Понедельник, 14:44 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Урок повторения по теме: Тип Членистоногие
19.02.2013, 15:46
Интегрированный урок повторения-обобщения по теме: тип Членистоногие (по плану)
Тема интегрированного урока: КТО ТАКИЕ ЧЛЕНИСТОНОГИЕ?
Цели урока: 1. Повторить с учащимися общие признаки членистоногих.
2. Уточнить и закрепить их систематическое положение
3. Повторить особенности внешнего строения представителей каждого класса и их относительный характер.
Дети рассаживаются по трем группам: 1-я группа-Ракообразные (на столе лежит пластилиновая модель Речного рака), 2-я группа- Паукообразные ( на столе лежит модель Паука-крестовика), 3-я группа-Насекомые (на партах – модель Колорадского жука). У каждой группы – листок самооценки работы на уроке (см. дидактическое наполнение №2)
Ход урока: Учитель читает эпиграф к интернет-журналу и акцентирует внимание детей на том, что Членистоногие являются самым многочисленным типом в царстве животных, представители этого типа освоили все среды жизни. Кто такие членистоногие?Учитель предлагает детям посмотреть интернет-журнал (презентация). Открывается первая страничка – биологическая. Учитель предлагает ребятам вспомнить характерные черты членистоногих животных, на какие три класса делится этот тип. На этом этапе урока дети должны повторить классификацию Речного рака, Колорадского жука и Паука – крестовика. Для повторения приглашаются три человека к доске и им выдаются заготовки таксонов с названиями, магниты и отвечающий должен на магнитной доске выложить столбиком классификацию. Одновременно идет этап повторения с остальными участниками урока: детям выдаются карточки (См. дидактическое наполнение № 1)
На следующем этапе биологической странички дети повторяют особенности внешнего строения в связи со средой обитания. Учитель обращает внимание детей на пластилиновые модели трех представителей, которых дети вылепили заранее на уроках ИЗО. С помощью моделей дети повторяют и отвечают на вопросы. Вопросы к группе ракообразных:1. Где живут? 2. На какие отделы делится тело?3. Органы дыхания?4. Какие глаза у ракообразных? 5. Количество ног ходильных? 6.Чем пропитаны покровы у ракообразных? После ответов на вопросы этой группе предлагается рассказ о речном раке, в котором пропущены слова (см. дидактическое наполнение №3). Вопросы к группе паукообразных: Какими характерными чертами обладают представители этого класса? (Количество ходильных ног? Органы дыхания? Какие глаза и сколько их? Органы где образуется паутинная нить? Ротовые придатки? Каковы особенности пищеварения у паукообразных? И др.) После ответов всей группе предлагается рассказ «Хозяйка паутины», в котором умышленно сделаны ошибки, ребята должны исправить их.( см. дидактическое наполнение № 4) Пока идет работа в первой и второй группе учитель беседует с группой «Колорадских жуков» Вопросы к группе: Какими характерными чертами обладают представители класса насекомых? Количество ходильных ног? Какие глаза? Сколько и каких крыльев? И др. После ответов на вопросы детям предлагается рассказ «Незваный гость из Колорадо», в котором оставлены пропуски, дети вписывают необходимые термины..На заключительном этапе биологической странички детям предлагается прочитать исправленные рассказы, а для гостей и учеников демонстрируется слайд из презентации с рассказом (для простоты отслеживания).Учитель предлагает детям отдохнуть (рекламная пауза в презентации) и прослушать сообщение о раке, который живет на суше (Пальмовый вор)
Учитель предлагает детям перейти на вторую страницу интернет-журнала – географическую.
Деятельность учителя: Вспомните, в каких природных зонах и комплексах можно встретить представителей типа Членистоногих?
Ученики: Членистоногих можно встретить практически во всех природных зонах материков: тропических пустынях, в смешанных и широколиственных лесах, в тайге, в степях, пустынях и полупустынях, а также в водных природных комплексах.
Деятельность учителя: Перед вами некоторые природные зоны из названных ( на доске схема природных зон – пустыня, лесная зона, морской и речной комплекс, и человек - как представитель органического мира и неотъемлемая часть природы). Все вы хорошо знаете игру « Эстафета». Сейчас представители каждой команды по одному выходят к доске и прикрепляют к природному комплексу вид Членистоногого, который может обитать на данной территории. Команда, которая первая справилась с заданием, получает дополнительный балл.
( На столе разложены фотографии, картинки, рисунки представителей типа: бабочка комар, паук, блоха, жук-дровосек, водяной ослик, дафнии, паук- серебрянка, водомерка, муха це-це, овод, вошь, пчела, жук- плавунец, омар, лангуст, сахарская фаланга, скорпион, цикада, рак- отшельник, чернотелка, жук- олень, тля, блоха).
Ученики прикрепляют животных по природным зонам в следующем порядке:
Зона лесов Человек Речной комплекс Морской комплекс Пустыня
-бабочка - вошь - водомерка - дафнии - цикада
-жук- дровосек - блоха - паук – серебрянка - лангуст - чернотелка
-жук- олень - муха це-це - водяной ослик - омар - сахарская
-тля - комар - жук- плавунец фаланга
-пчела - клещ - рак- отшельник - скорпион
-овод
Учитель: Подумайте, благодаря каким приспособлениям членистоногие смогли приспособиться к жизни в этих природных зонах?
Ученики: Пустыни - ночной образ жизни, маскирующая окраска( пустынная), восковой налёт( от потери влаги), а также благодаря мальпигиевым сосудам, которые свободными концами входят в контакт со стенками задней кишки и высасывают воду из содержимого); лес – специальные органы для питания – хоботки или грызущие ротовые органы, выросты на теле для переноса пыльцы; человек- небольшие размеры, колюще- сосущий ротовой аппарат ,большая плодовитость; морские и речные комплексы- органы дыхания- жабры, у дафнии- усики для парения в поверхностном слое, маскирующая окраска, органы движения у донных ракообразных (ходильные ноги), у жука- плавунца - задние вёсла- конечности, пузырьки воздуха на теле паука- серебрянки.
Учитель: Не забудьте заполнить листок самооценки.
На заключительном этапе географической странички детям предлагается отдохнуть и прослушать сообщение о самом ядовитом пауке – черная вдова.
Заключительная страница журнала – литературная. Учитель спрашивает детей: «В каких литературных произведениях главными героями являются представители типа членистоногих?» После ответов учитель предлагает посмотреть детям инсценировку басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». Перед просмотром задается вопрос: «Какие биологические неточности автор допустил в произведении?» Дети смотрят и слушают сценку, отвечают на вопросы:Где обитает стрекоза в природе? (летает в воздухе), а где живет стрекоза в басне? (в мягких муравах…). Какие звуки издает стрекоза в природе? (молчит), а в басне? (лето красное пропела…) Какой способ передвижения стрекозы в природе? (полет), а в басне? (попрыгунья стрекоза…)
Литературный сюжет, основанный на беседе двух насекомых известен в литературе давно. Первоначально это были кузнечик и муравей, затем французский поэт Лафонтен написал басню про цикаду и муравьи…цу( во Франц. языке муравей-жен.рода), Иван Андреевич Крылов писал для русского человека и не мог сделать героиней «иностранку»-цикаду, т. к. это насекомое было неизвестным в России, и к тому же слова «муравьица» нет в русском языке. Крылов переписывает басню и главными героями становятся всеми любимая стрекоза и великий труженик-муравей.
Если есть возможность на уроке можно дать более глубокий анализ сюжета:
Всем известно, что великий наш баснописец И. А. Крылов заинтересовался басней французского поэта Лафонтена «Цикада и муравей» Лафонтен был француз. Он говорил и думал по-французски. Для него «муравей» был «ля фурми»; слово это во Франции женского рода
Поэтому у Лафонтена очень легко и изящно сложился образ двух болтающих у порога муравьиного жилища женщин-кумушек: хозяйственная «мураве´я» отчитывает легкомысленную певунью цикаду.
Чтобы точнее передать всё это на русском языке, Крылову было бы необходимо прежде всего сделать «муравья» «муравьицей», а такого слова у нас нет. Пришлось оставить его муравьем, и в новой басне изменилось основное: одним из беседующих оказался «крепкий мужичок», а никак не «кумушка». Но это было еще не все.
Слово «цикада» теперь существует в нашем литературном языке, но оно проникло в него только в XIX веке, когда Россия крепко встала на берегах Черного моря, в Крыму и на Кавказе. До того наш народ с этим своеобразным насекомым почти не сталкивался. Народной речи слово «цикада» неизвестно, а ведь И. А. Крылов был великим мастером именно чисто народных, понятных и доступных каждому тогдашнему простолюдину, стихотворных произведений. Сделать второй собеседницей какую-то никому не понятную иностранку «цикаду» он, разумеется, не мог.
Тогда вместо перевода Крылов написал совсем другую, уже собственную, свою басню. В ней все не похоже на Лафонтена: Разговор происходит не между двумя кумушками, а между соседом и соседкой, между „скопидомом“ муравьем и беззаботной „попрыгуньей“ стрекозой. В результате же в басне появился странный гибрид из двух различных насекомых. Зовется это существо «стрекозой», а «прыгает» и «поет» «в мягких муравах», то есть в траве, явно как кузнечик. Стрекозы — насекомые, которые в траву попадают только благодаря какой-нибудь несчастной случайности; это летучие и воздушные, да к тому же совершенно безголосые, немые красавицы. Ясно, что, написав «стрекоза», Крылов думал о дальнем родиче южной цикады, о нашем стрекотуне-кузнечике.»

Дидактическое наполнение № 1
Задание: Напиши классификацию для речного рака
Царство Членистоногих Царство
Тип Ракообразных Тип
Класс Животных Класс
Отряд Речной рак Отряд
Вид Десятиногие Вид
Задание: Напиши классификацию для паука-крестовика
Царство Членистоногих Царство
Тип Паукообразных Тип
Класс Животных Класс
Отряд Паук - крестовик Отряд
Вид Пауки Вид
Задание: Напиши классификацию для колорадского жука
Царство Членистоногих Царство
Тип Насекомых Тип
Класс Животных Класс
Отряд Колорадский жук Отряд
Вид Жесткокрылые (жуки) Вид
Дидактическое наполнение №2

Самооценка работы на уроке
Команда Речных раков
Ф.И. Оформление кабинета, изготовление моделей Устное сообщение Работа у доски Ответы с места Работа в группе Участие в сценке Общая оценка за урок










Самооценка работы на уроке
Команда Колорадских жуков
Ф.И. Оформление кабинета, изготовление моделей Устное сообщение Работа у доски Ответы с места Работа в группе Участие в сценке Общая оценка за урок











Самооценка работы на уроке
Команда Пауков-крестовиков
Ф.И. Оформление кабинета, изготовление моделей Устное сообщение Работа у доски Ответы с места Работа в группе Участие в сценке Общая оценка за урок










Дидактическое наполнение №3
речны́е ра́ки

Длина тела обычно не превышает 15 см. Тело разделено на покрытую щитом ……………..и более плоское удлинённое…………, заканчивающееся хвостовым плавником. Для передвижения служат….. пар грудных ног, у оснований которых расположены органы дыхания-……….. Резко сгибая брюшко и взмахивая хвостовым веером, рак может быстро плыть………….. ………..Органами чувств служат ………….и ………….глаза, расположенные на стебельках. Рот раков окружён ротовыми придатками – челюстями и ногочелюстями. Речные раки обитают в ………….водоёмах с чистой водой и чувствительны к…………….. Днём они прячутся под камнями, корнями, корягами, в норках, а ночью выходят на поиски пищи. Поедают моллюсков, мелких ракообразных, …………., личинок насекомых, падаль.


Дидактическое наполнение №4
Хозяйка паутины
Небольшое, около двух сантиметров, насекомое с восемью ногами и крупным округлым брюшком, тёмного цвета с рядом светлых пятнышек, образующих узор, похожий на крест. Отсюда и название этого вида пауков - “крестовик”. Многие задаются вопросом: “А что же видит паук?” Точного ответа на этот вопрос не знает никто. Паук-крестовик имеет две пары фасеточных глаз, как и большинство представителей его вида, направленных в разные стороны, которые обеспечивают ему широкий обзор. Но зрение пауков очень далеко от идеального – они близоруки.
….Подбежав к своей жертве, паук вонзает в неё острые верхние челюсти и впрыскивает в тело жертвы снотворное вещество. Муха прекращает трепыхаться, и паук, вращая парой ног, ловко пеленает её пучком тонких нитей, которые он вытягивает из ротового аппарата. Муха переваривается в собственной оболочке, но чужими ферментами. Такое пищеварение называется внутренним. Крестовику остаётся только всосать полужидкое содержимое. Опустевшая сухая шкурка жертвы выбрасывается из паутины. Если охота особенно удачна, паук не скромничает и за один раз может съесть больше сотни мух.

Дидактическое наполнение №5
Гость из Колорадо
Своё название жук получил в 1859 году после того, как опустошил картофельные поля в штате Колорадо,
Несмотря на все меры предосторожности, новый вредитель быстро распространился по Северной Америке, а в 1876—77 гг. с грузами на пароходах пересёк Атлантический океан и впервые появился в Европе.
Это довольно крупный жук длиной 8—12 мм Тело жёлто-оранжевого цвета. На каждом жестком крыле по …….. чёрных полосок. ……….крылья хорошо развиты, с их помощью колорадские жуки совершают длительные перелёты. На голове у жука располагается ……… усиков. Дышат жуки с помощью ………. , в которые проникает воздух через специальные отверстия-……………На брюшке у жука есть ………., отсюда и название класса - …………У жука - ……пары конечностей.
Продолжительность жизни колорадских жуков в среднем составляет один год, однако часть жуков проживает 2 или 3 года. Одной из особенностей колорадского жука является умение впадать в многолетнюю ………..,которая может длиться 2—3 года. Это позволяет колорадскому жуку переживать голодные годы, а также сильно затрудняет борьбу с этим вредителем.
Категория: Биология | Добавил: ЕленаПлотникова
Просмотров: 1255 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА