Пятница, 22:04 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Тренировочные задания при подготовке к ЕГЭ по теме «Экология и экологические закономерности».
[ Скачать с сервера (16.8 Kb) ] 11.01.2018, 14:39

Тренировочные задания при подготовке к ЕГЭ
по теме «Экология и экологические закономерности».

1. Круговорот веществ в биосфере обеспечивает:
A. - неоднократное использование химических элементов организмами
B. - накопление в атмосфере инертных газов
C. - разложение жвачки
D. - обеднение почвы и воды

2. Под биогенной миграцией атомов понимают перемещение веществ, происходящее:
A. - с живыми организмами
B. - с потоками воды
C. - с потоками воздуха
D. - под действием тяготения Земли

3. Элементарной частью биосферы является:
A. - популяция
B. - биогеоценоз
C. - вид
D. - литосфера

4. Цепь питания – это:
A. - связь между живыми и неживыми компонентами экосистемы
B. - связи между родителями и потомками
C. - пути передачи веществ и энергии между разными популяциями
D. - обмен информацией между организмами в экосистеме

5. Основная масса азота вовлечена в круговорот веществ благодаря:
A. - его свободному поступлению из воздуха в организм животных
B. - образованию оксида азота во время гроз
C. - запасам полезных ископаемых
D. - деятельности живых организмов

6. Наиболее реальным и эффективным средством против автомобильных смогов в городах может оказаться:
A. - ограничения автомобильного движения
B. - сокращение численности грузовых автомобилей
C. - предложить автомобилистам ездить не каждый день
D. - переход на другие виды топлива

7. К наиболее опасным последствиям для крупных водоемов и лесов могут привести:
A. - повышение температуры воды
B. - временная засуха
C. - кислотные дожди
D. - изменение видового состава животных

8. Самая низкая биомасса продуцентов характерна для экосистем:
A. - тропических дождевых лесов
B. - тундры и пустыни
C. - лугов и болот
D. - смешанных и хвойных лесов

9. Все факторы среды, которые воздействуют на организм, называются:
A. - абиотическими
B. - биотическим
C. - экологическими
D. - антропогенными

10. Основную часть биомассы суши составляют:
A. - растения
B. - животные
C. - бактерии
D. - грибы

11. Скворечники относятся к факторам:
A. - абиотическим
B. - биотическим
C. - антропогенным
D. - ограничивающим

12. Примером борьбы с нарушениями озонового слоя биосферы является:
A. - задержка ультрафиолетового излучения
B. - снижение производства фреонов
C. - увеличение выпуска холодильников
D. - увеличение парникового эффекта

13. К пересыханию Аральского моря привело:
A. - расширение площади поливных земель
B. - выброс оксида углерода
C. - уменьшение численности планктонных животных
D. - увеличение солености воды

14. Среди названных организмов основная роль в разрушении органических соединений в биосфере принадлежит:
A. - бактериям сапрофитам
B. - растениям
C. - позвоночным животным
D. - одноклеточным растениям и животным

15. Основным потребителем свободного азота в биосфере являются:
A. - жуки- плавунцы
B. - березы
C. - лоси
D. - клубеньковые бактерии

16. В агроценозе в отличие от биоценоза:
A. - единственным источником энергии является Солнце
B. - отсутствует естественный отбор
C. - ведущую роль играет искусственный отбор
D. - все поглощенные растениями элементы возвращаются в почву

17. Потребителем углекислого газа в биосфере является:
A. - дуб
B. - орел
C. - дождевой червь
D. - почвенная бактерия

18. Одним из признаков агроценоза является:
A. - отсутствие естественного отбора
B. - отсутствие борьбы за существование
C. - небольшое разнообразие видов
D. - отсутствие изменчивости

19. В каком случае правильно составлена пищевая цепь?
A. - клевер- ястреб- мышь- шмель
B. - клевер- шмель- мышь- ястреб
C. - мышь- ястреб- клевер- шмель
D. - ястреб- мышь- шмель- клевер

20. Основными производителями органических веществ в сосновом лесу являются:
A. - бактерии
B. - сосны
C. - белки
D. - насекомые

21. 10% поступающей в пищевую цепь энергии:
A. - выделяется в виде тепла
B. - запасается в продуктах биосинтеза
C. - расходуется в процессе дыхания
D. - уходит с продуктами выделения

22. Ограничивающим фактором для распространения бурых водорослей на океанических глубинах является:
A. - содержание кислорода
B. - содержание углекислого газа
C. - освещенность
D. - температура воды

23. Консументом в лесной экосистеме является:
A. - заяц
B. - гриб
C. - бактерия
D. - ель
24. Расцвет кроликов в Австралии был связан с отсутствием в биоценозе достаточного количества соответствующих:
A. - редуцентов
B. - продуцентов
C. - консументов
D. - детритофагов

25. В зонах отдыха постепенно происходит смена экосистемы под влиянием:
A. - вытаптывания
B. - потепления климата
C. - выветривания
D. - повышенной влажности

26. В процессе круговорота углерода в биосфере образуются:
A. - нефть, каменный уголь
B. - нитриты и нитраты
C. - железные руды
D. - окислы тяжелых металлов

27. В устойчивой природной экосистеме в результате взаимосвязей хищник- жертва происходит:
A. - резкое возрастание численности популяции хищника
B. - полное истребление популяции жертвы
C. - сдерживание роста численности популяции жертвы
D. - резкое возрастание численности популяции жертвы

28. Естественный биоценоз характеризуется:
A. - относительной устойчивостью
B. - видовым разнообразием
C. - способностью к саморегуляции
D. - всеми указанными признаками

29. Поле пшеницы – это:
A. - фитоценоз
B. - биоценоз
C. - агроценоз
D. - зооценоз

30. Консументы относятся к:
A. - гетеротрофам
B. - автотрофам
C. - хемотрофам
D. - хемоавтотрофам

31. К разрушителям органических веществ в экосистеме относятся:
A. - паразитические животные
B. - почвенные бактерии
C. - низшие растения
D. - лишайники

32. Антропогенным фактором не является:
A. - посадка лесополос
B. - вылов рыбы
C. - посев луговых трав
D. - затопление пойменных лугов в половодье

33. Основную часть биомассы смешанного леса составляют:
A. - кустарники и кустарнички
B. - хвойные и лиственные породы деревьев
C. - травянистые растения
D. - грибы и микроорганизмы

34. Агроценоз отличается от природного биогеоценоза тем, что в нем:
A. - отсутствуют консументы
B. - неполный круговорот веществ
C. - не сформированы пищевые цепи
D. - не действует естественный отбор

35. Устойчивость экосистемы зависит от:
A. - разветвленности цепей питания и численности преобладающей популяции
B. - численности преобладающей популяции и сезонных изменений
C. - видового разнообразия и разветвленности цепей питания
D. - сезонных изменений и видового разнообразия

36. Предметом изучения экологии является:
A. - многообразие организмов, их объединение в группы
B. - закономерности наследственности и изменчивости организмов
C. - взаимоотношения живых организмов и среды их обитания
D. - строение и особенности функционирования организмов

37. Среда обитания организма – это совокупность:
A. - окружающих условий, оказывающих на него благоприятное воздействие
B. - окружающих его растений, животных, грибов и бактерий
C. - всех компонентов неживой природы
D. - всех окружающих его условий

38. Биологическим оптимумом называется:
A. - отрицательное действие биологических факторов
B. - наилучшее сочетание абиотических факторов, влияющих на организм
C. - наилучшее сочетание всех факторов, влияющих на организм
D. - положительное действие биотических факторов

39. В симбиотических взаимоотношениях находятся:
A. - лев и шакал
B. - акула и рыбы- прилипалы
C. - росянка и муха
D. - рыба и дождевой червь

40. Роль продуцента и консумента одновременно может играть:
A. - эвглена зеленая
B. - инфузория туфелька
C. - амеба обыкновенная
D. - лямблия печеночная

41. По правилу экологической пирамиды биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается в
A. - 2 раза
B. - 3 раза
C. - 5 раз
D. - 10 раз

В1. Соотнесите факторы среды с их классификацией.

ФАКТОРЫ СРЕДЫ КЛАССИФИКАЦИЯ

А) искусственные гнездовья 1) Абиотические
Б) мазут в озере 2) Биотические
В) влажность воздуха
Г) плотность населения
Д) соленость почвы
Е) строительство дорог
Ж) температура воды

А Б В Г Д Е Ж


В2. Установите соответствие между особенностями круговорота и химическим элементом, в нем участвующим.

ОСОБЕННОСТИ ХИМИЧЕСКИЙ
КРУГОВОРОТА ЭЛЕМЕНТ

А) Входит в состав газа, выделяемого 1) Круговорот азота
растениями и животными
Б) Накапливается в виде карбонатов 2) Круговорот углерода
В) Накапливается в виде нитратов и нитритов
Г) Фиксируется живыми организмами -
бактериями и водорослями
Д) Участвует в образовании нефти, горючих газов
Е) Конечный продукт минерализации
потребляется растениями и бактериями

А Б В Г Д Е


В3. Запишите номера трех элементов, относящихся к правильному ответу.

Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что

1) численность деревьев сокращается в результате лесного пожара
2) волки ограничивают рост численности кабанов
3) массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев
4) численность белок зависит от урожая семян ели
5) популяция кабанов полностью уничтожается волками
6) совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

В4. Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, так как в ней

1) отсутствуют пищевые цепи
2) преобладают продуценты одного вида
3) небольшое число видов
4) нет пищевых цепей
5) короткие цепи питания
6) отсутствуют редуценты

В5. Примерами смены экосистем в процессе саморазвития сообщества (сукцессии) являются:
1) образование гари на месте леса в результате пожара;
2) появление полей на месте степей после их распашки;
3) зарастание скал лишайниками;
4) зарастание водоемов и образование болот;
5) заболачивание пойменных лугов при постройке плотины на реке;
6) зарастание старицы реки.

В5. Установите соответствие между названиями организмов и их ролью в экосистемах.
ОРГАНИЗМЫ КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМЫ
А) дафнии 1) продуценты
Б) спирогира 2) консументы
В) улотрикс
Г) прудовик
Д) перловица
Е) рогоз
Ж) хлорелл

А Б В Г Д Е Ж


В6. Выберите организмы, играющие роль редуцентов в биогеоценозе

1) мыши
2) медведки
3) бактерии
4) мукор
5) сыроежка
6) кроты

В7. Соотнесите факторы среды с их классификацией.

ФАКТОРЫ СРЕДЫ КЛАССИФИКАЦИИ

А) Искусственные гнездовья 1) Абиотические
Б) Мазут в реке 2) Антропогенные
В) Влажность воздуха
Г) Плотность населения
Д) Соленость воды
Е) Строительство дорог
Ж) Температура воды

А Б В Г Д Е Ж


С1. Чем биоценоз смешанного леса отличается от биоценоза березовой рощи?

С2. Почему дубраву считают биогеоценозом? Приведите не менее 3-х доказательств.

С3. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: сельдь, гренландский тюлень, одноклеточные водоросли, треска, мелкие ракообразные. Определите консумента четвертого порядка в составленной цепи.

С4. Объясните, как в биосфере осуществляется круговорот углерода.

С5. К каким последствиям могут привести антропогенные воздействия на окружающую среду? Приведите не менее 4-х последствий.

С6. Раскройте функции живого вещества в биосфере. Ответ поясните.

С7. Почему при отсутствии сапротрофных бактерий жизнь на Земле была бы невозможна? Укажите не менее двух причин.

С8. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1.В состав пищевой цепи биогеоценозов входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы.3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

С9. Что служит основой устойчивости (стабильности) экосистем? Укажите не менее 3-х причин их устойчивости.

С10. В биогеоценозе леса провели обработку деревьев ядохимикатами для уничтожения комаров и мошек. Укажите не менее 3-х последствий воздействия этого мероприятия на биогеоценоз леса.

С11. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Агробиоценозы характеризуются как саморегулирующиеся экосистемы. 2. В агробиоценозах имеются длинные цепи питания. 3. Агробиоценозы достаточно устойчивы и стабильны. 4. В агроц2енозах, по сравнению с биогеоценозами, существенно снижен возврат минеральных и органичес5ких веществ в почву. 5. При выращивании монокультуры на полях используются различные методы борьбы с насекомыми – вредителями.

Категория: Биология | Добавил: marinamarinapopova64
Просмотров: 724 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА