Вторник, 01:37 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Мастер-класс по изготовлению картин из бересты. Педагог Маркова Е.А. ЦДОД г. Москва
19.03.2014, 01:01

Мастер класс по изготовлению картин из бересты
Марковой Елены Анатольевны – педагога дополнительного образования
Г. Москва ГБОУ Центр дополнительного образования детей

Для того чтобы объяснить учащимся технологию изготовления картин из бересты, прежде всего, необходимо рассказать о самих деревьях: об их свойствах и особенностях.
Самое известное дерево на Руси - береза. Берёза могла накормить (берёзовый сок); одеть (лапти); украсить (девичьи плетёные украшения из бересты); вылечить (берёзовые угольки сосали при расстройстве желудка). Из бересты изготавливали посуду (туеса, солонки, тарелки, ложки) и предметы быта (короба). На бересте писали (берестяные грамоты); из древесины получали деготь. А мы создаём ещё и картины из бересты. Конечно, идеальным считается найти кусок бересты, на котором уже сама природа создала свою картину. Но так как мы берём бересту только с мёртвых деревьев (поваленных, свежеспиленных, сухостой), то не всегда такое возможно. Поэтому мы используем всякую бересту, любого размера и цвета.
Первое, что нужно сделать, сняв бересту, это очистить её от камбия (подкорочного слоя дерева). Делать это лучше прямо в лесу, чтобы меньше мусорить в доме и (что не маловажно) не принести в дом личинок короеда. Лучше всего снимать кору во влажную погоду (она снимается чище). Дома желательно просушить кору, т.к. сырая кора плохо клеится. Если куски коры большие, то можно просушивать её под прессом (чтобы меньше скручивалась). Маленькие куски можно сушить просто так. Хранить бересту лучше в картонных коробках, т.к. к бересте должен быть доступ воздуха. На этом первый этап работы закончен.
Для основы картин используют гофрированный картон или оргалит (для очень больших картин). Начинают работу с подбора картона и выбора расположения работы (вертикального или горизонтального). Гофрированные «рёбра» должны располагаться параллельно горизонту будущего пейзажа.
До начала работы выполняют подвеску. Для маленьких (сувенирных) работ выполняется простая подвеска:
1. в верхней трети картинки на равном расстоянии от краёв протыкаются две дырочки;
2. между ними канцелярским ножом подрезается картон, но не насквозь, а только один слой, который отгибается, образуя «кармашек»;
3. так как работы из бересты очень лёгкие, то для подвески можно использовать суровую нить, тонкий шнурок, и даже скрученную вдвое шерстяную нить. Шнурок вдевают в проколотые дырочки, чтобы его концы оказались со стороны кармашка, завязывают их на 2-3 узла на расстоянии подсунутого под узел пальца (тогда петля не будет слишком тугой, и не будет выступать над картинкой);
4. узелок и концы шнура прячут в кармашек и промазывают клеем, после чего закрывают кармашек. (Рис. 1 а - изнаночная сторона с петлёй, б - лицевая сторона, на которую будет приклеиваться береста)


Рис. 1 а, б.

Для больших (выставочных) работ делают более сложную подвеску:
1. в верхней трети картинки, на одной линии, протыкают четыре дырочки;
2. подрезают картон от средней пары к краям и открывают кармашки (Рис. 2);


рис. 2
3. для подвески используют более крепкую верёвку (можно шёлковый шнур), но не очень толстую (она должна быть незаметной в кармашке);
4. на изнаночную сторону выводят центральную петлю (как и для небольшой работы), а также две петли (длиной 1,5-2 см) из крайних дырочек;
5. качественно смазывают верёвочку в кармашке клеем и закрывают кармашек (рис. 3 а – изнанка, б - лицо).

рис. 3 а, б.
Теперь, когда основа подготовлена, начинаем подготавливать бересту.
Так как каждый год на берёзе образуется новый слой бересты, то чем старше и толще была берёза при жизни, тем больше слоёв мы на ней можем обнаружить и использовать. Каждый слой имеет свой цвет. Бересту расслаивают при помощи ногтя большого пальца правой руки. Иногда береста расслаивается неравномерно, отрываясь, раскрывая несколько слоёв сразу. Эти кусочки бывают более интересными, чем те, которые легко расслоились. Основания сучков (наросты на бересте) не расслаивают, а используют на переднем плане картинок в виде гор и возвышенностей (если они предполагаются в задуманном пейзаже).
Перед началом непосредственно работы на лицевой стороне карандашом наносят линию горизонта (она обычно располагается или выше середины картины, или ниже) и (если будут) границы водоёма.
Простейшие варианты разметки для детей
(рис. 4 а - река, б - край озера, в - озеро в центре, г – море)

рис. 4 а, б, в, г

Варианты расположения водоёма

Начинаем заклеивать фон с неба, сверху вниз. Для неба берём тонкие и по возможности длинные полоски бересты. Но иногда длины полоски не хватает от края до края картинки. Тогда «наращиваем» короткую полоску другой полоской.
Но существует ряд правил:
1. на небе не должно быть вертикальных срезов;
2. нижние слои перекрывают верхние (хотя бы на 1-2 мм);
3. выклеивать небо желательно послойно;
4. чёрточки на бересте (на небе) должны быть строго горизонтальными;
5. желательно избегать очень чёрных и сквозных чёрточек;
6. чем тоньше полоски и чем больше оттенков использовано, тем красивее и изящнее небо (рис. 5).

рис. 5
Когда небо заклеено до горизонта, начинают выполнять «дальний» план.
Он может быть трёх вариантов:
1. когда дальний план выполнен одной полосой (полоса леса, ряд гор и т.д.)
а. Для леса можно использовать самые мелкие кусочки с неровными краями, разного цвета. Их необходимо клеить, располагая чёрточки вертикально, накладывая друг на друга. Структура леса трёхъярусная. Выше всех ёлки (это тёмные кусочки с острыми краями вверх). Затем располагаются лиственные деревья (они с более округлыми кронами и разнообразны по цвету). Ниже всего располагаются кустарники (это мелкие кусочки бересты, по своей сути - мусор) (рис. 6 а) .
б. Для гор используют или кусочки коры с наростами (от основания сучков или нижней части берёзы), или выклеивают горы из кусочков с наклоном (один склон тёмный, другой светлый) (рис. 6 б).

рис.6 а. рис.6 б.

2. когда дальний план выполнен на два уровня:
дальний лес (или горы) выклеивается горизонтальной полоской с неровным верхним краем (он занимает от 1/3 до 2/3 горизонта). После этого более светлыми полосками выклеиваются дальние «поля». Затем известным способом выклеивается ближний лес (или горы) Но, по законам перспективы, верх должен быть выше дальнего леса, а основание леса на нижнем уровне дальних полей. (рис.7 а, б)

рис 7а рис 7б
3. когда дальний план разбит на три уровня:
центр картины удалён и выполнен из полоски не очень тёмной бересты (можно использовать фиолетовые оттенки, если есть, т.к. даль в дымке теряет свой цвет). Ниже по центру «идут поля», а по краям растёт лес. Причём он может быть на одном уровне, а может быть с одной стороны быть ближе (выше), а с другой дальше (ниже). Тогда под более дальним лесом выклеивают горизонтальные полоски бересты до уровня основания ближнего леса (рис.8 а). Горы вдалеке более светлые, а чем ближе, тем более тёмные (рис 8 б).

рис.8а рис. 8б
Водоём выполняют или из бересты более тёмного цвета (фиолетовых или серебристых оттенков), или из бересты с более мелкими и частыми штрихами (рис.9 а). Иногда воду выполняют тем же цветом, что и небо – отражение. Или из других материалов (чешуек со столбиков чеснока или прелой кукурузы). Водоём выполняют до вклеивания берегов, т.к. берега должны «ложиться» на воду. Когда клеят воду, не стремятся точно повторить карандашные контуры водоёма. Чесноком просто перекрывают то место, где планируется водоём. Часто полоски чеснока не достаточно длинны и тогда их надставляют, как и полоски бересты на небе, другим кусочком с неровным краем (рис.9 б). Падающая вода выполняется вертикально, а перетекающая по камням, постоянно меняет своё направление.

рис.9а рис. 9б
Берега клеят поверх «воды», причём дальний (видимый) берег, который лежит на воде, должен быть абсолютно ровным, так как вода не может подниматься бугром и в уроне воды не может быть ям. Земля, так же как и небо, не бывает одного цвета (то бугорок, то ямка; где-то песок, а где-то травка). Поэтому землю (берега) клеят из полосок и кусочков с неровными краями и горизонтальными полосками. Наклон полосок допустим, если предполагается обрыв или резкий склон. Чем ближе к нам (ближе к нижнему краю), тем земля темнее и наоборот (рис.10 а, б).

рис. 10а рис. 10б

Следующий этап – «посадка деревьев»
Размер (толщина и высота) деревьев зависит от местоположения деревьев на картине. По правилу перспективы, чем ближе к нам деревья (ближе к нижнему краю картинки), тем они толще и длиннее. Если дерево растёт из самого края картинки, то оно может и не уместится целиком, мы видим только ствол и несколько нижних веток.
Материал для основных деревьев средней полосы:
Берёзы – бело-серая береста, можно отрезать как вдоль (штрихов), так и поперёк. Если берёзы большие, то можно составить из двух частей, причём нижнюю взять с небольшим наростом. Стволы могут быть прямыми, слегка искривленными или совсем кривые (если дерево старое). У старых (толстых) деревьев несколько нижних веток выполняются так же из бересты (остальные выжигаются). Берёза - семейное дерево, и почти всегда из одной точки растут 2-3 дерева (а то и больше). Кроме того, у плакучих берёз часть веток ниспадают вниз от веток, растущих вверх.
Сосны – коричневая разных оттенков береста – стволы прямые и длинные (если дерево растёт почти на равнине), но могут быть сильно искривлёнными, если это горный пейзаж, и сосны растут на скалах.
Тополя – светло-коричневая кора. Ветки могут располагаться так же, как у берёзы. Для изображения пирамидального тополя берут сероватую бересту и ветки располагают вверх почти параллельно стволу.
Липы – коричневая кора, но ветки растут необычно: сначала вверх, потом изгиб вниз и снова вверх.
Дуб – если он располагается близко, то можно взять грубую обратную сторону бересты с присохшим камбием, если дуб вдалеке – тёмно-коричневая кора. Одно из отличий – мощный ствол с выступающей частично на поверхность корневой системой.
Кустарники – можно просто выжечь, а если куст большой (на переднем плане), то можно сначала наклеить несколько основных стволиков и часть веток из коричневой коры или из засушенных шкурок банана.
Крону сосен на ближнем плане можно изобразить по-разному. Например, выполнить из кусочков коры или использовать кусочки сизого лишайника. Ещё один вариант - насыпать крону из тёртой коры сосны. Для приготовления насыпки куски коры либо трут на крупной тёрке, либо пропускают через старую (чугунную) мясорубку.
Для изображения листьев на дереве можно мелко нарезать тонкую бересту (сначала вдоль на тонкие полоски, а потом поперёк на квадратики). Вокруг выклеенной кроны (веток) клеем «пятнают» фон и насыпают берестяную крошку. Дают высохнуть, лишнее (то, что не приклеилось) стряхивают.
Если деревья далеко (на дальнем берегу), то они чуть больше дальнего леса, но ниже деревьев на переднем плане. Выклеивают обычно ствол и несколько основных веток. Мелкие ветки или целиком кроны деревьев (если изображена не зима) «прорисовываются» выжигательным аппаратом. Так же выжигаются кустарники, небольшие дальние деревца, у основания деревьев на переднем плане выжигается травка и неровности самого ствола. В небе можно выжечь парящих (маленьких) птичек. Обязательно прожигаются дальние берега – это делает их более выразительными и «кладёт» воду на плоскость (рис 11 а, б).

рис. 11а рис. 11б.
Запрещается выжигать солнце и облака.
Принято выжигать ветки деревьев и кустарников, траву, иногда очень маленьких птиц.
Нежелательно рисовать красками на бересте по двум причинам:
1. краска закрывает поры бересты, и она перестаёт «дышать».
2. флористы не допускают другие «краски», кроме красок, созданных самой природой, в крайнем случае, можно воспользоваться акварелью, для легкого тонирования.

Архитектурные объекты на картинках выполняются либо из бересты, либо из шпона или из листьев от початков кукурузы. Здания могут выполняться различными способами.
1 вариант: каждая сторона из отдельных кусочков.
Если здание «белокаменное», то стены выполняются из бересты. Желательно выполнять их с различной расцветкой (белая - освещенная сторона, сероватая – теневая). Черные штрихи на бересте необходимо располагать строго вертикально, иначе будет зрительный эффект заваливающегося здания. Штрихи можно потом «спрятать» под изображением окон, колон и дверей.
Если здание деревянное, оно выполняется из шпона, а направление древесных волокон должно быть параллельно земле с учетом перспективы. На крыше - вдоль скатов. Если шпон одного цвета, то разрешается немного подтенить ту сторону дома, которая не освещена солнцем. Для этого можно использовать морилку для дерева или акварель. Для большего эффекта выполняют выжигание стен и крыши с имитированием сруба (по несколько узких полос вдоль каждой стороны, но в шахматном порядке, относительно соседних стен). Можно усилить этот эффект, выполнив «торцы бревен» в виде выжженных точек вдоль угла (в шахматном порядке).
2 вариант: все здание выполняют из цельного куска.
На кусок бересты (штрихи вертикально) или кусок шпона (волокна горизонтально) накладывают копировальную бумагу и лист с рисунком здания и переводят все здание целиком не только по контуру, но и со всеми внутренними элементами. После этого теневые стороны тонируют акварелью (немного, чтобы не закрасить природную фактуру). Отдельные детали либо выжигают по намеченным контурам, либо поверх них наклеивают дополнительные элементы декора. В городском пейзаже для домов, можно расположить штрихи на бересте горизонтально, и немного оттенить акварелью.
Иногда отдельные детали (купола) выполняются из соломки.
Одно из главных правил выполнения окон заключается в следующем: если на картине день, то в окнах нет света – прогалы окон темные. И только если изображается вечер или ночь, то в окна можно вклеить кусочки соломки (включить свет).
Животные и люди на картинах
Иногда хочется немного оживить картинку и добавить в неё людей, животных или птиц. Но не путём выжигания, а техникой аппликации. Это могут быть цельно вырезанные животные из бересты (направление шерсти и отдельные части тела изображаются выжиганием). Птиц можно вырезать из засушенных шкурок бананов (ворон). Чтобы было легче вырезать, шкурку необходимо слегка смочить и подождать пока она обмякнет. Чайки выполняются из проглаженных внутренних столбиков чеснока. Сначала нужно наклеить несколько полос на кальку встык друг к другу продольными сторонами. Крылья птиц располагаются вдоль полос. Необходимо только подтемнить концы крыльев и нос выжигательным аппаратом. Также можно добавлять в картинку животных из близких по фактуре материалов – чеснока или прелой кукурузы.
Людей лучше выполнять из отдельных частей. Головы и руки из розовой или бежевой бересты. Волосы или из темной бересты, или из соломки. Если человек далеко, их можно чуть-чуть подкрасить акварелью. Одежду выполняют из листьев початков кукурузы (рубахи, платья), шкурок бананов (штаны, сапоги, шапки), соломки (можно всю одежду, а можно отдельные элементы).
Оформление картин
Последний этап работы, это оформление работы в рамку. Рама должна быть без стекла, т.к. береста должна «дышать», а стекло препятствует этому процессу. Цвет рамки желательно подбирать контрастный к основному цвету работы (зима лучше смотрится в тёмной раме, а межсезонные пейзажи в светлых рамках). Хуже смотрится работа из бересты в сильно залакированной раме. Нужно либо покрыть раму одним слоем лака, либо натереть рамку восковой свечой. Чтобы работа не отходила от рамы, необходимо перед вкладыванием её в рамку промазать багетный паз клеем. Вложить работу и в центр поставить небольшой груз, чтобы работа соприкоснулась с рамкой по всему периметру. После этого заклеить работу по всему периметру полосками бумаги (бумага не должна выходить за края рамки и должна плотно прилегать ко всем выступам задней стороны работы и рамки). Не снимая груза, оставить работу часа на два, чтобы клей хорошо высох.

Примечания и хитрости:
1. при работе с берестой используют клей ПВА производства Великого Новгорода или подольскую дисперсию ПВА (это не в виде рекламы, а из-за качества);
2. чтобы легче приклеивалась береста, в работе пользуются плоскими грузиками (кусочки мраморных плиток);
3. после того, как клей полностью высох, можно прогладить работу утюгом (лучше через ткань, – утюг будет чище), не сильно горячим, чтобы не было подпалов. Работа будет выглядеть более опрятной;
4. во время работ излишки клея убираются тряпочкой (если клей попадает на предыдущие слои бересты, они могут поменять свой цвет и сделать работу однотонной). По этой же причине нельзя покрывать лаком сами работы;
5. для заклеивания задней части картинки (вклеивание в раму) удобно использовать кассовую ленту или ленту для заклеивания окон;
6. после каждого занятия обязательно вымыть кисточку, не только щетину, но и металлический колпачок;
7. первая работа обязательно должна остаться дома (можно подарить только самым близким людям – маме или папе, чтобы не выносить работу из дома), так как она является «талисманом», залогом продолжения творчества в данной области деятельности.
Можно выполнять картинки из бересты не только на плоскости, но и на объёмных предметах, например бутылках. Технология работы такая же, только в начале работы бутылку полностью грунтуют клеем ПВА и в качестве «грузиков» используют не мраморные кусочки, а мешочки с песком. Они хорошо прижимают бересту к любому изгибу нашей основы.

Дёмочкина Полина 7 лет Весна

Ерина Катя 11 лет Горная деревня

 

 

Категория: Дополнительное образование | Добавил: alenamarkova
Просмотров: 4526 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА