Суббота, 16:36 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дополнительное образование

АВТОРСКАЯ ПРОГРАМА ПО АНСАМБЛЮ «ЛОЖКАРЕЙ», В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»
28.04.2014, 15:00
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО АНСАМБЛЮ ЛОЖКАРЕЙ
В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ЛОЖКАХ,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Преподавателя отделения русских народных инструментов ДШИ
им. А.С.Даргомыжского Тимофеевой Аллы Юрьевны
г.Вязьма 2014г

Структура программы учебного предмета.
1. Пояснительная записка………………………………………………стр.2
- срок реализации учебного предмета……………………………….стр.4
- цель и задачи учебного предмета…………………………………..стр.5
- педагогические основы работы с детским коллективом………….стр.6
2. История создания ложек, виды народно-прикладного искусства.стр.6
3. Освоение приемов игры на ложках………………………………...стр.14
4. Работа над ансамблевым исполнением…………………………….стр.20
5.Актуальность и завершение…………………………………………стр.21
6. Репертуарный список…………………………………………….....стр.22
7. Список рекомендуемой методической литературы……………стр. 23

1. Пояснительная записка
«Коллективное музицирование» – является одной из учебных дисциплин, способствует формированию навыков коллективного музицирования, развитию природных музыкальных данных. Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям русской музыкальной культуры, а так же решает в образовательном процессе современные задачи.
Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. Каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди детей. С первых уроков в ансамбле ложкарей, ученик получает конкретное представление об одном из важнейших условий ансамблевой игры – синхронности исполнения, единстве ритмического пульса, темпа, внимательности, ответственности, дисциплинированности и целеустремленности. Занятия в ансамбле ложкарей способствуют также закреплению навыков, приобретенных на уроках специального класса.
Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена. Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося. Игра на ложках всегда радует своими возможностями, эмоциями и зрелищностью.
Двадцатилетний стаж работы на народном отделении в классе баян-аккордеон, а так же работа руководителем оркестра народных инструментов, подтолкнула меня к воплощению идеи создания самобытного ансамбля исполнителей на деревянных ложках. Главной задачей для меня стала идея сплоченности учащихся своего класса - от первоклассников до выпускников, а так же дополнительная возможность развития музыкальных способностей учащихся.
При подборе участников ансамбля, самым главным критерием является желание учащегося научиться играть на ложках. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Творчество любого народа представляет историческую ценность для всего человечества. У каждого народа есть те исторические особенности и традиции, которые отличают их друг от друга. Русский народ в своем разнообразии обычаев, традиций, фольклоре, народно-прикладном творчестве, искусстве - во многом превосходит многие страны Европы. Нельзя забывать об этом в нашем современном компьютерном мире. Задача музыкальных школ и школ искусств состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные заведения, но и в пропаганде русского народного музыкального творчества, в подготовке участников художественной самодеятельности, в увеличении армии любителей музыки и подготовке грамотных слушателей.
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике тесно между собой связаны:
1. знакомство с новыми приемами игры на ложках;
2. отработка материала, находящегося в работе;
3. работа над воплощением концертного исполнения.
Такая форма работы помогает в формировании слухо-зрительно-двигательной координации у детей.
Главная задача руководителя заключается в том, чтобы заинтересовать и увлечь детей заниматься игрой на ложках, а так же преподаватель сам должен иметь большой запас неиссякаемых возможностей и приемов игры.
Выступления подобного рода ансамблей, всегда украшают концерты, нравятся публике любых возрастов. Ансамбли ложкарей всегда отличаются яркостью не только выступления, но и самобытностью костюмов, головных уборов, музыкального сопровождения. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня организовать в Вяземской школе искусств им. А.С.Даргомыжского ансамбль ложкарей «Веселые ребята» на отделении русских народных инструментов. Мной разработана программа для ансамбля ложкарей, в рамках предмета «Коллективное музицирование», рассчитанная на 5 лет.
Именно музыка помогает детям на занятиях изображать музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений. Каждому занятию предшествует подготовительный период для детей и самого преподавателя (начиная от выбора репертуара, подбора движений и до показа на ложках).
Срок реализации учебного предмета
Ансамбль ложкарей («Коллективное музицирование»)

Реализации данной программы осуществляется в течение 5-ти лет, независимо от возраста учащегося. Занятия не подразделяются на мелкогрупповые и индивидуальные.
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Групповая (от 5 человек и более). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Аттестация проходит в форме концертных выступлений.

Цель и задачи учебного предмета.
ЦЕЛЬ:
• Сохранить русские народные музыкальные традиции;
• Знакомить детей с русскими народными промыслами и ремеслами;
• Развить коммуникативность общения среди детей;
• Развить музыкальные способности учащихся;
• Уметь преодолевать сценическое волнение;
• Обучить участников коллектива приемам игры на ложках, включая элементы авторской программы «Обучение игре на ложках, как средство развития музыкальных способностей детей», в рамках программы учебного предмета по ФГТ к дополнительной предпрофессиональной программы «Коллективное музицирование».
ЗАДАЧИ:
Практические:
 Познакомить участников с историей возникновения ложки, как музыкального инструмента;
 ощутить преимущество игры в ансамбле;
 Познакомить с приемами игры на ложках и упражнениям, которые позволяют развивать четкую координацию ритмических движений;
 Стремиться преодолевать сценическое волнение.
Воспитательные:
 Стремиться быть одной командой.
 Делиться творческими идеями на уроке;
 Понимать ответственность за концертное выступление.
Новизна.
Происходит интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, познание. Используются средства для демонстрации видов народно-прикладного искусства в виде фотографий, видеоматериалов других детских коллективов, аудио записей.

Практическая значимость.
Опыт работы можно использовать в программе ФГТ «Коллективное музицирование » в ДМШ и ДШИ, Домах детского творчества.
Педагогические основы работы с детским коллективом.
Главными основами методической работы с детским коллективом ложкарей, являются принципы дидактики: доступность, наглядность, прочность, систематичность. Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:
- результативность обучения (зависит от систематичности посещения занятий);
- осознание целей обучения;
- значимость для детей успешного выступления всего коллектива и отдельно каждого участника;
- сложность приемов игры на ложках;
- профессионализм преподавателя.
Неотъемлемой частью на занятиях ансамбля ложкарей присутствуют здоровье сберегающие факторы. На уроке ребята выполняют разминочные упражнения для рук, наклоны и повороты корпуса. На концертных выступлениях происходит меньше психических затрат, поскольку игра на ложках не требует выучивания нотных записей. Достаточно лишь запомнить и отработать последовательность ритмических упражнений.

2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЛОЖЕК.
ВИДЫ НАРОДНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
В начале формирования коллектива, дети задавали вопросы:
- Откуда появились ложки?
- Почему на ложках нарисован такой рисунок?
Отвечая на эти вопросы, появилась идея включить в мою программу раздел, в который входит краткий обзор русских народных промыслов и ремесел. Дети должны знать свои корни, обычаи. Слушая и смотря на уроках видео записи разных детских коллективов ложкарей, даешь детям понять, как захватывает этот вид исполнительства разных людей от мала до велика на территории всей страны. Параллельно я сама убеждаюсь в том, что освоенный мною вид музыкального исполнительства очень интересен и неиссякаем в своих приемах и фантазиях.
Ударные инструменты вошли в употребление восточных славян еще в древние времена. Употреблялись они повсеместно: на охоте, в ратном деле, для проведения обрядов, при выпасе скота пастухами, в качестве сопровождения песен и плясок. Использовались эти инструменты славянами вместе с хлопаньем и притопыванием. Использование ложек, как музыкального инструмента не является уникальным. В древности для музыкального исполнительства использовались так же: сковороды, тазы, печные заслонки, трубы от самоваров, кастрюли, вилки, пилы, косы, топоры и молотки. Древние музыкальные ложки не отличались внешне от столовых. Их лишь только делали из более твердых пород дерева. У ложек могли быть длиннее рукоятки и более отполированные края в местах соударения. Вдоль рукоятки к таким ложкам могли подвешивать бубенцы.
До сих пор не установлено время начала использования ложек на Руси в качестве инструмента. Первым упоминанием о новой функции ложек относят к концу 18 века среди крестьян. Некоторые исследователи полагают, что игра на ложках у русских появилась в подражании испанским кастаньетам. В 19-20 веках ложки нашли широкое применение в русских народных ансамблях и использовались с элементами трюкачества. Виртуозы-ложечники выступали сольно. Огромный успех получили ложечники в 20 веке, после привлечения их в состав оркестров р.н.и., что привело к модернизации ложек. Стали появляться металлические ложки, к которым крепились бубенцы и колокольчики. Сейчас ложки заняли достойное место и на профессиональной сцене.
Некоторые народности так же играют на ложках: в Африке (у них немного другая форма), в Англии. Джефф Ричардсон играет на электрических ложках. Сила звучания, благодаря подсоединенному к ним электричеству усиливается во много десятков раз. В последнее время игра на деревянных ложках стала очень популярной и даже модной. Устраивают концерты и соревнования, фестивали, где играют на ложках и других деревянных народных инструментах.
Ложки универсальны в применении, приемы игры быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру руки ребенка, прочны и надежны, при соприкосновении издают гармоничный, чистый звук, создают прекрасные условия для активного музицирования и импровизации. Игра на ложках всегда приносит детям радость. К тому же деревянные ложки – отражение самобытности нашей русской культуры и наших культурных традиций, очаровывая всех своей самобытностью и колоритом.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
Невозможно рассказывая детям о ложках, не сказать о русских народных промыслах и ремеслах. Эти знания помогут детям лучше узнать о русском народе, русских традициях, попытаться понять секреты русского характера и обычаев. Через сотни лет дошли до нас секреты плетения знаменитых вологодских кружев, тонкости резьбы по бересте, вышивка, техника росписи по дереву. Во всех изделиях чувствуется бережное отношение мастера к материалу, изящество, неповторимость и фантазия и терпение в работе. Ни один мастер, подобно машине не может штамповать предметы, похожие один на другой, как две капли воды. Поэтому всякое изделие народных промыслов индивидуально. Откуда народные художники черпали мотивы для своих творений? Мир этих вещей населяют непривычные для нас сказочные существа – диковинные цветы, формы, персонажи, будь то туесок или ложка, посуда или сани. Прочные, удобные в употреблении и вместе с тем красивые, они вносят в жизнь праздник, красоту, радость, излучают тепло. Видно веселые и добрые были люди, которые их мастерили.
А вот затейливый орнамент из растений, трав, цветов в черно-красно-золотых тонах украшают ложки, миски, медовницы. Что это за промысел?

ХОХЛОМА.
Хохлома - название села в Заволжье, куда мастера привозили на продажу свои изделия, а затем развозили по всей России. Родина хохломы – группа деревень, тема для росписи - природа родного края. По одной из версий считалось, что начали промысел старообрядцы, которые прятались в лесу из-за гонений за веру.
Нижегородская техника росписи по лакированным деревянным изделиям восходит своими корнями к методам росписи старинных икон. Хохлома – это старинный народный промысел XVIв. декоративной росписи деревянной посуды и мебели. Красным, синим, зеленым и черным по золотому фону. После покрытия изделия серебристым оловянным порошком обрабатывают в печи, после чего получается медово-золотистый цвет. Это придает легкой посуде эффект массивности.

Стиль росписи посуда унаследовала от иконописцев (мастерство «тонкой кисти», секрет изготовления золотой посуды без золота). Мастера приглашались в Троице-Сергиеву Лавру (которая и была изначально основным заказчиком этих изделий), для знакомства с производством изготовления чаш и ковшей.
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ НА ПОДНОСАХ.
Известна с XIXв. в районе современного района Мытищи, г.Жостово. Роспись картины по черному, красному, зеленому фону. Мастер работает одновременно с несколькими подносами. Основной мотив – цветочные букеты с крупными садовыми и мелкими полевыми цветами. Подносы встречаются разных форм: от круглых, до сложных многоугольников. Первое производство подносов связано с фамилией братьев Вишняковых. Изготовляли для московской знати.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.
Дымковская слобода – г.Вятка. Промысел существует боле 400 лет. Красную глину рубили лопатами, соединяли с речным песком, вымешивали и постоянно переворачивали, смачивая водой. Кукол лепят руками, сглаживая стыки мокрой тряпкой, затем украшают деталями.
Сушат, обжигают в русской печи. Белили игрушку с помощью молока с мелом, благодаря чему образовывалась сверху пленка. Тематику росписи связывают с языческим весенним праздником Свистуньи или Свистопляски. Праздника не стало, а промысел остался. Бытовые и сказочные сюжеты сохраняют гончарные традиции.
ГЖЕЛЬ.
Город Гжель – колыбель русской керамики с XIV века. Изготавливались изделия из цветной глины с яркой одноцветной росписью по эмали. Основные цвета: белый, оттенки голубого и синего. Сюжеты бытовые и сказочные. В последствии, посуду и изделия в стиле росписи Гжель, стали относить дорогому фарфору благодаря, особенному изготовлению эмали, заимствованную у заграничных мастеров.
ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ.
Покрывало или платок – один из самых значимых элементов русского костюма. Традиции создания платков связаны с праздником Покрова Богородицы (только в русской православной церкви). У истоков стояла монастырская культура. Законодателем производства Павлово-Посадских платков был Иван Лобзин из Павлова Посада, служившим в Троице Сергиевой лавре. В 1795г. открыл фабрику по производству шелковых платков, а затем и шерстяных платков с набивным рисунком
НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА. Ремесло – это определенный вид деятельности человека, необходимый для жизни деятельности, труда, отдыха или просто для красоты. Ремесла всегда делились: на мужские и женские. Резьба по дереву, изготовление посуды, бытовой утвари – это мужские ремесла. Вышивка, плетение кружев, ткачество, прядение – вот традиционные женские ремесла.
Фольклорное вокальное творчество относится к устному и игровому творчеству. Летом проводили более подвижные, озорные игры, а зимой игры в избах более покойные и сопровождались поговорками и считалками, пением и рукоделием.
МУЖСКИЕ РЕМЕСЛА:
Резьба по дереву. В России называлась резным делом. Рисунок – ознамёнка. В 15 веке в Троице-Сергиевой Лавре соединились в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент. Использовали изображения травяных узоров в Византийском стиле. Деревянными резными работами украшались царские покои, столовые, церкви. Для производства понадобились специальные инструменты. В мебели резьбе появились такие названия, как кронштейны, карнизы, фрамуги. Иногда изделия расписывались яркими красками и даже сусальным золотом.
Кузнецкое дело. Начало было положено в Туле, благодаря происхождению богатых железных руд, необходимых для производства оружия для стрельцов. Приглашались «особые» матера, образовалось кузнецкое дело. В Туле в 16веке создалась гильдия оружейных мастеров (самопальных), изделия которых пользовались огромным спросом и проносило большой доход.
Гончарное дело – ремесло, служившее для изготовления емкостей для приема пищи или хранения сыпучих и жидких продуктов. Современные приспособления гончаров - использование гончарного круга, нанесение глазури, с целью превращения посуды в предметы домашнего обихода, строительных материалов, декоративных изделий, сувениров и украшений. Благодаря гончарному кругу форма у посуды получалась ровная гладкая. Для разных видов изделий применяли разные сорта глины, включая окраску. Гончарное ремесло упоминают еще в Ветхом Завете. У славян гончарное производство известно с доисторических времен в Волго-Омском междуречье 7000лет назад.
Лозоплетение – ремесло изготовления плетеных изделий из лозы домашней утвари, емкостей, коробов, корзин, ваз и т.д. Лоза – любой материал растительного происхождения, способный при обработке гнуться, а затем держать форму. Название произошло от «виноградной лозы». Разные техники плетения возникли раньше, чем человек научился обрабатывать дерево и металл без орудий производства. Ремесло уходит корнями в каменный век.
ЖЕНСКИЕ РЕМЕСЛА
Плетение кружев
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО – вид русского кружева, плетеного на коклюшках (деревянных палочках). Внешне рисунок изделий напоминал морозные узоры на стекле, поскольку орнамент был очень ажурным и ложным. Распространено было в Вологодской области в 16-17 веках. Как промысел сформировался в 19 веке. Но зародилось кружевоплетение изначально Европе. В имениях помещиков крепостные выплетали отделки для платьев, белья, подражая западноевропейским мастерицам. Стали появляться фабрики и в 20 веке открылась школа кружевниц.
Вышивка
Бисероплетение – это декоративно-прикладное искусство, рукоделие, создание украшений. Сам бисер в той форме, в которой сохранился до наших дней, известен еще в Древнем Египте. В последние века в России, особенно в северных районах вместо бисера использовали кусочки перламутра и речной жемчуг, для украшения одежды, церковной и бытовой утвари.
РУССКОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО – переплетение, производство ткани на ткацких станках. Ткали из нитей с древнейших времен. Возникло, как эволюция плетение в позднем неолите (каменный век). Человек, занимающийся плетением называется – ткач. Ткацкие станки вначале были вертикальные, затем горизонтальные.

3. ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ ИГРЫ НА ЛОЖКАХ.
Настало время поговорить о самих ложках: как их делают, когда появились, что за роспись на них?
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Начинать обучение нужно со знакомства с историей ложки и просмотра видеороликов качественного исполнения на ложках, ставя перед собой главную задачу на этом этапе – увлечь детей и зародить в них желание научиться играть и узнать о русских традициях. Демонстрируя мастерство, которое носит своеобразный зрелищный характер, большое значение, кроме звучащего ритма, имеет жестикуляция рук, повороты головы, корпуса, притопывание ногами, шаги и многое другое.
Ложки бывают разной величины. Основные ее части черпак и черенок. Сувенирные изготавливаются художественными комбинатами.
Постановка исполнительского аппарата-корпуса
Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. На ложках играют всевозможными способами. Все зависит от того, как держать ложки. Сидеть нужно ровно, выпрямив спину. Преподаватель показывает приемы исполнения. Затем начинается планомерная постоянная работа по обучению детей игре на ложках. Особое внимание необходимо уделить новичкам, отдельно с каждым повторить сложные для них приемы. Более опытные участники ансамбля с удовольствием демонстрируют перед новичками свои умения и навыки, тем самым передавая свой опыт. Иногда результативнее срабатывает прием передачи умений от ученика к ученику, чем от учителя к ученику.
На первом году обучения дети овладевают первым способом игры – в правой руке исполнителя зажаты две ложки. Основные приемы: удар, тремоло, скольжение. Много времени приходится работать над сочетанием этих приемов, их запоминанием, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков, артистичностью исполнения.
 Можно держать в каждой руке по одной ложке (исполняют самые простые приемы, с помощью которых дети учатся формировать ритмические рисунки);
 две ложки в правой руке (самый распространенный прием. Удары осуществляются по разным частям тела: кисть, плечо, колено, бедро, голень, грудь и т.д.;
 три ложки: в левой руке 2 и 1 в правой;
 4 ложки: по две в каждой руке (самые сложные приемы)
 веерные ложки (иногда используют подставку)
После овладения первого способа, переходим на втором году обучения ко второму способу, где в игре участвуют три ложки: 2 в левой руке и 1 в правой. Трудность заключается в том, чтобы работать двумя ложками в левой руке. Приемы этого способа позволяют играть сидя и стоя, совмещать с танцевальными движениями. Овладев этими способами можно намного расширить и разнообразить репертуар.
Третий способ – по две ложки в каждой руке. Ударяя ложку о ложку, получается характерный красивый звук.
Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка
Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем, сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а так же моторики при музицировании. Особенные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полноценные навыки закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Начинать обучение приемам игры на ложках желательно с разминки кистей рук:
«Шофер» - характерные движения кистями имитирующие крутящий руль.
«Домик» - левая рука расположена над левым бедром, правая показывает между ними – потолок, или пол (позже удары с ложками).
«Вертолет» - поворот руки с ложкой вверх черенком, потом вниз.
Эти упражнения помогаю приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре. Обязательно включение в занятия речевого материала в самых разнообразных формах, подходящие к тому или иному ритму.
Ритмические упражнения
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
Главный принцип – сделать занятия в интересной игровой форме с названиями, поэтому изучая следующий прием называем его «Лошадка» - напоминает цоканье копыт. Другую игру можно назвать «Зайка»: прячем черпачок в ладошку и ударяем по нему открытой ложкой. Зайка прячет ушки – звук более глухой, открывает ушки – звук звонче. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки разной высоты. Ритм можно чередовать. Ребенок не только воспроизводит звуки, но слышит и анализирует их высоту (высокая - низкая, звонкий - глухой).

Основные приемы игры на ложках
ПРОСТЫЕ УДАРЫ (хлопок). Ложки в правой руке, левая перед собой и немного согнута в локте. Легкие удары ложками по левой ладони. Это самый простой прием игры. При игре в ансамбле необходимо добиваться одновременного исполнения приема.
ТРЕЩЕТКА ПРОСТАЯ. Ложки в правой руке, левая ладонь повернута вниз. Вначале удар по ноге, отскок в ладонь и обратно по ноге.
ТРЕЩЕТКА СЛОЖНАЯ. Похожа на простую трещотку, с добавлением поворота ладони верх и назад.
СКОЛЬЖЕИЕ КОРОТКОЕ. Левая рука согнута в локте, кисть повернута вверх. Удар ложками по ладони, скольжение вниз и удар по ноге.
СКОЛЬЖЕИЕ ДЛИНОЕ. Удар ложками по левой ладони, скольжение вниз на левую ногу и продолжение скольжения на правую ногу.
ЛИНЕЕЧКА1. Удар по лев. ладони / удар по лев. колено / удар по лев. ноге внизу (ногу слегка приподнять во внутреннюю сторону) / вернуться на колено. Повторить с правой ногой, только ногу слегка приподнять во внешнюю сторону.
ЛИНЕЕЧКА 2. Левая нога быстро выпадает вперед на каблук / короткое скольжение по колену/ голень 2 раза / колено. Затем правая нога быстро выпадает вперед на каблук и все повторить.
ЛИНЕЕЧКА 3– по ладони л.руки, по колену л.ноги, пятке и полу.
ДВОЙКА. Два раза удар по левой ладони / два раза удар по колено соседа справа.
БАНЯ. Повернуться боком вправо/ поднять левую руку, согнутую в локте /два раза удар по своей спине, подражая ударам веника / два удара по плечу соседа справа.
ТРЕМОЛО. Левая рака согнута в локте, кисть прижата к корпусу. Ложки быстро двигаются между ладонью и левой ногой, затем правой ногой. Кисть от корпуса не отпускать, поворачиваться руке вместе с туловищем.
СОЛНЫШКО – хлопая ложку об ложку, описываем большой круг

ДУГА – на счет 1 – по колену. На счет 2 – по локтю л.руки
КРУГ – по ладони л.руки, левому плечу, правому плечу, правому колену.
КАПЕЛЬКИ– одиночные и двойные удары по коленям, ладони, плечам; Ладонь-плечо, л. пр. колено, л.и пр. плечо и т.д.
МАЯТНИК – скользящие удары ложки о ложку, напоминающие маятник. Удар тыльными сторонами ложек или ручек одной ложки о тыльную сторону др. ложки можно держать вертикально и горизонтально.
МЯЧИКИ– обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу:1-я – между 1 и2 пальцами 2-я между 3 и4 пальцами. На счет: 1.2.3.4 ударяют по колену. В каждой руке находятся по две ложки.
ПЛЕЧИКИ – ударяют по плечу и ладони
КОЛЕНОЧКИ– удар ложками по ладони и колену соседа справа
КАЧЕЛИ– по колену и по кисти, приподнятой до уровня глаз л.руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево и в право
На счет 1 – по колену
2 – полу наклон влево и удар по ложкам
3 – по колену
4 – наклон вправо и удар по руке
ТРЕМОЛО – быстрое чередование ударов (можно и тремя ложками)

Прямые удары чередуются с глиссирующими. Можно в руках держать ложки веером и играть скользящим приемом. Это красиво звучит и зрелищно смотрится. Лучше закрепить ложки на деревянных брусках для удобств.
Немаловажную роль в работе с ансамблем ложкарей играет, продуманное решение многих организационных вопросов. Для публики ансамбль начинается с выхода. Поэтому необходимо договориться с детьми о форме одежды, выработать привычку красивого собранного выхода. Необходимо отрабатывать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены.
Эта огромная работа невозможна без помощи родителей учеников. Я хочу выразить огромную благодарность родителям учеников своего класса. Благодаря им, в нашем ансамбле появились табуреты, расписанные в стиле жостовских подносов, яркие жилеты, головные уборы – картузы. Родители всегда присутствуют на концертах, помогают детям переодеваться, ведут фото и видео записи. Все это помогает мне, как руководителю ансамбля, больше уделять внимание творческому подходу в работе с детьми.
4. Работа над ансамблевым исполнением.
Важным моментом в работе является подбор репертуара. Музыка должна быть ритмична, задорна, популярна и нравится детям. Необходимо вовлекать детей в процесс творчества, приобщая их к соавторству.
Анализ видео и аудио записей с образцами выступления коллектива позволит со стороны взглянуть на свои удачи и промахи. Принцип наглядности здесь самый действенный.
Владение темпом репетиции предполагает быстроту реакции педагога и учащихся на ситуации, возникающие в ходе репетиции, степень сложности номера, целесообразность и оптимальную частоту остановок звучания ансамбля.
Артистизм действий педагога-дирижера придает эмоционально-эстетический характер самым разнообразным аспектам взаимодействия его с коллективом: как педагога музыки, организатора коллектива, творчески активного интерпретатора, эмоционально яркого исполнителя, то есть способствует более глубокому восприятию и усвоению музыкального материала.
Игра в ансамбле дает возможность юному инструменталисту чувствовать себя частичкой коллектива, так как специфика занятий направлена на работу с едиными целями и задачами, конечный результат которых – концертное выступление.
Одним из самых важных качеств игры в ансамбле, коллективе – является чувство партнерства. Проведите игру «Цепочки».
Игра «Цепочки» (лучше расположиться в форме круга)
1 вариант. Каждый ребенок повторяет ритмический элемент за преподавателем под четкий ритм метронома. Нужно следить, чтобы не было остановок. За вторым кругом этот элемент исполняют сразу по два участника, потом все вместе.
2 вариант. Исполняют по очереди. Преподаватель с каждым кругом показывает новый элемент, а дети должны безошибочно без остановок все повторить. Возможно ускорять темп.
3 вариант. Провести упражнение на слуховые ощущение. Начать медленно, постепенно ускорить и затем постепенно замедлить.
4 вариант. Дети сами предлгают свой ритмические рисунок и все его исполняют.
Самым ценным и завораживающим в ансамбле является синхронная и слаженная игра.
5. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗАВЕРШЕНИЕ.
Актуальность сохранения традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Именно музыка помогает детям на образовательной деятельности изображать музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений.
Народное творчество, фольклор или прикладное искусство – это необъятный, бездонный клад тысячелетней мудрости и красоты. Приобщить современных детей к сокровищам художественной прикладной, музыкальной и устной культуре - нелегкая задача, решать которую можно в форме игры на деревянных ложках.
Преподаватель детской музыкальной школы ответственен за формирование музыкальных вкусов своих воспитанников. Независимо от того с кем он занимается, с будущим профессионалом или просто любителем музыки, педагог должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой.
Коллективные формы музицирования в детской музыкальной школе, школе искусств имеют большое значение в плане общего музыкального развития, играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности.
Учебных программ и методик по коллективномо музицирования очень большое множество. Все они ориентированы на развитие творческих музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, навыков бытового и ансамблевого музицирования, а также закладывают основы для продолжения образования в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов как музыкальных, так и смежных профессий. Но игра в ансамбле ложкарей дает возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Р.н.п. «Я на горку шла»
Р.п. «Барыня»
«Яблочко»
А.Новиков «Смуглянка»
В.Темнов «Кадриль»
Р.н.п. «Коробейники»
М.Блантер «Катюша»
Р.н.п. «Возле речки» обр. И.Паницкого

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРЕТУРЫ:
1. И.Г.Лаптев «Детский оркестр в начальной школе» М., «Владос» 2001г. 175стр.
2. К.Купинский «Школа игры на ударных инструментах» М., «Музыка» 2004г., 203 стр.
3. М.Имханицкий, А.Мищенко «Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики» вып.1, М., Издательство РАМ им. Гнесиных, 2001г. Стр. 3-8
4. Л.Пилипенко «Азбука ритмов» М., издательство В.Катанского 2000г. Стр.41
5. Журнал «Музыкальный руководитель» вып.8 2010г.
Статья «Играем в оркестре» Н.Крашеннкова, А.Белова
6. Журнал «Народник» вып. I /69 2010г. М., «Музыка»
Статья «Играет Скиф» стр. 52-53
Статья «От какого наследия мы отказываемся» А.Свиридова стр. 34-37
Категория: Дополнительное образование | Добавил: дирижер
Просмотров: 2910 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА