Вторник, 01:17 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Метод систематизации занятий при обучении игре на гитаре.
25.02.2013, 07:43
Метод систематизации занятий.

Многие обучающиеся имеют и желание учиться, и определенные способности к музыке, в частности к игре на гитаре.. Но на их пути, как это часто бывает, встает один из самых сильных врагов - ЛЕНЬ.
На первых занятиях я объясняю ребятам, что все люди нуждаются в такой вещи как Стимул! Но если его пока нет, то можно воспользоваться другой хитрой вещью, для того, чтобы стабильно и довольно неплохими темпами идти вперед. Эта «вещь» - Система! Если говорить точнее, метод систематизации занятий. Что это значит.
Это значит, что обучающиеся должны систематизировать каждодневные занятия на гитаре. И в этом может помочь блокнот или тетрадь, куда следует записывать ПЛАН ДЛЯ ЗАНЯТИЙ, которым и будут пользоваться ребята каждый день, и который будет корректироваться в зависимости от их уровня знаний и игры на данный период.

Например, план занятий на гитаре может выглядеть так:

- Упражнения для правой руки.
- Упражнения для разминки левой руки.
- Гаммы.
- Простые произведения.
- Повтор произведений, которые уже знаем и отработка в них сложных моментов.
- Разучивание нового материала.
- Освоение ритмических рисунков для приема игры.
- Изучение новых аккордов.

Если ребенок уже владеет основными приемами игры или занимается профессионально, то построение занятий лучше осуществлять таким образом:

10% времени – разминка, повторение прошлых произведений.
25% времени – упражнения на штрих.
25% времени – легато, тэппинг и арпеджио
25% времени – разбор произведений.
15% времени - творчество.

На каждом занятии обучающимся я записываю индивидуальный план домашних занятий, которым они пользуются при выполнении домашних занятий. Мы ставим дату в нашем блокноте, и, используя те пункты, которые уже были описаны выше, более конкретно описываем над чем стоит поработать, что выучить, каким моментам стоит уделить особое внимание, что исправить в постановке рук и посадке во время игры.
Метод систематизацию занятий очень действенный, если блокнот или тетрадь положить на видное местечко, чтобы просыпаясь, каждое утро или приходя домой с учебы, он напоминал вам о том, что вам нужно уделить немного времени гитаре.
Я уверен, результаты не заставят себя долго ждать.

«Ансамбль» – это значит «вместе»

Задачи ансамблевого исполнения:
• Развитие гармонического слуха, ритма, памяти, музыкального воображения.
• Формирование навыков синхронного исполнения: темпа, метроритма, синхронности, уровня динамики, единого понимания работы со звуком, атаки звука, артикуляции (степень произношения мелодии, штрихов).
• Развитие навыка восприятия не только своей партии, но и партии своего партнера.

В работе с ансамблем необходимо решить важные проблемы: • обеспечить психологическую совместимость ребят в ансамбле (очень важно, чтобы они дружелюбно относились друг к другу);
• учитывать возрастные и физиологические особенности ребят(гарантировать примерную равномерность физического развития и комплекции детей);
• обеспечить ансамбль инструментами одного класса и, желательно, одной фирмы.

Наряду с индивидуальным планом, педагог отрабатывает с каждым ребенком его партию в ансамбле и, на определённом этапе, объединяет участников ансамбля для совместного проигрывания произведения.
Сначала педагог знакомит исполнителей с намеченным для работы музыкальным произведением (в оригинальном звучании: в записи, если это возможно, или самостоятельно исполняя её). Полезен также и рассказ педагога о содержании, стиле, эпохе возникновения данного музыкального произведения, о композиторе. Эта информация расширяет кругозор, вызывает у них интерес, будит творческую фантазию.
Единое понимание содержания исполняемого произведения, единая трактовка его всеми участникам – это одно из основных условий успешной ансамблевой игры. Вот почему, исполняя свою партию и определяя её место и функцию в общем звучании, важно уметь воспринимать и другие голоса, ведь только соединив все вместе можно услышать подлинное звучание.
Первую репетицию не следует делать долгой, полезно её закончить пораньше, чтобы обучающиеся ждали следующего занятия. Нельзя переутомлять исполнителей; работа коллектива должна быть всегда активной, а программа – насыщенной, однако занятие следует прерывать для отдыха, иногда отвлекая внимание коротким рассказом или шуткой. Важно, чтобы в ансамбле сохранялась рабочая атмосфера.
Уже в начальной стадии обучения необходимо разъяснить участникам ансамбля, что нет «лёгких», «незначительных» партий, что творческая ответственность лежит на всех исполнителях без исключения. Это чувство способствует развитию взаимопомощи между участниками ансамбля.
Коллективные выступления сплачивают ребят, увлекают их одним делом, а концертная программа заинтересовывает их и повышает ответственность каждого за исполнение произведения.
Особое значение в развитии участников коллектива как музыкантов играет репертуар. В репертуар ансамбля входит музыка самых разных стилей, жанров, сочинения зарубежных и российских композиторов и авторов - исполнителей.
Важно ещё раз подчеркнуть, что игра в ансамбле – это очень важная часть общевоспитательного процесса: она способствует развитию музыкального мышления обучающихся, расширению их художественного кругозора, совершенствованию эстетического вкуса, воспитывает детей в духе товарищества и прививает интерес к коллективному творчеству.
Результативная индивидуальная работа влияет на общее звучание ансамбля, нейтрализует естественный отсев обучающихся, обеспечивает исполнительскую стабильность коллектива.
Педагог сам определяет место обучающегося в ансамбле, и не только развивает его навыки игры на инструменте, но и обеспечивает технический разбор партий, прививает навыки чтения с листа, выделяет перспективных исполнителей и солистов.

Методические указания правильного положения при игре на гитаре

Посадка.
Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, органичной слитности исполнителя с инструментом.
При игре ребенок должен сидеть на передней половине стула. Левая нога стоит на подставке, бедро образует небольшой острый угол с плоскостью пола. Инструмент кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус подаётся вперед. Головка грифа находится на уровне, чуть выше уха.

Постановка правой руки.
Постановка правой руки является основой построения всех движений пальцев. Рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале гитары. Кисть является как бы продолжением предплечья. Для её удержания требуется необходимое и достаточное напряжение.

Постановка левой руки.

Плечо должно быть опущено, рука согнута в локте, предплечье, запястье и кисть должны представлять единую линию. Большой палец помещается на шейке грифа между первым и вторым пальцами. При игре на шестой струне кисть выносится вперед. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, запястье становится более плоским, а пальцы больше сгибаются.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: gitara
Просмотров: 1384 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА