Четверг, 20:27 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Черчение, рисование

урок изобразительного искусства в 9 классе
23.09.2013, 20:15
Тема урока: «Человек на фотографии»
Урок 1 полугодия в 9 классе блока «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» (по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского)
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Актуализировать, дополнить и обобщить знания об искусстве фотографии.
Задачи урока:
Обучающая: Углубление знаний о законах построения изображения в кадре. Выполнение творческого задания, направленное на формирование специальных умений и навыков фотографирования. Привитие навыков анализа фотопортрета.
Развивающая: Стимулирование творческой деятельности. Привитие навыков анализа её результатов.
Воспитательная: Развитие художественного вкуса, воображения и творческого мышления. Воспитывать навыки работы в атмосфере коллективного творчества.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Введение в урок. Подготовка учащихся к активному восприятию материала урока.
3. Повторение сведений предыдущих уроков.
4. Изложение новых сведений в форме демонстрации презентации.
5. Физкультминутка.
6.Практическая работа.
7.Анализ выполнения практической работы.
9. Итог урока, рефлексия.
Оборудование урока:
Иллюстративный материал:
Репродукции древнеегипетских портретных изображений в скульптуре, древнегреческих портретов, работ мастеров эпохи Возрождения.
Презентация «Человек на фотографии»
Мультимедийное оборудование.
К практической работе учащихся:
• Реквизит для выполнения фото постановок.
• Фотоаппараты.
• Бумага, пишущие принадлежности.
• Слайды для практической работы.

ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Учитель контролирует наличие учебных принадлежностей, организует и настраивает учащихся на познавательную деятельность, информирует о теме и задачах урока.
2.Введение в урок
С начала времён человек испытывает желание видеть своё отображение. Древние люди могли увидеть себя, смотрясь в водную гладь ручья или реки. Позже появилось зеркало. Но, к сожалению, такие отображения мимолётны. В процессе эволюции у представителей рода людского появилась потребность запечатлеть зримую память о себе на долгие годы и даже века. Первые портретные изображения человека относятся к эпохе Древнего Египта. Самый известный из них – скульптурный портрет прекрасной царицы Нефертити (демонстрация репродукции). Древние греки ценили красоту в обличие человека. Перед вами портрет юноши древнегреческого мастера (демонстрация репродукции). В Европе средних веков церковью на такие изображения наложен строжайший запрет – не достойны! А эпоха Возрождения вернула человечеству радость, запечатлеть себя. И подарила целую плеяду замечательных художников (демонстрация репродукции). Я думаю, вы с легкостью назовёте имя автора и название картины (демонстрация репродукции; Леонардо Да Винчи «Джоконда» \ «Портрет Моны Лизы»).

3. Повторение сведений предыдущих уроков.
Процесс написания живописного портрета долгий и далеко не всем доступный. И тут на помощь человеку приходит фотоизображение. Об этом замечательном изобретении мы с вами говорили на предыдущих уроках. Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом виде изображения.
Вопросы для учащихся:
1.Что представляет собой фотография? (документальный рассказ о снимаемом объекте)
2.Назовите имя человека – изобретателя фотографии? (художник Луи Дагер, январь 1839 года)
3.Что общего в живописи и фотографии? (Выразительные средства: композиция, светотень, ритм линий, пятен, объёмов)
Действительно, фотоискусство взяло на вооружение многие принципы живописи, и жанр портрета не стал исключением.
4. Изложение новых сведений в форме демонстрации презентации «Человек на фотографии»
Слайд №2 Первые фотопортреты.
Осознав практичность изобретения Луи Дагера, люди хлынули в фотосалоны. Появилось такое понятие как «Семейный фотоальбом». Молодые парни и девушки с удовольствием обменивались фотокарточками «на долгую память».

Слайд №3 Первое неприятие.
Отношение к первым фотопортретам было неоднозначное. Многие художники живописцы относились к ним как к явлению искусственному, низкопробному. Одним из таких критиков был художник Огюст Роден.
Слайд №4 Фотохудожники экспериментируют.
Стремясь доказать свою состоятельность, фотохудожники экспериментируют, внося в свои работы элемент творчества, как доказательство состоятельности нового вида искусства.

Слайд №5 Основные виды композиции.
Вопрос к учащимся: Какие основные виды композиционного построения изображения вы знаете? («круг», «треугольник», «динамика»)
Основные виды композиции традиционны и для фотоизображения. Композиция снимка - одно из изобразительных средств фотографии. Как и любой вид искусства, фотография имеет свои изобразительные средства, система которых сложна и многообразна. Но несомненно, что одним из главных средств изобразительного решения темы является композиция снимка.
В переводе с латинского термин "композиция" означает сочинение, составление, соединение, связь, то есть построение изображения, установление соотношений отдельных его частей, образующих единое целое.


Слайды №6,7 Правило третей. Но фотографы придумали ещё и своё, очень лёгкое для запоминания правило третей. Основной принцип таков. Разбейте изображение на трети (и горизонтально, и вертикально) таким образом, чтобы у вас получилось 9 частей. В процессе съемки делайте это в уме. Эта сетка позволяет определить четыре точки, в которые лучше всего помещать что-то интересное. Кроме того она позволяет определить 4 линии, которые также являются полезными позициями для элементов вашего снимка.
Слайд №8 Так применение этого правила выглядт на практике.

Слайды №9,№10 Роль контрастного и естественного освещения в передаче характера отображаемых персонажей.

Искусственный свет –
психологизм, напряжение в изображении. Мягкий солнечный свет подчеркивает светлое детское начало, выразительно обрисовывает форму лица девочки.
Слайд №11 Колорит.
Фотографии современного фотохудожника Василия Малышева всегда отличаются удивительной тонкостью колорита, блестяще подобранные цветовые сочетания очень ненавязчиво подчёркивают характер человека.
Вопрос к учащимся: Что вы можете рассказать о характере этого старика?

Слайд №12 Фото постановочное и репортажное.
Вопрос к учащимся: Чем, по вашему мнению, отличаются эти фотопортреты? (на одних снимках персонажи позируют, на других попадают в кадр по воле фоторепортёра)
Постановочное: Репортажное:

Слайды №13,14,15,16 демонстрируют фотопортреты, выполненные в различных стилях и направлениях искусства.
Этническое фото: Фотопортрет в стиле ретро:


Креативное фото:
Слайд №17 Юмор в фотопортрете.
Зачастую авторами «смешных» снимков являются папарацци.
Они «ловят» своих моделей в самые неподходящие моменты жизни.
Этическая сторона вопроса часто является очень спорной…
5. Физкультминутка.
После демонстрации презентации учитель выполняет с учащимися ряд упражнений направленных на снятие напряжения с глаз, возникшее при работе с цифровым оборудованием.
6. Практическая работа.
Практическая работа ведётся по группам. Первая группа учащихся выполняет постановку и съёмку салонного фото, вторая группа осуществляет постановку и съёмку сюжетного фото, третья группа дает названия предложенным учителем фотоснимкам

Участники этой группы ведут работу за компьютером.
Завершив съёмку, учащиеся первой и второй группы вводят полученные кадры в компьютер, демонстрируют результат своей творческой деятельности.



7. Анализ выполнения практической работы.
Следующий этап коллективное обсуждение получившихся фотопортретов учащимися. Функция учителя: координировать, направлять обсуждение и анализ в соответствии с тематикой урока. Анализ проводится в соответствии с критериями, рассмотренными в ходе урока: композиция в кадре, соблюдение «правила третей», освещение, колорит.
Затем учитель выводит на экран снимки, названия которым должны были придумать участники третьей группы учащихся. Ребята предлагают свои варианты заголовкам к фотографиям. Нередко они носят юмористический характер, что позволяет сделать эмоциональную паузу после проделанной работы.
8.Итог урока, рефлексия.
Учитель беседует с учащимися о том, что больше всего понравилось на уроке (обычно говорят, что понравились выполнять постановку и съёмку в ходе практической работы). Явились ли сведения, полученные на уроке новыми. Смогут ли они пригодиться ребятам в жизни.
9.Домашнее задание.
Просмотреть фотопортреты в своих семейных альбомах. Подобрать те снимки, которые, по мнению учащихся, наиболее полно соответствуют критериям, рассмотренным на данном уроке.
Благодарность за выполненную работу и совместное творчество.
Категория: Черчение, рисование | Добавил: Чертилка
Просмотров: 900 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА