Пятница, 18:29 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Образовательно-методический комплекс в системе дополниетльного образования детей.
25.02.2013, 09:06
1. Понятие образовательно-методического комплекса (ОМК) в системе ДОД
Как известно, в современной системе дополнительного образования детей (ДОД) образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских образовательных программ. К числу таких программ относятся: модифицированные (созданные педагогом путем переработки, дополнения, изменения других программ), а также авторские оригинальные программы (заявляющие и доказывающие новизну подхода автора-разработчика и принадлежащие ему на правах интеллектуальной собственности) . Но начинающим педагогам трудно работать по таким программам поскольку большинство уже созданных программ (за редким исключением) труднодоступно для воспроизведения другими педагогами в силу недостаточной предъявленности (а нередко и просто отсутствия) их методического обеспечения. Ответ на вопрос «как реализовать программу?» чаще всего остается за рамками ее основного текста, существуя в латентном виде и будучи известен только автору-разработчику. Кстати, эта же проблема – реальной работы другого педагога по готовой образовательной программе – сопутствует и современным примерным программам (образовательных программ, рекомендованных к использованию в системе ДОД Министерством образования РФ, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по физической культуре и спорту), для практической реализации которых (в силу выраженной наукообразности изложения материала) педагогу-практику нередко необходим методист-переводчик с научного языка на язык практики.
Интенсивный рост количества образовательных программ нередко приводит к их дублированию, многократному «изобретению велосипедов» и в итоге – к постепенной трансформации программного поля ДОД в сторону преобладания модифицированных разработок, в которых все труднее обнаружить что-то новое, оригинальное.
Таким образом, в условиях активного насыщения рынка образовательных услуг большим количеством авторских программ, аккумулировавших опыт многих педагогов, существенно возрастает роль методического обеспечения их деятельности. Вместо привычной мобилизации педагога на разработку все новых и новых образовательных программ целесообразно перенести акцент на создание авторских методических систем . Создать собственную методическую систему – это значит воспроизвести авторские способы проектирования целостной образовательной среды, формируемой на основе авторской программы, особых подходов ее разработчика к осуществлению образовательной деятельности, его индивидуального стиля, особого «методического почерка».
Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание апробированных на практике программ-эталонов, сопровождаемых развернутым методическим обоснованием, набором дидактических материалов, возможностью профессионального общения с автором-разработчиком.
Являясь по существу авторской методической системой, по форме такой набор программно-методических материалов может быть представлен в виде образовательно-методического комплекса (ОМК). ОМК – это совокупность объединенных единым концептуальным основанием программно-методических материалов, регламентирующих образовательную деятельность и организующих образовательный процесс в рамках определенного вида деятельности той или иной направленности ДОД.
2. Состав ОМК
Образовательно-методический комплекс включает набор компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование материалов ОМК.
В их числе:
пояснительная записка к ОМК (с указанием актуальности данного ОМК, его концептуальных основ, перечня представленных в ОМК материалов, информации о возможных сферах применения ОМК и его потенциальных пользователях);
образовательная программа дополнительного образования детей, отвечающая федеральным требованиям к образовательным программам ДОД;
пакет методических материалов :
Это могут быть:
 методические рекомендации по организации образовательной деятельности;
 методическое пособие для педагога;
 методические разработки отдельных тем и занятий;
 описание диагностических методик;
 справочно-информационные материалы;
 дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки и т.п.);
 инструкция по технике безопасности;
 глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на русский язык);
 компакт-диск, содержащий дополнительное программное обеспечение, электронное пособие и т.п.;
 другие методические материалы.
программа проведения мастер-классов по данной программе с краткой аннотацией;
расписание консультаций разработчика ОМК;
электронный адрес автора-разработчика для осуществления дистанционных контактов.
3. Источники создания ОМК
Потенциальными источниками для создания ОМК в системе ДОД могут стать программы, имеющие адаптированную к практике УДОД методическую базу, включающую контрольно-диагностический блок. Также обязательным условием для формирования ОМК на базе авторской программы должно быть наличие у автора-разработчика опыта презентации программы в целом и проведения мастер-классов по тематике учебного курса. В качестве исходных для ОМК образовательных программ могут предлагаться:
• программы-лауреаты региональных и всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;
• апробированные в практике УДОД программы, выполненные на высоком теоретическом и методическом уровне, подтвержденном письменными отзывами специалистов, знающих специфику ДОД.
4.Практическая значимость ОМК
Акцентирование внимания педагогов-практиков на методическую составляющую их профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы полезно, прежде всего, самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.
Не менее полезно развернутое методическое обеспечение создаваемых программ и для педагогического сообщества в целом. Обеспечение лучших авторских программ развернутым методическим сопровождением и разработка на этой основе ряда ОМК по конкретным видам деятельности в рамках основных направленностей ДОД позволили бы:
1) сделать интересный опыт педагогов действительно понятным и доступным для реализации;
2) познакомить педагогов-практиков с реальными способами создания методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность в условиях ДОД;
3) предложить образцы программно-методических материалов, отталкиваясь от которых педагоги могли бы более продуктивно выстраивать собственные модели образовательной деятельности, разрабатывать собственные образовательные программы.
5. Адресаты ОМК
В качестве непосредственных адресатов ОМК могут быть:
■ педагоги, начинающие работать в системе ДОД (для них ОМК может выполнять роль условной примерной программы с набором методических приложений, позволяющих адаптировать предлагаемую программу к конкретной учебной группе и работать непосредственно по данной программе);
■ педагоги, имеющие опыт работы в близких к данному ОМК сферах деятельности (им могут быть полезны отдельные блоки ОМК, прежде всего, учебно-тематический план и содержание программы, а также методические и дидактические материалы, которые можно использовать для развития вариативности собственной образовательной деятельности);
■ методисты системы ДОД, а также ориентированные на профессиональное общение с коллегами педагоги-практики (для них интересен ОМК как целостная система, демонстрирующая технологию обобщения и транслирования педагогического опыта, его преобразования в такие формы, которые были бы доступны пониманию коллег).

6. Требования к материалам, представляемым в ОМК:
• соответствие образовательной программы «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 11 декабря 2006г № 06-1844;
• соответствие прилагаемых методических материалов целям, задачам, содержанию образовательной программы;
• соответствие образовательной программы и методических материалов принципам доступности, сочетания инвариантности и вариативности.

7.Классификация основных видов методической продукции, рекомендуемых к включению в ОМК и дополняющих образовательную программу.
I. Информационно-ознакомительная продукция (имеет целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди обучающихся и их родителей с целью ознакомления с образовательной программой):
■ буклет;
■ листовка;
■ аннотированный каталог;
■ информационно-методический справочник и т.п.
II. Организационно-методическая продукция (создается для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе):
■ инструкция;
■ методическая записка;
■ методическая разработка;
■ методические рекомендации;
■ методическое пособие;
■ тематическая папка;
■ инструктивно-методический плакат и т.п.
III. Прикладная методическая продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий отдельные разделы и темы образовательной программы):
• карточки;
• тестовые задания;
• графики;
• схемы;
• чертежи;
• рисунки;
• карты;
• фотографии;
• иллюстрации;
• видеоролики;
• модели;
• тематическая подборка материала – текстового и наглядно-иллюстративного и т.п.
8. Этапы создания ОМК
1) Определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.
2)Разработка конспектов занятий. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку.
3) Разработка структуры и содержания практических занятий.
4) Планирование и расстановка точек текущего контроля знаний обучающихся.
5) Разработка заданий для контрольных точек.
6) Разработка методических рекомендаций к практическим занятиям.
7) Разработка тестовых заданий для определения уровня ЗУН обучающихся.
8) Оформление документации ОМК.
9) Апробация и корректировка материалов ОМК в учебном процессе.
10)Согласование и утверждение ОМК.

Разработка ОМК включает в себя следующие этапы:
1. Разработка образовательной программы, учебно-календарных планов по дисциплине.
2.Разработка модели выпускника по дисциплине, включающая: цель; задачи; содержание; компоненты; формы, методы и средства обучения; функции, реализуемые в процессе обучения.
3. Разработка конспектов занятий, методики их проведения, наглядных материалов, заданий для обучающихся и пр.
4. Оформление документации по ОМК в печатном и электронном виде.
5.Апробация материалов ОМК в учебном процессе.
6. Корректировка материалов ОМК.

ОМК образовательной программы и его компоненты должны:
• учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы дополнительного образования;
• предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
• предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
• соответствовать современным научным представлениям в определенном направлении деятельности;
• обеспечивать межпредметные связи;
• обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся;
• иметь предполагаемые результаты;
• содержать информацию об авторах, работающих в этом направлении.
9. План утверждения ОМК к программе
1. Педагог разрабатывает к своей программе ОМК.
2. Заполняет информационную карту( Приложение 1).
3. Создается экспертная группа учреждения, которая осуществляет анализ
учебно-методической документации, входящей в состав ОМК.
4.Итоги экспертизы рассматриваются на заседании педагогического совета и
ОМК программы принимается к реализации.

Список литературы

1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. № 6.
2. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Автор-составитель Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.
3. Ибрагимова Г.Ж. Учебно-методический комплект – требование времени // Непрерывное образование. 2006. № 4.
4. Каргина 3.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей // Внешкольник. 2006. № 5.
5. Карелова Е.И. Опыт разработки методических и дидактических материалов с использованием информационных технологий для учителей-предметников / RELARN-2004. Тезисы доклада: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_18.html.
6. Лобашев В.Д. Некоторые характеристики дидактических средств // Дополнительное образование и воспитание. 2006. № 6.
7. Методические рекомендации по составу и структуре учебно-методических комплексов / А.А. Сытник, Т.Э. Шульга, Н.И. Мельникова и др. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.
8. Опыт проектирования образовательных программ (Методические рекомендации) / Автор Е.Ю. Васильева. Вып.12. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.
9. Пак Н.И. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов с помощью учебно-методических комплексов: http://uop6.kspu.ru/uploads/1111475192/pak.doc
10. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
11. Проектирование образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей / Сост. Л.Н. Буйлова. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
12. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей / Сост.: Л.Н. Буйлова и др. – М., 2002.
13. Сытник А.А., Шульга Т.Э., Мельникова Н.И., Папшев С.В., Аверьянова С.Ф. Концептуальная модель организации учебного процесса в системе открытого образования в структуре интегрированного университета. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.
14. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Минобразования РФ от 11 декабря 2006г № 06-1844.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: vktmr
Просмотров: 1075 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА