Воскресенье, 04:55 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
[ Скачать с сервера (52.9Kb) ] 12.10.2015, 15:58

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЦКОГО РАЙОНА И ГОРОДА БЕЛОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
г. БЕЛОРЕЦК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор: Методист
МОБУ ДОД ЦВР г. Белорецк Бармина Т.А.

Белорецк, 2015
Аннотация
Методические рекомендации составлены с целью оказания методической помощи в оформлении учебно-исследовательской работы с обучающимися в образовательных учреждениях.
Данные рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, образовательных школ, занимающихся исследовательской деятельностью.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.

Существует несколько основных форм представления результатов учебно-исследовательской работы обучающихся. Это может быть доклад, сообщение, статья, отчет, стендовый материал, тезисы и другое. Но чаще всего учебно-исследовательские работы наших ребят отправляем на конкурсы. И многие считают, что оформление это не обязательная формальность. На самом деле к оформлению предъявляют особые требования ко всем, как к тем, кто занимается наукой, так и к тем, кто только учится этому. Как правило, в положение о конкурсе включают условия конкурса, где прописывается объем работы, требования к шрифту, вид представления работы, оформление титульного листа и другое. Но не всегда прописываются правила оформления, хотя указывают на то, что если работа не соответствует правилам оформления – то рассматривать не будут.
Цель: оказать методическую помощь педагогам дополнительного образования, учителям и обучающимся в оформлении исследовательских работ.
Актуальность: при оценке исследовательских работ обязателен критерий оценивания по оформлению.
Цели проведения учебного исследования с обучающимися:
• приобщить их к процессу выработки новых знаний;
• освоить один из нестандартных видов познавательной деятельности;
• научить пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;
• выработать умение работать с основными компьютерными программами;
• предоставить возможность выступить публично, провести полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.
При написании исследовательской работы с обучающимися развиваются умения:
• анализировать, систематизировать (анализ — это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств);
• сравнивать (сравнение — это способ познания посредством установления сходства и различия);
• обобщать и классифицировать (обобщение — это способ познания посредством определения общих существенных признаков);
• определять понятия (понятие — это слово или словосочетание, обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные признаки);
• доказывать и опровергать доказательство — это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения ранее доказанных утверждений.
• Опровержение — это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения.
Этапы работы над учебным исследованием.
1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.
3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.
4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Требования к оформлению и содержанию каждой структурной единицы.
1. Титульный лист (см. приложение 1)
Оформление титульного листа, как правило, прописывается в положении, в общий объем работы не входит, но оценивается. Иногда просят предоставить титульный лист в двойном экземпляре. Всегда очень внимательно читайте положение о конкурсе.
На титульном листе указываются:
«Шапка» — указание принадлежности, для какого конкурса, т.е. кем объявлен (соблюдается иерархия принадлежности; например: сначала вышестоящие, министерство образование РФ (если уровень Российский), потом РК (если уровень республиканский), потом Белорецк, школа). Все прописывается заглавными буквами.
Название конкурса, номинация или секция, тема работы;
Фамилия, имя, отчество (полностью) автора, дата и год рожден класс, название учебного заведения, населенный пункт и его административно-территориальное подчинение, домашний адрес с индексом, сотовый телефон, e - mail;
Фамилия, имя, отчество (полностью) научного руководителя, его должность, адрес с индексом места работы, рабочий или домашний телефон, e - mail.
Указание города без буквы «г», через запятую год без буквы «г» или слова «год».
Сокращения и аббревиатуры не допускаются
2. Пример оформления оглавления (именно оглавление, а не содержание).
Оглавление (приложение 2)
I. Титульный лист
II. Оглавление (страницы указываются от…и до… прим: с.3 - 5)
III. Введение
IV. Основная часть – не пишется, вместо этого название либо самой работы, либо её основной части
Глава 1 и название
1.1.с.
1.2.с.
Выводы к первой главе
Глава 2
2.1с
2.2 с
Выводы ко второй главе
Глава 3.
3.1с.
3.2с.
Выводы к третьей главе
V. Заключение
VI. Список источников и литературы
VII. Приложение
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3. и т.д. сколько их есть
Кавычки в названиях не прописываем, только если цитата. Заголовки или названия глав и параграфов должны быть точно такими же, как в тексте работы. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке или последовательности.
Наименование структурных элементов «Оглавление», «Список использованной литературы», «Введение», «Заключение», «Приложение» - в середине строки без точки в конце, прописными буквами, не подчеркивая.

3. Введение.
Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики. Объем один-два машинописных листа. Необходимо сформулировать проблематику (обоснование выбора темы);
Цель (зачем вы делаете эту работу) и задачи (как достигнуть цели; не более двух) работы; обосновать ее актуальность; новизна; выдвинуть гипотезу (рекомендуют выдвигать гипотезу после написания работы, т.к. это ожидаемый результат; допускают в некоторых видах исследований не писать); провести краткий обзор литературных (либо других) источников по проблеме исследования; указать место и сроки проведения исследования; дать характеристику района исследования; описывается объект и предмет исследования;
методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала); можно описать структуру и этапы исследования; обязательно — практическая значимость.
Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования (приложение 3)
ТЕМА отражает характерные черты проблемы.
ПРОБЛЕМА (гипотеза) исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала); можно описать структуру и этапы исследования; обязательно — практическая значимость.
Методы НИР: наблюдение, эксперимент.
4. Основная (содержательная) часть.
Основная часть не должна содержать более трех глав. Название этой части как основной скорее связано с её большим объемом, чем у остальных частей, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы. Глава 1 обычно содержит анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме. Главы 2 и 3 описывают практические этапы работы, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, в конце каждой главы обобщаются результаты. Содержание основной части должно полностью соответствовать теме и полностью её раскрывать. Главы основной части – это ваши задачи, которые поставили вначале работы и название должны быть созвучны. Важно показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал.
Каждая глава начинается на новой странице.
5. Заключение.
Заключение обычно составляет не более одной-двух страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования, логически стройно излагаются полученные результаты и их соотношение с целью и задачами, предлагаются рекомендации. Отмечаются степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований: какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.
6. Список источников и литературы.
Не следует писать «используемой», т.к. в этом списке нельзя указывать литературу или источники, которые не использовались в работе. Если автор делает ссылку на какие - либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке с указанием номера страницы, откуда взяты приведенные материалы. Не рекомендуется размещать в списке справочники, энциклопедии, научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы. Последовательность такая:
I. Требования к оформлению работы
Текст доклада печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А-4.
Шрифт типа Times New Roman, размер 12-14, межстрочный интервал 1.5-2.Поля : слева 25 мм. справа 10мм, сверху и снизу 20мм.
II. Литература.
Обязательные элементы библиографического описания книги:
фамилия и инициалы автора: по ГОСТу после фамилии автора ставится запятая;
полное название книги;
место издания;
издательство;
год издания;
количество страниц.
Все данные о книге разделяются в библиографическом описании условными разделительными знаками (точка, тире, двоеточие).
В описание должны входить:
фамилия и инициалы автора (если таковой имеется), полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т. п.);
после косой черты – данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются);
после тире – название города, в котором издана книга; Для целого ряда городов, в которых издается особенно много книг, приняты специальные сокращения. Вот некоторые (основные) из них:
М. – Москва,
Л. – Ленинград,
СПб. - Санкт-Петербург,
Н. Новгород - Нижний Новгород,
Ростов на/Дону - Ростов-на-Дону;
после двоеточия – название издательства, которое ее выпустило;
после запятой – год издания, и через точку – тире количество страниц (этим дается представление об объеме публикации).
Примеры библиографических описаний.
а) Монотомные издания
Книги одного автора:
Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет : учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 640 с.
Книги двух и трех авторов: вначале пишут одного автора, сведения о втором и третьем – за косой чертой после заглавия:
Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - 3-е изд. - М.: Экономист, 2003. - 528 с.
Николаева, М.А. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов / М.А. Николаева, Д.С. Лычников, А.Н. Неверов. - М.: Экономика, 1996. - 108 с.
Сабитов, Р.А. Налоговые преступления: уголовно-правовые и криминологические аспекты: сб. науч. тр. / Р.А.Сабитов, В.Г.Пищулин; Челяб. гос. ун-т. – Челябинск, 2001. – 107 с.
Книги, описанные под заглавием - к ним относят: книги 4, 5 и более авторов, сборники авторов-составителей, или под редакцией
Япония: справочник / под общ. ред. Г.Ф.Кима; сост. В.Н.Еремин и др. - М.: Республика, 1992. – 544 с.
Управление персоналом: учеб. пособие / С. И. Самыгин и др.; под ред. С. И. Самыгина. – Ростов на/Дону : Феникс, 2001. - 511 с.
Переводные издания:
Котлер, Ф. Основы маркетинга : пер. с англ. / общ ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1993. - 736 с.
Материалы конференций, симпозиумов, съездов:
Образовательная среда сегодня и завтра: мат. II Всерос. науч.- практ. конф. / отв. ред. В.И. Солдаткин. - М.: Рособразование, 2005. – 384 с.
Сборники научных трудов:
Компьютер и историческое знание: междунар. сб. науч. тр. / отв. ред. Л.И. Бородкин, В.Н. Владимиров. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1994. - 208 с.
Словари:
Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. - М.: Олимп; АСТ, 1998. - 608 с.
Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. – 5-е изд. – М, 1986. – 590с.
б) Многотомные издания.
Издание в целом:
Справочник товароведа. Непродовольственные товары. В 3 т. – М.: Экономика, 1988. -1990. (В этом случае страницы не указывают, но, если используют отдельный том, – страницы необходимо указать)
Отдельный том:
Беляшов, В.А. Таможенный энциклопедический справочник: В 2 т. Т.1: А-О / В.А. Беляшов, под ред. И.Ю. Краснянского. - М.: Летописец, 1999. - 832 с.
в) Статьи из периодических изданий:
Козырев, Г. И. Конфликты в организации / Г.И.Козырев // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - N 2. - С. 136-150
Петров, В. Кадры решают все / В.Петров // Известия. – 1999. – 22 мая. – С. 2. Транспортный комплекс России: итоги 2001 года и задачи на 2002 год // Логистика. – 2002. – № 1. – С. 10–13.
При наличии значительного количества просмотренных периодических изданий по теме работы, рекомендуется выделить их в самостоятельный раздел списка, в котором можно отдельно сгруппировать описания просмотренных журналов, газет и т. д. В списке указывают основное заглавие каждого издания, сведения об издающей организации, место издания и в круглых скобках - с какого года и по какой год просмотрены издания.
г) Нормативно–правовые акты.
Министерство образования и науки РФ. Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации: приказ Минобразования РФ от 03.12.1999 N 1075 (ред. от 21.01.2003, с изм. от 28.11.2008) // КонсультантПлюс; Российская газета, N 129, 05.07.2000.
Российская Федерация. Законы. О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ: принят Гос. Думой 22.12.1995г. // Собрание законодательства РФ от 29 января 1996г., N 5, ст. 411
д) Научные труды.
Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности (в обучении естественным предметам): дис... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Казань, 1983. – 176 с.
Разагатова, Н. А. Муниципальная модель организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – М., 22 с.
Сотник, В. Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Воронеж, 2000. - 177 с.
е) Архивные документы.
Название архива. Номер фонда: Основное заглавие фонда, номер описи, номер дела (ед. хр.), номер листа.
ЦГАРК. Ф. 118. - Оп. 1.- Д. 6200.- Л. 56.
При описании архивных документов необходимо соблюдать единообразие в применении условных разделительных знаков. В списке использованных архивных документов сначала приводят дела центральных государственных архивов, затем материалы местных архивов. При отсутствии в работе списка условных сокращений, при описании источников, названия архивных учреждений приводят полностью, например, Центральный государственный исторический архив Украины во Львове. Ф. 52: Городская ратуша.- Оп. 1.- Д. 57.- Л. 3, либо ЦГИАУЛ. Ф. 52: Городская ратуша, оп. 1, д. 57, л. 3.
ж) Электронные ресурсы.
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: [Электронный ресурс]. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
з) Интернет – ресурсы.
Web-мастер Козлова Н.В. – [Электроный ресурс]. – М.: Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – яз. рус., англ.
Медведев, Д. Россия, вперёд!: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. kremlin@gov.ru. - Загл. с экрана. – яз. рус., англ.
и) При описании трудов древних и средневековых авторов приводят имя автора, название труда, номер книги, главы, речи, песни, стиха, например,
Геродот, iv, 25. ,Теофраст. Описание растений, v, 6, 1-2.
к) При описании летописи приводят ее название и дату, например, Лаврентьевская летопись, под 1110 г.
л) Пример описания картографического документа
Агроклиматический атлас мира.- М.; Л.: Гидрометеоиздат, 1972.- 116, [26] с.
м) Примеры описания патентных документов
А. с. 993174 СССР. Способ контроля качества полупроводниковых приборов / Т. В. Торчинская, М. К. Шейнкман, Н. Е. Корсунская, И. В. Маркевич, Л. Н. Байдоха, М. А. Мирзажанов.- Заявка 3334675 / 18-21. Приоритет изобретения 31.08.81; Опубл. 30.01.83, Бюл. n 4. или кратко: Пат. 1007559 (СССР).
н) Пример описания нормативно- технического документа
ГОСТ 7.4-95. Издания. Выходные сведения: Межгосударственный стандарт / Разработан Рос. кн. палатой Комитета РФ по печати; Внесен Госстандартом России; Принят: Госстандарт России, Госстандарт Украины и др.- Взамен ГОСТ 7.4-86.- Минск: Изд-во стандартов, 1996. - 50 с. или кратко: ГОСТ 7.4-95.
о) Интервью
Балыхин Г.А. «Отраслевая система оплаты труда - возможность дифференцировать зарплату по уровню образования и стажу работы» : интервью Т.П.Анишиной, гл. редактора журн. «Справочник руководителя ОУ»
Иванова В.Н. «Моя судьба – училище родное»»: интервью И.Лоскутовой, Д.Макеевой, учащихся гр.206 Профессионального училища №…
п) В случае использования в работе материалов писем, полученных в результате поиска, указываются фамилия, имя, отчество автора письма, дата получения, название музея, где данное письмо зарегистрировано в качестве экспоната под собственным номером.
Например:
Список используемых писем:
Федоров И.Д.: Письмо от 12 июня 2003// Музей ПУ-34. -№экспоната 125.
Наиболее полным источником для составления библиографического описания является титульный лист. Каждая запись состоит из областей и элементов, которые отделяются условными знаками препинания (. – точка и тире,, - запятая,; - точка с запятой, ; - двоеточие, / -косая черта, // -две косые черты, ()- круглые скобки.
III. Интернетресурсы.
Сначала название сайта, название статьи, автор, год и только потом ссылка.
Список составляется в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТа Р7.05-2008.
7. Оформление приложений.
Если автору методической разработки необходимо добавить приложения, то они располагаются в конце работы и каждое приложение пронумеровывается и описывается легенда. Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. выносятся в конец работы — в приложения, в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.
Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб.
Приложение — это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:
-размещаются после библиографического списка;
-в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
-каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в тексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.
Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных. Если таблица одна, то ни заголовок, ни слово таблица не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:
Как видно из таблицы…
По результатам анализа (см. таблицу) видно, что…
Если в работе две и более таблицы, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Например:
Данные анализа (табл.5) показывают, что…
При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных глав следует повторить и над ней поместить слова «продолжение таблицы 5». Если заголовки столбцов громоздкие, допускается их не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и на следующей странице повторяют их нумерацию. Заголовок таблицы не повторяют.
Основными видами иллюстративного материала в исследовательских работах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.
Чертеж — основной вид иллюстраций в технических работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма, оборудования или их части.
Фотография - особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Фотография — это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объекта наблюдения и т.д.). Каждая фотография должна иметь легенду: где, когда, кем сделана, что изображено и т.д.
Схема - это изображение, передающее с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.
Диаграмма - способ изображения зависимости между величинами. К диаграммам прибегают для наглядности изображения и анализа массовых данных.
Графики используют как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. И на графике, и на диаграмме должны быть четко отмечены единицы измерения, числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателей, словесные пояснения условных знаков. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку проводят в подрисуночной подписи. Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать значениями, в пределах которых рассматривается зависимость.
Иллюстративные материалы должны быть выполнены на стандартных листах бумаги тех же размеров или наклеены на стандартные листы бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям и рисункам должны быть с лицевой стороны.
Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк. Внутри строк рекомендуется помещать формулы короткие, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования располагают на отдельных строках. Также поступают и с химическими уравнениями. Нумеровать следует только наиболее значимые формулы, на которые есть ссылки в тексте. Порядковые номера формул обычно обозначают арабскими цифрами в круглых скобках и располагают у правого края страницы. Если номер не умещается после формулы, его располагают также справа, но строкой ниже. Место номера формулы в рамке находится вне рамки против основной строки формулы по правому краю. Место номера формулы- дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы. Формула включается в предложение как полноправный элемент, полому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.
Символ - это условное обозначение математических и физических величин, единиц измерения, математических знаков. В качестве символов используют буквы русского, латинского, греческого и готического алфавитов. Чтобы избежать совпадения символов различных величин, применяются индексы. Индексом могут служить строчные буквы русского, латинского и греческого алфавита, арабские и римские цифры, штрихи. Располагаются индексы справа от символа внизу или вверху. Не допускается одновременное применение верхнего и нижнего индексов.
Экспликация - это объяснение символов, входящих в формулу. Экспликация должна отвечать следующим требованиям:
Размещаться только после формулы, от которой отделяется запятой.
Начинаться со слова «где».
Символы надо располагать в порядке упоминания в формуле. В формулах с дробями сначала поясняют числитель, а потом знаменатель.
Должна включать все символы из формулы, после которой расположена.
Знаки препинания в экспликации располагаются следующим образом:
Между символом в расшифровке ставят тирс.
Внутри расшифровки единицы измерений отделяют от текста запятой.
После расшифровки перед следующим символом ставят точку с запятой.
В конце последней расшифровки ставят точку, например:
У = 8/1
где 5 — путь, м;
I — время, сек.
Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник. Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная, подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу, не прибавляет ей значимости.
Допустимы лишь следующие отклонения:
1.модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;
2.развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например: с[казать];
3.пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что мысль автора не будет искажена пропуском, а пропуск будет обозначен многоточием;
4.изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю фразы, куда они включены.
Цитирование автора делается только по его произведениям. Если источник труднодоступен, разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в каком- либо издании. При этом в библиографической ссылке пишутся слова «цитируется по:».
Если необходимо выразить свое отношение к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, после цитаты ставят восклицательный знак или знак вопроса, который заключают в круглые скобки.
Общие технико-орфографические правила оформления цитат следующие:
Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях используется выражение «так называемый».
Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного — когда эта цитата представляет собой часть предложения автора диссертационной работы.
Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после кавычек ставят отточие.
Если цитируемый текст идет после точки, то его воспроизводят с прописной буквы. Если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью или органически входит в состав предложения, ее начинают со строчной буквы, независимо от того, как она начиналась в источнике.
Часто по ходу текста необходимо делать ссылки на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, рисунки, формулы и другие элементы, расположенные по условию содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.
Кроме формальных особенностей представления материала, исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно при заключительном этапе исследования — его защите.
8. Правила оформления примечаний.
Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:
а)в круглых скобках;
б) подстрочно (оформляются как сноски);
в) после параграфов или глав.
Что может быть примечанием? Например:
-определение терминов или устаревших слов;
-справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
-перевод иностранных слов и предложений;
-пояснения основного текста.
Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.
9. Требования, предъявляемые к тезисам ( приложение 4)
Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада.
Тезисы доклада должны содержать только текст, наличие рисунков, формул, таблиц допускается только в тех случаях, если описать процесс в текстовой форме невозможно. Название статьи не должно превышать двух строк. Объем тезисов как правило оговаривается в положении, но общепринято – не более двух страниц. Тезисы доклада должны быть тщательно отредактированы и не содержать ошибок.

Заключение

Учебно-исследовательская имеет огромное значение в развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. Она дает возможность ребятам испытать, испробовать себя, способствует самопознанию, самосовершенствованию, самовоспитанию. Роль и ответственность педагога в организации и проведении исследовательской деятельности с обучающимися достаточно велика, требует серьёзной теоретической и практической подготовки. На сегодняшний день педагогами нашей страны наработан богатый опыт по организации исследовательской деятельности, он хорошо изложен в различной педагогической литературе и доступен для изучения.

Список литературы

1 ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - Введ. 2003-07-01. - М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2003. - 17 с.
2 ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. - Введ.2009-01-01. - М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2008. - 18
3.Ковриков И.Т.Основы научных исследований и УНИРС: учебник для вузов / И. Т. Ковриков. - 3-е изд. - Оренбург: ООО "Агенство"Пресса", 2011. - 212 с.
4.Кузнецов И.Н.Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления: учебно-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. - 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 488 с.

Приложение1
Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЦКОГО РАЙОНА И ГОРОДА БЕЛОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
г. БЕЛОРЕЦК (шрифт 12)
Научно-практическая конференция
учащихся школ г.Белорецка и Белорецкого района
Секция «Краеведение» (строчные 12 шрифт)
«АЛМАЗЫ» ПУГАЧЕВСКОГО КАРЬЕРА (п/ж прописные 14 шрифт)
Исследовательская работа (строчные 14 шрифт)
Автор: Шошин Даниил Евгеньевич
ученик 9 класса МОБУ СОШ с.Ломовка,
воспитанник Центра внешкольной работы г.Белорецк
Белорецкого района ,Республики Башкортостан
Адрес:4535367, Республика Башкортостан,
Белорецкий район,с.Ломовка, ул Либтнехта, д24,
Тел.сот 8-965-932-53-67,
Электронный адрес: fransuadelion@mail.ru
Руководитель: Власова Лариса Федоровна
учитель ИКБ высшей категории МОБУ ДОД СОШ с.Ломовка
Белорецкого района, Республики Башкортостан
Адрес: 453537, Республика Башкортостан,
Белорецкий район, с.Ломовкакв ,ул .Ленина д36/1кв.2
Тел.сот.8-927-308-77-95
Электронный адрес: vlasoval.f@mail.ru
Белорецкий район, с.Ломовка 2014
Приложение 2
Образец оформления оглавления исследовательской работы
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………с 3
Глава I Устройство измерителя уровня телевизионного радиосигнала
1.1Начение и принципы работы……………………………………………………………..с5
1.2 Основные технические характеристики………………………………………………..с 8
Выводы по первой главе…………………………………………………………………….с10
Глава II. Изготовление и настройка измерителя уровня телевизионного радиосигнала
2.1 Технология изготовления и инструкции……………….……………………………. с 11
2.2 Настройка измерителя…………………………………………………………………с15
Выводы по второй главе……………………………………………………………………с17
Заключение…………………………………………………………………………………с18
Список используемой литературы……………………………………………………….с20
Приложение………………………………………………………………………………...с22-24

Приложение 3
Образец оформления презентации для исследовательской работы
Правила оформления электронной презентации
1.Общий порядок слайдов:
 Титульный лист с названием темы доклада и автором.
 План презентации (до 6 пунктов).
 Основная часть (не более 10 слайдов).
 Заключение (выводы).
 Благодарности, спасибо за внимание (контактные данные автора).
2.Общие требования к стилевому оформлению:
 Дизайн должен быть простым и лаконичным.
 Основная цель- читаемость, а не субъективная красота. При этом не надо впадать в другую крайность и писать на белых листах чёрными буквами. Также нет необходимости полностью повторять текст доклада на слайдах.
 Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трёх цветов.
 Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек).
 Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
 Идеальное сочетание текста, света и фона: тёмный шрифт, светлый фон.
 Всегда должно быть два типа слайдов: для титульных, планов и т.п. и для основного текста.
 Каждый слайд должен иметь заголовок.
 Все слайды должны быть выдержаны в одном стиле.
 На каждом слайде должно быть не более 3-х иллюстраций.
 На каждом слайде не более 17 слов.
 Слайды должны быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов.
 На слайдах должны быть тезисы - они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, а не наоборот.
 Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись. Обычно анимация используется для привлечения внимания слушателей (например, последовательное появление элементов диаграммы).
 Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

Тезисы
Приложение 4
Образец оформления тезисов для исследовательской работы
Направление: «История развития промышленности и изобретательства в Республике Башкортостан»
Исследовательская работа ««Алмазы» Пугачевского карьера».
Автор: Шошин Даниил Евгеньевич, ученик 9 класса, МОБУ СОШ с. Ломовка, муниципального района Белорецкий район, Республики Башкортостан.
Руководитель: Власова Лариса Федоровна, учитель истории и культуры Башкортостана, МОБУ СОШ с. Ломовка, муниципального района Белорецкий район, Республики Башкортостан.
В наше время многие малые производства играют важную роль в развитии крупных отраслей промышленности. Так рядом с крупными промышленными предприятиями разрабатываются природные месторождения, продукция которых необходима в большом технологическом процессе.
Гипотеза: Действительно ли ценность продукции Пугачевского карьера сравнима с «алмазами Пугачева».
Актуальность исследования: Актуальность исследования объясняется тем, что природный потенциал разрабатываемых месторождений известняков,
а также ценность добываемого полезного ископаемого, являются важным фактором эффективности использования в современных условиях рыночной экономики.
Цель: изучить развитие Пугачевского месторождения и особенности его минерала.
Задачи:
• Проанализировать научную литературу и архивные материалы по природному известковому Пугачевскому месторождению.
• Рассмотреть историю основания и становления производства на данном месторождении;
• Изучить добываемую породу флюсового известняка и его использование в других промышленных отраслях

Объект исследования: ООО «Пугачевский карьер».
Предмет исследования: пугачевских известняк и его реализация.
Методы исследования: посещение «Пугачевского карьера», сбор и исследование образцов продукции карьера, изучение архивных материалов исторического музея школы с. Ломовка, встречи-интервью с администрацией и ветеранами Пугачевского карьера .
Практическая значимость: Данная работа может быть использована на уроках истории, географии, классных часах, краеведческих занятиях.
Выводы: Таким образом, мы доказываем, что Пугачевское месторождение уникально, как по своим горнотехническим особенностям, так и по качеству добываемого флюсового сырья, оно представляет собой настоящее сокровище Белорецкой земли, а его продукция по праву сравнима с «алмазами Пугачева.


Приложение 5
Образец как определить предмет и объект исследования

№ Объект исследования Предмет исследования
1 магнит Свойства магнита
2 Гора Чатырдаг Легенды и мифы о горе Чатырдаг
3 Магнитное поле Магнитное поле в школьных учебных кабинетах

Категория: Дополнительное образование | Добавил: barmina-t
Просмотров: 331 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА