проекты.
Тема 11. Экскурсии
Экскурсии на выставки декоративно-прикладного детского и взрослого творчества.
Тема 12. Итоговое занятие
Подведение итогов, беседа.
Практическая работа Выставка работ, чаепитие.

Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение
Основное оборудование: помещение с хорошим освещением с раковиной и электрической розеткой. Столы, стулья, шкафы, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ, станок ткацкий большой или настольные. Манекены – портновский и выставочные (объёмные, полу объёмные, головы и т.д.)
Материальное обеспечение: бёрда (на разное количество нитей), наборы дощечек, челноки, нитки разной фактуры и толщины, карандаши, линейки, ножницы, иголки, булавки, ткань, утюг.

Дидактические материалы
При изучении тем используются:
- наглядные пособия – галерея выставочных работ детей прошлых лет;
- инструкционные карты;
- изделия народных промыслов;
- книги по народному костюму и народной игрушке;
- книги по народному календарю и ремеслам;
- фото- и видео- каталоги с выставок;
- авторские разработки технологических приёмов
Методическое обеспечение.
Основные составляющие необходимые для обучения.
Воображение (фантазия) (англ. imagination) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Часто, говоря о воображении, подразумевают фантазию. Ведь прежде чем сделать какую либо вещь, человек мысленно представляет, как будет выглядеть данная вещь, как и из чего она будет сделана. Этот процесс мысленного представления предстоящих действий и того, что будет достигнуто в результате, является одним из основных условий в обучении декоративному творчеству во всех его проявлениях.
Отражая действительность, воображение человека опирается на то, что он, когда либо видел или хотя бы слышал описание чего либо. Чем более наблюдателен человек, тем богаче у него фантазия и тем более творчески человек подходит к выполнению любого дела.
Для развития воображения у детей, необходимо с более раннего возраста создавать вокруг них «ауру красоты», то есть, читать книги иллюстрированные красивыми картинками, показывать картины известных художников, рассматривать декоративно прикладного творчества разных народов, слушать красивую музыку, чаще бывать в парках, лесах и полях. Всё это даёт пищу для развития воображения, и фантазия наполняется яркими и детальными образами.
Творчество – это процесс создания новых оригинальных предметов, которые обуславливаются потребностью общества.
Творческий процесс:
1 шаг: подготовительный. Формулировка цели и задач. Предварительные варианты их решения.
2 шаг: инкубационный. Попытка переключения на другой вид деятельности, но подсознательно в этот период продолжается поиск решения поставленной задачи.
3 шаг: возникновение творческой идеи. Озарение, понимание и принятие решения задач, создание мысленного образа будущего предмета.
4 шаг: реализация. Воплощение образа в материальную вещь, проверка качества и функциональности.
Что движет творческим человеком, что относится к первопричине и становится источником энергии для начала творческого процесса? Конечно, это потребности и эмоциональный настрой. Ведь раньше не было времени на «праздное украшательство». Все предметы, которыми мы сейчас восхищаемся, были созданы для утилитарного пользования. Один мастер просто плёл туесок без «украс», эмоциональный человек, добавлял на него роспись или тиснение и перед нами шедевр.
Ещё одним двигающим фактором творческой активности, можно назвать любопытство. Оно заставляет детей пробовать делать разные вещи которые, удивляют окружающих. Восторженное отношение зрителей (родных и чужих людей) повышает самооценку и является, главной движущей силой в творческом поиске. Для того, чтобы поддерживать чувство любопытства, даже у взрослого человека, а не только у ребёнка, необходимо постоянно искать и находить всё новые и новые пути решения творческой идеи или просто вплетать в уже изученное дело новые творческие действия.
Следующий этап побуждения к желанию активного действия – это участие в конкурсах. Самое главное научить детей психологически правильно принимать определённые условности и не строить трагедий в случаях не получения призовых мест. А принимать это как «вызов» и искать вдохновение к созданию новых идей.
Что же необходимо, чтобы привлечь детей к творческому процессу и созданию новых оригинальных и современных вещей?
а) Увеличение объёма знаний
- на базе общеобразовательной школы
- в семейной среде
- из разнообразного СМИ (ругая телевидение и интернет, нельзя не отдать им должное, что многие программы и сайты помогают расширить горизонты познаний, в различных сферах)
б) Создание комфортной обстановки в коллективе для творчества.
- атмосфера доброжелательного отношения между детьми и педагогом
-возможность работать индивидуально и в команде (по желанию ребёнка)
- возможность предложить любую, даже на первый взгляд нелепую идею (они-то порой и становятся главными) и не быть осмеянным другими
- возможность использовать различные материалы в создании придуманных вещей
в) Поиск аналогичных решений в творчестве прошлого (всё новое, хорошо забытое старое).
- рассматриваются сходные ситуации, когда кто-то из группы уже сталкивался с подобной проблемой. Какие пути решения предлагались ранее и какие уже применялись.
- варианты творческих решений в народном творчестве

Методы, используемые во время проведения отдельных занятий.
Работа с образцами.
Изучая такие темы как ткачество, плетение, вышивка, нельзя обойтись без образцов народного творчества. Понимание технологических процессов в ходе всестороннего визуального рассматривания и тактильных ощущений намного выше, чем при словесном описании или разглядывания картинки.
В качестве наглядных пособий (образцов выполненных работ), могут быть использованы как музейные предметы, так и вещи выполненные ребятами предыдущих потоков. Школьники, понимая, что вещи могут быть реально использованы в современном мире, с большим интересом приступают к работе.
Работая вроде бы по образцу, используя например один и тот же вариант заправки бердо, у ребят получаются индивидуальные работы, за счёт использования разных по качеству ниток и разное сочетание цветов. «Слепое копирование» необходимо лишь в случае, когда необходимо провести полную реконструкцию предмета или костюма конкретного человека. Во всех остальных ситуациях возможны вариации на тему.
Лишь осваивая работу с новыми инструментами и новыми материалами можно предложить выполнить работу по конкретному образцу.
Музыкальное сопровождение. Не для кого не секрет то, что музыка оказывает сильное воздействия на человека. Различные музыкальные композиции могут либо успокоить, уравновесить эмоциональный настрой ребёнка, либо наоборот, возбудить в нём энергию, разбудить фантазию. Музыка задаёт определённый ритм, и подсознательно движение рук уже сливается с музыкой. Или наоборот, после бурного и напряжённого обсуждения, релаксирующая подборка музыки поможет разрядить обстановку, погасить «очаги нервозности» и позволит принять правильное решение спора.
В объединении должно быть небольшое количество детей - не более 8 -10 человек. Работа основана на индивидуальном подходе к каждому, с учётом психологических особенностей детей. Так как группы разновозрастные, на первых занятиях, необходимо контролировать работу ребят, предупреждая или вовремя устраняя ошибки. Это возможно лишь при условии, что объединение не перегружено учащимися, иначе учитель не сможет вовремя помочь каждому из них, особенно на первых занятиях.
В силу специфики дополнительного образования, допустимо, что дети приходят не каждое занятие. Тогда возможно применить методику «консультантов» для новичков. Консультантами назначаются дети, которые пришли, на одно-два занятия раньше. Казалось бы, что они могут объяснить? На самом деле проговаривая для вновь пришедшего необходимые действия, «консультант» лучше усваивает их сам. Иногда понимание логики работы приходит именно в процессе проговаривания самим ребёнком. Однако педагог непременно следит за каждой парой «консультант – новичок», и в затруднительных случаях приходит на помощь.
Учреждения дополнительного образования, в отличии общеобразовательных, не имеют звонков. Поэтому педагог должен отслеживать время для смены деятельности, общих перемен, совмещённых с проветриванием кабинета (особенно при сильном отоплении). А так же возможны персональные перерывы для детей в силу психологических и физиологических особенностей ребёнка.
В объединения дополнительного образования приходят школьники разного возраста, с различными навыками и в большей степени, не знакомыми с технологией работы с тем или иным инструментом. У каждого ученика свой темперамент и поэтому свой темп работы реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий. Различие может быть ощутимым. Поэтому в программе закладывается приблизительное среднее время на выполнение того или иного предмета или вещи, с учётом на самого медлительного. Активным же детям можно предложить дополнительное задание, не намного сложнее, но с «изюминкой». Профессиональные приемы и навыки будут оттачиваться с каждой выполненной работой, так сказать в творческом процессе.
Одна из особенностей занятий декоративно-прикладным творчеством состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. При выполнении ребенком большой выставочной работы может возникнуть усталость от нее. Работа начинает ему надоедать, может возникнуть отвращение к данному виду творчества. В таком случае можно предложить детям поменяться работами на 1-2 занятие, а потом вернуться к своей работе. Это даёт дополнительный стимул и вызывает азарт - кто сделает больше и качественнее (ведь нельзя же испортить чужую работу). Для детей, которые не могут долго концентрироваться на одной и той же работе, полезно параллельно выполнять два задания, желательно создавая изделия из различных материалов. Подобная смена деятельности способствует меньшей утомляемости детей
Провожая учеников на летние каникулы, желательно посоветовать им, всегда иметь при себе блокнот и карандаш. В любом месте можно встретить много интересного, и тут же зарисовать понравившийся предмет, модель или мотив.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967.
2. Дайн. Г.Л. «Лоскутные мячики из Хотькова», Сергиев Посад, «Весь Сергиев Посад», 2008.
3. Дайн Г.Л. «Русская тряпичная кукла», Москва, «Культура и традиция», 2008.
4. Иллюстрированная энциклопедия «Русские дети. Основы народной педагогики» Санкт-Петербург, «Искусство СПБ», 2006.
5. Иллюстрированная энциклопедия «Русский традиционный костюм» Санкт-Петербург, «Искусство СПБ», 2006.
6. Качаева М. «Сокровища русского орнамента», Москва, «Белые альвы», 2008.
7. Лазарева Т. «Рукотворные чудеса», Москва, ООО «Краун», 2005.
8. Ларина Е.и. «Ковроткачество народов Российской империи», Москва, «Восточная литература РАН, 2007.
9. Лысенко О.В. «Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы» СПб., «Астур», 1992.
10. Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», «Молодая гвардия». 1988.
11. Минеева В. «Чувашское узорное ткачество», Чебоксары, «Чувашское книжное издательство», 2008.
12. Осипова Е.И. «Ткачество. Новгородские традиции и современность», Москва, Издательский дом «Художественная школа», 2009.
13. Потапов А.Б. «Технология творчества», часть 1. М., НТК "Метод",1992.
14. Рожков С. «Рукоделие», «АО Асцендент», Москва, 1993.
Для обучающихся:
1. Александрова Л. «Народный календарь», Москва, «Белый город», 2003.
2. Амальдинова Л.Г. «Ткачество на ручном ткацком станке», Псков, 2002.
3. Гончар А.Б., Лебедева Е.И., Боленко К.Г. «Зачем и как человек одевается», «Лайда», 1994.
4. Мещерекова С. «Новый стиль. Плетеночки для девочек», Тверь, «ВНЕШСИГМА», 1999.
Нормативно - правовые документы
1. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.
2. Постановление Правительства Москвы «О плане мероприятий по развитию дополнительного образования детей в Москве» от 07 мая 2002г. №331-ПП.
3. Письмо Министерства образования «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20 мая 2003г. №28-51-391/16.
4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006г. №06-1844).
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.1251-03 (введённые 2 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 3 апреля 203 г. №27Д).
6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Приложение к письму Минобрнауки России от 8 июня 2003г. №28-02-484/16).
Справочно-информационные материалы
1. Авторские образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. – Москва.: Центр «Школьная книга», 2007.
2. Государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей (Информационный справочник). - Москва: Центр «Школьная книга», 2008.
3. Методический потенциал дополнительного образования детей. – Москва: Центр Школьная книга, 2007.
Публикации автора:
1. Маркова Е.А. «Шапка из тканых поясов» // журнал «Школа и производство» №5, Школа Пресс, М. 2005г., с.30 - 34.
2. Маркова Е.А. «Палитра для работы с бисером» // журнал «Школа и производство» №7, Школа Пресс, М. 2006г., с. 42.
3. Маркова Е.А. «Женский тканый галстук» // журнал «Школа и производство» №7, Школа Пресс, М. 2007г., с. 50 – 52.
4. Маркова Е.А. «Обновление джинсов» // журнал «Школа и производство» №5, Школа Пресс, М. 2008г., с. 35 – 37.
5. Маркова Е.А. «Мягкая игрушка из трикотажной перчатки» // журнал «Школа и производство» №7, Школа Пресс, М. 2009г., с.53 - 54.
6. Маркова Е.А. «Изготовление декоративного цветка из тканой тесьмы» // журнал «Школа и производство» №4, Школа Пресс, М. 2010г., с.55 – 57.
7. Маркова Е.А. «Изготовление мячика темари» // журнал «Школа и производство» №4, Школа Пресс, М. 2011г., с.34 – 35 и 63 - 64 .
8. Маркова Е.А. «Комплект «Осень» из тканых полос» // журнал «Школа и производство» №4, Школа Пресс, М. 2012г., с. 32, 39 – 40.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: alenamarkova
Просмотров: 1349 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА