Среда, 20:47 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Проект для младших школьников коллаж "Оживить пейзаж"
[ Скачать с сервера (39.2Kb) ] 22.04.2013, 21:37
Тема: «Коллаж оживить пейзаж»

Цель работы- коллаж.

Задачи:

1. Изучение литературы по теме коллаж, история, его виды, приемы.

2. Изучить научную литературу о животных и растениях Кольского полуострова .

3. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.

4. Развивать творческие способности, эстетический вкус

Методы и приёмы:
1.Изучение литературы о растениях и животных севера.
2.Просмотр документальных фильмов о природе Кольского полуострова.
3.Изучение истории появления коллажа и методы работы в этой технике.
4.Полученные знания применили в изготовлении коллажа.
Полученные данные.
Работа над проектом повлияла на духовное развитие личности, воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Расширились знания о природе родного края.
Вывод.

Обучающиеся познакомились с нетрадиционной техникой изображения коллажем, что способствовало их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитанию доброго и бережного отношения к природе, ее красоте, чувство любви к своему краю.

Интеграция: музыка, чтение художественной литературы, познание.

Участники проекта: Младшие школьники.

Введение
Умение мыслить оригинально и творчески наиболее востребовано в современной динамически развивающейся действительности в разных направлениях профессиональной деятельности человека. По словам Дэниела Пинка, эксперта в сфере социально-экономических течений, «будущее принадлежит людям совсем иного склада и с иным устройством сознания – способным к сопереживанию и творчеству, умеющим распознавать образы и порождать смыслы» (Пинк, 2009), т.е. людям творческого типа мышления. По определению психологов творческим можно назвать такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (Немов, 2011). При этом продукты данных видов мышления будут различными.
Развитие творческого мышления наиболее естественно происходит в школьном возрасте, так как физиологически школьники являются «правополушарными созданиями», для них характерно образное восприятие окружающего мира, одушевление и наделение свойствами живых неодушевленных предметов – анимизм (Ж.Пиаже). Вследствие этих особенностей у школьников воображение и образные формы мышления выступают ведущей функцией познания мира(Венгер, 1988). Поэтому проблема развития творческих способностей становится актуальной, как педагогическая проблема, именно в школьном возрасте, при этом средства и условия развития этих способностей должны быть нестандартными и современными, использующие новые возможности технического прогресса нашего времени.

Теоретическая часть.
1.Творческо-экологическая направленность проекта.
Формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся. Воспитание экологической культуры через творческую деятельность.
Знания, приобретенные ребёнком в ходе проекта, становятся достоянием его личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребёнком в процессе "делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
К.Д. Ушинский считал природу великой воспитательницей, которая оказывает существенное влияние на формирование патриотизма, эстетических чувств. Русский педагог высоко ценил роль естествознания в первоначальном обучении детей, считая, что логика явлений природы наиболее доступна познанию, способствует развитию образного и логического мышления, формирует такие качества ума, как любознательность и наблюдательность. Основоположник русской педагогики подчеркивал необходимость формирования у ребенка системы природоведческих знаний, построенной на знакомом детям материале, с учетом сезонных изменений.
Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.
Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого мною занятия по изодеятельности.
Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Использование нетрадиционных техник методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т.д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.

2. Коллаж в справочной и научной литературе.
1. Коллаж в справочной и научной литературе.
Первоначальным источником сведений о выбранной теме коллаж стал Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров; Редкол. А.А. Гусев и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – С. 601 Статья «Коллаж».

2. В данной энциклопедии получили сведенья о истории появлении и развитии «Коллажа».
Можейко М.А. Коллаж // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.— С. 368-369

3. В данной литературе получили информацию о великих художниках которые использовали технику коллажа.
М.Г. Неклюдова «Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19-20 веков» М., 1991

4. В этой литературе мы получили основные сведенья о видах, техниках, приемах и материалов для работы в техники коллаж.
журнал «Юный художник» статья «Коллаж» 1992.

3. Актуальность проекта.
Совместная работа по выполнению коллажа - это действительно хороший опыт укрепить связь между детьми работая в группе. Коллаж – это больше, чем просто вырезать и наклеить, это новый способ создания изображения, искусство полное потенциала и безграничных возможностей в выборе материала, сюжетной линии, тонах композиции. Это способ выражения себя.
Склеивание коллажа благотворно влияет на творческое мышление, развивает логическое мышление, при составлении сюжета. Рвание бумаги, действия с ножницами помогут при развитии мелкой моторики рук.
Занятия коллажом развивают не только умения и навыки детей, но и формируют образное восприятие и мышление, заставляют ребенка по-новому взглянуть на привычные предметы и материалы и на их основе создавать свой собственный образ.
На занятие коллажем проще ознакомить ребенка с основами композиционного построения изображения: ребенок может свободно передвигать части коллажа, сразу наблюдая различия в восприятии изображения. Интерес к работе над коллажом можно создать еще в стадии подбора материала, дав определенную тему. Если ребенок настроен осознанно подходить к подготовке, то он учится обдумывать свое произведение, вычленять из многообразия материалов только ему подходящее.
Выбранная тема коллажа , затрагивает проблему экологии. Дети изучают природу Кольского полуострова его обитателей. У детей расширяются познания в области природы родного края. Воспитание бережного, гуманного отношения к природе, формирование умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой, в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

4. Значение коллажа в изодеятельности.
Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
В изобразительной деятельности коллаж относится к нетрадиционной технике.
Рисуя, вырезая, наклеивая и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.
Включение в работу с детьми нетрадиционную технику рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка. Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей.
В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционная техника рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. Таким образом, использование нетрадиционную технику изображения как коллаж в работе с детьми, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить творческий способности ребенка; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере.
Проводимая нами работа показала эффективность использования данных условий в изобразительной деятельности младших школьников, так как они способствует творческой активности детей, а значит и развитию детского изобразительного творчества и необходимость использования нетрадиционных техник изображения на занятиях по изобразительной деятельности.

Практическая часть.
Ход занятия.
«Нарисуем пейзаж»
Педагог: Здравствуйте, ребята.
Мир прекрасен, он полон различными видами животных, растений, гор, озер, долин, но человек вмешивается в него, и не всегда это вмешательство несет добро. Вырубаются леса, стареют и разрушаются деревни, загрязняются реки. В какой мир придете вы и с чем: с тем, чтобы украсить, защитить, строить?
Я принесла вам картину- современный пейзаж: вызженная земля, высохшие деревья, темное небо, разрушенные дома…, такое случается после каких-то техногенных катастроф, когда человек неправильно распоряжается природными ресурсами. И сейчас мы с вами видим пейзаж удручающий, скучный, невеселый.
Попробуйте возродить этот грустный пейзаж, измените мир, изображение на картине.
Перед вами бумага карандаши, мелки, фломастеры. Работать мы с вами будем в нетрадиционной технике изображения. И эта техника изображения называется коллаж.
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Существует четыре основных стиля коллажа:
1. Пейзажный. В коллажах пейзажного направления изображают природу (лес, горы, море и т. п.) и природные явления (грозу, ветер, дождь и т. п.). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток.

2. Вегетативный. Этот стиль очень близок к пейзажному: и там и там дают картину природы. Однако в работах вегетативного направления акцент делают на изображении жизни растений, именно они становятся главными героями флористического произведения. Автор должен хорошо чувствовать сам и уметь передать зрителю красоту листьев, стеблей, изысканность форм цветков и их окраски. Картина должна быть очень правдоподобной, узнаваемой.

3. Декоративный. Сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. Главное — оригинальная идея. А воплощают ее при помощи ярких, выразительных элементов и красочного фона. Зритель, глядя на подобный коллаж, старается отгадать настроение автора, его замысел. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации. Такого рода произведения требуют от автора новых интересных идей, красивых сочетаний цветов, радующих глаз, и, конечно, безупречной техники исполнения.

4. Формо-линейный Название стиля говорит само за себя. Основную нагрузку несут выполненные из флористического материала геометрические фигуры — круг, ромб, квадрат, треугольник и т. д.. а также линии. Фон также может представлять собой сочетание геометрических фигур.

В каждом стиле — свои средства художественной выразительности, свои приемы, свои особенности.
Мы сегодня с вами будем работать в пейзажном стиле.
Наш коллаж изобразит природу нашего края в летнее время года. И я предлагая приступить к работе.
Через некоторое время картина меняется: вызженная черная земля покрывается зеленой травой и цветами, оживают высохшие деревья, темное небо становится голубым, появляются новые разноцветные домики, на пруду расцветают, распускаются белые лилии… Результат нравится всем.
(Звучат звуки природы)
Педагог. Вы, ребята , хорошо потрудились. Мы все видим результат нашей совместной работы- это коллаж .Вы оживили пейзаж. Молодцы! А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки про животных, но не просто отгадать, но и рассказать что вы знаете о них( среда обитания, чем питаются).

Приложение
Белый медведь
Белые медведи – обитатели Арктики. Вес полярного медведя может достигать 700 кг. Не впадает в спячку, невероятно устойчив к холоду. Внешне может показаться, что это животное довольно неуклюжее, но это обманчивое мнение. Это видно на примере его навыков плавания.
Бурый медведь
Бурый медведь – крупный хищник лесной зоны, но может наблюдаться в лесотундре и даже открытой тундре. Это всеядное животное и набор кормов у него довольно разнообразный. Ложится в берлогу он в октябре – ноябре, а просыпается в начале мая.
Волк
Волк по внешнему виду напоминает крупную собаку. Окраска волка сероватая, правда, встречаются различные цветовые вариации – от рыжеватых до черноватых тонов.
Выдра речная
Выдра – высокоспециализированный хищник, хорошо приспособленный для жизни в воде. В природе выдра скрытна и весьма осторожна. При опасности сразу же уходит в воду, где она очень ловка.
Горностай
Горностай – мелкий хищник из семейства куньих. Живет на различных участках леса и тундры. Тело тонкое, длинное: у взрослых животных (без хвоста) достигает 20 см. Ноги сравнительно толстые, с большой ступней. Мех густой, но не очень длинный. Зимой чисто-белый, летом – бурый, на брюшке и летом остается белым. В области является обычным видом.
Заяц-беляк
В Мурманской области заяц-беляк широко распространен. Встречается он во всех географических зонах, включая и горную тундру. Покровительственная окраска меха, которая меняется два раза в год – это один их самых важных способов защиты. В пище зайца преобладают веточные корма зимой, трава – летом.
Куница
Куница – ценный промысловый зверь – населяет всю лесную зону, изредка встречается в лесотундре. Тело у куницы длинное – 40-50 см, гибкое. Мех плотный, красивый: подпушь – желтая, ость – блестящая бурая, на горле у каждой особи пятно, отличное по размерам и окраске – от белого до ржаво-желтого цвета. Кормится куница разнообразной пищей – от грызунов до крупных птиц.
Лиса
В Мурманской области лисица – самый обычный зверь, встречается повсеместно, не избегает и поселений человека. Охотится, как правило, вблизи дорог, просек, в голодные годы в поисках корма выходит на свалки. Вес тела лисицы не превышает 10 кг. Лисы имеют рыжий окрас различной интенсивности. Совершенно черные лисы, которых называют черно-бурыми, крайне редки.
Норка американская
В довоенные годы в стране активно шел процесс обогащения животного мира за счет завезенных из других стран видов. Американская норка была одним из них. Это некрупный зверек не более 1 кг весом при длине тела до 40 см.. Обнаружить хищника можно на реках и озерах. Поселяется норка чаще в корневой части поваленных деревьев и в завалах камней.
Бобр
Бобр – самый крупный грызун фауны, вес которого превышает 10 кг. Ведет полуводный образ жизни. Убежищем служат норы либо хатки из палок и веток. Более активны в сумерки или ночью, но у нас могут встретиться в любое время суток. Основной корм – кора и ветки деревьев. В 1976 году бобр внесен в список редких животных Мурманской области.
Ондатра
Родина ондатры – Северная Америка. В Мурманской области ондатра появилась в 1931 году, когда первую партию выпустили в Лапландском заповеднике. Ондатра хорошо прижилась и расселилась по всем водоемам. Ондатра более устойчива к загрязнению окружающей среды, чем, например, бобр, ведущий схожий с ондатрой образ жизни.
Песец
Песец внешне похож на лисицу, но уступает ей по размерам. Песцы бывают двух окрасов: белые и голубые (точнее, темные). Белый песец становится чисто-белым только зимой, а к лету у него на лопатках и спине появляются крестообразно расположенные темные полосы, за которые он получил название "крестовик".
Северный олень
Северный олень – самое крупное животное тундры. Он отличается от других оленей земного шара тем, и самцы, и самки имеют рога. Северный олень отлично приспособлен к жизни в суровых природных условиях. Олени дают людям мясо, шкура используется для изготовления замши. Кроме того, домашние олени служат средством передвижения.
Лось
Очень большие, широкие и подвижные уши. Рога лось сбрасывает ежегодно в ноябре — декабре и ходит без них до апреля — мая. Самки безрогие. Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом они поедают листья, доставая их благодаря своему росту . В конце лета отыскивают шляпочные грибы, веточки черники и брусники с ягодами. С сентября начинают скусывать побеги и ветви деревьев и кустарников и к ноябрю полностью переходят на веточный корм.
Белка
Относится к роду грызунов.
Имеет удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый . Одной из широко известных отличительных особенностей многих белок является их способность запасать на зиму орехи. Некоторые орехи закапывают в землю, другие прячут их в дуплах деревьев. Как полагают учёные, плохая память некоторых белок, в частности серой, помогает сохранять леса, так как они закапывают орехи в землю и забывают про них, а из проросших семян появляются новые деревья.

Загадки:
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)

У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший , чуть живой.
(Подснежник)

Золотистые … (лисички)
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приходят летом.

Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а зову нет.
(Колокольчики)

Стоит старичок-
Красный колпачок.
(Гриб)

Белые горошки
На зеленой ножке.
(Ландыши)

На сучках висят шары-
Посинели от жары.
(Сливы)

На лесной полянке
Красуется Татьяна-
Алый сарафан,
Белые крапинки.
(Земляника)

В городе у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него не горячи.
(Подсолнух)

Летом- в огороде
Свежие, зеленые,
А зимой- в бочке,
Желтые, соленые.
(Огурцы)

На зеленой кочке
Живут дочки,
Сами аленькие,
И большие, и маленькие.
(Клюква)

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый
Потом померк, потух
И превратился в пух.
(Одуванчик)

На минуту в землю в рос
Разноцветный чудо- мост,
Чудо- мастер смастерил
Мост высокий без перил
(Радуга)

Мальчик с пальчик,
Беленький балахончик,
Красная шапочка.
(Гриб)
Категория: Дополнительное образование | Добавил: zakrevskaya
Просмотров: 2006 | Загрузок: 245 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА