Суббота, 23:32 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

методическая разработка. "Рациональная аппликатура, как неотъемлемая часть успешного технического развития".
26.05.2014, 18:45
Муниципальное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
Вяземская детская школа искусств
им. А. С. Даргомыжского.


Методическая разработка.

«Рациональная аппликатура, как неотъемлемая часть

успешного технического развития».

Преподаватель: Черникова Н.Г.




2012г.

Введение.
Каждое произведение искусства является воплощением творческого замысла, богатой фантазии художника. В процессе реализации своего замысла автор мобилизует всю творческую волю, всё умение, и чем выше талант и мастерство художника, тем более впечатляющим и значительным предстаёт конечный результат. Не является исключением и музыкально-исполнительское искусство. Но в отличии, скажем, от художника-живописца, который фиксирует свой замысел на полотне и не нуждается в посреднике между собой и зрителем, музыкант-исполнитель интерпретирует замысел композитора. Говоря об этом, мы в первую очередь подразумеваем технику артиста, при помощи которой он воплощает своё звуковое представление музыкального произведения, своё видение художественного образа. В процессе обучения игре на аккордеоне перед педагогом музыкальной школы, наряду с общими воспитательными и музыкально-художественными задачами стоят задачи развития технических навыков учащихся. В широком смысле слова техника является материальной стороной исполнительского искусства, важнейшим средством передачи художественного содержания произведения. В узком смысле слова технику можно определить, как предельную точность и быстроту пальцевых движений. Вся техника баяниста или аккордеониста может быть подразделена на мелкую (пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения, то есть, в сущности, всё, чем занимается учащийся, начиная с прикосновения к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные гаммаобразные и арпеджированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции, двойные ноты. К крупной технике пальцевое тремоло, октавы, аккорды, скачки, кистевая техника. Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Очень важно помнить, что большую роль в развитии технических навыков принадлежит рациональной аппликатуре.
Аппликатура – распределение и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте.
Прежде чем рассматривать способы установления рациональной аппликатуры необходимо остановиться на особенностях строения исполнительского аппарата. Необходимо учитывать индивидуальные возможности. В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные требования к пальцам во время игры. Это правило всем хорошо знакомо, когда мы говорим ученику, что соседние нотки будут играть соседние пальчики. А если играем через нотку, то и через пальчик. Это первый кирпичик в фундамент воспитания аппликатурной дисциплины
В работе с начинающими полезно начинать знакомство с аппликатурой ещё в донотном периоде на определенных упражнениях:
-ученик должен с закрытыми глазами, не глядя на руки, сообразить на какой руке и каким пальчиком нужно пошевелить по заданию педагога. Это хорошо помогает для дальнейшей работы в освоении аппликатурных принцыпов;
- следующим этапом знакомства с аппликатурой в донотном периоде тоже упражнение, что и было, но парными пальчиками: 1-3, 2-4, 3-5 и 5-1. Причем вначале каждой рукой, а затем одновременно двумя. Очень полезное занятие для развития координации и умения быстро думать, активизируя мышление ученика и воспитывая мышечную память.

После того, как ученик хорошо познакомился с последовательностью пальчиков, можно предложить ему следующие упражнения, когда руки лежат на столе, пальчики собраны, стоят на подушечках.
Упражнения донотного обучения.
1. «Прятки» - это упражнение на подкладывание первого пальчика, когда он легко скользит под ладошку к пятому при собранной руке, держащей «свод».
2. «Радуга» - это упражнение учит выполнять движение от четвертого пальца к первому, когда первый лежит неподвижно, а свод руки накрывает и раскрывает первый палец.
3. «Слон» - ходьба - перешагивание с одного пальчика на другой следующей аппликатурой: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. И также обратно: 5-4, 5-3, 5-2, 5-1. Это также хорошо выполнять и двумя руками.
4. «Цапля» - игра на столе, высоко поднимая пальчики 2-3, или 3-4 с проговариванием в ритме стихотворный текст «Наша Таня громко плачет» или «Мой веселый звонкий мяч». Здесь вам полная свобода творчества. Это упражнение можно выполнять как отдельными, так и одновременно двумя руками. Усложнять аппликатуру, добавляя 1-й и 5-й пальчики.
5. «Часики» - игра на столе на подкладывание 1-го пальчика: 1-2-1-3, где третий ставится перед первым. Другой вариант: 1-2-1-4, где четвертый также играет перед первым.
Все приведенные выше упражнения можно и нужно затем переносить на инструмент.
Когда освоена нотная азбука, и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре, ему полезно поупражняться следующим образом. Ученику объясняется, что каждый пальчик правой руки исполняет определенную ноту. Ученику предлагается закрыть глаза и на ощупь нажимать по команде учителя нужную ноту нужным пальцем. Достаточно называть только ноту, а он должен сообразить каким пальчиком нужно этот звук сыграть. Ведь правило было оговорено в самом начале. Затем исполняется тоже самое, только наоборот. Ученику говорят, каким пальцем играть, а он должен сообразить какую клавишу ему нужно нажать.
В первоначальный период обучения учащемуся следует отдавать предпочтение приемущественно таким пьесам и упражнениям, которые можно исполнять применяя «натуральную» аппликатуру. Она характеризуется непринужденностью движений пальцев в их естественном положении. Упражнения в сборнике Р. Бажилина «Школа игры на аккордеоне». Основным достоинством аппликатуры при гаммообразном движении является то, что она обеспечивает спокойное состояние кисти и равномерное ритмичное движение пальцев. Из элементов гаммового комплекса строятся различные пассажи и фигурации. Приемущество будет на стороне той аппликатуры, которая обеспечивает более продолжительное сохранение одного положения кисти. Начинать работу с учеником следует не с гамм и арпеджио, а с простейших мелодий, состоящих из элементов гамм и арпеджио. И здесь особое значение приобретает позиционная игра. При игре в позиции сохраняется положение кисти руки, исключаются подкладывание и перекладывание пальцев. Это в значительной степени облегчает формирование элементарных аппликатурных навыков, с одной стороны, общих игровых – с другой. При работе над упражнениями очень важно, чтобы ученик ясно понимал цель упражнений и ту пользу, какую они могут принести, чтобы он мог максимально сосредоточиться на выполнении требуемой задачи и следил за качеством игры. В. Сафонов писал: «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука. Упражнение важно играть с напором и даже с некоторым спортивным увлечением. И наоборот, небрежная игра без должного контроля за качеством выполнения и без определённых звуковых целей дезорганизует ученика, вредно отражаясь на исполнении разучиваемых произведений». Выученные упражнения необходимо использовать как тренировочный материал, закрепляя его в памяти и в физических ощущениях, и одновременно приступать к новым упражнениям.
Работа над упражнениями начинается уже в первые месяцы обучения на инструменте, когда закреплена постановка кисти, руки, пальцев. Для начинающих очень полезны упражнения в исполнении различных последовательностей в пределах позиции руки (после того, как ребёнок овладел штрихом легато). Начинать следует с наиболее простых упражнений – связывание 2-х – 3-х соседних звуков с тем, чтобы постепенно дойти до исполнения 5-ти звуков.
Позиция – группа нот, охватываемая на клавиатуре одним положением кисти руки. Примером позиционной игры на аккордеоне является исполнение группы нот в пределах квинты, при которой каждый палец остаётся над одной и той же клавишей.
Позиция в игре на баяне зависит от трёх положений кисти на клавиатуре. Примером может служить исполнение небольших гаммообразных мелодий, когда 2-й, 3-й, 4-й пальцы соответствуют первому, второму и третьему рядам (кисть руки исполнителя находится под углом к грифу); арпеджированных мелодий в пределах октавы (кисть располагается параллельно грифу).
Знания этих положений воспитывает аппликатурную дисциплину.
Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки, кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством длительностей на каждое движение меха.

Необходимо учитывать индивидуальные возможности кистевого аппарата ученика. Аппликатуру следует определять сразу же после того, как учащейся получил музыкальное произведение от педагога – пьесу проиграли, обсудили и решили разучивать. Кто должен определять аппликатуру? Сам учащийся, и чем раньше в этом вопросе проявлять самостоятельность, тем активнее будут формироваться и развиваться его исполнительские навыки. Аппликатурная самостоятельность воспитывается под непосредственным контролем педагога. Индивидуальные качества определяются степенью активности двигательного аппарата, перспективностью его развития. Однако существуют общие правила постановки аппликатуры.

Выбирая аппликатуру необходимо учитывать следующие правила:
- по возможности сообразоваться с естественным положением пальцев на клавиатуре;
- повторяя пассаж или мелодическую последовательность, сохранять первоначальную аппликатуру;
- если в пассаже содержится отрывок из гаммы или арпеджио целесообразно его исполнять этой аппликатурой;
- избегать повторения одной и той же ноты более двух раз одним пальцем , особенно это касается темповых пьес. Такое повторение исполняется в зависимости от художественных требований , или одним и тем же пальцем , или двумя , тремя пальцами в последовательном чередовании.
Работа над нотным материалом должна проводиться каждодневно , но не слишком длительно – в среднем около получаса в день . Она должна осуществляться под контролем сознания , быть целенаправленной и вместе с тем гибкой.

Основные методы формирования аппликатуры строятся на гаммообразном движении и арпеджированном. Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами. Систематическая и последовательная работа над этим материалом - необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений.

Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает преодолеть многие технические трудности:
1) позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;
2) создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;
3) способствует координации движений обеих рук;
4) плавности ведения меха и смены направления его движения;
5) помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов разнообразными приёмами звукоизвлечения.
Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у учеников чувство лада и метроритма. Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащиеся при каждом проигрывании гаммы или арпеджио решают определённую музыкальную задачу, контролируют слухом характер звучания, соблюдают динамические оттенки, штрихи, ритм. Играть гаммы, арпеджио и аккорды нужно в определённом размере, выдерживая длительности. Изучение гаммы предваряется упражнениями с подкладыванием 1-го пальца. К числу наиболее распространённых упражнений относятся такие, в которых вычленяются и по нескольку раз повторяются отрезки гамм, где происходит подкладывание. Подкладывание исполняют плавно, без толчков. Для быстрого приобретения навыков с подкладыванием и развитием правильного движения 1-го пальца полезно «беззвучное упражнение» на закрытом мехе.
Арпеджио - разложенные аккорды. Также желательно начинать разучивать с упражнений. На клавиатуру нужно стараться не смотреть для того, чтобы развивалась осязательная ориентация.
Физическую категорию сложности представляет игра аккордами. Игра аккордами осуществляется с помощью кистевых движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе. Начинать работу нужно осторожно в умеренном темпе с упражнений. Самое удобное исполнение аккордов в быстром темпе – это исполнение кистью с небольшим участием всей руки. При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они должны быть в собранном состоянии.
В процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:
1) одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных призвуков;
2) подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;
3) сделать соответствующее перемещение кисти;
4) путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.
Подбор аппликатуры в левой руке.
Левая рука выполняет сложную работу: регулирует движение меха и производит пальцами нажим на клавиши для извлечения звука, двигаясь по крышке корпуса вдоль клавиатуры. В отличие от правой руки, которая свободно в процессе игры может принимать различные положения, левая рука на начальном этапе обучения находится в одном положении. Поэтому наиболее целесообразными будут упражнения, которые не меняют естественного положения пальцев на клавиатуре. Одним из первых упражнений может быть движение 2, 3 и 4 пальцев по основному ряду басов в тесном расположении. Работая над укреплением игровых навыков, учащийся сможет впервые ощутить сложность сочетания действий пальцев с одновременным регулированием движения меха.
Для равномерного развития пальцев левой руки необходимо изучение мажорных и минорных гамм. Изучение гамм также способствует развитию ощущения клавиатуры и выработке координации движений рук. Работу над равномерным развитием всех пальцев необходима , но её нужно проводить с учётом строения руки учащегося.
На начальном этапе изучения гамм, следует направить внимание на решение следующих задач:
1.Освоение основных аппликатурных формул мажорных и минорных гамм.
2. Работа над качеством звука (выработка ровности звучания).
3. Преодоление трудностей, связанных с приёмами перекладывания и подкладывания пальцев в гаммах.
4. Достижение чёткой координации рук при исполнении гамм двумя руками вместе.
Мелодический бас связан с принципами аппликатуры гаммы. Основные аппликатурные закономерности исполнения аккомпанимента, выражаются в широком применении всех четырёх пальцев левой руки. Проще всего исполнять сильными пальцами: басы-3-м, аккорды – 2-м. При исполнении репетиции басов и готовых аккордов чередуют сильные пальцы: 2-й и 3-й. Скачки в левой руке могут быть разнообразными. Каждый скачок требует умения определить такую аппликатуру, при которой он будет «приближен». Развитие навыков исполнения скачков у начинающих исполнителей должно основываться на определённой последовательности. К наиболее простым следует отнести скачки басов основного ряда, исполняемых одновременно с готовыми аккордами, на тон и на полтора тона. Наиболее сложными являются скачки на полутон. Преодолеваются за счёт использования в игре всех пальцев. При определении аппликатуры важно учитывать не только конкретный скачок, но и излагаемый за ним музыкальный материал- в зависимости от направления дальнейшего движения баса или аккорда и следует отдать предпочтение той или иной аппликатуре.

Работу над техническим материалом нельзя недооценивать. Недостаточное внимание к техническому развитию приводит к нечёткой, невнятной и невыразительной игре. Такому исполнителю, по словам Л. Баренбойма , «нечем сказать , хотя и есть что сказать».
Для того чтобы основные технические формулы являлись действенным средством развития исполнительских навыков, их необходимо играть в разных тональностях, от разных звуков, в темпах, позволяющих осуществлять теоретический и слуховой контроль за исполнительским процессом.
Хорошим средством для решения художественно – технических задач являются этюды. Этюд – пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков. Как самостоятельный жанр этюд получил развитие в XIX веке в связи с расцветом виртуозного исполнительства. В жанре этюда создано много высокохудожественных произведений – таковы , например , фортепианные этюды Ф. Листа и А. Скрябина. Из оригинальных концертных этюдов для баяна , пользующихся популярностью среди профессиональных баянистов , следует прежде всего назвать сочинения Н. Чайкина и Г. Шендерёва. Этюды, предназначенные для учащихся музыкальных школ, по своему содержанию и характеру близки упражнениям. Технические сложности в таких этюдах преодолеваются обычно легче, чем в художественных произведениях. Объясняется это тем, что все усилия в них направлены на решение конкретной технической задач, а потому нужный технический приём успешно закрепляется за счёт многократного повторения.
Технический материал для разучивании, учащийся должен получать от педагога с готовой аппликатурой. Задания по развитию аппликатурной самостоятельности должны состоять из художественных произведений , доступных и вполне понятных.
Работу над этюдами нужно вести в определённой последовательности:
1) Изучить построение этюда и определить техническую задачу, чтобы иметь ясное представление об объёмах и характере предстоящей работы. Детально разобрать текст, установить аппликатуру;
2) Приступить к разучиванию этюда, по частям отрабатывать наиболее трудные места. Эта работа должна начинаться с упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест.
3) В этюдах, написанных для развития правой руки, обратить внимание на исполнение аккомпанемента левой рукой и наоборот;
4) Одновременно с усвоением текста этюда следить за выполнением фразировки, акцентов, динамики, определить границы движения меха;
5) Играть этюд надо в различных темпах, не привыкая к какому - либо одному. Начинать с медленного темпа, постоянно возвращаясь к нему в процессе работы;
6) Заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей.
Яркое художественное исполнение невозможно, если игра неудобна. Удобство игры обеспечивает уверенность, точность, лёгкость , спокойствие, прочное запоминание .
Воспитание аппликатурной дисциплины способствует последовательность и постепенность в усложнении прорабатываемого нотного материала , а также систематическая игра гамм , арпеджио , аккордов и различных упражнений.
Работа над аппликатурой требует много усилий и усидчивости от ученика. Освоение аппликатуры требует многократного проигрывания одного и того же мелодического отрывка, с целью заучивания и точности движения пальцев и кисти. Целесообразно играть медленно. Только после выучивания следует постепенно прибавлять темп. В процессе работы над произведением необходимо давать ученику возможность самостоятельно проставить аппликатуру в целом произведении или в небольшом отрывке.

В процессе работы по развитию аппликатурной самостоятельности педагог должен с первых же уроков приучить учащегося :
- воспитывать в себе ощущение рациональности движений (высокий подъём пальцев над клавишами нежелателен, поскольку требует дополнительных усилий);
- не задерживаться на хорошо знакомом материале (лучше больше внимания уделить новому);
-исполнять одинаковые группы нот ( мотивы, фраз, предложения) одними и теми же пальцами;
-учитывать не только фактуру и штрихи , но и темп ( аппликатура , которой пьеса легко исполняется в медленном темпе , для быстрого движения может оказаться непригодной);
-использовать все возможности пальцевого аппарата , уделяя особое внимание развитию слабых пальцев – четвёртому и пятому.
Заключение.
Теоретики музыкально - исполнительского искусства единодушны в том отношении, что нельзя бесконечно разыгрывать различные технические упражнения и абстрактно заниматься техникой рук в отрыве от конкретных художественно- исполнительских задач. Довольно распространённым является ошибочное мнение о технике как всего - лишь о быстроте пальцев, тогда как всё, чем занимается музыкант - исполнитель, есть техника: техника звукоизвлечения, техника ведения меха, мелкая техника, крупная и т. д. для совершенствования техники в большей степени помогает ясное представление звукового результата: «Добейтесь того, чтобы мысленная звуковая картина стала отчётливой, пальцы должны и будут ей повиноваться» - писал известный пианист И. Гофман. Необходима каждодневная кропотливая работа над технически трудными местами. Если встречаются привычные элементы техники – репетиции, гамма - и арпеджиобразные пассажи, то они, как правило, не требуют особых временных затрат. Но очень часто встречаются и непривычные фигурации, требующие специальных, дополнительных усилий для их освоения. Здесь важно найти свой метод – кратчайший путь для достижения нужного результата. К сожалению, далеко не всегда педагоги помогают ученикам в поисках необходимого метода. В итоге иной учащийся часами работает над одним пассажем, безумно гоняет его в быстром темпе, а качества всё нет. В технически трудных местах всегда важно осознать: что именно не получается? В таких, например, случаях известный пианист А. Корто советовал: «Вместо многократного повторения текста выявлять трудные элементы и на их основе создавать упражнения».
Соблюдение рациональной аппликатуры при работе над технически сложными местами является неотъемлемой частью успешной работы в достижении хороших результатов. Такие занятия полезны для выработки автоматизированных движений пальцев. Полезно проигрывание в медленном темпе. Ритмическая сторона, фразировка, нюансировка обязательно должны соответствовать исполняемому произведению, как в быстром, так и в медленном темпе. При этом в замедленном темпе нельзя мыслить отдельными нотами: каждый тон должен соотноситься с предыдущим и последующим звуком. Главную функцию выполняют активные пальцы, а не кисть. Для более прочного закрепления трудной фигурации полезно поиграть её различными фигурами, в том числе пунктирными. При такой игре каждый палец поочерёдно как бы фиксируется на нужной клавише.
В репертуаре баянистов и аккордеонистов всегда найдутся произведения, где один и тот же вид техники применяется продолжительное время. Даже владея достаточно хорошо нужным техническим приёмом, иногда бывает физически трудно выдержать пьесу до конца. Здесь, кроме выносливости, требуется умение снять напряжение во время исполнения. Этому учению расслабляться, надо учиться. У каждого исполнителя в произведении должны быть намечены такие точки, когда нужно на короткий миг моментально расслабиться. Таковыми могут быть конец и начало фразы или мотива, смена меха, смена динамики – во всех подобного рода случаях можно слегка встряхнуть кистью или предплечьем. Помогает также небольшая смена положения рук, корпуса и т. п.
Любой вид техники привлекателен именно тогда, когда он использован виртуозно. «Играть быстро » и «играть виртуозно» - не одно и то же. Главное их отличие в том, что виртуозная игра – целенаправленное устремление каждого, даже самого малого технического фрагмента к своей логической точке. Исходя из замысла композитора, исполнитель будет пользоваться различными техническими ресурсами. Для музыканта важно правильно уяснить роль техники в создании художественного образа. Аппликатурная техника – это средство помогающее создавать музыкально-художественного образа и убедительно передать замысел композитора. Яркое художественное исполнение невозможно, если игра неудобна. Удобство игры обеспечивает уверенность, точность, легкость, спокойствие, прочное запоминание. Воспитанию аппликатурной дисциплине способствует последовательность и постепенность в усложнении прорабатываемого нотного материала, а также систематическая игра гамм, арпеджио, аккордов и различных упражнений.




Список используемой литературы.

Акимов Ю. некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М.: Музыка, 1998г.

Говорушко П. Основы игры на баяне. М.: Музыка, 1996г.

Завьялов В. Баян и вопросы педагогики. М.: Исскуство, 1992г.

Липс Ф. Искусство игры на баяне. М. : Музыка, 1997г.

Шахов Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. М. : Музыка, 1991г.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: гладиолус
Просмотров: 1125 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА