Вторник, 01:48 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Образовательная программа дополнительного образования "Флористическая плоскостная картина"
19.03.2014, 01:14
Пояснительная записка

Образовательная программа «Флористическая плоскостная картина» относится к художественно - эстетической направленности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Большинство детей в век компьютеризации проводят неоправданно много времени за компьютерами, мало гуляют, практически не бывают на природе, вследствие чего у них не только ослаблено здоровье, но и наблюдаются довольно разрозненные представления о растительном мире родного края. А сбор флористического материала заставляет человека выйти на природу (в лес, в парк), да просто погулять по своему микрорайону!.. В результате улучшается самочувствие, укрепляется здоровье детей. Дети начинают по очертаниям крон, форме листьев различать деревья, узнают названия трав и цветов, которые еще совсем недавно просто не замечали. Занятия флористикой помогают детям окунуться в мир творчества и фантазии. Даже не умеющий рисовать человек способен создать великолепную картину, используя растительный материал. По глубокому убеждению автора, художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе и красоте.
Педагогическая целесообразность программы опирается на три группы педагогических приемов: организационные, ценностные, содержательные.
Организационные:
1. Небольшое количество детей в объединении позволяет его руководителю не только успешно реализовать общие воспитательные задачи, но и выстраивать для каждого ребенка индивидуальную образовательную траекторию развития.
2. Группы разновозрастные – это способствует созданию непринужденной творческой атмосферы, в которой уверенно чувствуют себя как старшие, так и младшие члены учебной группы. Очень часто младший ребенок, пришедший в студию раньше, может стать консультантом для старшего обучающегося - новичка.
3. Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребенку быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
Ценностные:
1. Программа направлена на то, чтобы помочь детям переосмыслить их взгляды на окружающую природу; в результате дети проникаются очень бережным и уважительным отношением к каждому цветку, каждой капле березового сока...
2. Проведение занятий на природе развивает наблюдательность, учит не только смотреть, но и видеть и примечать подробности и детали, которые потом отображаются на картинах.
3. Формирование уважительного отношения не только к своим, но и чужим работам способствует усилению созидательного начала детей.
4. Групповые задания служат как для формирования навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей.
5. В программе уделяется значительное внимание ценности семьи, укреплению семейных отношений. Для этого в программе предусмотрены совместные с родителями занятия и выполнение определенных работ, что даёт взрослым «почувствовать» материал, оценить детский труд через собственные ощущения, а также способствует созданию сферы для совместной детско-взрослой деятельности, объединению семейных интересов.
Содержательные:
1. Технология изготовления флористических картин по данной образовательной программе основана на использовании необычных для аппликации материалов: береста, солома, засушенные растения, хлопковая ровница, мох, оболочки чеснока, репчатого лука, шкурки бананов и другие природные материалы. Из этих материалов дети создают прекрасные картины, пейзажи, портреты. «Картины без кисти и красок» называют такие произведения, т.к. традиционные краски – масляные, акварель, гуашь - с успехом заменяет богатая палитра и разнообразная фактура природного материала. Занятия наделяют учащихся умениями и навыками по обработке различных материалов и помогают осознать свою силу творца, способного подчинить своей воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.
2. Наше ноу-хау - использование смешанной техники: выполненные хлопком на бархатной бумаге звери, вырезанные по контуру, вписываются в сюжет из листового материала. Ранее картины выполнялись целиком, из какого либо одного материала (или листьев и цветов, или только из соломки, или только из хлопка, или из бересты).
3. Ручной труд способствует развитию сенсорной моторики – согласованию в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.
Отличительные особенности программы
Данная программа была создана в 1999 году и является обобщением, на основе опыта старых мастеров по флористике , знаний педагога и адаптирована к работе с детьми. В последнее время были внесены небольшие коррективы по новым технологиям использования природного материала.
Отличие данной программы от аналогичных программ состоит в комбинаторике подачи учебного материала. Программа построена так, что за первые два года обучения дети знакомятся с различными природными материалами: берестой, соломкой, флорой, тополиным пухом и хлопком и выполняют несложные работы из этих материалов. На третьем году возвращаются к уже известным природным материалам и выполняются работы, требующие большей усидчивости и внимания. Порядок тем не случаен. Он связан с периодами сбора материала и способами его хранения.
Также программа отличается тем, что основана на оригинальной технологии сбора и переработки природного материала, которая опирается на экологически грамотный подход: все материалы собираются без урона для природы.
Цель и задачи программы
Цель: научить детей творить красоту своими руками средствами флористики.
Задачи программы
Обучающие:
• научить детей видеть окружающую нас природу, воспринимать красоту искусства и передавать эту красоту в своих работах;
• обучить различным способам заготовки и хранения природного материала;
• научить технике изготовления картин из природного материала;
• сформировать навыки владения необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами;
• обучить технике безопасности при работе с инструментами, а также правилам и нормам поведения в мастерской.
Развивающие:
• развить у детей способность к творчеству;
• привить навыки культуры труда;
• способствовать развитию образного и логического мышления;
• развить глазомер и чувство пропорциональности;
• сформировать художественный вкус.

Воспитательные:
• воспитать у детей уважение к своему труду и к работе окружающих их людей;
• сформировать чувство коллективизма при работе в творческой группе;
• сформировать адекватную самооценку;
• сформировать коммуникативные навыки;
• воспитать стремление к качественному выполнению работ;
• сформировать бережное отношение к природе;
• развить ценностное отношение к семье и семейным традициям.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 4 года. Возраст детей 7-18 лет. Количество детей в учебной группе:
первый год обучения- 10-12 человек;
второй, третий и четвёртый - 8 -10 человек.
Занятия первого года обучения с каждой группой проводятся 2 раза в неделю по 2 часа по расписанию. Занятия второго, третьего и четвёртого годов обучения с каждой группой проводятся 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза по 2 часа по расписанию.
Дети в группах разновозрастные. Это даёт возможность понять, что увлечение флористикой может появиться в любом возрасте и, кроме стремления к прекрасному, не существует никаких дополнительных критериев отбора в нашу студию. В связи с этим, применяется гибкий режим занятий в зависимости от возраста. Для детей 7 – 10 лет - 30 минут занятие и 15 минут перемена, для детей 11-18 лет - 45 минут занятие и 15 перемена.
Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:
• краткое повторение пройденного материала,
• знакомство с новой темой (технологией),
• вводный инструктаж,
• практическая работа,
• уборка рабочего места.
В программе используются следующие формы занятий:
• экскурсии в лесопарковые зоны, с целью сбора материала и практического наблюдения форм природы;
• интерактивные беседы, рассказы, объяснения;
• показ технических приёмов;
• практическая работа;
• занятия в этнографическом музее-мастерской «Потомки» ГОУ ЦДОД;
• мастер-классы для сверстников и взрослых;
• экскурсии на выставки.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам, и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, так как каждый обучающийся может проходить программу со своим темпом (в зависимости от персональных способностей и частоты посещения занятий).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Первый год обучения
Дети будут знать:
1. технику безопасности при работе с колющими, режущими и нагревательными инструментами;
2. основы композиции и перспективы в пейзажах;
3. сроки сбора и приемы обработки бересты и соломы;
4. правила хранения природных материалов;
5. способы применения этих материалов в прикладном искусстве.

Дети будут уметь:
1. грамотно готовить природный материал к работе;
2. самостоятельно изготавливать картины из бересты и соломки;
3. аккуратно оформлять работы;
4. творчески подходить к выполнению своих работ;
5. рационально организовывать своё рабочее место.
Дети будут обладать:
1. терпением, вниманием, настойчивостью;
2. умением работать в коллективе;
3. желанием добиваться хорошего результата.
Второй год обучения
Дети будут знать:
1. способы засушивания цветов и листьев различных растений;
2. правила хранения растительного материала;
3. сроки сбора и приемы обработки цветов и листьев;
4. правила хранения тополиного пуха;
5. приемы работы с пухом и хлопком.
Дети будут уметь:
1. самостоятельно изготавливать флористические работы из цветов и листьев;
2. выполнять работы из тополиного пуха и хлопка;
3. работать пинцетом.
Дети будут обладать:
1. умением помогать друг другу в процессе работы;
2. умением прислушиваться к советам педагога и сверстников;
3. чувством прекрасного;
4. бережным отношением к природе.
Третий год обучения
Дети будут знать:
1. технологию изготовления объемных форм из бересты;
2. приемы создания усложненных форм из растительного материала;
3. приемы смешанной техники флористических картин.
Дети будут уметь:
1. использовать различные растительные материалы для создания флористических картин;
2. обращаться с пинцетом;
3. технологически грамотно изготавливать любую работу;
4. работать на любой поверхности (фигурной, объёмной) любым материалом.
Дети будут обладать:
1. стремлением к самосовершенствованию и самообразованию;
2. умением видеть необычное в обычном;
3. чувством самоуважения и чувством собственного достоинства.
Четвёртый год обучения
Дети будут знать:
1. технологию изготовления объемных форм из картона;
2. приемы создания развёрстки усложненных форм;
3. приемы выполнения многоплановы флористических картин;
4. варианты декорирования рам флористических картин.
Дети будут уметь:
1. использовать различные подручные материалы для создания объёмной формы (фона) для флористических картин;;
2. технологически грамотно изготавливать любую работу;
3. работать на любой поверхности (фигурной, объёмной) любым материалом.
Дети будут обладать:
1. стремлением к самосовершенствованию и самообразованию;
2. умением видеть необычное в обычном;
3. чувством самоуважения и чувством собственного достоинства.
Способы проверки
- наблюдение за индивидуальным развитием;
- фиксация качества и скорости выполнения каждой работы;
- анализ межличностных отношений в коллективе;
- проведение детских мастер-классов для сверстников и взрослых;
- анализ текущих и выставочных работ.
Формы подведения итогов реализации программы
• к концу каждого года обучения выполняется итоговая выставочная работа с соблюдением всех технологических требований;
• в конце третьего года обучения выполняется творческий индивидуальный или коллективный проект;
• участие в выставках и конкурсах окружного, городского и всероссийского уровня.

Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п Наименование разделов и тем Общее кол-во учебных часов В том числе
Теоретических Практических
1 Раздел 1. Вводный 2 2 -
1.1 Вводное занятие 2 2 -
2 Раздел 2. Работа с берестой 60 4 56
2.1 Заготовка бересты 2 1 1
2.2 Технологическая обработка бересты 2 1 1
2.3 Сувениры из бересты. 8 1 7
2.4 Картины из бересты 2 2
2.5 Выставочная работа из бересты 12 12
2.6 Подарочная картина из бересты 12 12
2.7 Конкурсная работа из бересты 16 16
2.8 Экскурсии 6 1 5
3 Раздел 3. Работа с соломкой 60 5 55
3.1 Приемы обработки соломки 4 1 3
3.2 Подготовка соломки к работе 2 2
3.3 Работа из соломки на тему растительного мотива 14 2 12
3.4 Работа из соломки для выставки 20 20
3.5 Приемы подготовки соломки для выполнения мозаики 6 2 4
3.6 Мозаика из соломки 8 8
3.7 Экскурсии 6 6
4 Раздел 4. Итоговый 22 22
4.1 Итоговая работа 22 22
ВСЕГО 144 11 133

Второй год обучения
№ п/п Наименование разделов и тем Общее кол-во учебных часов В том числе
Теоретических Практических
1 Раздел 1. Вводный 3 2 1
1.1 Вводное занятие 3 2 1
2 Раздел 2. Технология работа с растительным материалом 18 9 9
2.1 Правила и время сбора растительного материала 3 3
2.2 Сбор осеннего растительного материала 9 3 6
2.3 Цветоведение и композиция 3 3
2.4 Правила оформления флористической работы 3 3
3 Раздел 3. Цветочные композиции 33 33
3.1 Цветочные композиции из отдельных сухих цветов 9 9
3.2 Цветочные композиции из фантазийных цветов 9 9
3.3 Выставочная работа из цветов (по выбору) 15 15
4 Раздел 4. Флористический пейзаж 63 1 62
4.1 Правила построения пейзажа 3 1 2
4.2 Абстрактный пейзаж 18 18
4.3 Флористический пейзаж на основе зарисовки или фотографии. 18 18
4.4 Флористический пейзаж на заданную тему (к конкурсу) 18 18
4.5 Экскурсии 6 6
5 Раздел 5. Технология работы с тополиным пухом и хлопком 9 3 6
5.1 Знакомство с тополиным пухом и хлопковой ровницей 3 3
5.2 Технология очистки пуха от семян. 6 6
6 Раздел 6. Пейзажные работы из тополиного пуха и хлопка 60 3 57
6.1 Пейзажные работы из тополиного пуха и хлопка на основе черно-белых фотографий 15 1 14
6.2 Работы в технике стриженного цветного хлопка 18 2 16
6.3 Работы в ворсовой технике 21 21
6.4 Экскурсии 6 6
7 Раздел 7. Итоговый 30 3 27
7.1 Итоговая работа 27 3 24
7.2 Экскурсии 3 3
ВСЕГО 216 21 195

Третий год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Общее кол-во учебных часов В том числе
Теоретических Практических
Раздел 1. Вводный 3 2 1
1.1 Вводное занятие 3 2 1
Раздел 2. Объемные формы 69 4 65
2.1 Технология изготовления картин из бересты на округлых формах 3 2 1
2.2 Сувенирные работы на пластиковой или стеклянной основе 12 12
2.3 Выставочная работа на пластиковой или стеклянной основе 15 15
2.4 Технология оформления соломкой деревянной шкатулки 3 2 1
2.5 Сувенирная работа на основе деревянных заготовок 12 12
2.6 Выставочная работа 18 18
2.7 Экскурсии 6 6
Раздел 3. Усложнённые формы работы с растительными материалами 108 9 99
3.1 Приемы обработки соломы для изготовления животных 12 3 9
3.2 Птички из чесаной соломы 15 15
3.3 Животные из чесаной соломы 24 21
3.4 Архитектурные сооружения 3 3
3.5 Пейзаж с архитектурным ансамблем 24 24
3.6 Натюрморт из растительного материала 24 3 21
3.7 Экскурсии 6 6
Раздел 4. Работа в смешанной технике 33 6 27
4.1 Технология смешанной техники 3 3
4.2 Коллективный или индивидуальный проект 30 3 27
Раздел 5. Итоговый 3 3
5.1 Итоговое занятие 3 3
ВСЕГО 216 24 192

Четвёртый год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Общее кол-во учебных часов В том числе
Теоретических Практических
Раздел 1. Вводный 3 2 1
1.1 Вводное занятие. Т/б. 3 2 1
Раздел 2. Создание объёмных конструкций из различных материалов для фона. 33 3 30
2.1 Эскиз будущей конструкции 3 1 2
2.2 Выполнение выкройки развёртки отдельных деталей 9 2 7
2.3 Сборка отдельных частей 12 12
2.4 Сборка всей конструкции 9 9
Раздел 3. Выполнение флористической картины на объёмной конструкции 45 45
3.1 Выполнение первичного фона 18 18
3.2 Выполнение декоративной части отделки 18 18
3.3 Внешняя отделка готовой работы 6 6
3.4 Экскурсия 3 3
Раздел 4. Работа в смешанной технике при выполнении многоуровневой картины 63 4 59
4.1 Создание эскиза и разделения его на детали 12 3 9
4.2 Знакомство с технологией выполнения фрагментов на орг. стекле 3 1 2
4.3 Выполнение базового фона 18 18
4.4 Выполнение отдельных фрагментов на орг. стекле 18 18
4.5 Послойная сборка готовой картины 6 6
4.6 Экскурсии 6 6
Раздел 5. Творческий проект 63 63
5.1 Коллективный или индивидуальный проект 60 60
5.2 Экскурсия 3 3
Раздел 6. Итоговый 9 3 6
6.1 Организация выставки творческих проектов 6 6
6.2 Итоговое занятие 3 3
ВСЕГО 216 12 204

Содержание программы
Первый год обучения

Раздел 1. Вводный
Тема 1.1. Вводное занятие
Вводная беседа. Природа в жизни человека. Законы об охране природы. Игра «Снежный ком». Техника безопасности при работе с колющими, режущими и нагревательными инструментами (выжигательным аппаратом).
Раздел 2. Работа с берестой
Тема 2.1. Заготовка бересты
Порядок сбора материала. Характеристика коры деревьев и кустарников различных пород. Экскурсии с целью сбора материала.
Тема 2.2. Технологическая обработка бересты
Основные приемы обработки бересты. Береста в народном искусстве России. Цветовая гамма бересты, её пластичность и декоративность.
Тема 2.3. Сувениры из бересты.
Технология изготовления берестяного панно. Берестяные цветы.
Тема 2.4. Картины из бересты
Композиции (картины) из бересты. Правила перспективы. Небольшая пейзажная картина из кусочков бересты в технике аппликации, с прожиганием отдельных элементов.
Тема 2.5. Выставочная работа из бересты
Пейзаж из бересты. Сюжет по выбору детей. Размер – 20х30 .
Тема 2.6. Подарочная картина из бересты
Подарок (сувенир) родителям. Миниатюрные картинки из бересты.
Тема 2.7. Конкурсная работа из бересты
Пейзаж из бересты. Сюжет на заданную тему. Размер – 30х40.

Тема 2.8. Экскурсии
Экскурсии на выставки работ клуба "Природа и творчество". Экскурсии на выставки декоративно прикладного детского и взрослого творчества.
Раздел 3. Работа с соломкой
Тема 3.1. Приемы обработки соломы
Различные виды злаков. Методика сбора природного материала (соломы). Этапы обработки и варианты хранения соломы.
Тема 3.2. Подготовка соломы к работе
Распаривание и проглаживание соломы. Различные приспособления для подготовки соломы к работе (утюг, станочек, ложка и т.д.).
Тема 3.3. Работа из соломки на тему растительного мотива
Основы композиции работ из соломы. Виды аппликаций: плоская, полуобъемная. Изделия народного творчества из соломы.
Тема 3.4. Работа из соломки для выставки
Картина из соломки для выставки. Размер: 20х30 или 30х40. Для работы можно использовать рисунки из детских книжек или выполнить самим.
Тема 3.5. Приемы подготовки соломки для выполнения мозаики
Виды мозаики. Материал для мозаики. Эскиз мозаики. Подготовка деталей для мозаики.
Тема 3.6: Мозаика из соломки
Небольшое панно, выполненное из соломки в технике «мозаика».
Тема 3.7. Экскурсии
Экскурсии на выставку. Конкурс по флористике «Юные таланты Московии».
Раздел 4. Итоговый
Тема 4.1. Итоговая работа Творческий проект. Самостоятельный выбор сюжета, материала, способа его применения. Смешанная техника.

Второй год обучения
Раздел 1. Вводный раздел
Тема 1.1. Вводное занятие
Вводная беседа. Красота и необычность природных материалов. Игра «Если я поеду на север». Повторение техники безопасности при работе с колющими, режущими и нагревательными инструментами.
Раздел 2. Технология работа с растительным материалом
Тема 2.1. Правила и время сбора природного материала
Порядок засушивания растений с сохранением формы и окраски. Различные приемы засушивания и хранения природного материала.
Тема 2.2. Сбор осеннего растительного материала
Экскурсии на природу. Знакомство с культурными и дикорастущими растениями. Изучение формы и цвета листьев и цветов. Технология сбора растительного материала.
Тема 2.3. Цветоведение и композиция
Цвет и цветовое воздействие. Цветовое конструирование.
Тема 2.4. Правила оформления флористической работы
Когда и как используют паспарту. Сочетание картины с цветом и формой рамы. Способы фиксации работы в раме. Правила оформления выходных данных на обороте работы.
Раздел 3. Цветочные композиции
Тема 3.1. Цветочные композиции из отдельных сухих цветов
Работа с засушенными растениями. Приемы работы с отдельными частями цветка: лепестки, тычинки, листья. Приемы работы с фрагментами растений – цветами, бутонами на стебельках, и т. д. Изготовление учебно-наглядных пособий из природных материалов.

Тема 3.2. Цветочные композиции из фантазийных цветов
Создание цветов необычных (фантазийных) форм. Знакомство с «аранжировкой» на плоскости.
Тема 3.3. Выполнение выставочной работы из цветов (по выбору)
Создание оригинального букета на плоскости. Использование декоративно прикладных образов. Эстетика оформления букета.
Раздел 4. Флористический пейзаж
Тема 4.1. Правила построения пейзажа
Перспектива в пейзажах из природных материалов. Перспектива цветовая. Перспектива размерная.
Тема 4.2. Абстрактный пейзаж
Небольшая пейзажная картина из отдельных кусочков листьев. В основе – импровизация: сюжет вырисовывается в процессе выполнения работы.
Тема 4.3. Флористический пейзаж на основе зарисовки или фотографии.
Изготовление большой пейзажной картины из отдельных кусочков листьев (за основу берётся готовая картина или фотография). Работа выполняется приближенно к оригиналу.
Тема 4.4. Флористический пейзаж на заданную тему (к конкурсу)
Выполнение картины из листьев на тему предложенную конкурсом.
Тема 4.5. Экскурсии
Экскурсии на выставки работ декоративно - прикладного детского и взрослого творчества. Экскурсии в парк за осенним природным материалом.
Раздел 5. Технология работы с тополиным пухом и хлопком
Тема 5.1. Знакомство с тополиным пухом и хлопковой ровницей
Что такое "лесная вата". Время созревания. Правила и период сбора тополиного пуха. Описание процесса получения хлопковой ровницы из хлопка на производстве.
Тема 5.2. Технология очистки пуха от семян
Способы и технология очистки тополиного пуха от семян. Необходимый инструмент и приспособления. Правила хранения.
Раздел 6. Пейзажные работы из тополиного пуха и хлопка
Тема 6.1. Пейзажные работы из тополиного пуха и хлопка на основе черно-белых фотографий
Понятие плотности и контрастности. Составление композиции с учетом световой перспективы и светотени. Изготовление картин без клея.
Тема 6.2. Работы в технике стриженного цветного хлопка
Знакомство с обработанным хлопком (хлопковой ровницей). Техника стриженого покрытия. Выполнение небольших работ из стриженого хлопка.
Тема 6.3. Работы в ворсовой технике
Основы ворсовой техники. Изготовление различных зверушек. Изготовление различных животных на бумажном фоне.
Тема 6.4 Экскурсии
Посещение выставки – конкурса по флористике «Юные таланты Московии». Знакомство с творчеством детских коллективов Москвы и других регионов России.
Раздел 7. Итоговый
Тема 7.1. Итоговая работа
Самостоятельный выбор сюжета, материала, способа его применения. Презентация работы.

Третий год обучения
Раздел 1. Вводный раздел
Тема 1.1. Вводное занятие
Вводная беседа «Декоративно прикладное творчество и народные промыслы: взаимосвязь с природой». Повторение техники безопасности при работе с колющими, режущими и нагревательными инструментами.
Раздел 2. Объемные формы
Тема 2.1. Технология изготовления картин из бересты: сферические формы
Технология выполнения объемных картин из бересты. Специфика изготовления сферических форм. Технические приспособления для выполнения объемных работ.
Тема 2.2. Сувенирные работы на пластиковой или стеклянной основе
Приемы работы с пластиком и стеклом. Оформление подставок для карандашей.
Тема 2.3. Выставочная работа на пластиковой или стеклянной основе
Выполнение декоративных ваз на основе стеклянных бутылок или банок необычной формы.
Тема 2.4. Технология оформления соломкой деревянной шкатулки
Основы инкрустации. Основы построения орнамента. Виды орнаментных мотивов. Приемы изготовления декоративной полосы из соломки.
Тема 2.5. Сувенирная работа на основе деревянных заготовок
Выполнение небольших работ на основе деревянных яиц и шкатулок.
Тема 2.6. Выставочная работа
Деревянные «бельевые» заготовки. Основные этапы создания выставочной работы. Оформление выставочной работы. Презентация.
Тема 2.7. Экскурсии
Экскурсии на выставки работ клуба "Природа и творчество", выставки декоративно-прикладного детского и взрослого творчества. Обсуждение и анализ выставочных работ.
Раздел 3. Усложнённые формы работы с растительными материалами
Тема 3.1. Приемы обработки соломы для изготовления животных
Технология обработки чёсаной соломы. Подбор специального инструмента для чёсаной соломы. Приемы подготовки чёсаной соломы для работы.
Тема 3.2. Птички из чесаной соломы
Создание образов фантазийных птиц из чесаной соломы. Использование контрастного фона.
Тема 3.3. Животные из чесаной соломы
Изготовление животных в технике «чесаная солома». Размещение животных на фоне флористического пейзажа.
Тема 3.4. Архитектурные сооружения
Понятие перспективы. Изображение зданий на плоскости. Подбор природного материала (бересты, шпона, соломы) с учетом специфики изображаемого архитектурного сооружения.
Тема 3.5. Пейзаж с архитектурным ансамблем
Знакомство с деревянным и белокаменным зодчеством. Картины с ландшафтным видом любых исторических построек.
Тема 3.6. Натюрморт из растительного материала
Новый взгляд на флору (листья, цветы, шелуху). Выполнение натюрморта с использованием растительных элементов.
Тема 3.7. Экскурсии
Экскурсии на выставку – конкурс по флористике «Юные таланты Московии». Знакомство и обсуждение выставочных работ.

Раздел 4. Работа в смешанной технике
Тема 4.1 Технология смешанной техники
Повторение основных этапов работы с различными материалами. Определение и подбор совместимых растительных материалов. Приемы работы в смешанной технике.
Тема 4.2. Коллективный или индивидуальный проект
Творческий проект. Индивидуальный проект. Коллективный проект. Смешанная техника проектов. Презентация проектов.
Раздел 5. Итоговый
Тема 5.1. Итоговое занятие
Подведение итогов. Обмен сувенирами на память. Чаепитие. Вручение почетных грамот за прошедший учебный год.

Четвёртый год обучения
Раздел 1. Вводный
Тема 1.1 Вводное занятие.
Вводная беседа «Декоративность бытовых предметов сегодня». Повторение техники безопасности при работе с колющими, режущими и нагревательными инструментами
Раздел 2. Создание объёмных конструкций из различных материалов для фона.
Тема 2.1 Эскиз будущей конструкции
Выполнение наброска (эскиза) объёмной формы для будущей работы. Знакомство с изометрической и аксонометрической проекцией
Тема 2.2 Выполнение выкройки развёртки отдельных деталей
Выполнение чертежа (выкройки) развёртки на гофрированном картоне. Особенности работы с гофрированным картоном при выполнении припусков на склейку.
Тема 2.3 Сборка отдельных частей
Сборка мелких конструктивных деталей.
Тема 2.4 Сборка всей конструкции
Сборка конструкции в целом. Корректировка возможных мелких дефектов.
Раздел 3. Выполнение флористической картины на объёмной конструкции
Тема 3.1 Выполнение первичного фона
Выполнение фона природным материалом (берестой, кукурузой, крупными листьями). Принцип заполнения «сверху вниз».
Тема 3.2 Выполнение декоративной части отделки
Выполнение пейзажа, натюрморта, плоских или объёмных цветов.
Тема 3.3 Внешняя отделка готовой работы
Декоративное оформление углов и торцов конструкции .
Тема 3.4 Экскурсии
Экскурсии на выставки работ клуба "Природа и творчество", выставки декоративно-прикладного детского и взрослого творчества. Обсуждение и анализ выставочных работ.
Раздел 4. Работа в смешанной технике при выполнении многоуровневой картины
Тема 4.1 Создание эскиза и разделения его на детали
Выполнение рисунка (подбор готового). Определение количества планов (уровней).
Тема 4.2 Знакомство с технологией выполнения фрагментов на орг. стекле
Резка орг. стекла необходимого размера. Технология работы на орг. стекле.
Тема 4.3 Выполнение базового фона
Выполнение фона (неба и деталей самого дальнего плана)
Тема 4.4 Выполнение отдельных фрагментов на орг. стекле
Работа на орг. стекле с матовой плёнкой и без плёнки. Выполнение отдельных небольших блоков на файлах, с последующим переносом их на орг. стекло (для чистоты работы).
Тема 4.5 Послойная сборка готовой картины
Технология фиксации орг. стёкол с готовыми элементами в глубокой раме.
Тема 4.6 Экскурсии
Экскурсия в выставочный зал «Ходынка» на выставку детского творчества «Мир вокруг нас». Знакомство и обсуждение выставочных работ.
Раздел 5. Творческий проект
Тема 5.1 Коллективный или индивидуальный проект
Творческий проект. Индивидуальный проект. Коллективный проект. Смешанная техника проектов. Презентация проектов.
Раздел 6. Итоговый
Тема 6.1 Организация выставки творческих проектов
Организация и оформление выставки детьми. Подготовка объявлений, этикеток, информационных листов. Проведение конкурса на приз зрительских симпатий.
Тема 6.2 Итоговое занятие
Подведение итогов. Обмен сувенирами на память. Чаепитие. Вручение почетных грамот за прошедший учебный год.

Методическое обеспечение программы

На первом году обучения зарождается интерес к предмету и формируются базовые знания, умения и навыки при работе с природными материалами. Педагог должен не только «зажечь» детей своей идеей творить необычные картины из нетрадиционных материалов, но и постоянно поддерживать желание у обучающихся самостоятельно осваивать новые методы и технологии. От освоенных в первый год обучения знаний, умений и навыков зависит не только успешность ребенка на ближайшие три года, но и его эмоциональное состояние, его индивидуальный настрой на творчество. Это не простой процесс. Поэтому большой упор в данной образовательной программе делается именно на первый год обучения, и состоит он из нескольких этапов.
Первый этап - это создание психологического комфорта в создаваемом коллективе.
Для того чтобы работать с разновозрастной группой детей, педагог должен иметь опыт работы и всесторонне владеть предметом.
Коллективные занятия по предлагаемой программе проводятся только на первых порах: сентябрь – октябрь. После этого у каждого ребёнка развивается свой индивидуальный темп работы. Это связано со многими факторами, основными из которых можно обозначить:
1. способности ребёнка, его темперамент, возраст, усидчивость;
2. заинтересованность в предлагаемом творчестве, его желание познавать и творить новое.
3. частота посещения занятий;
4. настроение, с которым ребенок приходит на занятие;
5. состояние психологического и физического здоровья.
В связи с этим каждый ребёнок проходит предложенную программу по своему графику. Иногда происходит скачкообразное движение. Это может быть связано с тем, что с каким-то материалом обучающийся может работать более увлеченно, а с другим - возникают сложности и даже неприятие данного материала. Поэтому иногда время, отведённое на работу с разными материалами, может либо увеличиваться, либо уменьшаться. При этом в группе могут находиться дети, выполняющие свои картины на различных технологических стадиях работы.
Дополнительное образование допускает, что обучающиеся могут вливаться в группу не только осенью, но и в течение года. Приходя в новый кружок и знакомясь с новым творчеством, ребёнок начинает его изучение с нуля, независимо от возраста и приобретённого ранее опыта в творчестве. Иногда, в воспитательных целях, полезно предложить кому-нибудь из «старожилов» объяснить вновь прибывшему в коллектив товарищу принципы выполнения самой простой небольшой работы, назначить его консультантом. Еще лучше, если этот «старожил» пришёл в кружок лишь на 3-4 занятия раньше или он немного младше новичка. Это помогает и тому, и другому. Первый, проговаривая вслух все этапы, лучше их запоминает. А второй более-менее раскованно ведет себя перед незнакомыми. Но роль педагога не ограничивается функцией консультанта. Педагог, объясняя определённые этапы работы каждому присутствующему на занятии ребёнку, постоянно должен держать в поле зрения проблемных детей, новичков и помочь ему, если возникает проблемная ситуация.
Специфика работы в дополнительном образовании такова, что нет необходимости соблюдать строжайшую тишину или не позволять детям перемещаться по кабинету во время занятия (иногда необходимо лишний раз вымыть кисточку, или взять другой рабочий материал в шкафу, или подойти к другому ребёнку или учителю за советом). Некоторые дети, понимая это, начинают слишком часто бродить по кабинету или громко рассказывать истории на отвлечённые темы. Это отвлекает внимание и вызывает раздражение других детей. Поэтому таких детей необходимо чаще хвалить за выполнение работы и, особенно на первых порах, ненавязчиво помогать и подсказывать, но делать это не в ущерб другим детям. И, самое главное, находить им задания по силам и по темпераменту.
Как было ранее сказано, настроение, с которым пришёл ребёнок на занятие играет не последнюю роль. Ведь за первую половину дня произошло столько событий: полученные оценки, общение со сверстниками и взрослыми (учителями и родителями), мероприятия школьные и частные. И за всем этим стоят эмоции и не всегда положительные. Как показывает многолетний опыт, работа с флористическим материалом улучшает настроение, снимает негативные эмоции. В данном случае есть замечательный материал – береста: выполнив небольшую работу из бересты (обычно 10х15), настроение у ребёнка улучшается.
При выполнении ребенком большой выставочной работы может возникнуть усталость от нее. Работа начинает ему надоедать, может возникнуть отвращение к данному виду творчества. В таком случае можно предложить детям поменяться работами на 1-2 занятие, а потом вернуться к своей работе. Это даёт дополнительный стимул и вызывает азарт - кто сделает больше и качественнее (ведь нельзя же испортить чужую выставочную работу). Для детей, которые не могут долго концентрироваться на одной и той же работе, полезно параллельно выполнять два задания, желательно создавая изделия из различных материалов. Подобная смена деятельности способствует меньшей утомляемости детей.
Конечно, выполняя плоскостную флористическую картину, дети преимущественно сидят. Мало кто работает стоя. Поэтому переменки с подвижными играми в коридоре просто необходимы. Одновременно в это время происходит проветривание кабинета. Здесь есть свои требования. Выходя из кабинета, необходимо вымыть кисточку и закрыть баночку с клеем, причем не только при выходе на переменку, но и при покидании кабинета во время занятий. Это дисциплинирует, не даёт повода лишний раз без веской причины бродить в коридоре.
Есть дети, которых надо время от времени стимулировать словесно. Например, можно высказать такое мнение, что картинка впитывает негатив ребенка и на конкурсе или просто выставке будет производить отрицательное впечатление на зрителей и судьей. А, значит, не сможет получить большего признания. Детей это, как правило, убеждает: они стараются пересмотреть своё отношение к собственному творчеству. Педагог должен помочь детям полюбить свою работу даже на самых ранних стадиях её создания.
Если же сам процесс доставляет ребёнку негативные впечатления (он приходит на занятия только по желанию родителей, а ему противен материал, клей, и сам вид творчества), то необходимо мягко и корректно объяснить родителям, что лучше попробовать другой вид деятельности в дополнительном образовании. При этом можно объяснить, что, возможно, эти проблемы возрастные (чаще так и бывает), лучше попробовать прийти через год. Главное, чтобы у самого ребёнка было желание заниматься конкретным видом творчества.
Хочется ещё добавить, что творчество самого педагога играет далеко не последнюю роль в обучении детей. Если педагог поймал себя на мысли, что он перестал творить, то это факт должен его насторожить. Уставший от творчества педагог может плохо влиять на своих учеников.
Второй этап - это ситуация успеха.
Всегда, когда начинаешь заниматься неизвестной ранее работой, на первых порах возникают трудности и проблемы. Дети чаще, чем взрослые подвержены эмоциональным срывам в случае неудачи. Поэтому работа построена так, чтобы первые работы при знакомстве с новым материалом были небольшими и при этом не могли быть «плохими». Работа с берестой, как уже говорилось ранее, успокаивает и устраняет нервозность. У нас есть традиция по отношению к первой работе с новым материалом – она обязательно должна остаться дома, у ее создателя. Обычно это небольшая работа, и в ней могут присутствовать ошибки. Но это талисман, залог будущего творчества с этим материалом. Ее можно подарить только очень близким людям (маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату), но только живущим с данным ребенком. Необходимо создать эмоциональный стимул. Следовательно, при ее выполнении необходимо оказывать помощь, но помощь неявную, завуалированную сотрудничеством.
Третий этап. Очень важно предоставить каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса. Именно на это направлена работа по организации выставочной деятельности.
Выставочная деятельность Центра дополнительного образования детей развивается по нескольким направлениям:
– организация и проведение выставок детского творчества на базе центра, районных библиотек, школ и общественных организаций;
– участие детских коллективов центра в выставках-конкурсах окружного, городского масштаба и межрегиональных выставках.
Создание выставок для детей, родителей и педагогов является одним из ведущих направлений культурно-просветительской деятельности центра. Это стимулирует преподавателей, создает дополнительную мотивацию для ребят, восхищает родителей. Как известно, последнее время введена практика создания детского портфолио, состоящего из двух частей – образовательных успехов ребенка и его творческих достижений. Если первую часть школьники пополняют за счет олимпиад, тестов и конкурсов, связанных с учебным процессом, то вторая часть всецело связана с дополнительным образованием в различных сферах деятельности.
Выставки в самом Центре являются первой ступенькой на творческом пути. Иногда участие детской работы просто в оформлении кабинета может «зажечь» в детской душе искорку счастья, а у родителей вызвать гордость за ребенка и уважение к детскому творчеству.
В конце года традиционно проводится итоговая комплексная выставка «Мы очень многое умеем». В ней принимают участие все творческие объединения и студии, причем работающие не только на территории Центра, но и в филиалах (в школах района). Отбор на такую выставку проводится более тщательно: выбираются лучшие работы, ведь это показатель того, чему дети научились за год. В ходе создания комплексной выставки происходит подборка отдельных блоков будущей выставки. Иногда это связано с определенным материалом или техникой исполнения выставочных работ, а иногда с тем, как оформлены сами работы (размер или цвет рам, дополнение форм, тематика).
Процесс подготовки и организации таких выставок проходит несколько этапов:
– отбор работ (по качеству и оформлению);
– подборка отдельных блоков будущей выставки;
– развеска или постановка экспонатов выставки;
– этикетаж;
– оформление объявления с названием выставки;
– открытие выставки.
Конечно, детям иногда не под силу выполнить все необходимые элементы оформления своего «шедевра». Маленькие творцы, в силу своего возраста (особенно дошкольники), с удовольствием рисуют, клеят, лепят и не задумываются о судьбе своей работы – для них главное - процесс. Некоторые, напротив, очень тяжело расстаются со своим «творением», им хочется сразу забрать его домой и подарить его маме. В задачу педагога входит убедить такого мастера (если работа достаточно оригинальна или даже гениальна), что необходимо показать работу не только самым близким людям, но и другим ребятам, их родителям, другим педагогам. И приложить немного усилий для оформления таких работ.

Методические рекомендации по оформлению выставочных детских работ

Вид выставочной работы Критерии подготовленности работы к выставке
Подвесная работа - картины, по желанию, могут быть оформлены в паспарту, и иметь дополнительный картон – подложку;
- работа должна быть качественно зафиксирована в раме (специальным крепежом или мелкими гвоздиками);
- задняя часть картины (край) должен быть дополнительно приклеен к раме клеем (полоской бумаги 3-4 см);
- картина должна иметь выставочную подвеску (две петли, вкрученные в раму (деревянную) или две петли, вклеенные в картон, если рама пластиковая);
- на задней стороне должны быть приклеены или написаны все выходные данные об авторе, студии, центре и педагоге.
Постановочная работа - работа должна быть устойчивой или иметь дополнительную подставку;
- на тыльной стороне работы или на нижней части подставки должны быть приклеены или написаны все выходные данные об авторе, студии, центре и педагоге (можно самым мелким шрифтом).
Общие требования - У каждой работы должна быть этикетка (размер 6х9 см), в которой указано следующее:
Фамилия, имя, возраст автора (жирный шрифт 14 кегль);
«Название работы» (16 кегль);
Материал или техника (курсивом 12 кегль);
Организация, «Название объединения» (14 кегль);
Ф.И.О. педагога (жирный шрифт 14 кегль).
- Все надписи отрегулированы по центру строки. Удобнее выполнять в таблице (2 столбца и энной количество строк). - Для постановочной работы можно выполнить этикетку в виде «домика» (размер 12х9, текстовую информацию расположить в нижней части 6х9). После разрезания таблицы на отдельные этикетки, данные сложить поперёк пополам.

Данные требования предъявляются к выставочным работам на любом уровне. Необходимо изначально правильно оформить работы, которые могут быть выставлены не только в центре, но и быть представлены на районных, окружных, городских выставках. Очень часто итоговые работы первого года обучения являются «пропуском» на выставки и конкурсы более высокого уровня – районные и окружные.
Уже не первый год в районных библиотеках представлены небольшие выставки творческих детских работ разных коллективов, которые, благодаря своей деятельности, являются визитной карточкой нашего Центра. Благодаря таким выставкам в Центр приходят новые обучающиеся, желающие создавать подобные шедевры.
Видя, какой отзыв в душах зрителей находят выставленные на выставках работы, ребята более охотно создают картины и поделки специально для выставок. Качество подобных работ улучшается с каждым разом. Поэтому следующим этапом становится участие в конкурсах более высокого уровня: окружных, региональных, федеральных.

Дидактические материалы
При изучении тем используются:
• наглядные пособия – галерея выставочных работ детей прошлых лет, инструкционные карты;
• изделия народных промыслов;
• фотоальбомы с пейзажами и животными;
• книги по архитектуре;
• фото и видео каталоги с выставок по флористике;
• детские книги с иллюстрациями;
• детские журналы для раскраски;
• авторские разработки технологических приёмов.

Условия реализации программы:
Основное оборудование – помещение с хорошим освещением, со столами и стульями, раковиной, электрической розеткой.
Дополнительное оборудование – отдельное помещение для хранения природного материала со шкафами или стеллажами.
Материальное обеспечение:
Работа с берестой: клей ПВА, картон, рамки, выжигательный аппарат, различные грузы (желательно плоские).
Работа с соломкой: утюг, калька, клей ПВА, упаковка от фотобумаги, картон или оргалит, чёрная тушь, стекло, рамки, аква лак.
Работа с флорой: клей ПВА, картон, стекло, рамки.
Работа с тополиным пухом и хлопком: бархатная бумага, чёрные чернила, пинцет, стекло, картон, рамки.
Работа на объёмных формах: фигурные банки, бутылки (стеклянные и пластиковые), деревянные, «бельевые» заготовки (шкатулки, яйца, ложки и т. д.).
Расходные материалы: природный материал (желательно, собранный за городом, в экологически чистом месте)

Список литературы
Для педагогов:
1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 1997.
2. Булич О.Н. Возьмите краски у природы. Неизданная рукопись.
3. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика. – М.: Эксмо, 2006.
4. Быховец А.И. Энциклопедия Цветы Москва АСТ, Минск Харвест 2002г.
5. Газарян С. Прекрасное своими руками. – М.: Детская литература,1979.
6. Гиппенрейтер В., Дмитриев Г. Пейзажи Подмосковья. – М.: Московский рабочий, 1983.
7. Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиция, 1997.
8. Зубков Р.В. Картины из цветов и листьев. - М.: Культура и традиция, 2005.
9. Кларин М.В. Инновация в мировой педагогике. - Рига, 1995.
10. Коменский Я.А. Великая дидактика: избранные педагогические произведения. В 2-х т. - М., Педагогика.
11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.-Воронеж, 1997.
12. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников. Диссертация кандидата педагогических. наук. - Тбилиси, 1990.
13. Лоркина Т. В. Композиции с берестой. – Москва: Ниола 21-век, 2005.
14. Овсяников Ю.М. Картины русского быта. Москва Аст-Пресс Галларт 2001г.
15. Полунина В.Н. Гербарий. Составление композиций и орнамента. Москва АСТ Астрель 2001г.
16. Солод Л. Искусство составлять цветочные картины. Москва Эксмо 2008г.
17. Стецюк В. Картины из цветов. – М.: Культура и традиция, 1999.
18. Федотов Г.Я. Узоры разнотравья.- М.: Просвещение, 1992.
19. Финогенов М.В. Русское деревянное зодчество. – М.: Продюсерский центр М+К, 2002.
Для обучающихся:
1. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.
2. Ерлыкин Л.А. Поделки своими руками. – М.: ТРИЭН, 1997.
3. Лаврова С.А. Занимательная ботаника для малышей. – М.: Белый город, 2008.
4. Махотин С.А. Прогулки по лесу. – М.: Белый город, 2007.
5. Парулина О.В. Мир игрушек и поделок. – М.: Русич, 1999.
6. Рогов А. Как строили на Руси. – М.: Центр детской книги, 1997.
7. Черныш И. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ-пресс, 1999.
Нормативно - правовые документы
1. Письмо Министерства образования «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20 мая 203г. №28-51-391/16.
2. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Приложение к письму Минобрнауки России от 8 июня 203г. №28-02-484/16).
3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 206г. №06-1844).
4. Постановление Правительства Москвы «О плане мероприятий по развитию дополнительного образования детей в Москве» от 07 мая 2002г. №331-ПП.
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.1251-03 (введённые 2 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 3 апреля 203 г. №27Д).
6. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.
Справочно-информационные материалы
1. Государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей (Информационный справочник). - Москва: Центр «Школьная книга», 2008.
2. Авторские образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. – Москва.: Центр «Школьная книга», 2007.
3. Методический потенциал дополнительного образования детей. – Москва: Центр Школьная книга, 2007.
4. Лотов А. Музыкальное слайд-шоу «Пейзажи Горного Алтая». DVD.
Публикации автора
1. Маркова Е.А. Берёзовые рощи, берёзовые розы… – Москва: Школа пресс/ Журнал «Школа и производство». №2. 2006 г.
2. Маркова Е.А. Флористика: картины из листьев и лепестков. - Москва: Школа пресс / Журнал «Школа и производство». №4, 5, 6 2006 г.
3. Маркова Е.А. Мастер-класс: Выполнение образца картины из листьев // Традиции и новации в работе Центра дополнительного образования детей. - М.: Компания Спутник, 2007.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: alenamarkova
Просмотров: 2104 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА