Еще одна игра для развития скорочтения... Игры, которые позволяют развивать скорочтение Проект "Я писатель" с выдачей сертификата для всех желающих Как добиться осознанного понимания прочитанного? Что еще следует учитывать при организации занятий? Снижаем цены на макеты на время карантина! Измеряем технику чтения Программа упражнений по развитию быстрочтения Тибетская тренировка развития периферического зрения Упражнение 13 "Лабиринт" Упражнение по развитию скорочтения 11 "Алфавит" Упражнение 10 "Трапеция" Как сделать цветы из поролона своими руками? Электронная викторина к 75 летию Победы с документом! Онлайн платформа для развития ребенка с раннего возраста Автоадвокат. Юридическая помощь при ДТП. Юристы по ДТП Английский по скайпу Вокал для всех желающих Хотите обучиться быстрочтению уже сегодня? Упражнение 9 "Пишем двумя руками"

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


Картинка к материалу: «»
18:50

Исходными документами для составления рабочей программы «Изобразительное искусство» для 6 класса являются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2011 № 1897
- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Тамбовской области, реализующих программы общего образования, учреждённые распоряжением Министерства образования Тамбовской области .
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, утверждаемый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 года
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2016.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.

I.Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы «Изобразительное искусство» для 6 класса являются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2011 № 1897
- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Тамбовской области, реализующих программы общего образования, учреждённые распоряжением Министерства образования Тамбовской области .
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, утверждаемый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 года
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2016.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.
Цели и задачи
Основная цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы в процессе личностного художественного творчества.;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
• сформировать опыт смыслового и эмоционально - ценностного вос¬приятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• освоить художественную культуру как форму материального вы¬ражения в пространственных формах духовных ценностей;
• сформировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
• развить творческий опыт как формирование способности к са-мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
• сформировать активного, заинтересованного отношения к традици¬ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• воспитать уважение к истории культуры своего Отечества, выра¬женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь¬ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
• развить способности ориентироваться в мире современной художе¬ственной культуры;
• овладеть средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали¬зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио¬нально-нравственной оценки;
• овладеть основами культуры практической работы различными ху¬дожественными материалами и инструментами для эстетической ор¬ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

II.Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Тема 6 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» – посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.
III.Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена с учетом Учебного плана МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» на 2017-2018 учебный год и учитывает логику учебного процесса данного образовательного учреждения.
Изобразительное искусство на основной ступени изучается в 5-7 классах в количестве 105 часов. В 6 классе – в количестве 35 часов (1 час в неделю)
Используемый УМК.
Линия УМК создана под руководством народного художника России академика Российской академии образования и Российской академии художеств Бориса Неменского по курсу «Изобразительное искусство. 5—8 классы» и доработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.

IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
По окончании 6 класса учащиеся узнают:
• различные виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности;
• виды рисунка и графические материалы;
• значение ритма линий;
• понятия -силуэт, тон, ритм, локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета, формы, ракурса в изобразительном искусстве;
• основные и составные цвета; теплые и холодные цвета;
• художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.
• выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве;
• основные этапы развития натюрморта и выдающихся художников в жанре натюрморта.
• правила изображения и средства выразительности;
• что такое гравюра и ее свойства; особенности работы над гравюрой; имена художников-графиков;
• правила объемного изображения;
• новые эстетические представления; имена выдающихся художников и их произведения; :
• о приёмах художественного преувеличения, творчестве известных карикатуристов нашей страны;
• приемы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете.
• правила линейной и воздушной перспективы
Учащиеся научаться:
• анализировать пространственные и изобразительные виды искусства;
• использовать красочные фактуры
• пользоваться графическими материалами
• использовать выразительные средства туши, передавая линейный ритм;
• пользоваться графическими материалами;
• видеть и передавать характер освещения;
• использовать выразительные средства гуаши;
• понимать и анализировать художественные произведения художников
• взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
• воспринимать произведения искусства;
• работать пластическими материалами;
• выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства
• понимать роль жанра в истории развития изобразительного искусства и его значение;
• применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; оценивать работы товарищей;
• понимать роль цвета в произведениях искусства;
• адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников;
• использовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы;
• передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;
• согласованно работать в группе, паре;
• пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Учащиеся научится:
• принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
• планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
• выполнять действия в устной форме;
• осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;
• осуществлять контроль по результату и способу действия;
• выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;
Познавательные универсальные учебные действия.
Учащийся научится:
• расширять свои представления об искусстве
• ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
• читать простое схематическое изображение;
• различать условные обозначения;
• осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
• сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.
Учащийся получит возможность научиться:
• осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте…») с помощью взрослых(рубрика «Советуем прочитать»);
• соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
• соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
• выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
• строить рассуждения о воспринимаемых произведениях;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
• использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения ДПИ, принимать участие в их обсуждении;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• выполнять работу со сверстниками;
• воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
• договариваться, приходить к общему решению.
Учащийся получит возможность научиться:
• контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
• понимать содержание вопросов и воспроизводить их;
• контролировать свои действия в коллективной работе;
• проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;
• узнавать мнение друзей или одноклассников;
• вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно.
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
• эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения искусства;
• образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие произведения искусства в разных жанрах;;
• представление о труде художника, его роли в жизни общества;
• интерес к художественно-творческой деятельности;
• понимание чувств других людей;
• первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
• выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Учащийся получит возможность для формирования:
• нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;
• представления о разнообразии видов, стилей, направлений и жанров искусства;
• интереса к произведения изобразительного искусства;
• принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;
• понимания значения искусства в собственной жизни;
• первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;
• позиции зрителя и автора художественных произведений.

VСодержание учебного предмета
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Изобразительное искусство. Семья пластических искусств.
Художественные материалы
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и её пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты.
Человек и пространство. Пейзаж.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспектив.
Пейзаж. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж и настроение. Природа и художник.
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Планируемые результаты
по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс

Учащиеся должны знать:
• о месте и значении изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни человека;
• о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
• понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
• основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
• имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
• понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
• основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
• о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа;.

Учащиеся должны уметь:
• пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
• видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
• создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
• умело пользоваться языком пластического искусства, принципами художественного обобщения, уметь передавать художественные образы (на доступном для данного возраста уровне);
• выстраивать художественные композиции в соответствии с приемами и правилами;
• создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные
• владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных композиций;
• владеть навыком работы в конкретном материале.

Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Система контроля
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
1. учительский контроль
2. самоконтроль
3. взаимоконтроль учащихся
Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
• активность участия;
• умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
• искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
• самостоятельность;
• оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности:
текущий контроль ,
фронтальный,
групповой,
тематический,
индивидуальный.,
промежуточный
Критерии оценивания детских работ по изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема;
сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества;
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы;
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение;
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

VI Учебно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№п/п Тема разделов Кол-во часов Тема урока Содержание урока Характеристика основных видов деятельности
1 Виды изобразительного искусства (8ч.)
1 Изобразительное искусство.
Семья пространственных искусств Пространственные
(пластические) виды искусства. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура). Индивидуальная, фронтальная. Исследование взаимодействия красочных фактур
2 1 Рисунок –
основа изобразительного творчества Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок – основа мастерства художника.
Виды рисунка.
Академический рисунок. Графические материалы. Индивидуальная, фронтальная. Выполнение творческого рисунка.
3 1 Линия
и её выразительные возможности Свойства, характер, вид линий, ритм линий.
Выразительные свойства линии. Условность и об-
разность линейного изображения.
. Индивидуальная, фронтальная. Задание в игровой форме, подводящее к понятию ритм.
Выполнение творческого рисунка
4 1 Пятно как сред-
ство выражения.Композиция как ритм пятен Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве Цветовой тон, тональные отношения, тёмное, светлое, линия и пятно. Композиция. Коллективная работа Работа без предварительного рисунка кистями разного размера, состояние природы
по выбору (творческий поиск).
5 1 Цвет. Основы цветоведения Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета
и его светлота. Основные и со-ставные цвета. Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета
и его светлота. Индивидуальная, фронтальная. Как сделать цвет светлее
и темнее?
Практическое задание с использованием множества оттенков одного цвета.
6 1 Цвет в произведениях живописи. Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармония цвета. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи. Индивидуальная, фронтальная. Живописное изображение букета по воображению.
7 1 Объёмные изображения в скульптуре Скульптура. Виды скульптуры. Виды рельефа. Выразительные возможности скульптуры. Выразительные возможности объемного изображения. Объемные изображения животных, выполненные в разных материалах Индивидуальная, фронтальная.
Лепка животного (по представлению).

8 1 Основы языка изображения Выразительные свойства линии. Пятно в изобразительном искусстве. Свойства цвета. Объёмно-пространственные изображения. Индивидуальная, фронтальная.
Поиграем
в «пятно- графию».
Нарисуем любые фрукты и овощи, лежащие на столе
9 Мир наших вещей. Натюрморт. (8ч)
1 Реальность и фантазия
в творчестве художника. Условность, реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказания в живописи. Творчество художника Марка Шагала.
Индивидуальная, фронтальная. Чтение отрывков из стихотворения по описанию и заданной теме.
Выполнение рисунка
10 1 Изображение предметного мира – натюрморт Предметный мир. Натюрморт. Развитие жанра – от Древнего Египта до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И. Машкова, Р. Фалька и др. Индивидуальная, фронтальная.
Создание натюрморта из силуэтов бытовых предметов в технике аппликации

11 1 Понятие формы. Многообразие форм окружа-ющего мира Линейные, плоскостные, объёмные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Разнообразие форм. Конструкция. Индивидуальная, фронтальная.
Выполните задание (с. 63)
12 1 Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива. Перспектива, линейная перспектива, точка зрения, точка схода. Академический рисунок. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью освещения. Свет, тень, полутень.
Линия и штрих. Индивидуальная, фронтальная. Рисунок натюрморта геометрических тел
13 1 Освещение. Свет
и тень Свет, блик, тень, полутень, падающая тень, рефлекс, полутень. Тон. Тональные отношения. Выявление объема предметов с помощью освещения. Линия и штрих. Индивидуальная, фронтальная. Создание драматического по содержанию, напряженного натюрморта.
14 1 Натюрморт
в графике Графика. Печатная графика. Оттиск. Гравюра (линогравюра, ксилография). Древняя японская книжная гравюра. Творчество А. Дюрера, А.Ф. Зубова,
Ф. Гойя. Гравюры В. А. Фаворского. Индивидуальная, фронтальная. Создание гравюры
в условиях урока (жанр натюрморт).
15 1 Цвет
в натюрморте Французский реалист Гюстав Курбе. Западноевропейский натюрморт. Художники- импрессионисты: Огюст Ренуар, Клод Моне, Э. Мане. Русские художники К. Коровин,
В. Д. Поленов, работавшие в жанре натюрморта. Индивидуальная, фронтальная. Задание: написать натюрморт, выражающий то или
иное настроение.
16 1 Выразительные возможности натюрморта Монотипия (отпечаток, оттиск, касание, образ). Монотипия – вид печатной графики, художественное произведение, выполненное за один прием. Художник. монотипист. Французский художник Эдгар Дега. Индивидуальная, фронтальная. Выполнение творческой работы.

17 Вглядываясь в человека. Портрет (11ч)
1 Образ человека – главная тема искусства Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. Портреты (бюсты) Древнего Египта. Фаюмские портреты. Скульптурные портреты древнего Рима.
Камерный портрет. В России Серии портретов знатных людей, созданные Ф. Рокотовым, Д. Левицким, В. Боровиковским.
Индивидуальная, фронтальная.
Игра для развития восприятия произведений искусства.
18 1 Конструкция головы человека и её пропорции Конструкция и пропорции головы человека. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого. Индивидуальная, фронтальная
Набросок головы с передачей пропорций
19 1 Изображение головы человека
в пространстве. Жест. Ракурс. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы человека. Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы. Индивидуальная, фронтальная.
Выполнение зарисовок с натуры
20 1 Графический портретный рисунок и выразительный образ человека Жест. Ракурс. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Мастер эпохи Возрождения. Индивидуальная, фронтальная.
Выполнение задания с.114
21-22 2 Портрет в скульптуре Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительный язык портретных образов в скульпторе Рима III века н. э.
Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Индивидуальная, фронтальная
Задание: выбрать литературного героя, нарисовать портрет в разных ракурсах графическими материалами. Выполнение заданий:
с. 110

23 1 Сатирические образы человека Карикатура. Шарж.
Правда жизни
и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий) – творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов М. В.,
Крылов П. Н.,
Соколов Н. А.
народных художников СССР. Индивидуальная, фронтальная
Комикс. Задание: придумать небольшой рассказ о том, как ученик идёт в школу с невыученным уроком и как пытается на уроке спастись от двойки.
24 1 Образные возможности освещения в портрете Свет естественный, искусственный. Контраст. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Великий русский художник Илья Ефимович Репин Индивидуальная, фронтальная
В ыполнение аппликативного портрета с помощью фотографий
25 1 Портрет в живописи Познакомить с творчеством выдающихся художников, создававших произведения искусства в портретном жанре. Виды портрета. Парадный портрет. Интимный (лирический) портрет. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи. Индивидуальная, фронтальная
Живописный портрет.
Выполнение заданий:

26 1 Роль цвета в портрете Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведения х искусства. В. Серов «Девочка с персиками». Индивидуальная, фронтальная
Изображение своего портрета с помощью фотографии
27 1 Великие портретисты. Галерея. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им порт ретных образах. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Индивидуальная, фронтальная
Представление детьми своих работ, выполненных на протяжении четверти.
28 Человек и пространство. Пейзаж. (7ч.)
1 Жанры в изобразительном искусстве Жанр. Мотив. Тематическая картина. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. «Изменение видения мира художниками в разные эпохи». Коллективная . Создание коллективного панно
в технике коллажа
29 1 Изображение пространства Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера.
30 1 Правила линейной и воздушной перспектив Линейная и воздушная перспектива. Точка схода. Плоскость картины. Высота линии горизонта. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Обратная перспектива Плоскость картины. Многомерности пространства. Индивидуальная, фронтальная Нарисовать картину большой глубины
31 1 Пейзаж. Организация изображаемого пространства Эпический, романтический пейзаж. Выдающиеся мастера китайского пейзажа – Го-Си, Ся-Гуй и др. Японские пейзажи Сэссю и Кацусика Хокусай. Голландский пейзаж на полотнах Ван-Гойена, Я. Рейсдаля Индивидуальная, фронтальная
Создание эпического или романтического пейзажа в смешанной технике
32 1 Пейзаж- настроение. Природа и художник Пейзаж-настроение. Импрессионизм в живописи. Жизнь и творчество французского художника-импрессиониста Камиля Писсаро. Индивидуальная, фронтальная
Создание своего пей-
зажа - настроения
33 1 Итоговая контрольная работа за год Проверка знаний
Решение теста

34 1 Город-ской пейзаж

Городской пейзаж. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Абрис – линейный
(контурный) рисунок. Творчество
А. Матисса, Обри Бердслея, Г. Верейского, Е. Кругликовой и др Индивидуальная, фронтальная Графический пейзаж «Весна в моём городе».
35 1 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл Жанр, портрет, натюрморт, пейзаж. Колорит. Индивидуальная, фронтальная
.Активное участие в выставке.

VII Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2016.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.
Дополнительные пособия для учителя:
1. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
2. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
3. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;.
4. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
5. .О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
6. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
7. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
8. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
9. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
10. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов Ч. 4 – Обнинск: Титул, 1998.
11. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
12. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
13. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3 – Обнинск: Титул, 1998.

Дополнительные пособия для учащихся:
1. Неменская Л.А Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. ФГОС, 2016 г.
,
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
• Компьютер
ТАБЛИЦЫ
• Введение в цветоведение.
• Перспектива
• Портреты русских и зарубежных художников
• Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
• демонстрационным материалом
• Дидактический раздаточный материал.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
• Репродукции картин разных художников.
• Муляжи для рисования
• Серии фотографий и иллюстраций природы.
• Фотографии и иллюстрации животных.
• Тела геометрические
• Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
• Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
• Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
• Презентации по темам.
Требования к образовательным ресурсам

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
• Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
• Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
В познавательной сфере:
• Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
• Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
• Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства.
В коммуникативной сфере:
• Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
• Диалогический подход к освоению произведений искусства;
• Отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу (К).
• Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства.
В трудовой сфере:
• Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно- прикладного искусства).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• Для восприятия и оценки произведений искусства;
• Самостоятельной творческой деятельности.
Метапредметные:
В ценностно-ориентационной сфере:
• Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
• Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
• Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира.
В трудовой сфере:
• Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
• Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
В познавательной деятельности:
• Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека
• Формирование способности к целостному художественному восприятию мира
• Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти
• Проводить сравнение и классификацию
• Применять полученную информацию на практике
• Использование знаково-символических средств
• Поиск необходимой информации из различных источников
• Выдвижение гипотез
В регулятивной деятельности:
• Организовывать своё рабочее место
• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
• Формулировать и удерживать учебную задачу
• Работать по плану
• Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях
• Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности
В коммуникативной сфере:
• Работать в паре
• Слушать и понимать речь других
• Вырабатывать совместные решения при работе в парах
• Формулировать собственное мнение и позицию
• Участвовать в диалоге на уроке
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
• Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
• Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
• Формирование мотивации к учению;
• Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.
В трудовой сфере:
• Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
В познавательной сфере:
• Овладение средствами художественного изображения;
• Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
• Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Учебно-методическое обеспечение

2. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция и электронная библиотека).
3. Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода /A.Ю. Андреева, Г. И.Богомолов. — СПб., 2011.
4. Алексахин Н.Н. Волшебная глина.- М.: Агар, 2013.
5. Асафьева Н.А. Глина. Первые шаги. Авторская рукопись.- Ульяновск, 2011.
6. Горяева Н.А.. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2012.
7. Данилова Л. И. Окно с затейливой резьбой / Л. И. Данилова. — М., 2012.
8. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка / Г. П. Дурасов.—Л., 2012.
9. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: Глина. От простого к сложному. Санкт-Петербург. - «Кристалл», 2014.
10. Журнал «Искусство». № 1-12, М., 2012-2016.
11. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М., 2011.
12. Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2013
13. Кард В., Петров С. Пластилин: Игрушки из пластилина. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; - СПб.: «Валери СПД», 2011.
14. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова.- М., 2011.
15. Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. — М., 2015.
16. Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. — М., 2014.
17. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. — М., 2012. —Т. 2.
18. Неменский Б. М. Культура — искусство — образование / Б. М. Неменский. — М., 2013.
19. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2012.
20. Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2012. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
21. Рабочие программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2015.
22. Свиридова Р.В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2014.
23. Старикова В. В. Уроки технологии с использованием информационных технологий, 1-4 классы. Знакомство с народными художественными промыслами: методическое пособие с электронным приложением 123 с. (Современная школа) – М., Глобус, 2012.
24. Учебник «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, ФГОС, Н.А. Горяева, О. В. Островская, под редакцией Б.М. Неменского - М.: Просвещение, 2016.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2012.
26. Фишер Диана. Расписываем керамику. – М., АСТ Астрель, 2013.


Пособия для учащихся:
1. Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2016
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл. : учебник .для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016.
3. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. Просвещение, 2016.
4. Неменская, Л. А.. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2016

Пособия для учителей:
27. Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.
28. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2016
29. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.

Категория: Черчение, рисование | Просмотров: 82 | Добавил: Nataliatysj | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА