Понедельник, 13:28 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Системно-деятельностный подход – методологическая основа реализации ФГОС
[ Скачать с сервера (11.5Kb) ] 28.03.2017, 09:58

Системно-деятельностный подход – методологическая основа
реализации ФГОС.

«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность.»
Б.Шоу
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, правилами, определениями, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно выше своих сверстников из большинства стран. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать, вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Наши школьники испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез, планирования эксперимента.

Одна китайская народная мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю», т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь. Эту мудрость доказывают исследования немецких, американских и российских ученых: человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Какие качества необходимы современному выпускнику? Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, кто-то о воспитании, о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, о формировании способности к саморазвитию… Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. Об этом писали Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране за рубежом. Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования выпускников со стороны общества менялись. Современный социальный заказ на образование коренным образом отличается от предыдущего. Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения).
«Великая цель образования это не знания, а действия.» - говорил Г. Спенсер. В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно – деятельностный подход.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава» - писал немецкий педагог – демократ ХIХ в. Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века.
Именно поэтому системно – деятельностный подход лег в основу Стандарта нового поколения. В связи с официальным введением ФГОС данный подход стал обязательным для всех учителей страны. Но у педагогов и руководителей образования появилось множество вопросов. Как выполнить нормативные требования стандартов, и не потерять при этом интересы ученика? В чем сущность системно - деятельностного подхода? Какую пользу он может оказать учителю и ученику? Что, собственно, он из себя представляет? На каких принципах основывается, что обеспечивает? Как вести занятия с точки зрения системно – деятельностного подхода?

Для реализации системно –деятельностного подхода, в частности, предполагается:
• изменение целей образования (переход от усвоения ЗУН к определению цели как формированию умения учиться);
• включение содержания учебного материала в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;
• целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;
• признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения;
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
• разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
• гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней , в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ребенка ХХI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели, контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ученик должен стать субъектом учебной деятельности.
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается системой хорошо известных принципов.
1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Таким образом, системно – деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. При этом такие популярные в последнее время в образовании подходы, как компетентностный, личностно – ориентированный, и другие традиционные подходы, не только не противоречат, не разрушают, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно – деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Какие же педагогические технологии становятся наиболее актуальными для того, чтобы знания учащихся стали результатом их собственных поисков, развивали их познавательную активность, технологическую и коммуникативную компетентность, готовили к разрешению проблем, самообразованию, использованию информационных ресурсов, социальному взаимодействию?
Это такие технологии,как:
• проблемно – диалогическая технология
• технология развития критического мышления
• кейс – технология
• исследовательская технология
• информационная технология
• адаптированная система обучения – работа в группах и в парах
• проблемно – развивающая технология
• рейтинговая технология
• технология модульного обучения
• технология КСО
• здоровье – сберегающая технология
• личностно – ориентированная технология
• технология игрового обучения.
От учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение – это совместная деятельность (учителя и учащихся), основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель – ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. В условиях применения деятельностного метода отношение к миру все чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». А.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений.» Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функции учителя. Многое, если не все, зависит от учителя.
У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно - деятельностной основе. Например, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно – деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения.
Системно – деятельностный подход в преподавании математики требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математическими понятиями, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.
Уроки истории и обществознания, проведенные в рамках системно – деятельностного подхода к преподаванию, предполагают также формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам, самое главное умение проводить параллель истории с современностью.Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно – деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Категория: Биология | Добавил: marinamarinapopova64
Просмотров: 81 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА