Среда, 15:42 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

«Применение инновационных технологий на начальном периоде обучения» СТАТЬЯ
14.12.2018, 11:35

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 2»

 г. Волжского, Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Применение инновационных технологий на начальном периоде обучения»

СТАТЬЯ

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Столповских Ирина Ивановна,

преподаватель

 специального фортепиано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 г.

 

Знакомство детей с музыкой нужно начинать с доступного и понятного им музыкального материала. Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребенок. Наши уроки должны быть построены на одновременном развитии всех важных для музыканта условий обучения. Каждый урок сочетает в себе:

  • знакомство с клавиатурой;
  • гимнастику и постановку рук;
  • развитие слуха, ритма, памяти;
  • основы нотной грамоты;
  • знакомство с инструментом.

Перед первым прикосновением к клавишам ребенок должен познакомиться с волшебным инструментом. Мы заглядываем внутрь, ему хочется погладить толстые и тонкие струны, молоточки:

 

«Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной -

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица-струна

В этом городе видна».

 

Нужно рассказать учащемуся про «волшебную» педаль и ее значении в формировании звука. Рассматривая строение инструмента, ученик впервые знакомится с клавиатурой. Потом мы вместе находим первый звук — «до» и считаем, сколько раз он повторяется на клавиатуре. Знакомясь с регистрами, дети понимают, что на фортепиано можно изобразить не только разных зверей и птиц, но и все инструменты оркестра.

Извлекая звуки на клавиатуре, можно рассказать ребенку о чувствительности фортепиано. О том, что оно не любит, когда с ним грубо обращаются и, что на резкий удар оно отвечает острым, неприятным для слуха звуком. В пианистической школе Ф. М. Блуменфельда и А. А. Шмидт-Шкловской: «Отношение к звуку определяло все установки при формировании навыков ученика и прежде всего — способ прикосновения к клавише, благодаря которому пальцы сливаются с клавиатурой и ощущаются как бы продолжением струн…» При работе с учеником над звуком, нужно  напоминить о том, что клавиша-продолжение молоточка, который прикасается к струне. И если прикосновение к клавише будет резким, то молоточек так ударит по стрункам, что им будет больно. В связи с этим уже при первых попытках звукоизвлечения надо научить ребенка, чтобы он следил за гибкостью рук и прислушивался к звучанию.

Необходимо обратить внимание ребенка на два цвета клавиш, объяснить группировку черных клавиш и деление клавиатуры на группы — октавы. Вначале знакомим ученика с черными клавишами, это позволяет сразу же включить в работу зрительные, слуховые и осязательные ощущения. Нужно обратить внимание детей на то, что клавиши расположены не «подряд», что существуют разные группы: из двух черных клавиш и из трех черных клавиш. Как это сделать — зависит от фантазии и выдумки педагога. Некоторые сравнивают эти группы с «окошечком и балкончиком», с «домиком и заборчиком». Я же прошу ребенка найти на черных клавишах «двух братиков» и «трех сестричек».

После того как ребенок начал различать зрительно, мы знакомимся с этими группами тактильно: проводим рукой по клавиатуре, ощупываем эти группы, а затем, закрыв глаза, узнаем их. Для первых шагов обучения игра на черных клавишах очень удобна, так как они выделяются цветом и упорядоченностью расположения. Поскольку черная клавиша изолирована, ее легче «взять» одним пальцем при собранном положении остальных. Кроме того, черная клавиша узкая, а это заставляет нацелиться и исключает игру прямым пальцем. Это позволяет сохранить высокую позицию. Можно поиграть упражнение: «кукушка» — перелетает с ветки на ветку. Интервал терция с переносом через октаву и обратно. Можно играть по черным клавишам от нижнего к верхнему регистру и обратно перекрестным движением и читать при этом любое стихотворение.

Вот еще несколько упражнений, которые помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук:

«Кластеры» на двух — трех черных клавишах.

«Сокол» — извлечение одного звука. Цель — научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким.

Изучение черно-белого «ландшафта» клавиатуры помогает расположить пальцы естественным образом-второй, третий и четвертый пальцы на черных клавишах, а первый и пятый — на белых. Освоение клавиатуры с закрытыми глазами, на ощупь, создает мгновенную связь между слухом и пальцами. Это самое первое и оптимальное (с точки зрения результатов) упражнение для выработки навыка чтения с листа. Так воспитывается «доверие» к пальцам, а глаза освобождаются для чтения нот. Неудивительно, что великий И. С. Бах на первых же уроках учил своих детей играть с закрытыми глазами.

Для организации музыкальной практической деятельности ученика необходимо иметь различные лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий.

Педагогические инновации, внедряемые в процесс начального обучения игре на фортепиано, будут способствовать совершенствованию музыкального образования при условии их гуманистической направленности и нацеленности на субъектное развитие личности ученика, на более полную реализацию его творческого потенциала.

Успешному внедрению педагогических инноваций в практику начального обучения игре на фортепиано способствует установление творческих, доверительных отношений учителя и ученика, осуществляющихся в формах интерактивного сотрудничества (эмоционального, предметно-действенного, игрового), в которых преподаватель выступает универсальным источником знания, носителем культурных норм и ценностей.

 

Список литературы

 

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.: Музыка, 1978.
  2. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой.: Учебное пособие. -М.: Советский композитор, 1987. - 101с.
  3. Баренбойм, Л.А., Путь к музыке: Книжка с нотами для начинающих - Л:

Советский композитор, 1988. -168 с.

  1. Барсукова С.А. Новая азбука игры на фортепиано Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017, -115с.
  2. Королькова И.С. Крохе-музыканту. Концертный репертуар для самых маленьких. Часть 3.- Ростов н/Д.: Феникс, 2016. — 56 с.
  3. Королькова И.С. Я буду пианистом. Мои первые ноты. Часть 1.- Методическое пособие для обучения нотной грамоте и игре на фортепиано. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 54 с.
  4. Смирнова Т.И. Аллегро. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-17. – М.: 1986-1997. Советский композитор, 1988. -168 с.

 

Категория: Дополнительное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 62 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА