Понедельник, 10:59 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке к школе «Грамотейка»
[ Скачать с сервера (89.2 Kb) ] 23.11.2019, 20:38
Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке к школе
«Грамотейка»

Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Разработчик программы:
Учитель-логопед
Анисимова Елена Валерьевна


п. Первомайский
2019 г.

Содержание

I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
1.2. Цели и задачи программы………………………………………...….…..4
1.3. Формы и режим занятий…………………………………………………6
1.4. Ожидаемые результаты реализации программы……………………….7
1.5. Формы подведения итогов реализации Программы……………………7
II Cодержательный раздел
2.1 Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста.....…….8
2.1.1. Речевое развитие……………………………………………………………8
2.1.2 Формирование элементарных математических представлений………....9
2.2. Методы и формы образовательной деятельности………………………….10
2.3. Содержание Программы……………………………………………….…….11
III Организационный раздел
3.1. Учебно-тематический план..………………………………………….……12
3.2. Календарный учебный график…………………………………………….15
IV Методическое обеспечение
4.1. Материально – техническое обеспечение …………………………….…..26
4.2. Особенности организации предметно – пространственной среды …… ..27
Литература ……………………………………………………………….…….28
Приложение……………………………………………………………….…….29

I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.
Программа соответствует ФГОС ДО. Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 5 –6 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной группе в дошкольном учреждении. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–6 лет .
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.
Изучив педагогическую литературу по работе с детьми и проведя глубокий анализ прочитанного, я пришла к выводу, что работу по подготовке ребенка к школе необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение грамоте – задача школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться читать и писать. И тогда процесс обучение будет значительно облегчен.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач. Поэтому своевременная работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Направленность.
Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой.
Вид программы- модифицированная.

Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих готовность ребенка к обучению в школе (наряду с эмоциональной психологической готовностью).

1.2. Цели и задачи реализации программы
Исходя их вышесказанного, основной целью данной программы является всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Программа состоит из следующих разделов:
Обучение грамоте дошкольника
Математическое развитие и развитие логики дошкольника
Задачи.
Обучающие:
Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
Развитие мотивации к учебной деятельности.
Развивающие:
Прививать ответственное отношение к учебе;
Активизировать творческий потенциал;
Развивать умение и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
Развивать память, мышление, воображение.
Воспитывающие:
Воспитывать усидчивость, организованность, самостоятельность;
Формировать культуру общения друг с другом.

Обучение грамоте дошкольника
Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:
• подготовительный этап (старшая группа)
• основной этап (подготовительная группа)
Подготовительный этап обучения
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом)
Задачи этапа:
- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы))
-правильное произношение всех звуков родного языка
-развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)
Основной этап обучения
Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
3. Обучение чтению.
4. Формирование первоначальных навыков письма.
В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
На основном этапе включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с кассой букв, «звуковыми линейками», карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.

Математическое развитие и развитие логики дошкольника
Цель: Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка к школе.
Задачи:
Формирование мотивации учения, ориентации на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Увеличение объема внимания и памяти .
Формирование мыслительных операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии)
Формирование умения планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Задачи этапа:
1.Количество и счет
2. Геометрические фигуры
3. Ориентировка во времени
4. Ориентировка в пространстве
5. Логические задачи
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.

1.3. Формы и режим занятий
Сроки реализации программы «Грамотейка» -2 года.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет.
Условия реализации программы по обучению грамоте
Группа количество занятий в неделю количество занятий в
месяц продолжительность занятия
Старшая группа 1 4 20-25 мин
Подготовительная группа 1 4 25-30 мин

Условия реализации программы по математическому развитию и развитию логики дошкольника
Группа количество занятий в неделю количество занятий в
месяц продолжительность занятия
Старшая группа 1 4 20-25 мин
Подготовительная группа 1 4 25-30 мин

Форма проведения занятия - групповая;
В содержание занятий включены следующие виды работы:
Обучение грамоте дошкольника
• артикуляционная гимнастика;
• упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти;
• дыхательные упражнения;
• упражнения на развитие координации речи с движением;
• игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;
• лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связанной речи;
• упражнения на расслабления (релаксация);
• графические задания
Математическое развитие и развитие логики дошкольника
- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов;
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су-джок терапии, самомассаж ладоней массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

1.4. Ожидаемые результаты реализации программы
Обучение грамоте дошкольника

1. Знать буквы русского алфавита
2. Писать буквы русского алфавита в клетке
3. Понимать и использовать в речи термин «Буква» и «Звук»
4. Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце
5. Различать гласные ,согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
6. Соотносить звук и букву
7. Проводить звуковой анализ слова
8. Составлять предложения из двух, трех, четырех слов, анализировать его

Математическое развитие и развитие логики дошкольника
1.Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям
2.Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20)
3. Называть числа в прямом и обратном порядке до 10
4. Соотносить цифру и количество предметов
5. Составлять и решать задачу на сложение и вычитание
6. Пользоваться цифрами и математическими знаками
7. Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу
8. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница)
9. Определять временные отношения

1.5. Формы подведения итогов реализации Программы
Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения.
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму с использованием диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
По направлению «Математическое развитие»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности))
2. Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины

II Cодержательный раздел
2.1 Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
2.1.1 Речевое развитие
Развитие речи дошкольников протекает по своим закономерностям и последовательно проходит ряд этапом. В старшем дошкольном возрасте она достигает определенного уровня развития, который позволяет ребенку в дальнейшем без особых проблем обучаться в школе.
У старших дошкольников развиваются навыки звукового анализа (выделение в словах или фразах определенных звуков, слогов и ударения). Ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Придумывание детьми загадок и рассказов о словах и звуках является показателем их лингвистического мышления.
Происходит развитие интонационной стороны речи, таких ее элементов, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп. Умение ребенка осознанно и правильно пользоваться этими элементами развивается с помощью специальных упражнений, а также путем постоянного контроля за речью детей со стороны взрослого.
В этом возрасте продолжается обогащение словаря. В связи с расширением опыта ребенка, увеличиваются его возможности в освоении новых слов, разных частей речи, которые помогают ему обогатить свои высказывания. Происходит и закрепление уже усвоенных слов, ребенок этого возраста использует знакомые слова в своей речи, видоизменяя их.
В этом возрасте дети начинают достаточно хорошо понимать смысл поговорок и пословиц, с которыми их знакомят взрослые. При использовании пословиц и поговорок закрепляются представления детей об антонимах.
Знакомство с многозначными словами подводит ребенка к пониманию переносного значения слов, к точной передаче творческого замысла в самостоятельных сочинениях.
В этом же возрасте происходит обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, формирование языковых обобщений.
Детей упражняются в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но теперь увеличивается степень свободы ребенка, что позволяет ему самостоятельно находить правильную форму. Дети упражняются в употреблении несклоняемых слов, образовании степеней сравнения прилагательных, изменении значений слов, придание им другого смыслового оттенка с помощью суффиксов и т.п.
В речи детей появляются разнообразные сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные). Происходит развитие самоконтроля, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.
Качественные изменения происходят и в развитии связной речи.
В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
При построении собственных высказываний или при знакомстве с рассказами других, дети начинают осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец). В связи с этим они уже в состоянии дать элементарную оценку услышанному.
Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора.
Таким образом, развитие речи старших дошкольников достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети легко справляются с заданиями на составление рассказов разных жанров (описание, повествование, рассуждение, творческое рассказывание). Достигнутый уровень речевого развития, в дальнейшем, позволит старшему дошкольнику успешно обучаться в школе.

2.1.2 Формирование элементарных математических представлений
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
2.2. Методы и формы образовательной деятельности
Форма проведения занятий - занятие – игра, классическое занятие, комплексное (комбинированное) занятие, тематическое занятие, занятие – путешествие, итоговое занятие.
При проведении занятий используются следующие методы:
• Словесные - устное изложение;
- беседа;
- словесные игры;
• Наглядные - показ иллюстраций, коллажей, мнемотаблиц, логических цепочек и т.д.;
- работа в тетрадях по образцу; •
Практические - тренинги: на определение количества звуков в слове;
на местонахождение звука в слове;
на развитие логического мышления;
на развитие грамотной речи;
- тесты: на степень психосоциальной зрелости;
на понятийное мышление;
на воображение;
на логическое мышление;
на внимание;
- ориентировка на плоскости;
- выполнение арифметических действий;
- воспроизводство мнемотаблиц;
- графические диктанты;
- составление звуко-буквенных схем;
- штриховки.

2.3. Содержание программы
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие дидактические принципы:
 принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
 принцип поэтапного формирования умственных действий при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
 принцип учёта зоны ближайшего развития , при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
 принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
 принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
 принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
 принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
 принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
 принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействию детского сада и семьи.
III Организационный раздел
3.1. Учебно-тематический план
Обучение грамоте (старшая группа)
№ Разделы, название темы Часы
теория практика Общее количество
часов
1 Знакомство с гласными звуками 1 8 9
2 Знакомство с согласными звуками 1 11 12
3 Знакомство со словами-предметами 0,5 0,5 1
4 Знакомство со словами-действиями 0,5 0,5 1
5 Знакомство со словами-признаками 0,5 0,5 1
6 Знакомство с понятием «Предложение» 0,5 2,5 3
7 Знакомство с предлогами 0,5 1,5 2
9 Итоговое занятие 1 1
Итого 4,5 25,5 30

Обучение грамоте (подготовительная группа)
№ Разделы, название темы Часы
теория практика Общее количество
часов
1 Повторение гласных звуков 1 6 7
2 Повторение согласных звуков 1 9 10
3 Знакомство со сложными словами 0,5 0,5 1
4 Работа со слогами 3 3
5 Работа с предлогами 3 3
6 Работа с предложениями 5 5
7 Итоговое занятие 1 1
Итого 2,5 27,5 30

Математика (старшая группа)
№ Разделы, название темы Часы
теория практика Общее количество
часов
1 Знакомство с числами от1 до 10 2 8 10
2 Развитие пространственных отношений (лево, право, впереди, сзади и т.п.) 3 3
3 Работа с геометрическими формами 4 4
4 Развитие временных отношений (дни недели, месяца, времена года) 0,5 2,5 3
5 Решение задач на сложение, вычитание в пределах 10 1 8 9
6 Итоговое занятие 1 1
Итого 3,5 26,5 30

Математика (подготовительная группа)
№ Разделы, название темы Часы
теория практика Общее количество
часов
1 Знакомство с числами от10 до 20 2 8 10
2 Развитие пространственных отношений 3 3
3 Работа с геометрическими формами 3 3
4 Развитие временных отношений 3 3
5 Решение математических задач на сложение, вычитание в пределах 20 0,5 4,5 5
6 Решение логических задач 1 4 5
7 Итоговое занятие 1 1
Итого 3,5 26,5 30

3.2. Календарный учебный график
Обучение грамоте
№ п/п Срок Первый год обучения Второй год обучения
Кол-во часов Тема Кол-во часов Тема
1 30.09-4.10 1 Понятие о слове и звуке; о коротких и длинных словах.
Знакомство со звуком «У» (его символом). Дать понятие «гласный звук». Выделение в словах первого гласного звука.
Д/и «Для кого картинка?»
Буква У (Выкладывание из палочек). Графическое задание «Дорисуй букву» 1 Деление слов на слоги; «Засели слова в домики»
Деление слов на слоги.
Звук и буква «У»
Печатание буквы.
Раскрашивание буквы «У»

2 7.10-11.10 1 Знакомство со звуком «А» (его символом). Выделение в словах первого гласного звука.
Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова)
Буква А. (выкладывание из фасоли). Графическое задание «Найди букву А в ряду букв» 1 Звук и буква «А».
Деление слов на слоги. Печатание буквы.
Найди букву «А» (газетная вырезка)
Д/упр. «Скажи одним словом» (пылесос, скалолаз, ледоход, снегопад и т.д.)
Знакомство со схемой предложения.

3 14.10-18.10 1 Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА). Составление слов АУ и УА из символов.
Чтение АУ и УА
Д/и «Угадай игрушку» (загадки)
Графическое задание «Печать по образцу» 1 Буква «О». «Рисование буквы «О» фасолью»,
Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы. Чтение слогов
Составление предложений по картинкам.
Составление схем предложений. (Дети играют. Зайчик прыгает. Рыбка плавает.)

4 21.10-25.10 1 Знакомство со звуком «О» (его символом). Определение первого и последнего гласного звука фишкой красного цвета (работа со схемой слова)
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (УА, АО, ОУ)
Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, О) (картинки)
Буква О. Рисование пальчиком на манке букву О. 1 Звук и буква «Ы»
Отгадывание загадок.
Д/упр. «Один- много».
Печатание буквы; чтение слогов.
Задание в логопедической тетради «Систематизация»
5 28.10-1.11 1 Знакомство со звуком «И» (его символом). Раскрашивание символа «И» в тетради.
Д/и «Сигнальщики» (Услышав звук [И] из ряда звуков дети сигналят-дуют в дудочки)
Буква И. Выкладывание из веревочек.
Графическое задание «Классификация» (раскрась те предметы, из которых можно испечь яблочный пирог) 1 Знакомство с предлогами. Работа со схемами (предлоги)
Звук и буква «Э»
Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы. Чтение слогов
Задание в логопедической тетради «Последовательность событий»
6 4.11-8.11 1 Знакомство со звуком «Ы» (его символом).
Выделение первого и последнего гласного звука (ОсЫ, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА…) (работа со схемой слова)
Д/и «Назови словечко с нужным звуком» (А, У, О, И, Ы)

Буква Ы. Рисование на манке.

Графическое задание «Что было сначала, а что потом» (Последовательность событий) 1 Звук и буква «И». Звукобуквенный анализ (АУИ, АИУ, ИУА…)
Работа с предложением. Составление схем предложения.
Работа в логопедической тетради «Предложения»
7 11.11-15.11 1 Звуки [И]-[Ы]. Сравнение символов.
Д/и «Разложи игрушки по полочкам» (Дифференциация звуков).
Д/и «Составь загадку» (самостоятельное составление загадок по образцу)
Графическое задание «Продолжи логическую цепочку букв» 1 Звуки «Ы-И» Дифференциация. Работа со звуковыми линейками
Знакомство со сложными словами
Звук и буква «М». Назови первый звук в слове. Печатание буквы
Определение позиции звука в слове. Анализ слогов (АМ, МА) Составление из букв разрезной азбуки
8 18.11-22.11 1 Знакомство со звуком «Э» (его символом). Раскрашивание символа «Э» в тетради.
Буква Э. Выкладывание из камушков.
Заучивание стихотворения «Компот» с помощью мнемосхемы.
Графическое задание «Буква сломалась» 1 Звук и буква «П».
Игровые упражнения на положение звука в слове.
Характеристика звука.
Дифференциация (П и Пь). Самостоятельный анализ слова папа
Печатание буквы.

9 25.11-29.11 1 Повторение ряда гласных звуков.
Д/и «Какой звук вы услышали» (выделение на слух гласного звука из слов типа МАК, ЛУК и т. д.)
Понятие «слог» (Слоговая схема слова)
Д/и «Раздели слова на слоги»
Графическое задание «Найди, что не подходит» 1 Звук и буква «Б». Игры и задания на дифференциацию (на слух и на произношение)
Характеристика звука «Б» Работа со звуковыми линейками.
Составление звуковых схем, анализ (баба, Бим)
Печатание буквы.
Задание в логопедической тетради «Играем в слова»

10 2.12-6.12 1 Знакомство со звуком «М», с его артикуляцией, зрительным символом
Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного.
Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ)
Графическое задание «Раскрась только те предметы, которые нужны учителю» (Классификация) 1 Дифференциация «Б-П» Игровое упражнения: «Сигнальщики» (Б-П)
«Исправь словечко», «Хлопни, если услышишь»
Чтение слогов, звуковой анализ слов (составление схем).
Составление предложений с предлогами (на, над, под)

11 9.12-13.12 1 «Звук «М». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука
(обозначение фишками синего и зеленого цвета)
Д/и «Вата и камень»;
Буква М. Д/и «Живая буква»
Графическое задание «Дорисуй букву М» 1 Звук и буква «Т» Характеристика звука «Т» Проговаривание чистоговорки
Игры: «Договори последний звук».
Звуковой анализ слов (Тим, Том).
Печатание буквы
Чтение слогов.
Печатание предложения (Тут Тим.)
12 16.12-20.12 1 Знакомство со звуками «П-Пь»
Характеристика звуков (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))
Д/и «Как растет живое» (составление рассказа о росте растений)
Графическое задание «Буква сломалась» 1 Звук и буква «Д»
Характеристика звука «Д»
Работа со звуковыми линейками
Отгадывание загадок
Печатание буквы, чтение и анализ слогов: да, ду, ды, ад, од, ид.
Задание в логопедической тетради «Развиваем связную речь»
13 23.12-27.12 1 Знакомство со звуком «Т» с его артикуляцией, зрительным символом
Синтез звукосочетаний: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ…..
Характеристика звук «Т» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))
Д/и «Цветик - семицветик» (подбор слов со звуком «Т»)
Графическое задание «Противоположности» 1 Дифференциация «Д-Т»
Игры: «Скажи наоборот», Найди ошибку», «Убери лишнюю картинку» Составление слов из букв разрезной азбуки (Тима- Дима, том-дом)
Программная игра «Игры для тигры»
Задание в логопедической тетради «Делим слова на слоги»
14 20.01-24.01 1 Знакомство со звуком «К» с его артикуляцией, зрительным символом
Синтез звукосочетаний: АК, ОК, УК, ЫК, ИК, КА, КО, КУ…..
Игра с мячом « Я знаю 5 названий» (названия транспорта, насекомых, имена людей, животных, которые начинаются со звука «К»)
Графическое задание «Обведи букву К» 1 Звук и буква «К» Характеристика звука «К»
Печатание буквы «к», составление из букв, чтение и анализ слов: коты, маки, тук-тук
Печатание под диктовку: мак- маки, кот - коты, кит - киты.
Работа с предложением: составь предложение из деформированной фразы, составь предложений с предлогом «к»

15 27.01-31.01 1 Звуки [П] - [Т] – [К]. Закрепить понятия «звонкий», «глухой» звук
Д/и «Подарки для Поли, Толи и Коли»
Д/и «Умная удочка» (игра с магнитом)
Графическое задание «Подбери нужный предмет»
1 Звук и буква «Г» Характеристика звука «Г»
Д/и «Назови первый звук в отгаданных загадках (горох, гриб, гнездо)»
Игра с мячом «Мяч- смягчитель).
Печатание буквы.
«Игры для Тигры»
16 3.02-7.02 1 Знакомство со звуком «Х» »; с его артикуляцией, зрительным символом
Характеристика звук «Х» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))
Игровой момент Хомяк Хомка и Петух.
Синтез звукосочетаний: АХ, ОХ, УХ
Сказка о трех братьях Слово (Предмет, Действие, Признак) 1 Дифференциация «Г-К» «Назови лишнее слово», «Один - много»,
Анализ и чтение предложения. Зрительный диктант: Вот Гога.
Составление слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки.
Работа с предложением: составь предложение из предложенных слов, составь предложений с предлогом «в-на-за»

17 10.02-14.02 1 Звук «Н». Характеристика звука «Н»
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Синтез слов, состоящих из двух звуков; АН, ОН, УН. ЫН, ИН, НА, НО, НУ…
Д/и «Игры с братцем Предметом» 1 Звук и буква «В» Характеристика звука «В»
Д/упр. «Назови ласково» (или полное имя).
Печатание буквы, чтение и анализ слогов.
Программная игра «Логомер»
18 17.02-21.02 1 Звук «Ш». Характеристика звука «Ш»
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Д/и «Игры с братцем Действием»
Графическое задание «Противоположности» 1 Звук и буква «Н» Характеристика звука «Н» «Поймай звук» - дифференциация «н-нь».
Составление предложений с предлогами на, над.
Составление и преобразование слов из букв разрезной азбуки (нота - Ната; нота- ноты; ива- Иван).
Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом «У».

19 24.02-28.02 1 Знакомство со звуком «Ж» с его артикуляцией, зрительным символом
Д/и «Сигнальщики»
Д/и «Игры с братцем Признаком»
Графическое задание «Классификация» 1 Звук и буква «Х» Характеристика звука «Х». Разучивание логоритмического упражнения «Хомка, хомка, хомячок…».
«Подбери слова по его началу».
Печатание буквы «Х» в тетради; чтение слогов и слов.
Программная игра «Я расту»
Задание в логопедической тетради «Умозаключения»

20 2.03-6.03 1 Звуки [Ш]-[Ж]
Д/ И «Подарки для Шуры и Жени»

Знакомство с понятием «Предложение»

Графическое задание «Найди, что не подходит» 1 Разучивание скороговорки;
Д/и: «Буквы перепутались» (гласные и согласные); «Шифровальщики» (Найди букву);
самостоятельный звуко-буквенный анализ.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки
Программная игра «Игры для Тигры»

21 9.03-13.03 1 Звук [Ч]. Артикуляция, зрительный символ.

Д/и «Повтори правильно»

Игровой момент «Сказка о бабушке Предложении».
Графическое задание «Почини букву» 1 Звук и буква «С» Характеристика звука «С»
Д/и : « Отгадай загадки, назови первый звук в отгадках», «Найди лишнее слово», «Объясни значение слова: листопад, снегопад, пылесос…»;
Знакомство с буквой «С», чтение слогов и слов.
Звуко-слоговой анализ слов, составление схем. Выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение. Подсчет слов в предложении, нахождение предлога и определение его места в предложении. (Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок)

22 16.03-20.03 1 Звуки [С], [С’]. Характеристика звуков по таблице. Положение звуков в словах.
Д/и «Доскажи словечко»
Д/и «Игры с бабушкой Предложением»
Графическое задание «Дорисуй цепочку» 1 Звук и буква «З» Характеристика звука «З»
Д/упр: «Замени первый звук в слове», «Найди ошибку»; печатание буквы З»
Чтение слогов.
Программная игра «Логомер»
Задание в логопедической тетради «Систематизация»
23 23.03-27.03 1 Звуки [С], [Ш]. Сравнительная характеристика звуков.

Д/и «Разложи инструменты по ящикам (дифференциация звуков»

Игровое упражнение «Надуем шарик»

Д/и «Чего не стало» (игра на внимание)
Графическое задание «Классификация» 1 Дифференциация «З-С»
Д/упр: «Хлопни в ладоши»: «Составь слово».
Чтение, анализ предложений. Составление схемы предложения.
Списывание: Вот Сима. У Симы сова. Вот Зина. У Зины коза. Тут Сима и Зина.
Игра «Игры для Тигры»
24 30.03-3.04 1 Звук [З]. Артикуляция, символ. Характеристика по таблице.

Звуки [C]-[З] «Сказка про Ушастиков и Глушастиков»

Д/и «Звонкий-глухой»

Графическое задание «Что сначала, что потом?»
1 Звук и буква «Ш» Характеристика звука «Ш»
Д/упр: «Закончи слово слогом ША(ШИ); «Замени первый звук в словах на звук «Ш». Печатание буквы «Ш» в тетради; чтение слогов и слов.
Самостоятельный звукко-буквенный анализ слов (шуба, Миша, кошка, душ, шум). Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки (мишка-мышка, мушка, мошка…) Диктант: Вот Даша. У Даши шуба.
Логопедическая тетрадь «Слова и звуки»
25 6.04-10.04 1 Звуки [З] - [Ж]. Сравнительная характеристика.
Д/и «Подарки Зое и Жене»
Игровой момент «Игры со звонкими и глухими согласными»
Графическое задание «Раскрась нужные предметы» 1 Звук и буква «Ж» Характеристика звука «Ж»
Д/упр: «Большой-маленький», «Назови все отгадки», «Повтори предложения».
Печатание буквы «Ж».
Звуко- буквенный анализ: жаба, жук, ёжик.
Правило «ЖИ-ШИ»
Игра «Логомер»
26 13.04-17.04 1 Звук [Ц] Артикуляция, символ. Характеристика по таблице.
[Ц – С] Сравнительная характеристика.

Игровой момент «Сказка о маленьком, но сердитом дракончике Предлоге»

Графическое задание «Заштрихуй букву Ц»
1 Дифференциация «Ш-Ж»
Д/упр: Закончи слово подходящим слогом: «жи-ши»; «Замени звук «Ш» на звук «Ж»; «Подарки Жене и Шуре».
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки (ужи-уши).
Чтение, списывание, запись предложений по памяти: У Маши мишка. У мишки ушки.
Логопедическая тетрадь «Гласные и согласные»
27 20.04-24.04 1 Звук [Щ] Артикуляция, символ. Характеристика по таблице.

Д/и «Где спрятался звук»

Игровой момент «Игры с предлогами»

Графическое задание «Почини букву»
1 Дифференциация «С-Ш»
Д/игры: «Цепочка слов», «Найди одинаковый первый звук в словах», «Повтори пару слов», «Разложи картинки, в названиях которых первый звук С(Ш)»
Звуко-буквенный анализ слов с помощью символов: сушка, Саша, сушки.
Разучить скороговорку «Шла Саша по шоссе..»
«Игры для Тигры»
28 27.04-1.05 1 Звук [Б] Артикуляция, символ. Характеристика по таблице.

Д/и «Подбери картинку к слову»

Сказка о том, как путешествовал братец Предмет

Графическое задание «Закончи букву»

1 Звук и буква «Ф» Характеристика звука «Ф»
Д/упр. «Найди картинку», «Кто-что?», «Найди ошибки в предложении».
Печатание буквы «Ф». Чтение слогов: фан, фук, фта, фон, наф, нуф.
Программная игра «Я расту»

29 4.05-8.05 1 Звук [Л] Артикуляция, символ. Характеристика по таблице.

Д/и «Развесь одежду в шкаф (со звуком [Л]»

Игровой момент «Игры со слогами»
Графическое задание «Напиши букву» 1 Дифференциация звуков (Ф-Фь);
Д/упр «Эхо», «Мяч- смягчитель»,
Звуко-слоговой анализ слов. Составление звуковой схемы слов, подсчет слогов в слове; составление слов из букв разрезной азбуки, чтение. (Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.)

Логопедическая тетрадь «Читаем слова»

30 11.05-15.05 1 Итоговое занятие 1 Итоговое занятие

Математика
№ п/п Срок Первый год обучения Второй год обучения
Кол-во часов Тема Кол-во часов Тема
1 30.09-4.10 1 Число 1 и цифра 1, величина, логическая задача. 1 Числа и цифры от 1 до 10. Знаки , математическая загадка, квадрат, прямоугольник.
2 7.10-11.10 1 Число 2 и цифра 2, знаки +, =, соотнесение формы предмета с геометрической фигурой, ориентировка на листе. 1 Знаки =, +, -, математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги.
3 14.10-18.10 1 Числа и цифры 1, 2, 3, соотнесение количества предметов с цифрой, логическая задача. 1 Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фиуры, ориентировка во времени.
4 21.10-25.10 1 Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг, логическая задача. 1 Знаки , =, соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа 6 из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предметов.
5 28.10-1.11 1 Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, логическая задача. 1 Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка.
Ориентировка во времени.
6 4.11-8.11 1 Число и цифра 6, знаки =, +. Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятие «длинный», « короче», « еще короче». 1 Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели. Ориентировка в пространстве.
7 11.11-15.11 1 Числа и цифры 4, 5, 6, знаки , =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник. 1 Порядковый счет, счет по названному числу. Логическая задача. Состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры.
8 18.11-22.11 1 Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом, цифрой, количеством предметов. 1 Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.
9 25.11-29.11 1 Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -, логическая задача, геометрические фигуры. 1 Цифры от 1 до 10, число 11, знакомство с понятием « десяток».
10 2.12-6.12 1 Числа 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между предметами, знаки -, , понятия «слева», «справа», «сзади», «спереди». 1 Независимость числа от пространственного расположения предметов, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.
11 9.12-13.12 1 Число и цифра 7, знаки =, +, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части. 1 Число 12, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг.
12 16.12-20.12 1 Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сложение числа из 2-х меньших, дни недели. 1 Отношение между числами, величина, повторение времен года, месяцев.
13 23.12-27.12 1 Числа и цифры 1-8, знак -, + логическая задача на установление закономерностей. 1 Число 13, математическая задача, решение примеров, геометрические фигуры.
14 20.01-24.01 1 Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, величина, деление предмета на 4 части. 1 Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов, треугольник.
15 27.01-31.01 1 Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. 1 Число 14, логическая задача, дни недели.
16 3.02-7.02 1 Знаки , геометрические фигуры, порядковый счет, логические задачи. 1 Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, прямоугольник.
17 10.02-14.02 1 Числа и цифры 1-9, понятие «Высокий», «Низкий», дни недели, логические задачи. 1 Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.
.
18 17.02-21.02 1 Порядковый счет, сравнение смежных чисел, логических задач. 1 Числа от 1 до 15, решение примеров, овал
19 24.02-28.02 1 Число 10, знакомство с трапецией, работа в тетради в клетку. 1 Число 16, измерение линейкой, работа с моделью часов.
20 2.03-6.03 1 Цифры 1-10, сложение числа 10, трапеция, работа в тетради в клетку. 1 Математическая загадка, знаки +, -. Состав чисел из двух меньших. Знакомство с объемными фигурами
21 9.03-13.03 1 Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,-, работа в тетради. 1 Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, определение времени по часам.
22 16.03-20.03 1 Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логические задачи. 1 Число 17, рисование символического изображения собачки. Ориентировка на листе бумаги.
23 23.03-27.03 1 Решение задач на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник. 1 Число 18, счет по названному числу, знакомство с объемными фигурами, логическая задача.
24 30.03-3.04 1 Решение задач на сложение и вычитание, логические задачи на анализ и синтез, четырехугольники, шестиугольники. 1 Число 18, решение примеров, ориентировка в пространстве, времена года и месяцы.
25 6.04-10.04 1 Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между цифрой и количеством предметов, ориентировка во времени. 1 Число 19, состав числа 10 из двух меньших чисел, сравнение предметов по величине
26 13.04-17.04 1 Решение задач, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года. 1 Число 19, геометрические фигуры, измерение фигур линейкой.
27 20.04-24.04 1 Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе, круг, овал, треугольник 1 Решение арифметической задачи, решение примеров.
28 27.04-1.05 1 Решение логических задач, геометрические фигуры. 1 Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры, работа в тетради.
29 4.05-8.05 1 Порядковый счет, решение математических загадок, ориентировка в пространстве. 1 Соответствие между количеством и цифрой. Ориентировка в пространстве. Логическая задача.
30 11.05-15.05 1 Итоговое занятие 1 Итоговое занятие

IV Методическое обеспечение
4.1. Материально – техническое обеспечение
• учебные пособия и другие тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.);
• методические разработки (рекомендации).
• Для организации грамотного проведения учебного процесса необходимо иметь отдельный хорошо освещенный кабинет.

Информационное обеспечение
Создание информационной образовательной среды на основе использования информационно-коммуникационных технологий:
- сети интернет
- мультимедийных, аудио и видео материалов
- расширение информационных потоков с помощью электронной почты - создание и использование информационно-методического фонда учебной и методической литературы (книги, пособия, журналы и др.)
- создание системы широкого доступа родителей (законных представителей) к сетевым источникам информации (сайт МБДОУ «Д/с № 4», консультации).
В учреждении создана информационная образовательная среда, представляющая собой:
- сайт образовательного учреждения;
- консультационный пункт.

4.2. Особенности организации предметно – пространственной среды
Важнейшим условием реализации дополнительной общеразвивающей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Используются на занятии: погремушки, Су-Джок, деревянные ложки, музыкальные инструменты, дидактические игры по развитию мелкой моторики, грамматического строя речи, связной речи, формированию правильной воздушной струи.

Литература
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
2. Гордеева С. Е.. Обучаем дошкольников грамоте.-М.: СИНТЕЗ, 2018
3.Калинина Т. В., Пальчиковые игры и упражнения для детй 2 – 7 лет. – Изд. 2 – е. – Волгоград: Учитель, 2013.
4. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие.-М.: Издательство «Ювента», 2009.
5.Косинова Е. М., Уроки логопеда: игры для развития речи / е. Косинова. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
6.Левчук Е.А. Грамматика в сказках и историях. Цикл домашних занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
7.Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе.-М.: ТЦ Сфера, 2016.
8.Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
9.Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз-ступенька, два-ступенька…Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.-М.: Ювента, 2016.
10. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
11.Филичева Т.Б., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие.- 4изд.- М.: Айрис – пресс, 2007.
12. Чуб Н. В. Готовимся к школе. Большая книга заданий и упражнений.- М.: 2013.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: valerasuhorukih
Просмотров: 25 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА