Воскресенье, 20:41 

Дипломы с моментальным получением здесь -->>

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

мотивация творческой деятельности в условиях дополнительного образования
18.04.2018, 15:19
МКУ ДО «Калачевская школа искусств»,г.Калач-на-Дону
преподаватель Горочкина Марина Николаевна


Мотивация творческой деятельности в условиях дополнительного образования.

Современное образовательное пространство направлено готовить будущее поколение к адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях, в непредсказуемой социально- профессиональной сфере. Поэтому системность образования и воспитания детей должна обеспечить выработку тех качеств личности, которые позволят им соответствовать действующей тенденции образования: создание адекватного мирового уровню общей и профессиональной культуры человека.
Дополнительное образование как одна из форм освоения духовно-нравственной действительности , играет важную роль художественного познания мира. Сегодня учреждения дополнительного образования - это уже не просто кружки и секции, где ребенок проводит свое свободное время, а серьезные организации, цель которых заключается в создании основательной базы знаний и умении применять их на практике.
Воспитание, обучение и развитие ребенка в контексте дополнительного образования, в том числе музыкального, способствует формированию личности ребенка, обладающей не только знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Система музыкального образования была основана в большинстве своем на советской системе образования. Постепенно ее реформировали, но не достаточно логично и стройно. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" закрепил за школами искусств реализацию двух видов образовательных программ - предпрофессиональные и общеразвивающие дополнительные общеобразовательные программы в области искусств. Основными целями дополнительных общеобразовательной программ в области музыкального искусства являются:

- формирование художественно-эстетических взглядов, моральных и нравственных установок, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать многообразные культурные и духовные ценности;

- воспитание детей в позитивной творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Статистический вывод деятельности детских музыкальных школ и школ искусств показывает :в последние время , увеличивается число учащихся с негативным и безразличным отношением к учебной деятельности, наблюдается преждевременное прекращение ими обучения в учреждениях дополнительного образования [1,с.50].Сейчас дети не хотят заниматься как их родители, бабушки и дедушки. Хотя и посещают школы искусств, но с каждым годом все меньше и меньше. Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске педагогами новых подходов, разработке методик в области музыкального образования и воспитания , для увеличения интереса к обучению и повышения мотивации учащихся. Методологически правильный, определяющий принцип воспитывающего обучения требует широкого и гибкого толкования применительно к конкретным задачам как воспитания, так и обучения. Найти оптимальное соотношение воспитывающего и обучающего воздействия для каждого этапа развития музыканта –задача не простая .
Успешность образовательного процесса в немалой степени зависит от характера отношения к учебной деятельности, позитивный характер которого наиболее полно выявляет потребности ученика. Построить обучение так, чтобы оно стало значимым для учащегося, учитывая всю сложную совокупность его психических качеств и свойств, образующих самосознание, – значит ориентироваться прежде всего на его представление о себе, самооценку, внутренние отношения и установки.
Педагогика отмечает: отличительной особенностью личностно ориентированного подхода в воспитании является признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. В центре внимания педагога – личность ребёнка, который стремится к максимальной реализации своих возможностей. При развитии музыканта мы учитываем следующие личностные качества: врождённые особенности музыканта (физиология, состояние здоровья, психические процессы); талант; музыкальность; трудолюбие; терпение и воля; повышенная требовательность к себе; коммуникабельность; артистизм. Для успешного развития личности педагог должен: создать условия для реализации учеником своих возможностей; стимулировать потребность ученика к творчеству; формировать самостоятельность. [2,с279]Именно в этом случае обучение в школе искусств станет для учащегося субъективно ценным – значит, появится стимул для продуктивной и эмоционально привлекательной учебной деятельности.
Таким образом, в современном образовательном пространстве на первый план должно выходить не просто обучение учащихся предметным знаниям, умениям и навыкам, а личность обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Стимуляция, или побуждения, связаны с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом В настоящее время мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, а в других - как совокупность мотивов, в третьих - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первая, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта; и вторую, проявляющуюся в форме мотива. [3,с.2].Творчество –высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Одним из видов творческой деятельности в области музыкальной педагогики является коллективное пение. Ансамбль-это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов звучания. Процесс ансамблевого пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Из практики известно, что индивидуальное обучение пению, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. А в коллективе учащиеся чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное пение – это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное мышление». Оно подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом.
Неподдельный интерес вызывает у учащихся эстрадное ансамблевое исполнение, что, как известно, является мощным стимулом в работе. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Определение эстрады как искусства, объединяющего различные жанры, приводится в словаре Д.Н. Ушакова: «Эстрада – это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Ее специфика заключается в легкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах; это искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя…» (Толковый словарь Ушакова, с. 370).
Основными стилевыми чертами исполнения эстрадной вокальной музыки являются: повышенная эмоциональная выразительность; пение на русском и иностранном языках; естественная артикуляция в речевой манере; пение с микрофоном и в сочетании с танцевальными движениями; раскрепощённость на сцене; звуковые (хрип, крик, фальцет и др.) и сценические спецэффекты.
Радость и удовольствие от совместного пения с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – пению. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе.
Несомненно, воспитанию устойчивого интереса к обучению способствует активное участие в концертной жизни школы, и уровневых муниципальных ,областных мероприятий, конкурсах. Ансамбль детской эстрадной песни всегда производит яркое впечатление на концертах, и приносит большую радость и участникам, и слушателям. Для обеспечения готовности к концерту — материал для занятий подбирается соответственно уровню учеников. Первый концертный репертуар, ученики с успехом демонстрируют на родительском собрании. Главное, чтобы они получили свой первый исполнительский опыт. При этом участие в ансамбле даёт им возможность чувствовать себя на сцене на много более раскованно, спокойно, чем, если бы ребятам пришлось выступать на сцене сольно. Помочь заболеть пожизненной мотивацией в занятиях вокалом, полюбить собственный голос и сделать так, чтобы он нравился вам и окружающим, как навсегда избавится от комплексов и страха выступать на публике… Эти задачи должны стоять перед педагогом, который занимается с ансамблем эстрадной направленности.
В наши дни интерес к направлениям эстрадного искусства и, в частности, вокального исполнительства чрезвычайно высок. В высших музыкальных учебных заведениях культуры и искусства подготавливают вокалистов эстрадного направления.
Таким образом, мы видим, ансамбль – необходимый педагогический инструмент, без которого невозможно полноценное развитие учащихся в обучении вокалу . Ансамблевое исполнение – это тот элемент, который поможет формировать мотивацию к обучению, сохранять интерес к занятиям, формирует необходимые личные качества ученика. Именно такие межличностные качества, как развитие музыкально-певческих способностей, достижение поставленной цели через интерес и труд, приложение усилий – самые надежные мотиваторы. Формирование мотивационного пространства – на сегодняшний день наиважнейшая задача системы дополнительного образования, оказывающая влияние на формы и методы творческой деятельности, позволяющая реализовывать по максимуму способности каждой личности ,и обуславливает ее перспективу в плане социально-профессионального самоопределения.

Список литературы

1. Ружникова, И.Г. Проблемы формирования позитивного отношения к учебной деятельности в системе дополнительного образования/ И.Г.Ружникова. - Поволжский педагогический вестник. -2013. No 1.-с.50-57.
2.Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Сб. науч. трудов. Выпуск VI / Отв. ред.: канд. пед. наук, доц. И. А. Королева.- Саратов: Наука, 2013.с - 279 .
3.Общая психология. ЮНИТА 6., М.-2009.с .1-3
4.Толковый словарь Ушакова, с. 370.
5.Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность/Х. Хекхаузен.- СПб.: Питер, 2003.
6. Концепция развития дополнительного образования «Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва».
7.Федеральный закон от 29.12.2012. №273- ФЗ «Об образовании РФ».
Категория: Дополнительное образование | Добавил: beta10
Просмотров: 31 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломы с моментальным получением здесь -->>

Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА