Суббота, 03:05 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Методический доклад.Тема: "Ансамблевая игра в детской музыкальной школе (баян, аккордеон).
[ Скачать с сервера (32.7Kb) ] 14.04.2014, 21:00
Ансамбль – основное значение – вместе. Вся история развития баяна и аккордеона, несмотря на сравнительную молодость, тесно связана с ансамблевым творчеством. И в последнее десятилетие интерес к этому виду музицирования ещё больше возрастает. Особенно велика роль ансамбля в учебном процессе, как предмета, способствующего всестороннему развитию музыканта. Развитие баянной - аккордеонной школы требует обучения ансамблевой игре. Именно ансамблевая игра может способствовать воспитанию и подготовке высококвалифицированных музыкантов, расширяя их кругозор, стимулировать развитие художественного вкуса. Юные музыканты приобретают навыки ансамблевых функций: мелодических, гармонических, полифонических, ритмических, аккомпанирующих. В процессе игры в ансамбле у учащихся развивается: эстетический вкус, музыкальная память, внимание; чувство ритма, метра, темпа, динамики, агогики; ответственность за исполнение своей партии. Участие в одновременной игре приучает участников ансамбля слушать не только себя, но и других исполнителей, повышает общую музыкальную культуру. Ансамблевое творчество расширяет исполнительские возможности музыкантов, делая доступным исполнение сложных произведений, тем самым расширяя и обогащая музыкальный кругозор исполнителя. Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, обогащает музыканта и способствует развитию его как сольного исполнителя. Коллективное музицирование даёт возможность реализоваться даже самому слабому учащемуся, даёт возможность его активного участия в концертной деятельности. В современных условиях музыкальная школа является одна из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель школы общего музыкального образования - сделать музыку достоянием не только одарённых детей, которые изберут её своей профессией, но и всех тех, кто обучается в ней. Многие учащиеся за все годы обучения в школе по причине недостатка игровых навыков, необходимых данных или работоспособности не имеют возможности выступать как солисты в школьных концертах. Не редки и другие случаи, когда общее развитие учащихся опережает их исполнительские возможности. Это не удовлетворяет учащихся, и, в свою очередь, приводит к потере интереса в занятиях. Игра же в ансамблях и оркестре делает учащихся разной подготовленности равноправными исполнителями и независимо от степени трудности партий, даёт возможность выступления на самых ответственных концертах, стимулируя тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях. Именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку. Баян и аккордеон звучат хорошо и полноценно не только, как солирующие инструменты, но и в сочетании с другими инструментами в дуэтах, трио, квартетах, больших ансамблях. Чаще всего встречаются баянные, аккордеонные и смешанные ансамбли. Лучше всего, если в смешанные ансамбли будут входить тембровые инструменты. Одними из наиболее перспективных ансамблевых форм являются дуэты и трио. Дуэт по сравнению с другими ансамблями – более мобильный, его легче организовать, проще найти двух психологически и технически совместимых музыкантов-партнеров. В младших классах обычно образуются дуэты, трио, а в старших классах могут формироваться и более крупные ансамбли. Развитию навыков ансамблевого исполнения следует уделять внимание с самого начала обучения игре на инструменте, а именно, как только учащийся овладевает основными приемами игры: постановкой инструмента, постановкой каждой руки, меховедением т. д. На первом этапе совместной игры дети сталкиваются со многими трудностями. Основная сложность заключается в том, что дети ошибаются, останавливаются, желая исправить ошибку, начинают повторять не получившееся место. В процессе обучения приобретается «партнерский» навык игры, умение пропускать ошибки и «ловить» следующие такты. Детям трудно быстро приспособиться друг к другу на первом этапе. Чаще всего первым партнером у ребенка оказывается преподаватель, который держит игру под постоянным контролем: держит темп, ритм, ведет фразировку. За ним тянется и прислушивается ученик. Игра в ансамбле «Учитель-ученик» помогает ребёнку уже на первых уроках почувствовать себя равноправным музыкантом, даже исполняя несколько звуков. Материалом может служить детские песенки, музыка к мультфильмам, телепередачи. С постепенным охватыванием звукоряда, введение всё новых ритмов, усложнение фактуры происходит дальнейшее развитие двигательного аппарата, зрительных и слуховых ощущений, навыков чтения с листа. После такой подготовительной работы в паре с педагогом составляется самостоятельный ансамбль из учащихся. Если в ансамбле играют только дети, то процесс выучивания произведения затягивается. При систематических занятиях, за год дети быстро привыкают к ансамблевой игре и с интересом ею занимаются. От преподавателя индивидуального класса требуется тонкая наблюдательность за учеником, умение замечать особенности поведения, исполнение каждого ученика на уроках, его реакцию на музыку, приспособление к инструменту. Накопление и обобщение мелких фактов позволяет педагогу проникнуть в глубокие психологические процессы и главное – выделить особенное, индивидуальное в каждом ученике. Все «музыкальные» ученики музыкальны по-разному, а все «ленивые» - ленивы по разным причинам. И эти причины необходимо устранять. Большое значение необходимо уделять подбору участников ансамбля. Следует учитывать желание учащихся играть с тем или иным партнёром. Важно учитывать близость музыкального вкуса участников, их интересов, уровня развития и степень владения инструментом. Сольные выступления на зачётах и экзаменах являются для многих детей стрессовой ситуацией, а при ансамблевой игре ребёнок меньше волнуется, чувствуя «плечо друга». Также участники ансамбля выступают более ярко, концертно, так как увлечены образом и эмоциональным содержанием музыки. Составляя ансамбль (дуэт, а особенно трио, квартет), важно учитывать особенности каждого ребенка. Дети разные: одни более способные, другие – менее. Одни много работают, другие – мало. Некоторые дети хорошо владеют техническими навыками, другие более тонко чувствуют музыку и выразительно играют. Таким детям очень нравится играть произведения кантиленного характера. Поэтому важно подбирать участников ансамбля не только по способностям, но и по темпераменту, трудолюбию, заинтересованности. Если у кого-то из музыкантов в ансамбле что-то не получается, то руководитель видит это, как общую не сыгранность, недоученность. Важно безошибочно разграничить «достоинства» и «недостатки» каждого ученика, в особенности интенсивно развивающегося. Важно подбирать детей по возрасту и по классу, учитывать их физические данные. А сделать это бывает непросто. Ансамблевая игра – это мощный стимул для роста исполнителя. Задача педагога заключается не в том, чтобы сдержать более способного ученика, снизить его порывы до уровня других, а наоборот – педагог должен помочь остальным участникам ансамбля поднять технический уровень, их стремления до лидера. Игра в инструментальном дуэте имеет свои специфические сложности. Дуэт является самой малой ансамблевой формой. Незримые нити, которыми связаны партнеры, здесь особенно ощутимы: каждая партия всегда на виду и один исполнитель не сможет «спрятаться» за спину другого. Даже самая незначительная ошибка одного из ансамблистов, сразу же снижает уровень игры. Следовательно, партнеры должны быть равноценными по своему профессиональному уровню. Важное значение имеет умение выбрать репертуар. Начинать занятия по ансамблю с учащимися со средними музыкальными данными надо с доступных детям произведений. Ученик проявляет интерес к занятиям только тогда, когда не чувствует своей беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Задачи педагога является правильный выбор таких пьес. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем так и не сыграть сложную. Педагогу следует ясно представлять, какие задачи он ставит перед ансамблем, чего хочет от него добиться. На начальном этапе – это наработка определенных навыков в ансамблевой игре: в первую очередь - умение слушать друг друга. До ансамблевой игры дети выступали как солисты, каждый играл пьесы, где была четко выражена мелодия (в правой или в левой руке). В ансамблевой игре мелодическая линия может переходить от одного музыканта к другому (перекличка). Поэтому важно научить слышать мелодию целиком, а не только себя. Начинающим лучше всего учиться на медленных, мелодичных, знакомых пьесах. Главное в ансамбле – правильное соотношение звучания каждой партии. Музыкант, исполняющий мелодию, должен добиваться более яркой звучности, чем другие. Бас исполняется тише, чем мелодия, но громче средних голосов, создавая основу для мелодии. Полноценность звучания во многом зависит от исполнения аккомпанемента. Партия аккомпанемента должна поддерживать нюансировку, фразировку мелодии, сопровождать ее в соответствии с характером произведения. Распределив партии между играющими, начните изучение каждой партии отдельно. Первое время, при совместной игре, ведите громко счет вслух, а не отбивайте его ударами ноги, т.к. это может стать дурной привычкой. Нужно обратить внимание, чтобы мелодия, исполняемая одним из ансамблистов, хорошо выделялась на фоне проведения второй партии, а вторая сопровождала мелодию чутко, не заглушая ее. Следует также поучить совместно только партию левой руки. Четкое исполнение ритмического рисунка послужит твердой основой для игры двумя руками для соединения всех партий воедино. Надо заметить, что игра в унисон (вдвоем, втроем) принесет всем существенную пользу в приобретении новых и отшлифовке уже полученных игровых навыков. Уже говорилось, что партнеры в ансамбле подбираются равноценные, однако это не означает отсутствие лидера в нем. Существуют три типа взаимоотношений между участниками в любом коллективе. Это – авторитарный, либеральный и коллегиальный. Авторитарный – влияние одного из музыкантов, стремление к беспрекословным выполнениям его требований другими. Этот тип ограничивает права, инициативу других участников. Подобный тип наблюдается редко, малоэффективен в проблемных ситуациях. Хотя часто применяется на самых ранних этапах занятий в ансамбле. Например в составе ансамбля «ученик – педагог», где конечно же ведущая роль принадлежит педагогу. Либеральный характеризуется отсутствием музыканта – лидера, способного возглавить ансамбль и повести за собой к намеченной цели. Такие ансамбли чаще всего встречаются в учебной практике и после ее прохождения прекращают свое существование. Совместная деятельность музыкантов заключается лишь в освоении новых произведений, в знакомстве с основами ансамблевого исполнения. Коллегиальный тип представляется наиболее прогрессивным, т.к. дает возможность каждому из музыкантов наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. Партнеры, ставшие единомышленниками в результате дискуссии, творческого спора, продуктивно работают в проблемных ситуациях, взаимодополняют друг друга. Если один из участников ансамбля успел предварительно ознакомиться с новым произведением, то на первых репетициях он, как правило, выступает в роли лидера. Это связано с тем, что его партнеры еще не имеют своего мнения о произведении и поэтому безболезненно принимают за основу предложенный вариант. В дальнейшей совместной работе, когда у участников появляются собственные точки зрения на интерпретацию сочинения, могут возникнуть разногласия разночтения. Характер противоречий, формы их развития и способы разрешения всегда различны. Чем больше инициативы от участников ансамбля, тем больше спорных ситуаций и тем интереснее искать нужный вариант. В процессе углубления в работу, возникает большее понимание образного содержания произведения. Активно совершенствуется ансамблевая техника, более идентичными становятся: артикуляция, штрихи; усиливается синхронность ритма и темпа; достигается динамический и тембровый баланс. Главное заключается в том, что ансамблист должен не только владеть многим исполнительскими средствами, присущими сольному музицированию, но также сочетать индивидуальные приемы игры с манерой игры своего партнера. Лишь тогда наступает синхронность звучания, согласованность партий, даже на паузах. Должно создаваться впечатление, что как – будто играет один музыкант. Ощущение «Я» каждого музыканта сливается в монолитное «МЫ». В процессе игры музыканты должны найти тот темп, который точно выражает характер произведения. Техническое подстраивание к бездумному пульсу метронома лишает исполнение живого дыхания. Единое понимание темпа – важнее общего ощущения метра и ритма. Чтобы играть синхронно, нужно слышать в музыке мерное чередование сильных и слабых долей, ощущать единый метро - ритмический пульс. Это придает звучанию устойчивость, стройность, внутреннюю упругость. В произведениях, которые предполагают свободу темпа и ритма, задача усложняется. Обычно устремленность мелодии к кульминации, сопровождается усилением экспрессии, и как следствие, некоторым оживлением темпа. Противоположное развитие характера – ослаблением напряжения и замедлением движения. Тогда любые темпоритмические нюансы будут не только логичными, но и не предсказуемыми. От всех музыкантов требуется лишь внимание и готовность следовать за лидером. Огромную роль в ансамблевом исполнении играет визуальный контакт между исполнителями. При необходимости начать играть вместе, один из партнеров должен дать ауфтакт едва заметным, но четким кивком головы, показав нужный темп. Визуальные контакты при игре в ансамбле обусловлены самой музыкой, в которой обычно много «диалогов», «перекличек». Динамические оттенки помогают полнее раскрыть общий характер музыки, эмоциональное содержание. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать особенности форм произведения. Очень важно научить совместному исполнению динамических оттенков. Для многих начинающих участников ансамбля большой трудностью является определение градации собственному звучанию в коллективе. Одним хочется играть громче всех, другим наоборот «Спрятаться за спину». Поэтому необходимо воспитывать сознательно творческое отношение к делу, понимание роли каждой партии в данном произведении. Динамику в ансамбле следует рассматривать в двух видах: горизонтальной – чередование сменяющих друг друга динамических уровней и вертикальной – баланс голосов в общем звучании. Различные элементы фактуры должны звучать разными динамическими оттенками (фон, сопровождение, подголоски и главная тема). Некоторые партии звучат мягко и служат фоном, другие звучат ярче, являясь средним планом, а третьи выделяются на первом плане. Важным критерием осмысленного исполнения является артикуляция. Должна быть максимальная согласованность и слаженность партий. В полифонических пьесах, состоящих из нескольких составляемых элементов, целесообразно оттенить их исполнительскими средствами. Там, где фактура складывается из разных длительностей нот, более мелкие длительности следует исполнять с большей «связанностью», чем крупные. Важным средством является выбор тембровой палитры. Известно, что одна и та же мысль, исполняемая разными звуковыми красками, приобретает разный смысл. Умелым подбором регистров можно изменить характер произведения, логически связывать разделы. Выбирая регистр, нужно учитывать, что данный фрагмент состоит в системе целого, поэтому нужно слышать, как сочетаются между собой по тембру разделы. Со сменой регистров должна сохраняться запись и звучание в данной октаве в тексте. Выбор регистра зависит от того, является ли данный размер кульминацией или только ступенью в процессе развития мелодии. Знание тембровых возможностей инструментов и умелый выбор темпов, обогатит звучание. Регистры позволяют имитировать отдельные инструменты (фагот, кларнет, пикколо, скрипка, концертино и др.). Но нужно помнить, что чрезмерное использование регистров, особенно смешанных, привносит в исполнение ощущение хаоса. Важен не только сам тембр, сколько взаимодействие одних с другими, колоритность, контрастность. Таким образом, исполнительская техника в ансамблевой игре предполагает целый комплекс средств выражения: свободное владение инструментом каждым из участников, динамика, общая артикуляция, метроритм и т.д. Техничен и профессионален тот коллектив, который способен в звуке полноценно и убедительно воплотить свои творческие намерения. Чем выше художественные особенности произведения, тем больше обогатит учеников работа над ним, каждый урок будет открывать что-то новое. Дети воспринимают многие музыкальные произведения иначе, чем преподаватели. Детям ближе классическая и народная музыка для разбора и исполнения в силу своей простоты и ясности музыкальных образов и средств выражения. На подобных произведениях закладываются основы музыкального вкуса. И лишь постепенно дети приходят к пониманию новой, современной музыки. Именно ансамблям в большей степени становится подвластна мировая музыкальная литература, как камерно – инструментальная, так и оркестровая. Работа с учащимися в ансамбле или оркестре выдвигает целый ряд требований воспитательного и организационного характера. Это прежде всего - воспитание чувства ответственности перед коллективом: регулярное посещение занятий, точный приход на урок, подготовка своего рабочего места. Необходимо внушать детям, что отсутствие дисциплины мешает творческому процессу, свидетельствует о неуважении к своим товарищам, к делу. Примером дисциплинарного и сознательного отношения должен быть сам педагог. Личный авторитет руководителя играет огромную роль. Концерт, выступление - является творческим итогом любого коллектива. Предметом внимания руководителя должна стать подготовка ансамбля к выступлению, поведение на эстраде, выработка устойчивого внимания, чёткости и продуманности действий. Участникам необходимо чётко знать, кто с какой стороны и за кем выходит на сцену. Надо следить за тем, чтобы каждый выходил внешне активно с правильной осанкой, соблюдал интервал в движении, шёл в определённом едином темпе, знал своё место на сцене, красиво стоял или сидел, красиво держал при выходе инструмент. Не менее сложный организационный момент - уход со сцены. Немаловажное значение имеет и требовательность к внешнему виду выступающего. Рекомендуется коллективно обсудить о выступлении самими участниками ансамбля, дать возможность выразить впечатление о своей игре. Игра в ансамбле предоставляет юному музыканту возможность творческого общения с широкими массами слушателей. Ансамблевая игра является не только одной из важных форм развития профессиональных навыков у исполнителей. Она также формирует характер, прививает детям чувство коллективизма, товарищества, причастности к большому делу, пропаганды музыкальной культуры. Задача музыкальной школы и педагогов – широко популяризировать новых композиторов, воспитывать на классических произведениях, изучать произведения в разных стилях и жанрах. Очень важно самим преподавателям играть на концертах, показывая детям пример. Развитие ансамблевого исполнительства способствует дальнейшему росту популярности баяна и аккордеона - любимых инструментов русского народа.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: lleennaa
Просмотров: 2026 | Загрузок: 134 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА