Вторник, 23:59 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Статья «Контроль знаний и умений учащихся на уроках биологии в 5-9 классах»
[ Скачать с сервера (7.3Kb) ] 28.03.2013, 11:17
Статья «Контроль знаний и умений учащихся
на уроках биологии в 5-9 классах»
Повышению научного уровня преподавания биологии, эффективности учебно-воспитательного процесса способствует контроль знаний и умений учащихся, на основании, которого можно судить об овладении ими основным содержанием. Он дает возможность учителю контролировать процесс восприятия, запоминания и осмысливания учащимися фактов, закономерностей и теорий науки о жизни, использования их для широких выводов и обобщений, для решения практических проблем. Контроль помогает ученику совершенствовать знания, делать их более прочными систематизированными, так как он является одновременно и повторением учебного материала.
Правильно организованный контроль знаний и умений затрагивает чувственную сферу учащихся, способствует развитию у них интереса к предмету, а главное – способствует развитию у школьников самооценки, побуждая желание успешно учиться.
Еще контроль над освоением основных знаний и умений учащихся служит ориентиром для родителей, информируя об учебе их детей, а также для учителя, показывая достижения и недочеты его преподавания.
Таким образом, знаний и умений учащихся выполняет обучающую, воспитывающую, развивающую, мотивационную и контролирующую функции и этим самым служит общей цели и задачам обучения.
При обучении биологии часто используются следующие методы проверки: устная, письменная и практическая.
Поскольку при обучении биологии основным методом проверки служит устный опрос учащихся, к нему предъявляются очень большие требования. Готовясь к устной проверке, необходимо отобрать и правильно сформулировать вопросы, разработать требования к содержанию, объему устных ответов учащихся при различных видах учета знаний: текущем, при обобщении тем, в конце четверти, в конце учебного года.
В устную проверку необходимо включать вопросы, выясняющие главное, существенное, побуждающие учащихся активно мыслить (сравнивать, обобщать, делать выводы). Такого рода вопросы и ответы привлекают внимание учащихся всего класса, вызывают интерес и активизируют их мыслительную деятельность.
Например, в устную проверку знаний учащихся о покрытосеменных растениях можно включить следующие вопросы и задания:
- Почему покрытосеменные растения заняли господствующее положение на Земле?
- Сравните растения двух семейств и сделайте вывод.
- Какова роль покрытосеменных в жизни человека?
- Как человек создал большое многообразие сортов культурных растений, отвечающих его потребностям?
- Назовите сорта культурных растений, которые выращиваются в вашей местности.
Устная проверка имеет преимущества. При ее использовании школьники учатся правильно выражать свои мысли, давать полные ответы на поставленные вопросы, вести рассказ по плану, предложенному учителем.
Например, при проверке материала о размножении сосны можно использовать такой план:
- Что развивается весной, кроме хвои, на ветках сосны?
- Каково строение шишек и что находится на их чешуйках?
- Как осуществляется опыление у сосны?
- Что происходит с пыльцой, попавшей на шишечки с семязачатками?
- Что развивается после оплодотворения?
- В какое время года происходит созревание и рассеивание семян?
Большое влияние на качество ответа ученика и объективность его оценки оказывает постановка вопроса учителя. Вопрос важно сформулировать так, чтобы ученик его понял и дал четкий и конкретный ответ, чтобы в нем раскрывалось основное содержание урока, выявлялась сущность биологического процесса или явления.
Например, в устную проверку знаний по теме «Цветок» можно включить следующие вопросы и задания:
- Из каких частей состоит цветок?
- Какие виды соцветий вы знаете?
- Каково биологическое значение соцветий?
- Назовите особенности цветков, опыляемых насекомыми.
- Какие приспособления имеются у растений к перекрестному опылению ветром?
- Как происходит оплодотворение у растений?
- Почему запрещен массовый сбор цветущих растений?
Одним из методов проверки знаний и умений учащихся является письменная проверка. Этот метод может использоваться в тех случаях, когда требуется дать описание натуральных объектов, сравнить виды растений, составить схемы, рисунки, заполнить таблицы, сформулировать выводы из практических или лабораторных работ.
Письменно можно проверять наиболее важные и существенные знания, которые требуют точных ответов. Например:
- Какое значение имеют корни (побег) в жизни растений?
- Назовите общие признаки строения растений семейства бобовых, крестоцветных и др.
- Приведите доказательства происхождения мхов от древних водорослей.
Письменная проверка может проходить с использованием живых и гербарных экземпляров растений. Например, с целью проверки знаний по теме «Побег» каждый ученик получает растение, описывает его, придерживаясь следующего плана:
- Тип корневой системы.
- Внешнее строение стебля.
- Форма листьев.
- Листорасположение.
В настоящее время контроль знаний по биологии должен удовлетворять определенным требованиям: проводиться быстро, разнообразными методами и приемами, способствовать повышению самоконтроля и взаимоконтроля учащихся. Поэтому в практике работы учителей используются биологические диктанты, тесты и т.д. Очень перспективный и педагогически важный прием контроля – решение биологических задач.
Для оперативного контроля знаний уместны тесты, рассчитанные на выбор одного правильного ответа из нескольких правдоподобных.
Например, при проверке знаний учащихся о видовом составе семейств цветковых растений можно предложить такое задание: из приведенного в карточке списка отобрать растения, относящиеся к семейству бобовых. В списке: 1. Пшеница. 2. Горох. 3. Левкой. 4. Соя. 5. Клевер.
6. Морковь. 7. Донник. 8. Рожь. 9. Люцерна. 10. Люпин. 11. Шиповник. Правильный ответ: 2, 4, 5, 7, 9, 10.
Программа по биологии ориентирует на проведение наблюдений, экспериментов, практических и лабораторных работ. В связи с этим большое значение имеет практическая проверка знаний и умений учащихся.
Этот метод контроля дает возможность убедиться в сознательном усвоении учащимися программного материала и применении его к решению практических задач. Степень усвоения практических умений проверяется конкретными результатами, полученными при изготовлении микропрепаратов, постановке опытов, выращивании растений в уголке живой природы и на учебно-опытном участке и т.д.
Знания учащимися основных биологических понятий и учебные умения проводить наблюдения, ставить опыты и оформлять их результаты, работать с микроскопом, с определительными карточками, с учебником подлежат оценке. В рекомендациях программы по оцениванию знаний и умений учащихся приводятся единые требования к оценке устных ответов учащихся, умений ставить опыты, проводить наблюдения. Анализ содержания ответа и подсчет элементов знаний дают возможность определить уровень усвоения учебного материала учащимися и оценить его с помощью пятибалльной системы оценок.

Использованные источники:
1. “Активные формы и методы обучения биологии”, Г. М. Муртазин, Москва, “Просвещение”, 1989 г.
2. “Методика обучения биологии”, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, Москва, “Просвещение”, 1989 г.
3. “Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии”, А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина и др., Москва, “Просвещение”, 1988 г.
Категория: Биология | Добавил: GOLD
Просмотров: 1496 | Загрузок: 226 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА