Понедельник, 06:50 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Черчение, рисование

урок изобразительного искусства и художественного труда по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
04.03.2013, 20:12
Карпухина Виктория Викторовна учитель изобразительного искусства и художественного труда в начальных классах
МАОУ Гимназия №17 город Белорецк республика Башкортостан
урок изобразительного искусства и художественного труда по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
в 3 классе тема: «Твоя посуда. Посуда с башкирским орнаментом».

Изобразительное искусство и художественный труд 3 класс.
Тема: «Твоя посуда. Посуда с башкирским орнаментом».

Цель: приобщить обучающихся к представлениям о красоте, создаваемой руками человека. Расширить круг представлений об искусстве и его связи с жизнью.

Задачи:
образовательные: познакомить обучающихся с посудой фабрики «Агидель», углублять эстетические познания о народном декоративно- прикладном искусстве;
развивающие: развивать воображение, творческую фантазию, навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
воспитательные: воспитывать любовь к декоративно- прикладному искусству нашей Родины, уважение к труду, формировать чувство удовлетворенности от выполненной работы.

Оборудование:
для учителя: ПК, иллюстрации с посудой фабрики «Агидель»;
для обучающихся: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Литература:
Изобразительное искусство. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений (Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских). - М.: Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 класс. Книга для учителя ( Б. М. Неменский). авт.- сост.- Н. В. Володина.- Волгоград: Учитель, 2005.
Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. авт.- сост.- Н. В. Володина.- Волгоград: Учитель, 2007.
Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей с родным краем. Ф.И. Фазлыева, - Уфа: Китап - 2003 г;
Я познаю Башкортостан. Учебник хрестоматия Р.Л. Агишева, Ф.Х. Губайдуллина, - Уфа -2006 г.

Зрительный ряд:
Иллюстрации, слайды и презентация с посудой фабрики «Агидель».

Литературный ряд:
Стихи М. Карима, загадки.

Музыкальный ряд:
записи инструментальных мелодий.


Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2. Проверка ранее пройденного.
-Сегодня мы продолжаем работу по теме «Искусство в нашем доме». Мы говорим о вещах, которые есть в каждом доме, и о том, как над этими вещами поработал художник.
-О чем мы говорили на наших прошлых уроках?
-Об игрушках и о посуде.
-Правильно! Вы приносили свои игрушки, а я познакомила вас с народными игрушками. Они перед вами на доске. Вспомните, как они называются.
- Дымковские игрушки.
-Молодцы, правильно! Почему эти игрушки назвали - дымковские?
-Почему деревню назвали Дымково?
-Из какого материала делаются дымковские игрушки?
-Какими были первые дымковские игрушки?
-Для какого праздника лепили игрушки?
-Куда убирали игрушки после праздника?
-Для чего?
-В какой деревушке изготавливают бело-голубую посуду?
-Почему гжельские мастера украшают посуду только синим цветом и его оттенками?
-Назовите любимый цветок гжельских мастеров.
-Какого цвета гжельская роза?
-Что такое сервиз?
-Назовите виды сервизов.
-Молодцы! Вы ничего не забыли, я вами довольна!
3.Проверка домашнего задания.
-Кто нашел дома иллюстрации посуды с башкирским орнаментом?
-Покажите всем и опишите посуду, какая она?
4.Постановка темы урока.
-Ребята, вы заслушали своих одноклассников, а теперь посмотрите на доску (иллюстрации с посудой). Кто догадался, чему мы посвящаем наш сегодняшний урок?
-Посуде с башкирским орнаментом.
-Правильно!

Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, -
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой…(М. Карим).

5. Объяснение нового материала.
-Что такое орнамент?
-Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека. В переводе с латинского языка орнамент - "украшение", "узор". Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок.
Слайды с башкирским орнаментом.
-О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.
-Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные - в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или "косой сеткой"). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.
Знакомство с фабрикой «Агидель» (г. Уфа). Презентация.
-Башкирские Художественные Промыслы «Агидель» - одно из немногих предприятий, фирменная продукция которого известна не только ценителям в России, но и далеко за ее пределами. Это страны Европы, Ближнего Востока и некоторые другие.
-Изделия предприятия действительно уникальны. Они неоднократно становились лауреатами всероссийских конкурсов, награждены дипломами российских и международных выставок «100 лучших товаров России», «Лучшие товары Башкортостана» награды, сертификаты.
-Основанное в 1963 году предприятие специализируется на производстве изделий народных художественных промыслов, сувенирной продукции и товаров культурно-бытового назначения.
Основными направлениями производственной деятельности являются:
*Художественная роспись по дереву
*Лаковая миниатюрная живопись
*Роспись по ткани - батик
*Домашний текстиль
*Государственная символика
*Художественная вышивка
*Национальные костюмы
*Одежда для мусульман
*Резьба по дереву
*Изготовление юрт
*Изделия из войлока.
6. Физкультминутка.
По родному краю
Дружно мы шагаем.
Справа от нас – зеленый луг.
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!
Солнце над березами светит нам.
Мы рады ягодам, грибам
7. Практическая работа.
Цель: украшение посуды, вырезанной из картона элементами башкирского орнамента.
-Сначала рассмотрим элементы башкирского орнамента еще раз. Основные цвета - красный, желтый, синий, зеленый. В качестве орнамента использовались простейшие геометрические фигуры - ромб, треугольник, квадрат. Распространенным приемом украшения был "кускар". Кускар, или завиток. На посуде выполнялись простейшие варианты этого орнамента: парные завитки ("рога барана"), несколько пар завитков, S -образные фигуры, розетка с тремя завихрениями и т.д.
Учитель показывает, как изобразить на бумаге, а затем вырезать «кускар».
-Вспомните, как получить сразу несколько одинаковых деталей из бумаги? Что для этого нужно сделать?
-На какой стороне цветной бумаги рисуем элементы узора?
Повторение правил техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Этапы выполнения работы:
1.нарисовать на картоне посуду (используя геометрические фигуры);
2.вырезать посуду из картона;
3.выбрать нужные цвета бумаги;
4.согнуть бумагу не более 3-х раз;
5.нарисовать на цветной бумаге элементы башкирского орнамента;
6.вырезать аккуратно по краю;
7.расположить орнамент на посуде, если нужно дополнить;
8.приклеить орнамент к посуде.

Дети работают, учитель просматривает работы, показывает наиболее интересные.
8.Просмотр, анализ и оценка работ.
Учитель отмечает лучшие работы, называет положительные стороны. Также рассматриваются работы, в которых допущены ошибки, ставятся оценки.
9.Итог урока.
-Что такое орнамент?
-Назовите элементы башкирского орнамента.
-Какие цвета используются в орнаменте?
-Молодцы! А сейчас посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки.
Загадки про посуду.
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я …
Фарфор.

Из какой посуды нельзя ничего поесть?
(из пустой)

Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница.

Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
Термос.

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
Ложка.

Новая посуда,
А вся в дырках.
Решето.

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
Тарелка.

Сделана для жидкости,
а жидкость в ней не держится.
Воронка.

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей.

На плите — кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый…
Чайник.

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.
Ложка

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
Нож.

Вся макушка в дырках мелких –
Горечь-горькая в тарелках.
Перечница.

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
Половник.

Новая посудина
вся в дырах.
Решето.

Жесткая, дырявая,
Колючая, корявая.
Что ей на спину положат,
Все она тотчас изгложет.
Терка.

Он округлый, но не шар,
Медный — не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди…
Самоваром!

10. Домашнее задание.
Рассмотреть иллюстрации в любимых книгах, запомнить фамилии художников.
Категория: Черчение, рисование | Добавил: karpuhina
Просмотров: 1511 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА