Четверг, 18:50 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Обучение правилам дорожного движения младших школьников на занятиях туристского кружка
28.05.2013, 12:36
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов»

Автор-составитель: Гулевская Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «СЮТур»

Обучение правилам дорожного движения младших школьников на занятиях туристского кружка по программе «Школа безопасности»

Обеспечение безопасности движения пешеходов, особенно детей, является задачей государственной важности. Среди погибших в ДТП пешеходов и велосипедистов каждый четвертый – ребенок в возрасте до 16 лет. Детский травматизм – самая горькая строка в статистике дорожных аварий. Поэтому, большое внимание отводится изучению Правил дорожного движения не только на уроках ОБЖ, но и на занятиях туристского кружка по программе «Школа безопасности». Как педагог я изучаю с детьми основные правила дорожного движения, учу их разбираться в сложных ситуациях, правильному поведению на дорогах города. Для уменьшения риска травматизма среди подростков необходимо глубокое понимание предлагаемого материала, что является основой его сознательного усвоения, центральным звеном практической деятельности. Понимание того, что предлагается на занятии кружка, стимулирует познавательную деятельность, предотвращает формальный характер усвоения информации. Как и все мыслительные процессы, понимание выражается в словесной форме. Я считаю, что создание условий для самостоятельного поиска обучающимися – логических связей между различными предлагаемыми моделями, в виде которых представлен материал на занятиях кружка, позволяет повысить качество понимания. К таким условиям относятся:
1. Развитие поисково-познавательной активности на основе познавательных задач и заданий творческого характера.
2. Целенаправленное и систематическое использование упражнений по развитию логической речи (по правилам дорожного движения).
Выполнение этих условий обеспечит формирование умения устанавливать логические связи между суждениями, что способствует глубокому пониманию происходящего.
Именно в младшем возрасте у детей должны формироваться безопасные способы поведения на дороге.
1. Деи должны не только получить понятия по правилам дорожного движения, но и осознать смысл данных понятий.
2. Партнерское общение педагога с обучающимися на занятии, как взрослого со взрослым. Создается атмосфера доверия, которая помогает детям экспериментировать, высказывать свою точку зрения, не боясь ошибиться, сделать что-то « не так».
3. Совместная работа. Обсуждение изучаемого материала. Дети сами придумывают контрольные упражнения, с помощью которых, по их мнению, можно проверить знания, которые они перед этим усвоили. Это по моему мнению, и есть воспитание самоконтроля.
Чтобы усвоить свод правил дорожного движения необходимо выполнение следующих рекомендаций:
1. Необходимо использовать наглядные пособия. Это обеспечит накопление более полных и ярких представлений об изучаемых предметах и явлениях, обогатит жизненный опыт обучающихся. Необходимо также научит видеть наглядный материал – поставить задачу на восприятие (что именно нужно пронаблюдать в данном предмете, объекте), составить план наблюдения. Очень важно подвести итог наблюдения. Если дети что-то пропускают, не замечают, нужно вернуться еще раз и снова внимательно рассмотреть, это способствует развитию самоконтроля.
2. Следует чередовать задания, выполняемые устно с составлением графических схем и рисунков.
3. Целесообразно формировать правила в утвержденной форме. Например – «Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие – лужу, яму или еще что-либо, - то обходить это препятствие надо только по тротуару, предпочтительнее, чем «не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть.
4. Необходимо не просто заучивать правила дорожного движения, понимать их смысл и необходимость. Постоянно должен присутствовать вопрос – почему? Обучающийся должен уметь объяснить, например почему, прежде чем переходить проезжую часть нужно сначала остановиться, потом посмотреть налево, а затем направо и снова налево. На занятии необходимо задавать детям вопросы, обсуждать ответы, направлять, рассуждать, т.е. приучать их к деловому общению. Таким образом, вырабатывается терпимость в споре, умение ценить точку зрения другого. Вся работа на занятии кружка должна преследовать одну цель – осознание важности соблюдения правил дорожного движения. Чем больше мы понимаем смысл и необходимость соблюдения тех или иных правил, тем легче нам следовать им.
5. Важно, чтобы каждое правило сопровождалось иллюстрацией конкретной дорожной ситуации. Ребенок должен выбрать оптимальный вариант поведения и обосновать этот выбор. Без целенаправленной работы по обучению, воспитанию и привитию навыков безопасного поведения и дисциплинированности человека в дорожно-транспортном процессе невозможно обеспечить безопасность всей системы «человек – транспортное средство – дорога и среда».
6. Моя цель – научить детей тем знаниям, которые помогут им выйти победителями из сложных ситуаций нашей жизни, в том числе и дорожных.

Сценарий внеклассного мероприятия
Тема: Обучение правилам дорожного движения
Цели занятия: Обучающие:
Познакомить учащихся с элементами городской дороги ( проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка)
Развивающие: Развитие памяти
Развитие логического мышления
Воспитательная:
Воспитать у школьников уважительное отношение к законам улицы. Оборудование: куклы, муляжи, картинки и другие предметы для наглядного изображения.
Содержание:
Вы учитесь писать и читать. Всем ясно, что в наше время нельзя оставаться неграмотным. Но есть и другая грамота, которая нужна людям. Это дорожная грамота. В движении транспорта и пешеходов есть определённый порядок. Ведь всё подчиняется Правилам дорожного движения. Одно из таких правил - значение сигналов светофора. Буратино, как и вы, ходит в школу. Папа Карло каждый раз напоминает ему, что на улице надо быть очень внимательным. Сегодня он попросил нас помочь Буратино добраться до школы. Буратино весело шагает по улице и вдруг видит что - то странное «Эй, ты, трёхглазое существо, что ты мигаешь?» Что увидел Буратино, догадались? Тогда составьте это слово из букв. Давайте объясним Буратино, для чего нужен светофор.

Светофор - означает несущий свет. У него в подчинении три света:
Свет зелёный проходи! Стой, пока пройдёт трамвай,
Жёлтый лучше подожди. Наберись терпения,
Если свет зажжётся красный, Изучай и уважай
Значит, двигаться опасно! Правила движения. (рисунок и вывод)

Что означает каждый сигнал светофора, вы знаете. А почему были выбраны именно эти цвета?

Красный цвет - запрещающий. Это цвет тревоги. В красный цвет окрашены мчащиеся к месту происшествия пожарные машины, красный крест на «скорой помощи». Красный цвет - самый яркий и заметный. Он виден издалека и в дождь и в снег, и днём, и ночью.
Жёлтый-промежуточный, а зелёный разрешающий. Есть ещё двуглазый светофор для пешеходов. Глаза светофора - красный и зелёный - сделаны в виде человеческих фигурок. Буратино идёт прямо по дороге. Раздаётся сигнал милиционера. А где должны идти пешеходы? Пешеходы идут по тротуару, придерживаясь правой стороны. Почему? В старину, когда одно селение находилось далеко от другого, путники брали для защиты от зверья и разбойников оружие и щиты.
Щит был слева, левую сторону можно было подставить незнакомцу, а в правой руке было оружие. Поэтому удобно было ходить, придерживаясь правой стороны. Этот обычай остался до наших дней. Итак, тротуар - для пешехода, а мостовая или проезжая часть - для транспорта. Буратино идёт по тротуару и обращает внимание на его край. Что это?
Это бордюр - специальный камень, который отделяет край тротуара от проезжей части. Стоять на нём нельзя, так как близко может проехать машина и задеть вас.
Вдруг Буратино увидел, как два мальчика играют на мостовой, и решил присоединиться к ним. Раздаётся свисток милиционера:
Футбол - хорошая игра
На стадионе - детвора.
Таня всё сидит и плачет, рядом смятый грязный мячик,
Как тебе не стыдно, мяч? Ты зачем помчался вскачь?
Ведь чуть - чуть не раздавили Нас с тобой автомобили.
Таня, мячик не причём, Не играй на мостовой. (Рисунок и вывод)
Правил дорожных на свете не мало, Все бы их выучить нам не мешало,
Но основные из правил движения
Знать как таблицу должны умножения
На мостовой не играть, не кататься.
Если ты хочешь здоровым остаться.
Буратино видит знакомого на противоположной стороне улицы и решает перебежать дорогу. Свисток милиционера Запомни с малых лет, Пусть знают все друзья, Что там, где перехода нет, Переходить нельзя. Где асфальт в полосках белых, Там помехи нет. Мы пойдём с тобою смело На зелёный свет по зебре (показать картинку зебры, прочитать стих про зебру: «Зебра в Африке живёт...»
Зеброй назван пешеход,
Чтобы двигаться вперёд.
Все машины пропусти
И - счастливого пути.)
Часто у пешеходного перехода стоит дорожный знак, который так и
называется - «Пешеходный переход». Посреди пешеходных переходов на
широких мостовых можно увидеть « островок безопасности».
Пол пути прошёл и стой -
Указанье ясное.
И отмечено чертой
Место безопасное.
А если нет светофора, то не забывайте правила перехода улицы. Начиная
переход, посмотри налево и, если мостовая свободна, спокойно иди. Дойдя
до середины улицы, остановись! Если началось движение транспорта,
подожди на «островке безопасности». Посмотри направо, если проезжая
часть свободна, закончи переход. Дети с Буратино идут по «зебре», соблюдая
Правила движения, то есть на зелёный сигнал светофора.

Итог:
Форма игровых заданий, вопросов, эмоциональность ребят в решении
проблемных ситуаций нестандартными приёмами помогают легче усвоить
данную тему и научиться применять знания, полученные в ходе урока, на
практике.

Литература
1. Марк Мэйесл «Оказание первой помощи в Ч.С.»
2. И.К. Топоров «Методики преподавания курса ОБЖ» (1-9кл.)
3. Журнал «ОБЖ, июнь 2003 г.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Подосенова
Просмотров: 1273 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА