Пятница, 12:42 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Урок биологии в 6 классе по теме Фотосинтез
[ Скачать с сервера (1.94Mb) ] 14.01.2016, 19:55

Урок биологии в 6 классе по теме Фотосинтез

 

Тихонова Ирина Ивановна, учитель биологии МБОУ ООШ № 53 г. Бикина Хабаровского края

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний, преобладающая форма работы групповая.

Время проведения урока: второй урок  в разделе: «Жизнь растений».

Оборудование: интерактивная доска Smart, ноутбук, готовые рабочие листы для учащихся, раздаточный материал.

Программное обеспечение: программа Microsoft Office PowerPoint, презентация по теме урока, подготовленная учителем

Цели:

Образовательные: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле,  познакомиться с историей открытия фотосинтеза, результатами экспериментов по выявлению условий, необходимых для процесса фотосинтеза.

Развивающие развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и представлять результаты своей деятельности.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, стремление к получению новых знаний, самостоятельность, умения работать в коллективе.

Ожидаемые результаты учащихся:

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению фотосинтеза; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки; объекты живой природы, представлять информацию в виде схем, таблиц.

Предметные (ПР):

Учащиеся должны знать:

- что фотосинтез – воздушное питание;

- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;

- условия необходимые для протекания фотосинтеза;

- результатом фотосинтеза является образование органических веществ в растениях;

- побочным продуктом фотосинтеза является кислород,

 

Учащиеся должны уметь:

-проводить наблюдения за зелеными растениями,

-осуществлять постановку биологических экспериментов, описывать их предоставлять отчет о наблюдениях и экспериментах, содержащий описание цели, методов, последовательности действий и условий проведения,

-объяснять результаты наблюдений и биологических экспериментов по изучению условий протекания процесса фотосинтеза в зеленых растениях,

- раскрывать значение процесса фотосинтеза в жизни растений и в природе.

 

Основные понятия: фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл.

Межпредметные связи:  окружающий мир, химия, физика

Место урока в разделе: текущий

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Солнце, жизнь и хлорофилл», приложения с заданиями для работы в группах, растения, выдержанные в темноте; лабораторное оборудование: спирт, стакан с водой, йод, раствор щелочи, вазелин, спиртовая горелка, стеклянные колпаки, стеклянные банки с крышками, лучина;

 

Предварительная подготовка к уроку: за неделю до урока группа обучающихся по инструктивным карточкам закладывает два опыта:  

1.«проба Сакса»  

2. выделение кислорода процессе фотосинтеза.

Обучающиеся, осуществляющие лабораторные исследования во время урока, проходят инструктаж по технике безопасности.

 

«Каждый  человек  должен  в  своей  жизни  посадить дерево, построить  дом  и  родить  сына».   Почему  именно  посадить  дерево? 

Этап

урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Результат, универсальные учебные действия

1. Организационный момент

осознанное

вхождение учащихся в пространство учебной

деятельности, организация его

мотивировации к учебной деятельности на уроке.

Приветствие, эмоциональный настрой, создание благоприятной психологической атмосферы  в классе, проверка готовности рабочих мест обучающихся. Формирование рабочих групп.

Слайд 1

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест, рассаживание по группам (5 групп).

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Мотивационно-целевой

подготовка обучаю-

щихся к объяснению нового знания, выполнение

ими пробного учебного действия и фиксация

индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий

2)актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию учащихся к пробному учебному

действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных

затруднений в выполнении пробного учебного

действия или его обосновании.

Предлагаю  проблемную ситуацию, которая представляет

собой краткий экскурс  в историю изучения  жизнедеятельности растений, для активизации мыслительной деятельности:

Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает? Ответ был найден, но для этого потребовалось почти 2 века…

- А вы можете сейчас ответить на этот вопрос?  

-Чтобы помочь вам ответить на этот вопрос, я предлагаю вернуться на 4 века назад и познакомиться с экспериментами, которые были поставлены учеными для ответа на вопрос: Как питается растение?

Поясняю, что для ответа на эти вопросы вам нужно будет заполнить таблицу 1 – Слайд 2  (Приложение 1). 

Каждая группа получает карточку с материалом для анализа с вопросами.

Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу. (5-7 минут).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся затрудняются ответить на поставленный вопрос или выдвигают гипотезы, которые не могут обосновать.

 

Обучающиеся работают в группах и анализируют результаты исследований ученых по питанию растений, заполняют соответствующие колонки в таблице (Приложение 2) на листе.

 

анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

– извлечение необходимой информации из

текстов (П);

– использование знаково-символических

средств (П);

– осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в

пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования

своего суждения (К).

3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

На данном этапе учащиеся выявляют место и

причину затруднения.

Учащиеся в коммуникативной

форме обдумывают учебные действия:

ü ставят цель,

ü согласовывают тему урока,

ü выбирают способ,

ü строят план достижения цели;

ü определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель

с помощью подводящего диалога, затем –

побуждающего диалога, а затем и с помощью

исследовательских методов

Организую работу в группах по изучению результатов исследований проведенных экспериментов (Приложение 2).

 

Слайд 3, 4, 5

 

-Ребята, скажите, а можем ли сделать вывод о правдивости проведенных исследований, только на основе анализа теоретических данных? 

- А что нам необходимо сделать, чтобы убедиться, что исследования, проведенные учеными, были достоверны?

 

Предлагаю вам поделиться результатами собственных экспериментов, которые были подготовлены заранее.

 

Видео Фотосинтез. Лабораторные эксперименты

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?

 

 

 

 

- Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород? Прошу вторую группу учащихся рассказать, о том какой опыт они заложили, и продемонстрировать его результаты.

-Что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении?

 

 Предлагаю вам обобщить полученные результаты исследований и заполнить следующую схему:       ?

 ?   +   ?             ?   +   ? Слайд 6

В этом нам поможет собранный пазл- Слайд 7

Этот процесс был назван ФОТОСИНТЕЗОМ – от двух греческих слов “фото” – свет и “синтез” – соединение.

-Что же такое фотосинтез?

 

Задание 1: Составьте предложение, используя следующие слова:

Слайд 8, 9

 

 

 

 

Записываем тему урока Слайд 10

 

-В каких органах растения этих клеток содержится больше всего?

 

 

 

 

-Какими приспособлениями обладает лист для осуществления фотосинтеза?

Обучающимся предлагается вспомнить с помощью таблицы строение листа и выявить приспособления листа к фотосинтезу. Слайд 11, 12, 13, 14

Задание 2: Вставьте в предложения недостающие слова.

1. Свет проникает в лист через прозрачную кожицу.

2. Хлорофилл находится в хлоропластах, которые расположены наилучшим образом для улавливания света.

3. С помощью устьиц в лист поступает углекислый газ и выделяется кислород.

4. Внутри растения газы перемещаются по межклетникам.-

 

- Откуда же растение берет воду?

- Каково же значение фотосинтеза в природе и жизни человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю посмотреть видеофрагмент “Солнце, жизнь и хлорофилл” (с 2:15 мин.)

Растения ежегодно образуют более  100 млрд. тонн органических веществ, выделяют  в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими  водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.

- Как можно увеличить интенсивность  фотосинтеза?

- Где и как можно создать такие условия?

-Для чего человек создает такие условия?

 

Выступления представителей групп. Каждая группа представляет на доске, в таблице1  результаты своих исследований.

 

-Нет!

-Самим провести такой эксперимент.

 

 В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза 1 и 2,3 группа учащихся  рассказывают, о том какой опыт они заложили (Приложение 3) и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента. Затем один ученик под руководством учителя демонстрируется опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету (к уроку закладывается опыт – «проба Сакса») Другой ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты опыта.

- Крахмал при взаимодействии с йодом дает сине-фиолетовое окрашивание.

(учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется).

Учащиеся выдвигают гипотезы?

 

-Гаснущие свечи.

 

 

Составляют схему протекающего в растениях процесса.

 

Учащиеся из предложенных слов составляют определение понятия «фотосинтеза»:

 Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды  в листьях на свету.

 

- В листьях, так как именно они обеспечивают воздушное питание растений.

Обучающиеся выявляют приспособления листа к фотосинтезу и выполняют задание 2-

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся должны вспомнить материал о функциях корня.

Вода поступает в растение из почвы с помощью корня, перемещается к листьям по сосудам стебля.

 

После просмотра в тетради записывается значение фотосинтеза. Учащиеся выдвигают гипотезы (улучшить условия фотосинтеза).

- В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.

-Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение(П);

– подведение под понятие (П);

– определение основной и второстепенной ин-

формации (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

 

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

На данном этапе обучащиеся в форме коммуника-

тивного взаимодействия (фронтально, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с отработкой алгоритма

Задание 3: Слайд 16

 Фотосинтез идет на свету круглый год.

И он людям дает пищу и кислород.

Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

 И озоновый слой будет нас защищать.

Слайд 17, 18

Задание 4: Ответьте на вопросы: (задание в группах - 3 мин.).

1. В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи.

Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала. Объясните почему? При каком условии

зелёные растения выделяют кислород?

 

2. «Фантазеры». Вспомните, как в сказке К.Чуковского «Краденое солнце» звери волновались:

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

Представьте, что так случилось. К чему это может привести?

 

 3. «Математики». Решите задачу: Корневая  масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? 

                        (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дней – 1825 г)

4. «Натуралисты». На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом  создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?

 (Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян. В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.)

 

4. «Историки».

 В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните результаты опыта.

(Органические вещества не образовались, так как вазелин затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица. Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.)

 

Все молодцы справились с очень непростыми задачами.

Слайд 19

На основе просмотренного видеофрагмента, обучающиеся самостоятельно записывают значение фотосинтеза в тетрадь, выполняя задание 3.

 

 

Отвечают на вопросы в группах, затем организуется выступление представителями групп.

 

Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.

анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

– извлечение из биологических текстов необходимой информации (П);

– установление причинно-следственных связей

(П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий (П);

 (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полно-

той и точностью (К);

– адекватное использование речевых средств для

решения коммуникационных задач (К);

– формулирование и аргументация своего мнения

в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

5.Объяснение и понимание домашнего задания

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания,

в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Поясняю выполнение д/з (оно осуществляется дифференцировано, по выбору обучающегося):

1. Прочитать § 16

2. Cоставить синквейн по теме: «Фотосинтез»

3. Происходит ли фотосинтез у красных и бурых водорослей?  Ответ поясните.

4. Составьте рассказ об особенностях строения листа, связанных  с осуществлением процесса фотосинтеза.    

 

Записывают в дневник, слушают комментарии по выполнению, задают вопросы на уточнение, пояснение.

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

6. Рефлексия

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной

учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень

их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

 Чтобы подвести итог нашего урока, предлагаю ответить на вопрос и выполнить тест.

Слайд 20, 21, 22

Проверим ваши ответы совместно,  поменявшись с соседом по парте своими работами.

Оцениваем работы:

Ставим «5» - при 0 ошибок.

              «4» - при 1-2 ошибках

              «3» -при 3 ошибках

              «2»- 4 ошибки и более

 

Объясните следующие выражения:

Огонь костра – это солнечная энергия.

Растения – это солнечные консервы.

Растения – связывают Землю с космосом.

 

 

Закончить предложение…

Сегодня на уроке:

  • Я узнал…
  • Самым трудным для меня было… 
  • Меня больше всего удивило….

 

Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд, но и обеспечивают пищей другие живые организмы, представляют всему живому кислород

для дыхания. Растительный покров земли называют «зелёными лёгкими планеты». Будут ли они здоровыми зависит от нас с вами, от того насколько разумно мы

распорядимся данным нам богатством.

 

Спасибо, ребята за работу на уроке, мне с вами было очень интересно работать.

 

Учащиеся отвечают на вопросы теста.

 

Учащиеся осуществляют взаимопроверку работ и оценивают их.

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности

(Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям (Л).

 

 

Приложение 2

 

Автор опыта

Описание и результат опыта

Вывод

Ян ван Гельмонт

За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.

Растение строит тело с участием воды

Джозеф Пристли

Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила.

Растение выделяет кислород

Д. Пристли

Ян Ингенхауз

На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось.

Кислород выделяется только на свету

Жан Сенебье

С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода).

Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа

Юлиус Сакс

В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой.

На свету в растениях образуется крахмал

 

На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется

Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофилл)

 

 

Далее смотреть архив материала

 

Использованные источники и литература:

  1. Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева.-М.: Дрофа, 2012
  2. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9  классы: пособие для общеобразоват. учреждений/ Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2013.
  3. Тематические картинки- яндекс-картинки.
  4. Видеофрагмент «Солнце, жизнь и хлорофилл»- http://www.youtube.com/watch?v=BDNiB8qu-5A
  5. Познавательные задачи – Демьянков Е.Н.. Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл.-М.,2004
Категория: Биология | Добавил: Администратор
Просмотров: 351 | Загрузок: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА