Пятница, 15:51 

Дипломы с моментальным получением здесь -->>

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Методический доклад «Взаимодействие педагога-хореографа и концертмейстера на уроках народно-сценического танца»
19.04.2018, 13:33

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА-ТЕАТР БАЛЕТА Г.БЕРЕЗНИКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический доклад

«Взаимодействие педагога-хореографа и концертмейстера на уроках народно-сценического танца»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Разработчик(и):                                

                                                        преподаватель хореографии I категории

                                       Пиголова Наталья Алексеевна

                                   концертмейстер I категории

                                       Горбунова Ольга Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Березники 2017г.

Введение:

Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. Педагог и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что немалую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.

Задачи на  уроках /хореографа/:

  • выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях;
  • отработка основных движений русского, белорусского, западноукраинского танцев в экзерсисе у станка и на середине, в танцевальных композициях;
  • воспитание артистичности и музыкальности исполнения движений

Задачи на уроках /концертмейстера/:

  • развитие музыкального восприятия метроритма;
  • ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
  • развитие умения согласовывать характер движения с характером музыки;
  • эмоциональное восприятие народной музыки и чувства ритма

Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах: планирование, реализация программ, учебной и постановочной работы. От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки. Работать с детьми – значить ежедневно, ежечасно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный душевный опыт, формируя его личность, развитую всесторонне и гармонично. Одним из звеньев воспитательного процесса в целом можно считать урок народно - сценического танца, в котором воспитание и обучение неразделимы. Мы для себя выделяем основные принципы процесса обучения, которые необходимо использовать в построении урока народно - сценического танца:

  1. От простого - к сложному;
  2. Доступность;
  3. Интересная подача материала.

Например, при изучении элемента украинского танца - движение «бегунок», сначала разучиваем это движение по кругу в «чистом виде», только после этого его можно исполнять в сочетании с другими движениями: различными поворотами, положением рук, и далее в более сложных комбинациях, применять в хореографических импровизациях на уроках, в танце.

Объяснять новый материал лучше всего просто, четко, немногословно.

В основе урока народно – сценического танца лежит построение урока классического танца, включающего в себя экзерсис у станка и на середине, но в отличие от классического танца, в народно - сценическом - акцент делаю (авт. Пиголова Н.А.) на разучивание отдельных танцевальных комбинаций и этюдов. Таким образом, экзерсис на середине, как основной этап урока, состоит из:

  1. Разучивание отдельных танцевальных комбинаций, движений
  2. Вращения
  3. Этюдов

Т.е. применяю те элементы урока, которые ребенку наиболее интересны, по   силам и помогают выработать устойчивость, координацию, музыкальность, в то же время, сохраняя общую структуру урока.

Серьезное место в построении урока народно – сценического танца в детском коллективе имеет и подбор репертуара и изучаемых национальностей, так как не все национальности можно брать для изучения в детском на начальном этапе обучения. Например, элементы русского, белорусского танца в детском коллективе будут усваиваться легче, чем элементы польского, узбекского танца. Дети способны усвоить невероятно много. Они активно, жадно и благодарно откликаются на слово педагога, в более старшем возрасте, соответственно, репертуар должен расширяться. Можно уже для изучения брать элементы украинского, татарского, башкирского танца          и других.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что не только к построению урока народно – сценического танца, но и ко всей работе                                               с детским танцевальным коллективом в целом нужно подходить чутко, профессионально, грамотно, учитывая все специфические особенности детского возраста, с любовью к детям и к своей профессии.

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одних и тех же произведений, ведет к механическому, неэмоциональному выполнению упражнений. Нежелательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.

Работа педагога и концертмейстера в ансамбле с танцорами.

Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество.

Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную – концертмейстер.

II. «Концертмейстер помогает создавать художественный образ» (авт.Горбунова О.Л.). Задача занятий для педагога-хореографа и для концертмейстера  – воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество, эмоционально выражать свои чувства на сцене.

Методы и приемы музыкального развития учащихся на уроках хореографии

  • Первоисточником получения знаний является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале идет работа по накоплению опыта слушания музыки.
  • Вторым источников получения знаний – является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных произведений.
  • Третьим источником является непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей.

Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения применяются следующие методы работы:

  • наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом)
  • словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности)
  • практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений)

Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении - это мелодия, основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Так же характерная особенность – чередование тяжелых звуков с более легкими – это понятие метра в музыке. Темп как скорость в основе своей и в музыке и в танце един. Все эти характеристики танцующие дети должны знать, понимать, определять. А это уже основы музыкальной грамоты. Ритм, мелодия, метр, гармония, тембр – в совокупности составляют язык музыки, и концертмейстер учит детей понимать его. Тонкое чувство восприятия музыки развивается у детей во время органичного соединения движения и музыкальной фразы (начало и окончание).

Концертмейстер учит выполнению «команд»: начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – окончание движения. Педагог – словно дирижер, управляет синтезом музыки и движения. Воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу, в ритм произведения, «слышать, чувствовать» танец.

Выполняя свою профессиональную деятельность, в процессе подготовки к занятию совместно с педагогом-хореографом применяются следующие методы работы:

  1. Наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом).
  2. Словесный (педагог-хореограф помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности).
  3. Практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений под различный музыкальный темп).

Заключение

Итак, основным принципом музыкального оформления урока народно-сценического танца мы считаем соответствие музыки характеру движения, национальному колориту, его темпу, ритму, стилю. Подбор музыкальных произведений грамотно ведется педагогом и концертмейстером с учетом характера движения и музыки. Руководствуясь вышесказанным, и педагог и концертмейстер стремятся сделать правильный выбор при музыкальном оформлении урока, и тогда народный танец поможет детям радоваться жизни и движению в ней и станет самым интересным и веселым уроком.

Литература

1. Иноземцева Г.В. «Народный танец» - М., 1971

2. Резникова З.П. «Танцы народов мира»- М., 1959

3. Стуколкина Н.М. «Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца»-

М., 1972

4. Уральская В.И. «Природа танца» - М., 1981

5. Голейзовский К.Я. «Образы русской народной хореографии» -М.,

1964

6.Телегина Л.А. «Народно - сценический танец» - Самара, 2002

7. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца:- Упражнения у станка» - М., 2003

8.Уральская В.И. «Рождение танца» - М., 2982

 

Категория: Дополнительное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 59 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломы с моментальным получением здесь -->>

Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА