Суббота, 16:39 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Проектная деятельность на занятиях в творческом объединении "Лоскутная живопись"
[ Скачать с сервера (27.3Kb) ] 25.02.2013, 08:10
Проектная деятельность на занятиях в творческом объединении «Лоскутная живопись»

Концептуальная часть творческого объединения «Лоскутная живопись».
Складывающиеся в современном обществе социально-экономические и политические условия формируют запрос на личность свободную, творческую, инициативную, с высоким уровнем духовности и интеллекта.
На базе Дома детского творчества работает творческое объединение «Лоскутная живопись».
Возраст детей 7-15 лет.
Срок реализации 3 года.
Шитьё из лоскутков, корни которого уходят в далекое прошлое, среди известных видов рукоделия занимает особое место. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явились бедность и бережливость (в славянской культуре не принято было ничего выбрасывать). Именно это вынуждало женщин из остатков кроя старой одежды делать изделия окружающего быта. С годами отношение к такому виду рукоделия как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций постепенно отошло в прошлое. Во многих странах (Америка, Англия и др.) шитьё из лоскута стало национальным видом декоративно-прикладного искусства. В России лоскутное творчество стало интенсивно развиваться во второй половине XIX века (с ростом производства хлопчатобумажных тканей). В 20-е годы этот вид искусства не вошел в перечень народных промыслов, поддерживаемых государством и сохранятся только усилиями немногих мастериц, в основном на север и на юге России.
Сегодня этот незаслуженно забытый вид красочного творчества начинает постепенно возрождаться, о чём свидетельствуют Всероссийские фестивали лоскутного искусства в Санкт – Петербурге, Иваново и других городах. Ритм сегодняшней обыденной жизни искусственная индустриальная среда городов, создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного». Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде.
Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики. По программе «Лоскутная живопись» дети имеют возможность не только обучаться лоскутному творчеству, но и изучать этикет, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в индивидуальный мир славянской культуры.
Творческое объединение предполагает деятельный подход к освоению традиционной культуры не только с детьми, но и родителями, и педагогами.
Играя в традиционную игру, исполняя песню или хоровод, готовя традиционное кушанье, мастеря обрядовую атрибутику и одежду, они размышляют над смыслом тех или иных сторон народного мировоззрения.
В результате у детей и взрослых исподволь, естественно складывается потребность в духовном общении, возникает общий круг интересов, особая эмоциональная и нравственная атмосфера.
Радостная естественно-ритмичная череда календарных праздников становится той канвой, которая организует весь процесс курса. Занятия лоскутным творчеством, изучение особенностей его традиционной техники, знакомство с секретами лоскутного мастерства помогают многим детям открыть новые пути в жизни, в их профориентации, а творческий потенциал детей поможет возрождению нашего народного лоскутного искусства.
По уровню усвоения курс лоскутной живописи является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира обучающихся, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.
Не секрет, что не все дети одинаково способны к занятиям рукоделием, но, внося посильный вклад в общее дело (в коллективную работу), каждый ребенок имеет возможность показать себя. Это очень важно для формирования уверенности в себе и чувства своей значимости в общей работе.
Творческое объединение посещают в основном из девочек разного возраста, поэтому занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества, когда (как в народной педагогике) мать и дочь, сестра на равных решают насущные жизненные проблемы, старшие помогают младшим.
Работы, выполняемые детьми неповторимые, не смотрятся изделиями серийного производства.
Творчество каждого обучающегося – это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Одной из основных задач при выполнении работ является формирование у детей навыков лоскутного шитья и доведение уровня мастерства до профессионального. Другой, не менее важной задачей является приучение детей к аккуратности, воспитание терпения, чувства бережного отношения к природе.
В руках мальчиков и девочек лоскутки, тесьма, пуговицы, тюль и мешковина превращаются в красивые и полезные вещи.
Творческие работы (проекты), как правило, в ТО коллективные. Небольшие лоскутные панно ( «Чаепитие», «Приехал цирк», «На Старой Московской улице г. Мариинска»), мягкие игрушки («Сельский дворик»), чердачные тряпичные куклы («Берегиня», «Маруся», «Любаша», «Домовёнок»), плоские игрушки (наши домашние любимцы), панно «Акварель», к 70-ю Кемеровской области – гербы городов Кузбасса.
Какие осуществлялись цели и задачи обучающихся?
Цель: овладение теоретическими данными и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно - эстетического вкуса.

Задачи обучающие:
 -обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
 -формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
 - развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия.
Задачи воспитательные:
 -способствовать воспитанию творческой активности;
 - формировать чувство самоконтроля.
Задачи развивающие:
 - способствовать развитию у обучающихся логического мышления;
 - содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задачи мотивационные:
 - создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Задачи социально-педагогические:
 - формирование общественной активности, реализация в социуме.
Педагогические технологии:
 - главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.
По этапам:
1-ый этап – организационный.
Задача подготовки детей к работе. Организация начала занятий, постановка задач, сообщение темы, план проекта, создание психологического настроя на последующую работу, активизация внимания. Распределение поручений по сбору материала (теоретически), подбор тканей, подбор соответствующей литературы, изготовление лекал, шаблонов.
2-ой этап – проверочный.
Устранение пробелов в знаниях и их коррекция.
3-ий этап – подготовительный.
Наметить перспективу работы.
4-ый этап – основной
Это продолжительный этап по выполнению изделия (иногда длится неделями). Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца, формирование навыков, установление о сознательности усвоения знаний; выполнение отдельных деталей основной работы по образцу, формирование целостного представление знаний по теме.
5-ый этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.
6-ой этап – итоговый.
Задача: дать анализ и оценку достижения цели при выполнении работы.
Дидактические и методические материалы.
Для обучающихся в кабинете оформлены :
- выставка поделок обучающихся;
- уголок для обучающихся и родителей с различной информацией, техникой безопасности;
- журналы, книги, альбомы с фотографиями.
Знания и умения, которые получены обучающимися по окончании выполненной работы.
Должны знать:
1. начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
2. начальные сведения о свойствах ткани, нитей, о применяемых материалах в изделиях.
3. технологию ручного шитья, аппликация из ткани.
4. технологию изготовления игрушек.
5. иметь представления о традициях разных стран, знать историю малой родины: города Кемеровской области, знать о гербах двадцати городов Кузбасса.
Должны уметь:
1. приобрести навыки работы ручного шитья.
2. пользоваться схематичным описанием рисунка.
3. приобрести навыки работы с лоскутками
4. уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, уметь изготавливать круг, полукруг.
5. изготавливать разные игрушки.
6. работать по шаблону.
7. в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодились знания по ИЗО, математике, истории. При подведении итогов всей деятельности, обучающиеся заполняли анкету. Она помогает лучше понять каждого из ребят.
1. Фамилия, имя ______________________________
2. Чем ты любишь заниматься в свободное время? __________________
3. Как часто ты интересуешься журналами по прикладному творчеству? (часто, редко, затрудняюсь ответить)
4. Есть ли у вас дома самодельные предметы (игрушки, вышитые изделия, резьба по дереву и так далее)?
5. Кто из родственников, друзей занимается в свободное время рукотворным ремеслом? Каким?_____________________________
6. Посещаешь ли ты музеи, выставки?_______________________________
7. Интересуешься ли ты народным творчеством?_____________________
8. Часто ли запоминаешь красивые пейзажи?_________________________
9. Как ты считаешь, необходимо ли развивать в себе творческие способности или без этого можно обойтись?_______________________
10. Заниматься в нашем коллективе ты хотел (а) давно или желание возникло неожиданно? _________________________________________
11. Поддерживают ли тебя родители или другие родственники в том, чтобы ты посещал (а) занятия нашего творческого коллектива?________

Последовательно проводились задания с использованием диагностических материалов:
Области исследования:
1. 1) уровень владения иглой,
2) умение обводить по шаблону изогнутые и прямые линии.
3) уровень владения ножницами.
4) развитие глазомера, чувства симметрии
5) развитие фантазии.
2. 1) основы кроя игрушки.
2) владение терминологией.
3) этапы изготовления.
4) основы цветоведения.
5) развитие глазомера.
3. 1) правила экономии при раскрое изделия.
2) знания правил безопасности при работе с инструментами.
3) виды швов.
4) материаловедение.
5) развитие фантазии.

При завершении работ всегда проводились мини-выставки, выставки в городском «Центре ремёсел и промыслов», в городском музее «Бересты».
Категория: Дополнительное образование | Добавил: jivopis
Просмотров: 1030 | Загрузок: 124 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА