Классный уголок из винила Золото не носи, шубу не надевай, на моря не ездий или образ идеального учителя 5000 рублей за классное руководство обойдутся учителям "дорого". Будет ли еще доплата за дополнительную нагрузку? Учителей ждут штрафы и много бесплатной работы Факторы, которые указывают на то, что осенью дети в школу не пойдут... Вакцина против COVID-19: из добровольной в обязательную. Возможен ли отказ? С 1 сентября педагогам вменят новые обязанности Как изготовить стенд для детского сада или школы своими руками Проект "Я писатель" дополнен новой рубрикой "Письма с войны" Викторина к Дню космонавтики "Поехали" Еще одна игра для развития скорочтения... Игры, которые позволяют развивать скорочтение Проект "Я писатель" с выдачей сертификата для всех желающих Как добиться осознанного понимания прочитанного? Что еще следует учитывать при организации занятий? Снижаем цены на макеты на время карантина! Измеряем технику чтения Программа упражнений по развитию быстрочтения Тибетская тренировка развития периферического зрения Упражнение 13 "Лабиринт"

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


Картинка к материалу: «»
04:28
Особенности подготовки обучающихся по классу фортепиано к конкурсам
Учебно-методическая работа

Выполнила:
преподаватель
МБУДО "Музыкальная школа"
Кузнецова М.А.

г. Благовещенск, 2020 г.

Содержание

Введение
1. Определение конкурса как соревнования
2. Этапы работы
2.1. 1 этап. Выбор конкурсной программы
2.2. 2 этап. Ознакомление и разбор конкурсных произведений
2.3. 3 этап. Работа над музыкальными произведениями отдельными фрагментами
2.4. 4 этап. Целостное оформление конкурсных произведений
2.5. 5 этап. Достижение уровня концертной готовности к конкурсному прослушиванию

3. Психологическая подготовка к конкурсу
Заключение
Список используемой литературы

Введение

В последние годы выявлению и поддержке юных талантов уделяется большое внимание, и исполнительские конкурсы играют здесь не последнюю роль. Именно конкурс является средством выявления и поощрения талантливых музыкантов. Но к конкурсам нужно много и кропотливо готовиться. Это сложный, напряженный и вместе с тем ответственный процесс. Подготовка к конкурсам активизирует творческие возможности учащихся, способствует проявлению у них самостоятельности, ответственности, развитию коммуникативных навыков и, конечно, совершенствует мастерство у их педагогов.
Если ознакомиться с аттестационными требованиями для преподавателей музыкальных школ, то мы узнаем, что педагоги должны готовить учеников к участию в конкурсах. И чем выше категория, тем выше и требования к уровню конкурсов и результатам участия. Это должны быть уже не региональные и областные конкурсы, а республиканские и международные. Поэтому тема подготовки учеников к конкурсам – важна для преподавателей. Но подготовить учащегося к участию в конкурсе только для галочки, то есть для отчетности при аттестации – это не тот путь, которым нужно следовать в преподавательской практике. Подготовка к конкурсам – это стиль жизни, составная часть учебного процесса уважающего себя преподавателя. Это показатель уровня профессионализма. Победа в конкурсах учащихся особенно важна для молодых преподавателей. Понять, что остальные участники – такие же дети, как и твой ученик, и преподаватели – такие же, как и ты, и что ты тоже можешь подготовить конкурсанта — стимул для активной преподавательской деятельности.
Основная цель – это обобщение педагогического опыта и оказание методической помощи в период подготовки учащихся к различным конкурсам.

Задачи:
— Развитие творческого потенциала.
— Применение полученных знаний в практической деятельности.
— Преодоление психоэмоциональных факторов перед выступлением.

Актуальность работы состоит в том, что конкурсы становятся сильными стимулами для развития музыкально-исполнительского уровня учащихся, становятся катализаторами активности и учащихся и их педагогов и являются определенной ступенью в творческом развитии личности ребенка и в профессиональном росте педагога.

1. Определение конкурса как соревнования

Конкурс от латинского concursus – встреча, столкновение – это соревнование с целью выявления лучших из участников. Цель любого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, что способствует формированию профессионального роста и воспитанию волевых качеств конкурсантов. Музыкальные словари трактуют конкурс как соревнование музыкантов-исполнителей в виде концертных выступлений по заранее объявленным условиям. Участвуя в конкурсах, дети начинают сравнивать свои успехи с достижениями других детей, повышается уровень самооценки при удачном выступлении, повышается уровень сложности исполняемой программы.

2. Этапы подготовки к конкурсам

Подготовка к конкурсу не ограничивается малым промежутком времени. Это большой, кропотливый труд в несколько этапов:
1 этап. Выбор конкурсной программы
2 этап. Ознакомление и разбор конкурсных произведений
3 этап. Работа над музыкальными произведениями отдельными фрагментами
4 этап. Целостное оформление конкурсных произведений
5 этап. Достижение уровня концертной готовности к конкурсному прослушиванию.

2.1. 1 этап. Выбор конкурсной программы

Детей и родителей следует нацеливать на то, чтобы ребята как можно чаще выступали. Но одного желания мало. Кроме учебного материала, решающего определенные технические и исполнительские задачи, должен быть подготовлен и концертный репертуар. Концертные выступления научат детей управлять своими эмоциями, ребята приобретут сценический опыт, и умение доносить до публики свои мысли и чувства.
Отдельное внимание стоит уделить выбору конкурсной программы. Во-первых, педагог должен хорошо знать репертуар, во-вторых, кроме сборников нот, можно воспользоваться возможностями интернета. Следует подбирать произведения, которые способны раскрыть индивидуальность ученика, раскрыть его творческие и технические возможности. Наряду с этим педагог должен знать положительные стороны способностей ученика, которые необходимо подчеркнуть и отрицательные, которые можно смягчить и прикрыть.
Больше шансов на успех дают конкурсы, где исполнить нужно два разнохарактерных произведения, так как есть возможность проявить индивидуальность исполнителя. Никогда нельзя выставлять на конкурс «сырое», только что выученное произведение. Программу нужно обыграть, то есть до конкурса должно оставаться определенное количество времени, за которое ученик выступит с произведениями в нескольких концертах. Но есть другая сторона медали – программу можно «заиграть». Поэтому на преподавателе лежит ответственность – рассчитать время, чтобы ученик на момент проведения конкурса был в самой лучшей форме, и был готов к выступлению и морально, и физически.

2.2. 2 этап. Ознакомление и разбор конкурсных произведений

Чтобы учащийся ознакомился с произведениями, педагог должен исполнить их, но исполнить их так, чтобы увлечь ученика, чтобы у юного музыканта возникло желание исполнять эти произведения. Получить свое представление о музыке может помочь и прослушивание звукозаписи. Лучше послушать произведения в нескольких разных исполнениях. Обязательно нужно познакомить ученика с творчеством композиторов, чью музыку он будет исполнять, историей создания этих произведений. Это способствует проникновению в суть музыкального образа, его пониманию и возможно поддержанию интереса к данным произведениям. Надо составить представление о характере и форме произведений. Затем работа начинается с тщательного разучивания нотного текста в медленном темпе. Разбор произведений должен быть сразу грамотным (точная аппликатура, штрихи, оттенки), чтобы сэкономить время работы для следующих этапов подготовки.

2.3. 3 этап. Работа над музыкальными произведениями
отдельными фрагментами

Работа в произведениях над отдельными фрагментами, фразами, интонациями – это самая длительная стадия разучивания произведения. Успех работы на этом этапе зависит от того, насколько удалось преподавателю продумать разбивку на небольшие отрывки, определить порядок работы над ними. Необходимо выявить самые сложные места, обдумать способы преодоления трудностей. При разучивании отдельных фрагментов, не всегда разумно пытаться решить все задачи сразу. Для этой стадии работы характерно многократное повторение отдельных элементов произведения (и самых маленьких и довольно больших фрагментов). Каждое проигрывание должно нести в себе определенную цель – поиск подходящего звучания, артикуляционного приема, рационального движения, соблюдение метроритмических задач и т.д. Чем яснее играющему цель повторения, тем эффективнее и экономнее по затрате времени будет процесс выучивания.

2.4. 4 этап. Целостное оформление конкурсных произведений

Выступлению на сцене должна предшествовать большая работа над произведением. Самое главное для отсутствия страха и неуверенности на сцене – это знание произведения на 200%, чтобы не думать о тексте, а слушать себя и свое исполнение. Но очень важно, чтобы выступление было осмысленное, и эмоции не захлестывали. Разум должен руководить выступающим. И именно артист должен контролировать свое воодушевление. Следует также помнить, что есть мышечная память, которая выручит при необходимости на выступлении, а еще слуховая, зрительная память. Научитесь и научите учеников начинать произведение с разных точек, а не только с самого начала.
Очень полезно исполнение готового произведения записать на аудио или видео, чтобы можно было проанализировать сильные и слабые стороны игры ученика. Планируя дальнейшую работу, изучите условия конкурсов, это необходимо, чтобы правильно подобрать репертуар, который будет соответствовать всем конкретным требованиям. Но не забывайте, репертуар должен соответствовать возрастным, техническим и музыкальным возможностям ученика, чтобы исполнение было правдивым. А также нужно помнить, что произведение должно нравиться ребенку.

2.5. 5 этап. Достижение уровня концертной готовности
к конкурсному прослушиванию

Перед конкурсом и педагог, и сам ученик должны быть уверены, что программа полностью готова и тогда не будет боязни «недоученного произведения». Выделим несколько приемов для проверки выученного материала, которые пользуются в педагогической практике:
1) Исполнение произведений с любой фразы или части, предложенных педагогом.
2) Исполнение произведений не глядя на клавиатуру.
3) Исполнение произведений после выполнения прыжков или приседаний до большого учащения пульса (эффект состояния выхода на сцену).

3. Психологическая подготовка к конкурсу.

Конкурсное выступление – это один из сложных видов деятельности, который предполагает владение определенным комплексом знаний и навыков. Перед учащимися стоит огромная задача: раскрыть художественную сущность музыкального произведения, проникнуть в глубину замысла композитора. В тоже время, исполнитель испытывает на сцене сильнейшее волнение, связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Ученику нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность. При подготовке к конкурсу одним из важных моментов является развитие ряда важных психологических характеристик личности учащегося: умение концентрировать внимание, управлять своими эмоциями, приводить себя в оптимальное концертное состояние. Великие музыканты и педагоги считали важнейшей задачей исполнителя обретения собственного концертного опыта. Поэтому перед конкурсом обязательно юному музыканту как можно больше нужно участвовать в различных концертах, т.е. обыгрываться. Необходимо, чтобы ученик научился справляться с собой, переводил все переживания и волнения в нужное русло и почувствовал радость от общения с публикой и творческое вдохновение. К.С.Станиславский, беседуя с актерами Большого театра, сказал: «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою как личностью и своим волнением!»
Вот несколько рекомендаций для успешного выступления в день конкурса:

1. В артистической комнате не рекомендуется вести бессмысленные разговоры. Также не нужно молча ходить по комнате. Лучше сидеть спокойно в удобной позе, при расслабленной мускулатуры (преподавателю необходимо научить этому заранее). При необходимости «разыгрывания рук» возможно играть гаммы, этюды, либо в медленном темпе отдельные эпизоды концертных произведений. Но наиболее полезно без инструмента перебирать в памяти разные эпизоды программы. (При этом такой осмотр не должен превращаться в «поиск слабых звеньев»!).

2) Проигрывать произведения только в сдержанном темпе и в средней звучности, не выкладываться. Беречь силы и эмоции.

3) По совету С.Рихтера – не играть произведение целиком, лучше оставить целостное исполнение до выступления. Но обязательно просмотреть произведение по нотам, пропеть его, еще раз проанализировать.

4) Для снятия нервного стресса можно потереть круговыми движениями левое, затем правое запястье до появления тепла, затем проделать полукруглые массирующие движения одновременно под обеими бровями (также до появления тепла), то же самое – с двух сторон носа, напоследок натирать мочки, а затем и полностью уши до появления тепла. Подобные действия, проводимые совместно с педагогом, помогут успокоить учащегося, настроить на позитивный лад.

5) Перед выходом на сцену можно порекомендовать сделать дыхательную гимнастику, разработанную Струве и Токарским: медленный, глубокий вдох через нос, небольшая задержка дыхания и спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Паузу между циклами каждый раз следует удлинять.

6) Очень важным моментом, который предшествует выходу на сцену является вхождение в образ. Перед началом выступления необходимо вызвать творческое, эмоционально-приподнятое настроение. Это достигается путем повторения наиболее эмоциональных и ярких эпизодов произведения, характерных деталей музыки. Очень полезно представить словесную характеристику музыкальных тем и эпизодов (поэтому в повседневной работе так важно ими пользоваться!)

7) С учеником необходимо неоднократно отрепетировать выход на сцену и уход из нее. Наиболее приемлемые здесь энергия и выдержка, чувство достоинства и скромность. Не нужно долго искать удобную посадку, растирать руки, тщетно двигаться, оглядывать зал, искать микрофон и т.д. — все это необходимо делать быстро, не проявляя излишнего волнения.

8) Полезно приучить ученика использовать те несколько секунд, которые проходят между выходом на сцену и началом игры, чтобы проверить состояние исполнительского аппарата, создать необходимую эмоциональную и мышечную настройку, установить начальный темп первого произведения. Перед тем, как начинать играть каждое произведение, мысленно пропеть и проиграть самое начало про себя.

9) После окончания программы не нужно срываться с места. Необходимо выдержать паузу, дать возможность музыке «прекратился», после чего с достоинство встать, поклониться слушателям и в спокойном темпе покинуть сцену.

Заключение

В заключении скажу, что данная методическая разработка – это обобщение многолетнего педагогического опыта в подготовке учащихся к конкурсам различного уровня. Значение конкурсной деятельности в развитии юного музыканта трудно переоценить. В ходе подготовки к конкурсам перед педагогом и юным музыкантом-исполнителем стоит задача найти пути решения проблем исполнительской, эмоциональной готовности и значимых психологических качеств, а итоговая цель — реализовать их.
Лучше, конечно, когда учащиеся начинают выступать с раннего возраста, у них, в основном, нет страха публичного выступления. А если и есть, то постепенно дети приобретут опыт и будут чувствовать себя на сцене уверенно.
Поэтому преподаватель, который первый раз выставил ученика на конкурс, не должен останавливаться на достигнутом результате. Смысл этих мероприятий – открыть детям другой мир, помочь ученикам поверить в свои силы, дать возможность ощутить счастье публичных выступлений. Конечно, невозможно за несколько месяцев подготовить ребенка к фестивалю, да еще и надеяться на победу. Это постоянная, кропотливая и целенаправленная работа, и начинается она с первых дней обучения в музыкальной школе.
Самая главная задача преподавателя – приучить ребенка к выступлениям на публике, чтобы это стало потребностью и приносило моральное удовлетворение и радость.
Кстати, относитесь философски к участию в конкурсе. И если вы не победили, то ничего страшного не произошло.
Если вы готовы растерзать победителей, которые обошли вас, то вам не место на конкурсах. Научитесь для начала радоваться чужим победам, радоваться возможности выступать.
Члены комиссии — простые люди, пусть и профессионалы, и выбрать самых достойных из большого количества участников бывает очень сложно. Этот процесс субъективный, часто на уровне нравится-не нравится. Не победили в одном конкурсе, победите в другом, благо конкурсов предостаточно. Только подготовка к конкурсу не должна быть разовой акцией, это деятельность на постоянной основе. Усердно работайте, и следующее участие будет результативным
Поймите, если вы ничего не заняли, то участие — уже ваша победа, победа над собой. Вы приобрели опыт, а опыт поражения – тоже опыт.

1. Список используемой литературы:
2. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. Классика-XXI – М.,2006
3. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.,2004
4. Коган Г.М. О работе музыканта педагога. «От урока до концерта» вып.1, «Классика-XXI» -М.,2009
5. Коган Г.М. У врат мастерства. Советский композитор – М.,1958
6. Мндоянц Н. О фортепианной педагогике. «Фортепиано» — М., 2004
7. Теплов Б. Психология музыкальных способностей . — М-Л, 1947
8. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога – М. :Музыка, 1968
9. Штепан П. Дети и исполнительские конкурсы / в кн. Я. Достал. Ребенок за роялем – М.:Музыка ,1981
10. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. Советская Россия – М.,1960
Для скачивания необходимо зарегистрироваться!
Категория: Дополнительное образование | Просмотров: 56 | Добавил: marinakuznetsova1996 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА