Проект "Я писатель" дополнен новой рубрикой "Письма с войны" Викторина к Дню космонавтики "Поехали" Еще одна игра для развития скорочтения... Игры, которые позволяют развивать скорочтение Проект "Я писатель" с выдачей сертификата для всех желающих Как добиться осознанного понимания прочитанного? Что еще следует учитывать при организации занятий? Снижаем цены на макеты на время карантина! Измеряем технику чтения Программа упражнений по развитию быстрочтения Тибетская тренировка развития периферического зрения Упражнение 13 "Лабиринт" Упражнение по развитию скорочтения 11 "Алфавит" Упражнение 10 "Трапеция" Как сделать цветы из поролона своими руками? Электронная викторина к 75 летию Победы с документом! Онлайн платформа для развития ребенка с раннего возраста Автоадвокат. Юридическая помощь при ДТП. Юристы по ДТП Английский по скайпу Вокал для всех желающих

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


Картинка к материалу: «»
22:01

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников»

Модуль программы «Дизайн и пространственное моделирование»

«Методика обучения проектированию дизайн-концепции оформления упаковки потребительских товаров»

Веселова Мария Дмитриевна,
педагог дополнительного образования

Н.Новгород, Генкиной 100.
2019г.

Данная методическая разработка включена в модуль профориентационной программы «Дизайн и пространственное моделирование», реализующуюся в МБУ ДО СЮТ города Н. Новгорода.
Актуальность заявленной темы обуславливается необходимостью подготовки обучающихся к предстоящей профессиональной деятельности. Использование методики проектирования дизайн-концепций в учебном процессе подготовит обучающихся к будущей профессии дизайнера и позволит самостоятельно создавать с нуля продукт, востребованный на рынке, позволит им осознать тонкости профессии и перейти от проектирования форм к проектированию идей и концепций, и, таким образом. в перспективе поспособствует улучшению всей дизайн-индустрии и визуальной среды.
Целью модуля является разработка методики обучения проектирования дизайн-концепции оформления упаковки товаров широкого потребления.
Объект исследования: процесс обучения разработке дизайн-концепции оформления упаковки.
Предмет исследования: этапы разработки дизайн-концепции оформления упаковки.
База исследования: МБУ ДО СЮТ.
Теоретическая значимость методической разработки состоит в том, что:
 выявлена суть понятия дизайн-концепции;
 установлены и систематизированы основные этапы проектирования дизайн-концепции.
Практическая значимость методической разработки состоит в том, что:
 разработана поэтапная методика проектирования дизайн-концепции оформления упаковки товаров на примере музыкальных пластинок.

Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения [1].
В художественно-проектировочной деятельности термин «концепция» используется для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа[2]. В графическом дизайне «концепция» – это основная мысль (креативная идея), выраженная посредством графических элементов, соответствующих фирменному стилю заказчика.
Дизайн-концепция – целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики. Она опирается на тесную взаимосвязь идеи и формы проекта.
Понятие «дизайн-концепции» можно структурно представить с помощью схемы:

Структура дизайн-концепции оформления продукции

Как правило, стоящие перед дизайнером проектные задачи допускают разные варианты их решения – как в части функциональных технологий, так и в области декоративно-пластических поисков[3].
Для формирования дизайн-концепции дизайнеру необходимо изучить и сравнить достоинства возможных вариантов, беря во внимание перспективность их реализации в свете выявленных во время анализа задания функционально-эстетических проблем и выработать предпроектную идею будущего решения[3].
Процессы оформления упаковки потребительских товаров и проектирования для них дизайн-концепции, в силу широты понятия «потребительские товары» удобно рассматривать на конкретном примере. В данной работе в качестве такого примера был выбран ученический дизайн-проект упаковки звукозаписывающей продукции: серия жанровых музыкальных альбомов-компиляций. Дальнейший анализ мы будем совершать, опираясь на структуру этого проекта.
Обложка музыкального альбома – объект, фундаментальной чертой которого является его синкретическая природа. Известный музыкант, продюсер и теоретик современной музыки Брайан Ино сравнивает музыкальный альбом с луковицей, подчеркивая многослойность данного продукта [4].
Дизайн-концепцию оформления звукозаписывающей продукции также можно представить в виде схемы, включающей три основных компонента: концептуальное решение, дизайнерское решение и технологическое решение.
Структурные элементы дизайн-концепции оформления
звукозаписывающей продукции

1) Концептуальное решение (идейно-смысловое наполнение проекта), является основополагающим звеном, базой для дизайнерской и технологической частей.
При работе с музыкальной пластинкой отправной точкой выступает непосредственно музыкальная часть. Музыку необходимо визуализировать и трансформировать в художественную форму. Для этого дизайнер должен опираться не только на звучание, но и на социокультурные элементы (мировоззрение, субкульутра, тенденции и т.д.).
В данном ученическом проекте идейной основой дизайн-концепции оформления альбома стала ассоциация (Приложение 2).

2) Дизайн-решение проекта основывается именно на концептуальном аспекте. После проработки идей, важно понять, каким способом их реализовать максимально эффективно. Решение складывается из художественных приемов, композиции, цветовой гаммы и брендинга.
Среди множества графических приемов, используемых в оформлении продукции, можно выделить несколько наиболее характерных [5]:
 шрифтовая композиция (художественное оформление шрифта);
 фотография (фотоснимок как уникальный образ продукта и основа визуальной идеи);
 иллюстрация (воплощение музыкальных образов, визуальная метафора);
 коллаж (приём создания художественных произведений путём наслаивания на основу изображений различных по фактуре и содержанию).
Не менее важными элементами дизайн-решения является композиция и цветовая гамма (Приложение 2). Композиция в графическом дизайне – объединение всех элементов (изображений, текста и декоративных деталей) в единое целое, где каждый элемент подчиняется общей художественной идее [6].
При разработке макета обложки музыкальной пластинки необходимо руководствуясь базовыми принципами композиции (единство, соподчинение, равновесие) разместить на ней информационные (название, логотип, трек-лист и т.д.) и художественные (изображение, фото, иллюстрации и т.д.) элементы.

Структура основных композиционных понятий

Под брендингом подразумевается соответствие проектируемой дизайн-концепции фирменному стилю музыкального лейбла или группы, выражает ли она их идеологию, не противоречит ли ей [7].
3) Последний, но не менее важный компонент дизайн-концепции оформления продукции – технологическое решение. Технологическое решение заключается в выборе материального носителя, материалов, способа печати и тиража будущего потребительского товара.
Материальный носитель определяет размер макета и его форму, в зависимости от того, что это будет: конверт для винила, кассета или компакт-диск. От тиража альбом зависит выбор способа печати его обложки (цифровая или офсетная). А материалы способны подчеркнуть художественную идею и усилить впечатление от продукта.
Таким образом, дизайн-концепция оформления упаковки потребительских товаров – комплексное понятие, опирающееся на теоретическую базу, сочетающую в себе элементы различных областей. Для проектирования дизайн-концепции необходимо владение комплексом специальных знаний, умений и навыков.
Методика обучения проектированию дизайн-концепции оформления продукции - это совокупность приёмов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками дизайн-проектирования.
Целью методики обучения проектированию дизайн-концепции оформления продукции является овладение обучающимися основными знаниями, умениями и навыками по проектированию различных объектов.
Проектирование дизайн-концепции оформления упаковки потребительских товаров позволяет решить следующие задачи:
Обучающие:
 знакомство с понятием «дизайн-концепция» в проектировании;
 изучение теоретических особенностей проектирования дизайн-концепции оформления продукции;
 овладение навыками комплексного проектирования осмысленной дизайн-концепции оформления продукции.
Развивающие:
 развитие творческого мышления и творческих способностей;
 развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, проведения аналогий, анализа, обобщения);
 развитие умения сочетать художественную графику, фотографию, шрифт для создания продукции;
 развитие умения анализировать мировой опыт развития различных видов дизайна и делать полезные для себя выводы;
 развитие умения находить оригинальные приемы и оптимальный вариант для реализации идеи;
 развитие умения применять на практике теоретические знания в области основ композиции и колористики;
 развитие умения провести предпроектный анализ для решения проблемы.
Воспитательные:
 воспитание самостоятельности;
 формирование интереса к дизайну.
Методика обучения проектированию дизайн-концепции оформления продукции содержит элементы, синтезирующие возможности инженерно-технического и художественного творчества, что предопределяет специфику подготовки будущего дизайнера и технологии профессиональной работы.
Обучение проектированию дизайн-концепции оформления продукции происходит в рамках учебной программы «Дизайн и пространственное моделирование», для обучения школьников среднего и старшего звена в области графического дизайна. Модуль основывается на теоретической базе полученной обучающимися в ходе изучения основ колористики, композиции, теории дизайна и проектирования.
Для организации учебного процесса по данной теме используются принципы наглядности, системности, последовательности, самостоятельности, учет индивидуальных особенностей, а также принцип связи обучения с практикой.
Методика проектирования дизайн-концепции оформления продукции основывается на методах ассоциаций, аналогии, предпроектного анализа, комплексного проектирования, проблемного обучения. Ключевой момент методики обучения проектирования дизайн-концепции – овладение практическими навыками дизайн-проектирования через создание проекта.
Методика разработки дизайн-концепции оформления продукции содержит пять этапов, в процессе которых ставятся проблемы, вырабатываются идеи и, в конечном счёте, создаются решения, лучшее из которых воплощается в жизнь (табл. 1). Этот процесс отличается нелинейностью. Некоторые шаги могут выполняться одновременно, а некоторые – повторяться по несколько раз в случае необходимости. На каждом этапе ставятся цели, выделяются ключевые стадии, используются специфичные методы. Итогом работы над дизайн-концепцией по этой методике должно стать полное выполнение целей и задач проектирования и повышение эффективности труда обучающегося.

Таблица 1
Методика проектирования дизайн-концепции оформления продукции
№ Этап проектирования Цель
Стадии Операции Методы Результат
1 Исследовательский Подготовить теоретическую основу для проектирования дизайн-концепции Первично-исследовательская
Изучение объекта проектирования, исходной ситуации, задания на проектирование Метод предпроектного анализа, сопоставление, планирование Выявлены закономерности проектирования дизайн-концепции графического оформления упаковки потребительских товаров, поставлены цели, задачи, определен план дальнейшей работы
Исследовательская Изучение истории графического оформления продукции, основных аспектов её дизайна
Аналитическая
Анализ аналогов объекта проектирования
Планировочная
Обозначение цели продукции, её назначения, целевой аудитории
2 Аналитический подготовить идейную базу для проектирования дизайн-концепции Аналитическая Анализ альбомов, входящих в серию, выявление художественной общности Ассоциативный, мозговой штурм, поток сознания, тезаурус, дерево идей Образная, ассоциативная и идейная основа дизайн-концепции

Ассоциативная

Создается ассоциативный ряд, который ложится в основу нескольких предложений идейного оформления
Эскизно-поисковая Выполнение эскизов первых идей
3 Концептуальный Разработать дизайн-концепцию Обобщающая
Сравнение предложений, сведение их в разные варианты общего решения Анализ, синтез, обсуждение, вживание в роль дизайн-концепция, на основе которой проектируется оформление каждого элемента
Концептуальная Выбор среди всех вариантов наиболее эффективного, его концептуальное обоснование
4 Проектный Создание макета серии музыкальных альбомов на основе разработанной дизайн-концепции Композиционная Размещение основных элементов Макетирование, синтез, обсуждение Композиционное обобщение: функциональная, эстетическая, зрительная целостность
Образно-стилевая

Проработка внешнего оформления элементов
Художественно-декоративная
Декоративное и художественное оформление, цветовое решение
Технологическая Технологическое решение проекта, создание макета
5 Рефлексивный Подвести итоги проектирования
Компоновочная

Размещение на планшете элементов спроектированной серии продукции Детализация, графические методы, анализ, оценка, дискуссия, самоанализ Выполненный, оформленный, презентованный и оцененный дизайн-проект
Описательная
Написание пояснительной записки к проекту

Презентационная
Подготовка презентации проекта, защита

Рефлексивная Анализ проделанной работы с выявлением основных успехов и неудач.

Обучение проектированию дизайн-концепции также представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих действий педагога и обучающихся. В таблице 2 представлена система деятельности педагога и обучающегося в процессе проектирования дизайн-концепции оформления продукции.

Таблица 2
Система деятельности педагога и обучающегося в процессе обучения
проектированию дизайн-концепции оформления продукции
№ Этап проектирования Деятельность педагога Деятельность обучающегося
1 Исследовательский Выдает задание на проектирование
Помогает анализировать аналоги, формулировать цели и задачи Изучает задание на проектирование, объект проектирования, его историю, анализирует аналоги объекта проектирования
Обозначает цели продукции, её назначение, целевую аудиторию
2 Аналитический Помогает обучающемуся в проведении аналитической деятельности, формирования ассоциативного ряда, применении проектных методов
Оценивает эскизы и предложения, помогает выбрать лучшие Производит всесторонний анализ продукции, выявление художественной общности
Создает ассоциативный ряд, который ложится в основу нескольких предложений идейного оформления
Выполняет эскизы первых идей

3 Концептуальный Помогает выбрать наиболее эффективное решение, объясняет обоснованность выбора Сравнение предложений, сведение их в разные варианты общего решения
Выбор среди всех вариантов наиболее эффективного
4 Проектный Консультирует обучающегося по вопросам художественного, декоративного оформления, технологическим вопросам
Дает рекомендации по созданию макета Проработка внешнего оформления продукции, детализация
Создание макета
5 Рефлексивный Оценивает проект вместе с обучающимся, подводит итоги Презентует проект
Анализирует результаты деятельности

На основе данной методики был выполнен ученический дизайн-проект упаковки звукозаписывающей продукции (Приложение 1).
На первом – исследовательском – этапе была подготовлена теоретическая основа для разработки дизайн-концепции. Проводился всесторонний обзор информации, связанной с дизайн-проектом: знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего дизайн-объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать. Исследовались исторические и современные аналоги. Были определена целевая аудитория, цель и назначение серии, составлен план работы.
На втором – аналитическом – этапе была подготовлена идейная база для разработки дизайн-концепции. Выявлена художественная общность произведений, составлен ассоциативный ряд, выполнены первые эскизы. В данном случае основой для ассоциативного ряда стала визуализация музыкального содержания жанров через природные ландшафты. Были подобраны визуальные и словесные ассоциации, характерные особенности каждого жанра было решено выразить через ассоциирование с природными текстурами и стихиями (Приложение 2).
Проводился всесторонний анализ альбомов, составляющих серию, проектировалось их музыкальное содержание, изучались представленные в серии музыкальные жанры, выяснялась их история, возникновение, стилистические особенности, художественная общность. Выбранные жанры: эмбиент, шугейз, пост-рок, индастриал.
На третьем – концептуальном – этапе непосредственно была разработана дизайн-концепция оформления продукции.
Идейной основой проекта стали взаимосвязь и единство музыки, природы и человека, в качестве основного художественного приема, который может наиболее полно реализовать и раскрыть концепцию, выбран коллаж, в качестве носителя, определяющего формат - виниловые пластинки, переживающие в данный момент пик популярности и обретающие второе рождение.
Использовался ассоциативный метод для создания художественных образов и концептуального ядра проекта. В первую очередь ассоциации были связаны с ландшафтами, так, музыка стиля «индастриал» сразу же ассоциируется с индустриальными пейзажами, заброшенными зданиями, в свою очередь пост-рок в силу сложной музыкальной структуры – с бушующей природой, её неспокойными состояниями или текстурами, в частности горными породами. «Эмбиент» – более спокойная музыка, с замедленным темпом, но в то же время имеющая некую ритмическую структуру, ассоциативно отображается в песчаных дюнах. «Шугейз» – музыка шумовая, размытая, ассоциируется с задымленной равниной. Таким образом, сложился идейно связанный между собой ряд образов, появился первый элемент концепции.
На четвертом – проектном – этапе на основании разработанной-дизайн концепции был создан макет серии музыкальных альбомов (Приложение 4). Были проработаны детали, уточнены основные и вспомогательные элементы, их размещение и расположение, внесены необходимые изменения и дополнения. Созданы развертки конвертов, оформление главной и обратной сторон и центрального ярлыка для каждой пластинки. Результатом стало композиционное обобщение – функциональная, эстетическая, зрительная целостность.
На пятом – рефлексивном – этапе были подведены итоги проектирования.
Проект скомпонован для защиты в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данным типам работ, оформлен с помощью графических средств.
Результатом проведенной дидактической и проектной работы стала разработанная методика проектирования дизайн-концепции оформления упаковки потребительского товара и спроектированная в соответствии с ней дизайн-концепция оформления звукозаписывающей продукции. Данная дизайн-концепция отвечает комплексу художественных, смысловых, тематических требований по оформлению продукции, отображает специфику звукозаписывающей продукции и является эффективной с маркетинговой точки зрения. Таким образом, можно говорить об эффективности разработанной методики и обоснованности её включения в рабочую программу «Дизайн и пространственное моделирование».

Список литературы

1. Бобринская, Е. А. Концептуализм / Е. А. Бобринская – М.: Галарт, 1994. – 216 с.
2. Генисаретский, О. И. Проектная культура и концептуализм / О. И. Генисаретский // Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. – 1987. –№ 52.
3. Быстрова, Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. – 288 с.
4. Corbijn, A. Star trak / A. Corbijn. – Munich: Schirmer/Mosel, 2005. – 144 p.
5. Грашин, А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб. пос. / А. А. Грашин. – М.: Архитектура-С, 2004. – 232 с.
6. Чернышев, О. В. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна / О. В. Чернышов – Минск.: Харвест, 1999. – 310 с.
7. Шимко, В. Т. Дизайн: Иллюстрированный словарь-справочник/ Шимко В.Т., Ефимов А.В., Минервин Г.Б. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с.

Категория: Дополнительное образование | Просмотров: 46 | Добавил: mary_moor92 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА