Суббота, 02:08 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям
[ Скачать с сервера (30.4Kb) ] 13.11.2017, 17:25

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают соответствующий характер.

«Основным принципом музыкально-ритмических движения является закон от музыки – к движению», - отмечает И.В. Лифиц .

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, была удобной для двигательных упражнений.

А.И. Буренина выделяет различные требования к подбору музыки:

С точки зрения доступности музыка должна быть:

1. небольшой по объему (1,5 минут для младших дошкольников до 3-4 минут для старших);

2. умеренной по темпу (умеренно – быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями или замедлениями) для старших;

3. музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера – «дождик», «ветер качает листики», «зайчик прыгает» и т.д. – для малышей и более сложная по художественному образу, настроению – в соответствии с музыкой – для старших).

Подбирая музыку для музыкально-ритмических движений, необходимо стремиться к разнообразию стилей и жанров: детские песни, народные мелодии, эстрадные мелодии, классические произведения. Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус

Н.В. Казакевич выделяет средства музыкальной выразительности важных для исполнения музыкально-ритмических движений: темп, динамические оттенки, ритм, размер.

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Он может быть быстрым, умеренным, медленным. Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для силовых упражнений и при обучении новым движениям. Быстрый темп нужен для движений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, поскоки, галоп и т.д. Умеренный темп используется для сопровождения большинства общеразвивающих, танцевальных упражнений.

Динамика в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Громкого звучания требуют все движения выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполняются плавные разнообразные движения.

Ритм – это организованная последовательность длительности звуков. Организованное сочетание длительности звуков называется ритмическим рисунком. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами и т.д.)

Музыкальный размер – это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Метр – чередование слабых и сильных долей через равные промежутки времени. Музыкальный размер обозначается в виде дроби. Числитель указывает на количество долей в каждом метре (такте). Знаменатель обозначает длительность этих долей. С целью закрепления музыкального размера выделяют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. Это делается посредством хлопков, притопов, акцентированной ходьбы.

Правильный подбор движений тоже является необходимым для успешного обучения музыкально-ритмическим движениям. А.И. Буренина выделяет требования к подбору движений:

Музыкально-ритмические движения должны соответствовать музыке, а также быть:

• доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

• понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир иг¬рушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для стар¬ших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д. );

• разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные по¬ложения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Характеризуя доступность ритмической композиции в целом, необходимо про¬анализировать следующие параметры:

• координационную сложность движений;

• объем движений;

• переключаемость движений;

• интенсивность нагрузки.

Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций: для детей, безусловно, относительно. Педагог должен соотнести все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка. Но важно также ориентироваться и на средние показатели уровня развития детей в группе.

Таким образом, в основе музыкально-ритмических движений лежит музыка, поэтому движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального произведения.

И.А. Буренина считает, что в старшем дошкольном возрасте следует уделять большое внимание формированию правильной осанки, поэтому упражнения для мышц плечевого пояса, спины, живота, боковых мышц туловища имеют приоритетное значение. Элементы ритмопластики, игрового стретчинга, пальчиковой гимнастики внесут разнообразие в занятие.

Очень важно учить детей двигаться естественно, непринужденно. Пробудить любовь и стремление к самостоятельному движению, научить фантазировать и творчески отвечать на музыку.

Детям нравятся имитирующие упражнения из разных сфер деятельности («рубка дров», «стирка», задувание свеч» и др.), а также упражнения танцевального характера, народные танцы, пляски, беговые и прыжковые упражнения с различными движениями рук.

Педагогу необходимо поддерживать ребенка тогда, когда он не освоил какой-то элемент, вселять в него уверенность, разъяснять ошибки и обязательно делить с ним радость и достижение результата. При проведении занятий по ритмике мы должны ориентироваться танцевальных композиций и на развитие у детей умения выступать перед зрителями, учить их двигательным действиям с предметами, обучать перестроениям и перемещениям по залу в различных направлениях. Музыкальный материал должен быть динамичным и ритмичным. Подбор движений должен соответствовать музыке.

Итак, занятие по обучению детей седьмого года жизни музыкально-ритмическим движениям должно быть разнообразным, интересным, с использованием образов, сюжетов, игр, специальных ритмических заданий и, в то же время нести определенную тренировочную нагрузку, способствовать развитию двигательных навыков под музыку и содействовать оздоровлению организма детей.

Е.А. Алексаночкина выделяет принципы обучения музыкально-ритмическим движениям:

  1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий
  2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и трудности нагрузок. Однако нужно не забывать о чередовании нагрузок с отдыхом и смене видов деятельности
  3. Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела
  4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.
  5. Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных навыков
  6. Принцип наглядности. На начальной стадии разучивания движения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом

В настоящее время существует несколько подходов к классификации методов и приемов обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим 3 позиции методов и приемов обучения музыкально-ритмическим движениям.

Н.А. Ветлугина предлагает использовать следующие методы обучения музыкально-ритмическим движениям:

  1. наглядно-зрительный, двигательный (Показ игр, плясок, отдельных их элементов.)
  2. словесный (образный рассказ о новой игре, танце, пояснения в ходе исполнения движений)
  3. упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

Она считает, что хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе участников (в этом особенность занятий ритмикой) или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности. К ним можно отнести такие:

  1. Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, развития способностей путем эпизодических обследований, а также путем наблюдения за поведением ребенка, его успехами.
  2. Использование в процессе занятий приемов по каждому ребенку:

- создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных

- индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу

- исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы, с тем чтобы одни ребята выполняли задание, а другие давали этому оценку

3. Включение по необходимости очень кратких по времени (2-3мынуты) индивидуальных занятий. [6]

И.В. Лифиц перечисляет приемы, которые можно применять при индивидуальной работе с ребенком:

- во время исполнения движения педагог встает рядом и своим показом помогает ребенку

- тихонько отзывает ребенка в сторону и предлагает посмотреть, как выполняют движения остальные

- дает подбадривающую оценку по хору движения, отмечая малейшие успехи

- оказывает ребенку помощь действием, например, держит его за руки, раскачивает руки от плеча, поправляет кисти, помогает выше приподнять ногу, оттянуть носок, повернуть корпус, ниже согнуться и т.д.

- ставит отстающего в пару с хорошо успевающим, более продвинутым .

Е.А. Алексаночкина указывает на то, что успешное обучение музыкально-ритмическим движениям зависит от использования выделенных ею методов обучения:

Методы:

  1. Метод показа способствует целостному видению художественного образа. Показ должен быть точным и законченным.
  2. Словесный метод. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными
  3. Метод музыкального сопровождения. Нужно подбирать простой музыкальный материал с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, жанровой определенностью (Марш, полька, вальс и др.) Использование на занятиях классической и народной музыки приобщает ребенка к миру прекрасного и расширяет его кругозор
  4. Игровой метод. Данный метод является доминирующим, поскольку процесс игры облегчает процесс запоминания и освоения упражнений дошкольниками, а так же вызывает интерес к занятиям.
  5. Концентрический метод заключается в том, что по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, мы вновь возвращаемся к изученному, но упражнения и задания становятся более сложными.
  6. Импровизационный метод способствует свободной импровизации воспитанников .

Таким образом, рассмотрев, все выше перечисленные методы и приемы, я пришла к выводу о том, что каждый из них должен использоваться при обучении детей старшего дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям.

План-конспект занятия по ритмике для детей 6-7 лет.

Программное содержание:

  1. учить детей выполнять поклон
  2. развивать гибкость и пластичность, музыкальность, чувство ритма, координацию движений
  3. познакомить детей с позициями ног и элементами народных плясок
  4. воспитывать эстетическое отношение к музыке

Материал: музыкальный центр, USB - носитель, фортепиано, коврики

Далее смотреть архив материала

Категория: Дополнительное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 20 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА